Школьная биологическая олимпиада

ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ

В.А. ДЕМИДОВ,
учитель биологии
Синегорской средней школы,
Кировская область

Школьная биологическая олимпиада

Вопросы и задания для 6–11-х классов

Предлагаемая вашему вниманию разработка может быть полезна начинающему учителю биологии, поскольку содержит практически готовые, скомпонованные варианты заданий школьных олимпиад. Творчески работающий учитель может составить свои варианты заданий, используя предлагаемый материал в качестве основы. Вопросы было бы полезно разобрать на занятии биологического кружка, при подготовке к районным, областным и др. олимпиадам.

На выполнение олимпиадной работы рекомендуется выделить 3 астрономических часа в 6–8-х классах и 4 – в 9–11-х классах, поскольку именно такое время отводится на выполнение заданий районной олимпиады. За это время учащимся 6–7-х классов предлагается ответить на 5, восьмиклассникам – на 6, а учащимся 9–11-х классов – на 7 теоретических вопросов.

Задания сгруппированы по основным разделам биологии в той последовательности, в какой материал изучается в средней школе. Так шестиклассникам предлагаются вопросы только из курса ботаники, семиклассникам – по ботанике и частично по зоологии и т.д. Отличительная особенность представленных вопросов – их связь с экологией. В заданиях для каждой параллели есть вопросы на знание этой дисциплины, которая все шире вводится в школах как самостоятельный предмет.

6-й класс

1. Известно, что уничтожение ветвей и стеблей губительно для растения, но не для ивы корзиночной. Почему сбор ивовых прутьев для плетения корзин не является смертельным для растения, а зачастую даже полезен?

Ответ. Действительно, любое повреждение вегетативных органов растения сказывается на его состоянии и чаще всего неблагоприятно. Однако у ивы корзиночной и ряда других кустарников обрыв части побегов вызывает интенсивный рост молодой поросли, что приводит к общему омоложению растения и увеличению массы вегетативных надземных органов. Хорошо известно, что для плетения корзин подходят побеги не слишком старые и не слишком молодые. Таким образом, сбор побегов ивы человеком – своеобразное мероприятие по общему омоложению растения.

2. Что такое ткань, какие виды растительных тканей вы знаете, какие функции они могут выполнять?

Ответ. Ответ на данный вопрос можно представить в виде таблицы (см. таблицу 2 в № 10/2005 «Биологии»). Конечно, составить такую таблицу на основе знаний только школьного учебника весьма затруднительно, но ученик, занимающийся в биологическом кружке, вполне сможет это сделать.

3. Как кувшинка помогает определить время и предсказать наступление ненастья?

Ответ. Известно, что на примере растений можно проследить биологические ритмы. В разное время суток растения проявляют себя по-разному. В силу своих физиологических особенностей они, как и животные, какое-то время «бодрствуют», а какое-то – «отдыхают». Цветок кувшинки открывает свои лепестки рано утром, в 5–6 ч, а к 19–20 ч лепестки закрываются, что позволяет примерно определить время. В преддверии наступающего ненастья лепестки кувшинки закрываются и цветок погружается под воду полностью. Такая реакция позволяет избежать повреждений тканей и органов растения во время ненастья.

4. Какие раннецветущие растения вы знаете? Приведите примеры. Есть ли среди таких растений (в вашей местности) виды, занесенные в Красную книгу?

Ответ. Большинство раннецветущих растений относятся к экологической группе криптофитов – это многолетние травянистые растения, почки возобновления которых закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему защищены от прямого воздействия среды. Примерами таких растений могут служить медуница неясная, ветреница лютичная, селезеночник обыкновенный, прострел раскрытый, купальница европейская, первоцвет весенний и др. Много видов раннецветущих растений становятся редкими и занесены в Красные книги областей и даже России. Так в Красную книгу Кировской области занесены такие первоцветы, как ветреница дубравная, адонис весенний, купальница европейская, ландыш майский, подснежники.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru