С.Б. ПАШУТИН
Цветовые предпочтения и подсознание
Сегодня психофизиология способна дать
почти исчерпывающий ответ на вопрос, каким
образом мы различаем цвета. Но вот для чего мы их
различаем? У растений, насекомых, рыб,
пресмыкающихся, птиц восприятие цвета
неотделимо от функций размножения, питания и
выживания. Человек эту способность не утерял.
Более того, в современных условиях эта функция
восприятия позволяет увеличить информационную
емкость сигналов и тем самым сделать их
восприятие более точным. Цвет позволяет
перераспределить непроизвольное внимание,
сконцентрировать его на наиболее важных деталях
изображения или частях воспринимаемой
информации. Если эффективность восприятия
черно-белого изображения принять за 100%, то
эффективность двухцветного возрастает на 20%, а
многоцветного – на 40%.
Цвет существенно влияет на состояние
человека, обращаясь к его чувствам, а не к логике.
Каждый цвет в той или иной степени вызывает
подсознательные ассоциации и вполне
определенные эмоции. Цвет может нравиться или не
нравиться, но характер его влияния, специфика его
воздействия на психику остаются неизменными, вне
зависимости от состояния организма в момент
воздействия. Поэтому упоминание того или иного
объекта может порождать ассоциацию с
определенным цветом, и, наоборот, при восприятии
того или иного цвета могут возникать
ассоциативные связи с определенным объектом.
Другими словами, цвет воздействует на
психику очень тонко и дифференцированно. Выбор
цветового решения изображения является, по сути,
отражением определенных эмоциональных
состояний – тенденции и скрытые мотивы
поведения выражаются в конкретном выборе
наилучшего варианта среди возможных. С другой
стороны, цвет способен оказывать вполне
определенное воздействие на состояние человека
– в сочетании с общим визуальным рядом
использование тех или иных цветовых комбинаций
влечет за собой вполне предсказуемую реакцию
зрителя. Достаточно привести пример с
дегустацией одного и того же сорта кофе в
упаковках разного цвета: по мнению большинства
опрошенных, кофе из красной упаковки оказался
самым ароматным и вкусным, кофе в голубой
упаковке имел самый мягкий вкус, коричневая
упаковка придавала напитку излишнюю крепость, а
в упаковке желтого цвета кофе был самым слабым.
Несмотря на то, что современный
человек стал более искушенным в выборе цветовой
гаммы, основные цветовые предпочтения
подавляющего большинства жителей нашей планеты
достаточно универсальны. Корреляция цветовой
палитры с эмоциональным состоянием и другими
параметрами жизнедеятельности организма
сводится к следующему.
Красный цвет – это теплый,
живой, беспокойный и раздражающий, символ
опасности и запрета. Соответствует деятельному
волевому настрою и создает чрезмерную
напряженность. Он активизирует
сердечно-сосудистую систему и ускоряет ритм
дыхания. Может утомлять при длительном
воздействии. Красный цвет выбирают люди
эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. Широко
используется в мире косметических средств и
парфюмерии. Его чаще предпочитает молодежь – в
силу своей агрессивности он не всегда подходит
для старшего поколения. Любой чистый цвет по
воздействию существенно отличается от своих
оттенков. В частности, пурпурные оттенки
воспринимаются как изысканные, претенциозные и
повелевающие, в то время как пастельные тона лилового
оттенка указывают на замкнутость и
изолированность. Розовый цвет – женственный,
мягкий и нежный – привносит ощущение слабости,
пустоты, а часто и слащавости.
Оранжевый цвет мы воспринимаем
как жизнеутверждающий, теплый и уютный,
создающий ощущение благополучия. С точки зрения
восприятия считается самым запоминающимся
цветом, может быть, по причине его «съедобности»,
т.к. едва ли не лучше иных цветов напоминает о
спелости, урожае, вкусных продуктах.
Физиологически действует в том же направлении,
что и красный, но слабее: учащает пульс, улучшает
пищеварение и т.д., в общем, тонизирует.
Желтый цвет воспринимается как
облегчающий контакт, лучезарный, но «кислый» по
вкусовому восприятию. Неплохо стимулирует
зрение, нервную систему и головной мозг,
привлекает внимание и сохраняется в памяти
дольше, чем другие цвета. Считается
физиологически оптимальным и наименее
утомляющим. Его чаще других выбирают люди
импульсивные, экзальтированные. Оттенки: теплый
желтый (цвет яичного желтка) воспринимается
как дружеский и приятный, тогда как светло-желтый
(лимонный) – как холодный, «кислый»,
отталкивающий, ассоциирующийся с
незначительностью и бесцветностью. Золотистый
цвет олицетворяет стремление к власти и
демонстрацию своего превосходства. Наряду с
такими цветами, как серебристый, темно-серый,
черный и бордовый он относится к когорте
«престижных». Их задача: продемонстрировать
солидность, уверенность, стабильность и высокую
стоимость, что весьма наглядно демонстрируют
ювелирные изделия.
Зеленый цвет успокаивает,
снимает боль, усталость, олицетворяет свежесть и
естественность. Его выбирают люди способные,
требовательные и уравновешенные. Абсолютно
зеленый – самый спокойный цвет. Он никуда не
движется и не имеет оттенка радости или печали,
что благотворно действует на утомленных людей,
но иным может со временем и прискучить. В чистом
виде этот цвет вызывает ощущение «обделенности»
и создает вялую атмосферу. В сочетании с желтым он
оживляется и становится более активным, а при
добавлении синего начинает звучать иначе,
делается серьезнее, вдумчивее. Зеленый цвет
снижает кровяное давление и расширяет сосуды –
является символом здоровья, свежести, высокой и
эффективной работоспособности. Светло-зеленые
оттенки уже не столько освежают, сколько придают
холодность самому объекту, а вот оливковые тона,
приглушая чистый цвет, оказывают успокаивающий,
смягчающий эффект.
Подобное действие оказывает и голубой
цвет со своими светло-голубыми оттенками.
Голубой цвет относится к успокаивающим: снимает
мышечное напряжение, уменьшает кровяное
давление, замедляет учащенный пульс и ритм
дыхания. При этом если чисто-голубой цвет
создает холодное и часто отталкивающее
впечатление, то оттенки голубого действуют
расслабляюще, оказывая умиротворяющий эффект,
присущий многим пастельным тонам.
Синий цвет создает ощущение
внутренней силы и гармонии. Этот «горький на
вкус» цвет выбирают люди меланхоличные и в
некотором смысле разочарованные. Относится к
числу физиологически желательных цветов
благодаря антистрессорному действию и
потенциальной возможности снимать напряженную
обстановку. Однако его релаксирующее
воздействие на нервную систему способно перейти
в угнетающее, порой депрессивное, состояние.
Синяя цветовая гамма может способствовать
некоторому затормаживанию физиологических
функций, а при длительном воздействии – вызывать
спад работоспособности. Чем глубже, темнее становится
синий цвет, тем больше в нем стремления к чистоте,
к бесконечному и сверхчувственному. Доведенный
по насыщенности до черного, синий цвет несет
отзвук печали. Но и светлые оттенки синего
цвета уводят от реальности, доводя до
состояния если не полного равнодушия или
безразличия, то сдержанности или абсолютного
покоя. В ряде случаев та же «холодность» бирюзового
оттенка может быть нейтрализована небольшим
внесением красного цвета – такое сочетание
становится весьма приемлемым для восприятия.
Фиолетовый цвет считается
углубленным, тяжелым и производящим впечатление
некоторой таинственности. Это как бы охлажденная
синим цветом красная палитра, поэтому у
фиолетового цвета несколько болезненное
звучание, как бы погашенное и печальное. Он
угнетающе влияет на нервную систему и при
длительном воздействии вызывает спад жизненной
активности. Этот цвет выбирают люди, в жизни
которых наблюдается период неустойчивости. Но
вот, будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом,
фиолетовый не подавляет, а «провоцирует».
Коричневый цвет вызывает
ощущение стабильности и реалистического
настроения. Это выбор людей с устойчивым
положением, либо не желающих ничего менять
консерваторов. Коричневый цвет считается
«тяжелым», мужским. Он ассоциируется с землей,
зрелостью, возрастом, теплом и комфортом –
сущностью мужского благополучия. Вся коричневая
гамма, от теплых темных тонов до более вялых и
инертных охристых или олицетворяющих «седину и
благоразумие» бежевых оттенков, направлена на
устранение повышенной нервозности и снижение
возбудимости.
Черный цвет великолепен в
качестве фона и хорош при обрамлении других
цветов. В «чистом» виде при длительном
воздействии может вызвать у человека ощущение
отсутствия возможностей, будущего. Но в основном,
ощущение безжизненности от восприятия черного
цвета характерно для старшего поколения, тогда
как у молодежи черный цвет ассоциируется со
стильностью, а для людей средней возрастной
группы он символизирует изящество, престижность,
элегантность. При определенном сочетании цветов
передает ощущение сложности, насыщенности,
сосредоточенности.
Белый цвет символизирует
чистоту и успокоение. Для него характерно
«самоустранение», и потому его лучше
использовать в качестве дополнительного цвета в
сочетании с синим, красным или зеленым либо как
фон, смягчающий, а то и вовсе гасящий избыточное
раздражение.
Равновесие белого и черного приводит к
появлению серого цвета с глухой
тональностью, не дающей ни движения, ни звука. Но
эта неподвижность совсем иного свойства, нежели
у зеленого цвета, рожденного двумя активными
цветами – желтым и синим. Это скорее
подчеркнутая уравновешенность. Недаром серый
цвет рассматривают в качестве атрибута
солидности, умеренности. Вполне закономерно и
применимое к нему такое устойчивое определение,
как «благородный».
Во многом выбор удачного визуального
образа зависит от скоординированного и точно
рассчитанного соответствия цветов. Любые два
цвета рядом воспринимаются иначе, чем по
отдельности. Если близкие цвета обладают
примерно одинаковой яркостью, то они склонны
обмениваться насыщенностью и цветом. Скажем,
тускло-синий рядом с ярко-зеленым приобретает
зеленоватый налет и становится чуть более
отчетливым, а зеленый цвет несколько теряет в
яркости и сдвигается к голубому. Эти эффекты
заметнее всего проявляются, когда один цвет
окружает со всех сторон другой, как бы подавляя
его. Непосредственно в зоне контакта двух цветов
проявляется противоположная тенденция – цвета
как бы отталкиваются друг от друга, стараются
подчеркнуть свои различия. Темный в соседстве со
светлым приобретает более темную «кромку», а
светлый делается несколько ярче. Такое влияние
цветов друг на друга, приводящее к усилению
контраста между ними, заметнее всего, когда
соседние цвета значительно различаются по
яркости. На ярком белом фоне почти любой
достаточно темный цвет выглядит черным, а на
темном или черном фоне особенно сочно смотрятся
яркие и насыщенные цвета, тогда как темные и
тусклые выглядят бледновато.
Резкие контрасты создают наиболее
сильные и устойчивые эффекты. Нейтральный серый
цвет на красном фоне воспринимается как
зеленоватый, а на синем фоне – как серый с
красноватым оттенком. При восприятии цветных
объектов, так же как и черно-белых, каждый цвет
индуцирует в соседних полях зрения оттенок,
являющийся для него дополнительным. Если
смотреть на синее пятно, повышается
чувствительность к желтому, а восприятие
красного увеличивает чувствительность к
зеленому. Вот почему не рекомендуется
использовать насыщенные цвета в контакте друг с
другом. Если, например, поместить средней яркости
зеленый шрифт на среднеярком красном фоне,
начинается «борьба» двух противоположностей, и
текст будет восприниматься с трудом. Однако если
уменьшить силу одного из тонов, то восприятие
текста заметно улучшится.
Наибольшей различимостью обладают
сочетания черного цвета на желтом фоне и синего
на белом, что весьма успешно используется в
полиграфии для достижения наилучшего восприятия
информации. Далее иерархическая шкала
эффективности цветовых сочетаний выглядит
следующим образом (по мере ухудшения восприятия):
зеленый на белом; черный на белом; желтый на
черном; белый на черном; зеленый на красном;
красный на желтом; белый на синем; черный на
оранжевом; красный на белом; синий на желтом;
оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на
белом; оранжевый на белом; белый на зеленом;
красный на зеленом; коричневый на белом; белый на
коричневом; коричневый на желтом; желтый на
коричневом; красный на белом; белый на красном;
желтый на красном.
Что касается психологической
ассоциативности сочетаний, то по механизму
своего воздействия все они достаточно
стереотипны, несмотря на закономерный разброс по
интенсивности и индивидуальные различия.
Например, сочетание синего и зеленого вызывает
чувство неуверенности и беспокойства, а
сочетание желтого с синим создает сильную
напряженность, из-за которой возникает эффект
движения. Альянс черного с белым вызывает
ощущение чего-то мистического и связывается с
таинственностью или загадочностью, а черного с
красным – с опасностью и подавлением. Черный с
оранжевым воспринимается уже как насилие,
оранжевый с желтым – как умеренное возбуждение,
а вот желтое с красным – это уже насыщенная
лучезарность и радостная теплота.
Если вместе с красным присутствует
пурпурный, то наблюдается определенный
диссонанс, тогда как пурпурный одновременно с
золотым подчеркивает мощь и достоинство, а
золотой с красным свидетельствуют о пышности,
роскоши и праздничности. В комбинации с белым
голубой цвет ассоциациируется с морем, парусом,
ветром, свободой, поэтому часто
«эксплуатируется» в различных сценах
«романтического» характера. Союз зеленого с
белым производит впечатление чистоты и яркости,
а зеленого с желтым – обновления, раскрепощения
и радости. При этом, если зеленый с синим
подчеркивает движение и изменчивость, то
коричневый с желтым вызывает чувство
приземленности, а с зеленым – ассоциируется с
близостью природы, успокаивающей теплотой. И
наоборот, бескомпромиссность ассоциируется со
смесью коричневого с синим цветом.
Блок красного с зеленым – всегда
сильный контраст между энергией и спокойствием,
отсюда мотивы жизнеутверждения. Коалиция
фиолетового цвета с желтым утяжеляет визуальный
образ, а оранжевого с фиолетовым инициирует
негативное впечатление от увиденного.
Объединение оранжевого с ультрамариновым – это
претенциозность и жесткость, менее
экспрессивное сочетание синего с красным
сопровождается ощущением отталкивания, резкой
силы и волнения, тогда как голубого с серым,
наоборот – чувством сдержанности, холодности и
некоторого оцепенения, вплоть до пассивности и
легкой неуверенности при сочетании зеленого с
серым. И, наконец, наивность и беззащитность –
это прерогатива розового цвета вместе с белыми
или светло-зелеными оттенками. Робость,
застенчивость и разобщенность больше подходят
комплекту розового с синим, а обволакивающая
теплота и радушие свойственны сочетанию
зеленого с розовым.
Часто мы судим о цвете по его
визуальной весомости. Если на какойлибо
поверхности внизу даны темные цвета, а вверху –
светлые, то такое решение производит впечатление
стабильности. Обратное размещение цветов
вызывает впечатление неустойчивости. Чувство
неустойчивости вызывают и ярко-желтые цвета,
поэтому их вообще не рекомендуют использовать на
больших поверхностях, в крайнем случае, их можно
применять в сочетании с зеленым цветом. А вот
красный цвет может искажать восприятие размеров
объекта, визуально уменьшая площадь окрашенной в
этот цвет поверхности.
Совершенно
по-разному выглядят цвета и в разное время суток.
Если при дневном освещении яркость, например,
зеленого и желтого цветов одинакова, то в
сумерках зеленый будет восприниматься более
отчетливо, притом что оба цвета будут выглядеть
как серые. Психофизиологическое воздействие
цвета зависит не только от освещенности, большей
или меньшей насыщенности или размера цветового
пятна, но и от расстояния и направления
воздействия цвета. Цветной объект, расположенный
вертикально, воспринимается легким, по диагонали
– динамичным, а по горизонтали – устойчивым.
Увеличение интенсивности цвета в нижней части
композиции указывает на ее естественное и
устойчивое состояние, тогда как цветовая
концентрация в верхней части говорит о
негармоничном распределении и ощущении
давления, а цветовое усиление по краям
воспринимается как нестабильность.
При выборе цветового оформления для
интерьеров, иллюстраций и т.п. необходимо
помнить, что вся совокупность элементов
какого-либо объекта находится в
непосредственной взаимосвязи. Поэтому, главное
– это соблюдение баланса и недопущение
«конфликта интересов».
|