КОПИЛКА ОПЫТА

Л.А. БАРАНЧИКОВА,
ИСМО РАО, Москва

Что делать с отходами?

Проектная работа

Этот проект акцентирует внимание учащихся на важной проблеме сегодняшнего дня – бытовых отходах.
Что делать с вещами, которые в доме не нужны: сжечь, закопать, выбросить в мусорный контейнер? Как избежать образования большого количества отходов в быту и как научиться вторично использовать их? Это задача актуальная и в какой-то мере посильная для ребят. Даже частично решив ее, уже можно улучшить экологическую ситуацию.

I. Информационная часть

Сначала, чтобы привлечь внимание учащихся к конкретной экологической акции, группа школьников составляет информационно-агитационные листки с тревожной информацией, заставляющей думать, размышлять, действовать.

Вот примерное содержание таких листков.

  • В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру. В год в расчете на одного на человека таких отходов образуется 250–300 кг.

    Подумай...

    – Можно ли обойтись без «зеленого друга» и чем можно его заменить?
    – Что исчезло бы из твоего дома, города, деревни, если бы вдруг не стало леса?
    – Могут ли школьники противодействовать вырубке деревьев?

Вот примерный список предметов, которые ежедневно оказываются в мусорном ведре:

– обгоревшие спички;
– овощные очистки, яичная скорлупа или кости;
– перегоревшая электролампочка, разбитая посуда или нестандартная бутылка;
– металлическая консервная банка;
– пластиковая упаковка (все равно от чего);
– картонный пакет из-под молока или сока;
– старая газета, бумажная упаковка, исписанная бумага;
– изношенный текстиль (носки или колготки, не подлежащие штопке и т.д.);
– гораздо реже – стоптанная до полной непригодности обувь или пришедший в совершенно нерабочее состояние бытовой электроприбор.

По России ежегодно их образуется до 50 млн т. В отходы идут: бумага, книги, тетради, журналы, стеклянные банки и бутылки, металлические банки из-под консервов, полиэтиленовая пленка и т.д. Что станет с этим выброшенным сегодня мусором через год, десять, пятьдесят, сто лет?

  • Сегодня ты первоклассник. Бумага, только что выброшенная тобой, сгниет, когда ты будешь учиться в 4-м или 5-м классе, т.е. через 3–4 года; железная банка проржавеет и начнет разрушаться лишь когда ты окончишь среднюю школу, – через 10–11 лет; когда ты будешь древним старцем, а твоя соседка по парте старушкой, разрушится в земле полиэтиленовый пакет – на это потребуется 60–100 лет; битое стекло или стеклянные бутылки будут лежать в земле долгие годы после тебя, твоих детей, внуков, правнуков, праправнуков и даже их потомков, т.к. для того чтобы они превратились в песок, должно пройти 600 лет.

  • В нашей повседневной жизни мы используем множество изделий, изготовленных из древесины. Это и мебель, и книги, и журналы. Оглядись вокруг: сколько их в твоем доме, школе, домах друзей и т.д.? Сколько древесины на все это израсходовано, сколько деревьев надо было спилить?! А ведь лес растет очень медленно. За всю историю человечества уничтожены леса на площади почти в 19 млн км2, причем около половины их – за период с 1850 г. Возможно, ты думаешь, что человек проживет и без лесов? Нет!

  • Чтобы человек нормально жил и дышал, на каждого жителя города должно приходиться не менее 50 м2 зеленых насаждений.

  • Гектар лесного массива испаряет в летний день до 40 т воды.

  • Ежегодно растения планеты усваивают приблизительно 150 млрд т углерода и выделяют в атмосферу свыше 25 млрд т кислорода. Все химические заводы могли бы переработать такое количество продукции примерно за 100 лет.

  • Собираешь ли ты макулатуру?

Газеты и журналы засоряют сегодня подъезды, дворы; не переставая, дымят мусорные баки, забитые бумагой. Между тем, 20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Одна тонна макулатуры сберегает от вырубки 0,4 га леса среднего возраста.

В России на каждого человека в год вырабатывается в среднем 32 кг бумаги, но в виде макулатуры возвращается всего 6 кг. В США расходуется на бумагу более 65 млн т древесины в год. А это миллиард деревьев!

Дорогой друг!

Ты, похоже, думаешь, что необходимые решения по охране окружающей среды могут принимать только правительства. Это не так. Многое и нам под силу. Начинать нужно с себя, со своей квартиры, двора, школы. Пусть с малых, но конкретных дел. Так мы сможем помочь природе.

Так давайте все вместе будем:

  • объединяться для совместных дел;

  • обращаться в местную администрацию, средства массовой информации, экологическую службу, ЖЭКи и другие организации, если увидим конкретные нарушения, наносящие вред окружающей среде;

  • зарабатывать деньги для проведения мероприятий по охране природы;

  • очищать дворы, улицы, собирая металлолом, стекло, макулатуру для повторного использования. Так мы сохраним ресурсы природного сырья и уменьшим мусорные свалки;

  • обдумывать необходимость каждой своей покупки. Не допускать расточительности как при покупках, так и в отношении к вещам;

  • изучать жизнь окружающей среды;

  • приобретать опыт экологической культуры поведения в природе;

  • собирать семена деревьев и кустарников, озеленять дворы, улицы и т.д.;

  • оказывать помощь лесхозу в закладке лесной полосы, питомника, ухаживать за ними;

  • предупреждать ущерб, наносимый природе при выжигании прошлогодней травы, поломке деревьев и кустарников, вытаптывании газонов, сборе цветов, истреблении животных и насекомых леса (особенно занесенных в Красную книгу);

  • пропагандировать экологические знания (например, подготовка в лесу экологической тропы, знакомящей с деревьями и кустарниками, с птичьими гнездами, бобровыми плотинами, лишайниками, огороженными муравейниками и т.д.).

II. Экологическое исследование

На этом этапе проекта проводится исследование, какой процент от общего объема мусора в домашнем хозяйстве составляют бумажные упаковки, металлические банки, пластиковые бутылки, стекло, пищевые отходы, «милые» старые вещи. Дается оценка квартире (семье) учащихся за «помощь природе» с учетом вторичного использования в домашнем хозяйстве вещей, пришедших в негодность.

Подумай...

– Оправданно ли использование такого количества древесины на учебники, тетради, газеты, журналы?
– Что бы ты предложил подписчикам и издателям: ограничить тираж или пользоваться услугами переработчиков вторичного сырья?
– Какое бы чувство ты испытал, если бы узнал, что твои тетради и учебники сделаны из тех самых старых газет, которые собраны тобой и сданы в пункт приема вторичного сырья?
– Можно ли дать «вторую жизнь» металлическим банкам, изделиям из пластмассы, битому стеклу?

От начала проекта и до его завершения в школе действует копилка бережливых, куда учащиеся опускают предложения по уменьшению количества отходов в семье.

Вот примеры таких предложений:

  • напитки покупать не в жестяных и пластиковых бутылках, а в стеклянных, которые можно использовать вторично;

  • не покупать полиэтиленовые пакеты для упаковки и переноски товаров, ходить в магазин с сумкой, сшитой из ткани;

  • отслужившую одежду, обувь сдавать в пункты сбора вторсырья или утилизировать в домашнем хозяйстве, а не просто выбрасывать;

  • аккуратно обращаться с учебниками, книгами, бережно использовать тетради, собирать и сдавать макулатуру;

  • при приготовлении пищи стараться не превращать в отходы полезные продукты.

III. Основной этап проекта – практические дела

Это сбор макулатуры, металлолома, очистка дворов и улиц от стекла, организация выставки «Подходы к отходам». Каждый экспонат выставки сопровождается инструкцией по его изготовлению.

Проведение дискуссий по следующим вопросам:

– Что происходит с мусором на свалке?
– Что было бы, если бы никакой мусор не разлагался?
– Исчезнет ли мусор когда-нибудь совсем?
– Что будет, если весь мусор сжечь?
– А не лучше ли отправить весь мусор в космос?
– Если в среднем каждый выбрасывает в день по 2 кг мусора, сколько это составит в неделю? В год? А для всей вашей семьи? Что можно сделать для сокращения мусора, выбрасываемого тобой каждый день?
– В какие бутылки экологически правильнее разливать молоко, прохладительные напитки?
– 40 га земли (а вместе с санитарной зоной и все 170 га) под свалки для мусора, вывозимого из Москвы ежегодно, это много или мало?»

На все мероприятия приглашаются и родители учащихся.

В этот раздел проекта можно включить полезные советы по рациональному использованию продуктов и вышедших из употребления вещей.

IV. Заключительный этап проекта – подведение итогов

Сообщаются результаты практических дел: какой класс больше всех собрал макулатуры, металлолома, заработал денег на сборе стекла, представил на выставку больше всего интересных и полезных поделок. Победители отмечаются призами. Готовятся и листовки с благодарностью жителям, отдавшим школьникам макулатуру.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru