Л.А. БАРАНЧИКОВА,
ИСМО РАО, Москва
Что делать с отходами?
Проектная работа
Этот проект акцентирует внимание учащихся на
важной проблеме сегодняшнего дня – бытовых
отходах.
Что делать с вещами, которые в доме не нужны:
сжечь, закопать, выбросить в мусорный контейнер?
Как избежать образования большого количества
отходов в быту и как научиться вторично
использовать их? Это задача актуальная и в
какой-то мере посильная для ребят. Даже частично
решив ее, уже можно улучшить экологическую
ситуацию.
I. Информационная часть
Сначала, чтобы привлечь внимание
учащихся к конкретной экологической акции,
группа школьников составляет
информационно-агитационные листки с тревожной
информацией, заставляющей думать, размышлять,
действовать.
Вот примерное содержание таких
листков.
Вот примерный список предметов,
которые ежедневно оказываются в мусорном ведре:
– обгоревшие спички;
– овощные очистки, яичная скорлупа или кости;
– перегоревшая электролампочка, разбитая посуда
или нестандартная бутылка;
– металлическая консервная банка;
– пластиковая упаковка (все равно от чего);
– картонный пакет из-под молока или сока;
– старая газета, бумажная упаковка, исписанная
бумага;
– изношенный текстиль (носки или колготки, не
подлежащие штопке и т.д.);
– гораздо реже – стоптанная до полной
непригодности обувь или пришедший в совершенно
нерабочее состояние бытовой электроприбор.
По России ежегодно их образуется до 50
млн т. В отходы идут: бумага, книги, тетради,
журналы, стеклянные банки и бутылки,
металлические банки из-под консервов,
полиэтиленовая пленка и т.д. Что станет с этим
выброшенным сегодня мусором через год, десять,
пятьдесят, сто лет?
Сегодня ты первоклассник. Бумага,
только что выброшенная тобой, сгниет, когда ты
будешь учиться в 4-м или 5-м классе, т.е. через 3–4
года; железная банка проржавеет и начнет
разрушаться лишь когда ты окончишь среднюю
школу, – через 10–11 лет; когда ты будешь древним
старцем, а твоя соседка по парте старушкой,
разрушится в земле полиэтиленовый пакет – на это
потребуется 60–100 лет; битое стекло или
стеклянные бутылки будут лежать в земле долгие
годы после тебя, твоих детей, внуков, правнуков,
праправнуков и даже их потомков, т.к. для того
чтобы они превратились в песок, должно пройти 600
лет.
В нашей повседневной жизни мы
используем множество изделий, изготовленных из
древесины. Это и мебель, и книги, и журналы.
Оглядись вокруг: сколько их в твоем доме, школе,
домах друзей и т.д.? Сколько древесины на все это
израсходовано, сколько деревьев надо было
спилить?! А ведь лес растет очень медленно. За всю
историю человечества уничтожены леса на площади
почти в 19 млн км2, причем около половины их
– за период с 1850 г. Возможно, ты думаешь, что
человек проживет и без лесов? Нет!
Чтобы человек нормально жил и дышал,
на каждого жителя города должно приходиться не
менее 50 м2 зеленых насаждений.
Гектар лесного массива испаряет в
летний день до 40 т воды.
Ежегодно растения планеты усваивают
приблизительно 150 млрд т углерода и выделяют в
атмосферу свыше 25 млрд т кислорода. Все
химические заводы могли бы переработать такое
количество продукции примерно за 100 лет.
Собираешь ли ты макулатуру?
Газеты и журналы засоряют сегодня
подъезды, дворы; не переставая, дымят мусорные
баки, забитые бумагой. Между тем, 20 кг макулатуры
сохраняют одно дерево. Одна тонна макулатуры
сберегает от вырубки 0,4 га леса среднего
возраста.
В России на каждого человека в год
вырабатывается в среднем 32 кг бумаги, но в виде
макулатуры возвращается всего 6 кг. В США
расходуется на бумагу более 65 млн т древесины в
год. А это миллиард деревьев!
Дорогой друг!
Ты, похоже, думаешь, что необходимые
решения по охране окружающей среды могут
принимать только правительства. Это не так.
Многое и нам под силу. Начинать нужно с себя, со
своей квартиры, двора, школы. Пусть с малых, но
конкретных дел. Так мы сможем помочь природе.
Так давайте все вместе будем:
объединяться для совместных дел;
обращаться в местную администрацию,
средства массовой информации, экологическую
службу, ЖЭКи и другие организации, если увидим
конкретные нарушения, наносящие вред окружающей
среде;
зарабатывать деньги для проведения
мероприятий по охране природы;
очищать дворы, улицы, собирая
металлолом, стекло, макулатуру для повторного
использования. Так мы сохраним ресурсы
природного сырья и уменьшим мусорные свалки;
обдумывать необходимость каждой
своей покупки. Не допускать расточительности как
при покупках, так и в отношении к вещам;
изучать жизнь окружающей среды;
приобретать опыт экологической
культуры поведения в природе;
собирать семена деревьев и
кустарников, озеленять дворы, улицы и т.д.;
оказывать помощь лесхозу в закладке
лесной полосы, питомника, ухаживать за ними;
предупреждать ущерб, наносимый
природе при выжигании прошлогодней травы,
поломке деревьев и кустарников, вытаптывании
газонов, сборе цветов, истреблении животных и
насекомых леса (особенно занесенных в Красную
книгу);
пропагандировать экологические
знания (например, подготовка в лесу
экологической тропы, знакомящей с деревьями и
кустарниками, с птичьими гнездами, бобровыми
плотинами, лишайниками, огороженными
муравейниками и т.д.).
II. Экологическое исследование
На этом этапе проекта проводится
исследование, какой процент от общего объема
мусора в домашнем хозяйстве составляют бумажные
упаковки, металлические банки, пластиковые
бутылки, стекло, пищевые отходы, «милые» старые
вещи. Дается оценка квартире (семье) учащихся за
«помощь природе» с учетом вторичного
использования в домашнем хозяйстве вещей,
пришедших в негодность.
Подумай...
– Оправданно ли использование такого
количества древесины на учебники, тетради,
газеты, журналы?
– Что бы ты предложил подписчикам и издателям:
ограничить тираж или пользоваться услугами
переработчиков вторичного сырья?
– Какое бы чувство ты испытал, если бы узнал, что
твои тетради и учебники сделаны из тех самых
старых газет, которые собраны тобой и сданы в
пункт приема вторичного сырья?
– Можно ли дать «вторую жизнь» металлическим
банкам, изделиям из пластмассы, битому стеклу? |
От начала проекта и до его
завершения в школе действует копилка бережливых,
куда учащиеся опускают предложения по
уменьшению количества отходов в семье.
Вот примеры таких предложений:
напитки покупать не в жестяных и
пластиковых бутылках, а в стеклянных, которые
можно использовать вторично;
не покупать полиэтиленовые пакеты
для упаковки и переноски товаров, ходить в
магазин с сумкой, сшитой из ткани;
отслужившую одежду, обувь сдавать в
пункты сбора вторсырья или утилизировать в
домашнем хозяйстве, а не просто выбрасывать;
аккуратно обращаться с учебниками,
книгами, бережно использовать тетради, собирать
и сдавать макулатуру;
при приготовлении пищи стараться не
превращать в отходы полезные продукты.
III. Основной этап проекта –
практические дела
Это сбор макулатуры, металлолома,
очистка дворов и улиц от стекла, организация
выставки «Подходы к отходам». Каждый экспонат
выставки сопровождается инструкцией по его
изготовлению.
Проведение
дискуссий по следующим вопросам:
– Что происходит с мусором на свалке?
– Что было бы, если бы никакой мусор не
разлагался?
– Исчезнет ли мусор когда-нибудь совсем?
– Что будет, если весь мусор сжечь?
– А не лучше ли отправить весь мусор в космос?
– Если в среднем каждый выбрасывает в день по 2 кг
мусора, сколько это составит в неделю? В год? А для
всей вашей семьи? Что можно сделать для
сокращения мусора, выбрасываемого тобой каждый
день?
– В какие бутылки экологически правильнее
разливать молоко, прохладительные напитки?
– 40 га земли (а вместе с санитарной зоной и все 170
га) под свалки для мусора, вывозимого из Москвы
ежегодно, это много или мало?»
На все мероприятия приглашаются и
родители учащихся.
В этот раздел проекта можно включить
полезные советы по рациональному использованию
продуктов и вышедших из употребления вещей.
IV. Заключительный этап проекта –
подведение итогов
Сообщаются результаты практических
дел: какой класс больше всех собрал макулатуры,
металлолома, заработал денег на сборе стекла,
представил на выставку больше всего интересных и
полезных поделок. Победители отмечаются призами.
Готовятся и листовки с благодарностью жителям,
отдавшим школьникам макулатуру.
|