БИОЛОГИЯ МАЛЫШАМ

Л.А. ЛАУБАХ,
МОУ Федоровская СОШ № 2,
Ханты-Мансийский автономный округ

Продолжение. См. № 3, 4/2006

Уроки экологии во 2-м классе

Из опыта работы

Фрагмент «Рабочей тетради»

УРОК 6. ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ

1. Укажи благоприятные условия для жизни диких животных весной.
___________________________________________________________________________________

2. Что происходит с дикими животными весной? Подчеркни правильные ответы.
Готовят запасы на зиму, растут, линяют, выращивают потомство, размножаются, нагуливают жир, откладывают яйца, мечут икру, рождают детенышей, впадают в спячку, строят гнезда, готовятся к перелету в теплые страны.
Как связаны между собой животные и условия окружающей среды? Как животные приспособились к этим условиям?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

3. Чем отличаются домашние животные от диких? Что дает животноводство человеку?
Как изменилась жизнь домашних животных с приходом весны?
Если домашние животные так много дают человеку, может быть не надо заботиться о диких животных: зайцах, лисах, волках, а тем более, о змеях, жабах, ужах, крокодилах?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

4. Какие птицы прилетают первыми?
Почему они возвращаются домой с приходом весны?
У какой птицы первой появляется весной яйцо? Где расположено ее гнездо?
У какого дикого животного появляются детеныши поздней осенью и ранней весной? Почему?
Какие птицы с приходом зимы прилетают к нам, а с приходом весны – улетают от нас?
Почему?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

5. Откуда появились жуки, пауки?
Какие еще животные проснулись от зимнего сна?
Чем они занимаются после сна? Как они приспособились к изменениям в природе с приходом весны?
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

6. В природе различают три группы птиц. Приведи примеры.

Перелётные
______________________ .
______________________ .
______________________ .

Кочующие
______________________ .
______________________ .
______________________ .

Оседлые
______________________ .
______________________ .
______________________ .

Сравни свой ответ с ответом соседа по парте. Кто прав?

7. Объясни связь:

муравей ––> медуница ––> шмель
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

8. Смотр экологических знаний «Экология животных».
Что такое Красная книга? Какие животные в нее занесены?
____________________________________________________________________________________
Почему исчезли некоторые животные? Приведи примеры таких животных.
____________________________________________________________________________________
Почему муравьев называют санитарами леса?
____________________________________________________________________________________
Волк – хищник, ястреб – хищник. Почему все же их нельзя уничтожать?
____________________________________________________________________________________
Можно ли трогать гнезда птиц?
____________________________________________________________________________________
Почему мы говорим, что птицы – наши друзья?
____________________________________________________________________________________

Урок 7. Становление весеннего пейзажа. Снеготаяние. Сход снежного покрова

Цель: формировать представление о том, что от солнечного весеннего тепла появляется зеленая растительность, а животные меняют окраску.

Оборудование: снегомер, совок для раскопки снега, шест для измерения тени, термометр.

Новые понятия: нектар – сладкий сок, выделяемый железками цветков медоносных растений; пейзаж в искусстве – изображение природы.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Объяснение существующих связей: растение – гусеница – муравей; муравей – медуница – шмель.

Что вы знаете о птицах, которые изображены на картинках (грач, скворец, чайка, лебедь, утка)? Расскажите о них.

II. Изучение нового материала

Учитель. Что можно сказать о весеннем пейзаже? Зимой основной цвет белый, весной – зеленый. От солнечного весеннего тепла появилась зеленая растительность. Цветы яркие, самой разной окраски, они привлекают насекомых, которые их опыляют. Яркая зелень, цветы украшают весенний пейзаж, радуют глаз человека. Животные, чтобы быть незаметными, весной меняют окраску. Меняет свой белый наряд заяц, иначе не спрячешься от лисы и волка. Снова серой становится куропатка, белка – рыжей.

Чтение стихов о весне

МАРТ

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

И.А. Бунин

АПРЕЛЬ

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.

И.С. Никитин

МАЙ

Кружится жаворонок звонкий.
Лазурный тихий небосклон.
И воздух чистый, воздух тонкий
Благоуханьем напоен.

К.Ф. Рылеев

Проследите изменение весеннего пейзажа по месяцам. Назовите причину этих изменений.

Практическая работа

Класс делится на 2 группы.

1-я группа – идет на улицу с учителем и проводит:

– наблюдения за весенним пейзажем;
– измерение длины тени;
– измерение толщины снега; наблюдение за таянием снега, появлением проталин или за оставшимся снегом вокруг деревьев, за цветом неба, за температурой воздуха, высотой солнца, за деревьями и т.д.

2-я группа – делится на 3 подгруппы (с ними остаются ученики 10–11-го класса) и каждая рисует весенний пейзаж в разные месяцы:

– 1-я подгруппа – март;
– 2-я подгруппа – апрель;
– 3-я подгруппа – май.

Затем готовые рисунки выставляют у доски. После возвращения в класс первой группы, начинается их обсуждение. Дети рассказывают, что на улице много воды от тающего снега, толщина снега стала меньше, а длина тени от шеста короче, деревья одели свой зеленый наряд, появились цветы и т.д. Называют причину изменений в неживой и живой природе.

Читаем стихотворение «Поклонение весне».

Спасибо, весна,
Что пришла,
Что тепло принесла,
Яркое солнышко,
Теплый снежок,
Капель и лужи,
Веселые ручейки
Темные проталины,
Березовый сок
И первые песни скворцов.
Слава тебе, Весна!

Природоохранная задача

Совсем недавно жители поселка гордились своим озером: и рыбы водилось много, да и красиво было здесь! Вода в озере была чистой и прозрачной. Вокруг золотые песчаные пляжи.
Но вот в поселке построили завод. Прошло 2–3 года. Озеро погибло.
Почему это произошло? Приведите примеры гибели озер в вашей области.

IV. Домашнее задание

Выучить стихотворение «Поклонение весне».
Подготовить рассказ по наблюдениям за природой.

Фрагмент «Рабочей тетради»

УРОК 7. СТАНОВЛЕНИЕ ВЕСЕННЕГО ПЕЙЗАЖА.

1. Что можно сказать о весеннем пейзаже? Продолжи предложение.

Для зимы характерен цвет, для весны – 

2. Почему цветы имеют разную яркую окраску?
____________________________________________________________________________________

Объясни связь: насекомые  ––> цветы

3. Проведи наблюдения за весенним пейзажем:
Измерь толщину снега. Что ты заметил?
____________________________________________________________________________________

Наблюдай за таянием снега. Запиши, где появились проталины.
____________________________________________________________________________________

Что ты заметил на проталинах?
____________________________________________________________________________________

Где еще есть снег?
____________________________________________________________________________________

Какого он цвета?
____________________________________________________________________________________

Какого цвета небо?
____________________________________________________________________________________

Какая температура воздуха?
____________________________________________________________________________________

Какая длина тени от шеста?
____________________________________________________________________________________

4. Объясни связь: Солнце  ––> погода   ––> снег ––> растения  ––> животные.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

5. Расскажи, каких птиц и насекомых ты видел на улице? Можно ли сказать, что они часть весеннего пейзажа? Объясни, почему.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

6. На отдельном месте нарисуй по своим наблюдениям весенний пейзаж.

Урок 8. Труд и жизнь людей весной

Цель: установить связи между трудом и поведением людей при наступлении весенней погоды и изменениях в окружающей природе.

Оборудование: изображения весенних работ в поле, в саду, на реках (сплав леса), на огороде, на пришкольном участке и т.д.

Новые понятия: питомник – место, где выращивают саженцы; дойка – доярка доит вручную или аппаратом корову, чтобы получить молоко; страда – весенние работы на поле; пастбище – место (луг, степь) где пасут домашних животных.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

Чтение выученного стихотворения и составленных дома рассказов.

II. Изучение нового материала

Учитель. У людей весной, так же как и осенью, много работы: в полях, огородах, садах, на реках, в лесу.
Весной проводят подготовку почвы. Если почва твердая, покрыта коркой, то в ней недостаточно влаги, воздух с трудом проникает в почву. Корни растений могут задохнуться. Поэтому почву вспахивают или перекапывают. В огороде разравнивают граблями, в поле – боронами разбивают большие комья земли. Эту работу в поле выполняют машины, а управляют машинами люди.
Почва образуется очень медленно. Поэтому ее нужно беречь от разрушения. Почвы не включены в Красную книгу, но требуют охраны. Сберечь нашу землю – одна из важнейших задач людей. Она требует усилий от каждого живущего на планете человека.

Сказка о скатерти-самобранке

К одному бедному человеку попросился переночевать странник. Хозяин поделился с ним последним куском хлеба, кружкой воды, последнее полено положил в печь. В благодарность за это гость подарил ему скатерть. Но не простую, а волшебную. Надо было ее каждой весной закапывать в землю, а землю ту перекапывать, боронить, семью потами поливать, мозоли на руках натирать. Иначе вся волшебная сила из скатерти в землю уйдет. Сказал так странник и исчез. А добрый мужик подумал, что нельзя одному такой скатертью пользоваться и раздал всем людям по кусочку.
Кто бы ни положил кусочек скатерти в землю, он сразу таял, терял волшебную силу. И люди брались за нелегкую работу: копали и пахали, сеяли, поливали да мозоли на руках натирали. Зато по осени волшебная сила возвращалась – были люди с зерном и хлебом, с овощами и фруктами.
С той поры люди поняли, что земля-матушка – самая щедрая кормилица на свете. Надо только потрудиться – и земля в скатерть-самобранку превратится.

  • А что будет, если люди не будут добры к земле, не будут ее обрабатывать – поливать, удобрять, копать, беречь, заботиться о ней? · Будет ли земля добра к людям? (Земля хлеб родить перестанет, откажет в овощах, фруктах.)

Беседа о домашних животных.

  • У кого есть домашние животные? (Дети называют животных.)

  • Расскажите, как вы ухаживаете за ними. Где они живут?

  • А какие еще животные называются домашними? (Корова, свинья, теленок, овца, куры и т.д.)

  • Где жили коровы зимой? Кто за ними ухаживал? Что они ели? Кто приготовил для них корм?

С наступлением весны жизнь животных изменилась. Зазеленела в лугах свежая травка. И вот уже ребят в деревнях будит на рассвете громкое ржанье, мычанье, блеянье: пастухи начали выгонять в луга стада коров и овец.
На фермах специальный парикмахер делает «маникюр» коровам – чистит и подрезает им копыта. Скоро коровы пойдут на пастбище, и их ноги должны быть в полном порядке. А вслед за коровами люди вывезли на пастбище и доильные установки и аппараты. Теперь коровы будут жить на пастбище, есть свежую луговую траву, и доить их будут тут же, под открытым небом. С ними будут жить и пастухи. Доярки, ветврачи будут приезжать к ним на машине утром и вечером. А теплые коровники будут ремонтировать, готовить к новой зиме.
В овечьей парикмахерской десять опытных мастеров-стригалей стригут овец электрическими машинками. Стригут, будто раскутывают: всю шерсть с овцы снимают, потому что на улице тепло и в теплой шубе овцам жарко.
А это – новый «город». Его не построили, а домики вынесли на носилках. И живут в них пчелы. Пчелы радуются теплому солнечному дню, дружно вылетели на прогулку. Они кружатся в воздухе над крышами своих жилищ и запоминают свою «улицу» и дом.
Весной лесники заложили большое количество питомников, которые дадут к будущему году сеянцы разных древесных и кустарниковых пород. Осенью лесные хозяйства посадят сотни тысяч гектаров нового леса.

 Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru