ЗООЛОГЯ

Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА

Большая панда

В мире есть шесть видов медведей: бурый, белый, очковый, малайский, губач и большая панда. Вот и все семейство медвежьих. Правда большую панду, или бамбукового медведя, окончательно признали медведем относительно недавно. На страницах нашей газеты мы уже рассказывали об истории открытия этого вида, о его систематическом положении и о проблемах, которые стоят перед учеными, стремящимися сохранить большую панду на нашей планете (№ 17/1996г.). Но с тех пор прошло немало времени, и мы решили рассказать, как обстоят дела у бамбукового медведя на сегодняшний день.

Когда-то давно, примерно 2000 лет назад, большие панды жили во всех бамбуковых лесах Восточной Азии – в Центральном Китае и на юге этой страны, на севере современного Вьетнама и Мьянмы. Однако бамбуковые леса вырубали, и панды начали исчезать. Выжила только малая часть этих удивительных животных – в нескольких районах на востоке Тибета.

Последняя «перепись населения» показала, что сейчас в лесах Китая обитает примерно 1600 черно-белых медведей, в то время как в середине 1980-х гг. их было около 1000. Численность большой панды, хоть и медленно, но растет.

Однако не все так просто. Сохранившиеся в природе особи сосредоточены сейчас в 24 маленьких разобщенных популяциях. Гибель или изъятие даже одного зверя является для каждой из таких групп невосполнимой утратой. Этот факт был учтен принятым в Китае в 1989 г. Национальным планом стратегии сохранения большой панды и ее местообитаний, предполагающим, среди прочего, создание между отдельными местами обитания вида «бамбуковых коридоров», по которым звери могли бы свободно переходить из одного заповедного участка в другой. Пока, однако, такие коридоры не созданы.

Сейчас в Китае существует около 40 заповедников и центров вольерного и полувольного содержания большой панды, где за животными ведутся постоянные наблюдения. Самый крупный из них – Центр разведения панды в заповеднике Волонг в провинции Сычуань. Там обитает примерно сотня панд. С недавних пор в этот заповедник можно приехать на экскурсию и познакомиться с удивительными зверями поближе. Кроме того, заповедник принимает и волонтеров – людей, которые готовы помочь в наблюдениях за животными, кормить их, заботиться о чистоте территории. Кстати, многие предпочитают сейчас такой активный отдых пассивному лежанию на пляжах теплых морей...

Китайский центр искусственного разведения панд

Китайский центр искусственного разведения панд

Увеличение численности естественных популяций большой панды происходит очень медленно – животные размножаются один раз в 2–3 года. Брачный период приходится на весну, – в это время медведицы издают характерное «блеяние» и активно метят территорию особым секретом. Их пахучие метки сильно отличаются по химическому составу от меток самцов. У последних пахучий секрет относительно прост – около 15 низкомолекулярных жирных кислот и некоторые соединения фенола. Метки самок сложнее и включают более 100 компонентов. Каждая такая метка – настоящее «брачное объявление» с подробной информацией о репродуктивном состоянии медведицы, ее возрасте и т.п. А метка самца – это всего лишь «пограничный столб», отмечающий территорию, которую медведь постоянно охраняет от конкурентов.

Несмотря на то, что брачный период у большой панды может длиться несколько недель, организм самки бывает готов к оплодотворению в течение всего лишь 48–72 часов. И если самца в этот период поблизости не окажется, то медведица останется бездетной до следующего года.

Беременность у большой панды может длиться от 3 до 5,5 месяцев. При этом собственно развитие зародыша продолжается всего около 50 дней, а до этого оплодотворенная яйцеклетка пребывает в состоянии диапаузы – плавает в матке, не прикрепляясь к стенкам. Длительность диапаузы зависит от внешних условий – погоды и «урожая» бамбука, который является основной пищей панды.

Уход за детенышем

Уход за детенышем

Основные наблюдения за ростом и развитием детенышей панды были сделаны в условиях неволи. Самый первый малыш появился на свет в сентябре 1963 г. в Пекинском зоопарке. Его назвали Мин-Мин, что в переводе с китайского означает – «блестящий, сверкающий».

Вес новорожденных детенышей большой панды варьирует от 54 до 216 г, что составляет всего около 0,2% от веса матери. Это одно из самых низких значений для всех плацентарных млекопитающих. Чаще всего у панды рождается один детеныш, но бывают двойни и даже тройни. В случае рождения нескольких медвежат самка заботится только об одном, остальных же относит в сторону и бросает на произвол судьбы. Причины такого странного поведения неизвестны.

Крошечная новорожденная пандочка покрыта редким белесым пухом, который меняется на взрослую черно-белую шерсть в месячном возрасте. Кроме того, у новорожденной панды есть большой (почти в треть длины ее тела) хвост, который затем редуцируется. Это указывает на то, что предки панд были хвостатыми существами (как, впрочем, и предки всех остальных медведей).

Первые десять дней мамаша не отпускает детеныша от себя даже во время еды. К 40 дням у маленьких панд открываются глаза, а в 3–4 месяца малыши могут уже самостоятельно бегать за матерью и весело играть.

Игры панд

Игры панд

Молодые панды очень игривы, добродушны и забавны. Они могут подолгу стоять на голове, помогая себе при этом передними лапами, прекрасно кувыркаются, отлично лазают по лестницам, канатам и шестам. Передними лапами могут удерживать мяч и другие игрушки. Отлично знают людей, которые за ними ухаживают, и очень дружелюбны по отношению к ним. Когда наступает время кормежки и служитель входит в клетку, то черно-белые медвежата бегут к нему, держа в передних лапах миску.

Достигнув 3–4-летнего возраста, большие панды становятся медлительными и не такими игривыми. «Солидность» взрослых панд выражается в их удивительных позах. Они могут сидеть как в кресле, опершись одной из передних лап на какой-нибудь выступ и прислонившись к чему-нибудь спиной.

Молодая панда

Молодая панда

До 8–9-месячного возраста детеныши панды питаются молоком, а затем начинают пробовать «взрослый» корм, т.е. бамбук. Но еще очень долго, до 3-летнего возраста, медвежонок остается с матерью. И пока малыш рядом, панда-мама не может растить еще одного детеныша.

Половой зрелости панды достигают к 4–8-летнему возрасту, и за всю жизнь самка может вырастить максимум 5–8 детишек, – при том, что прирост популяций ограничивает продолжающаяся вырубка бамбуковых лесов и незаконная охота. Несмотря на очень строгие законы (за убийство панды полагается смертная казнь или пожизненное заключение), браконьерство в Китае все-таки еще имеет место, так как шкуры больших панд стоят очень дорого – на рынках Японии и Тайваня за них платят от 10 тыс. до 200 тыс. долларов.

Таким образом, очевидной становится необходимость разведения больших панд в неволе. В Китае, как уже сказано, организовано несколько десятков соответствующих центров, на организацию которых потрачены огромные средства. Но и здесь все не так просто.

Первоначально успехи были весьма скромными – с 1936 по 1988 г. 345 панд, содержавшихся в неволе, произвели на свет 106 детенышей, из которых только 32 прожили более года.

За период с 1983 по 1991 г., невзирая на огромные инвестиции (только Всемирный фонд дикой природы – WWF – вложил в этот проект миллион долларов), в «Центре разведения панд» в Волонге родился всего один детеныш…

Панды на дереве

Панды на дереве

Искусственное осеменение также далеко не всегда гарантирует успех. За 40 лет таким образом было получено 230 медвежат (из них 210 в Китае), но более половины из них погибли из-за болезней или отказа матери выкармливать отпрыска.

И хотя за последние годы в деле разведения панд были достигнуты значительные успехи (о чем будет сказано ниже), поддержание достаточной численности их популяции в неволе до сих пор требует регулярного отлова животных в природе. Основной упор при этом делается на так называемое «спасение детенышей-сирот». Местные жители, которые укажут местонахождение брошенных детенышей (как мы уже говорили, такое происходит, если самка рожает двойню или тройню), получают вознаграждение. Правда, однако, состоит в том, что «спасенный медвежонок» очень часто не является брошенным или даже маленьким детенышем. Известны случаи, когда отлавливались вполне самостоятельные здоровые молодые панды, которые, судя по свежим царапинам на морде, отчаянно сопротивлялись при поимке. Таким образом, «спасение детенышей-сирот» в ряде случаев не что иное, как удобный предлог для очередного изъятия панд из природы.

Все, что связано сейчас с большой пандой, – связано с политикой и бизнесом. По тому, есть ли в зоопарках какой-либо страны большая панда или нет, можно судить о том, какое место это государство занимает в табели о дипломатических рангах Китайской Народной Республики. В настоящее время в неволе (в зоопарках и центрах по размножению) содержится около 183 особей большой панды, из которых лишь 24 — за пределами Китая и Северной Кореи (в зоопарках США, Японии, Мексики, Германии, Австрии и Таиланда). Что же касается бизнеса, то стандартная такса за получение бамбукового медведя западным зоопарком «взаймы» сроком на один год составляет миллион долларов. Желающих более чем достаточно: только в 1995 г. поступило 18 заявок на «прокат» бамбукового медведя. Удовлетворение таких заявок также всегда связано с переговорами на самом высоком правительственном уровне. В роли посредника выступают Министерство лесов и Министерство строительства КНР.

Средства от «проката» панд направляются на охрану вида и, в первую очередь, на создание новых центров разведения. Для их функционирования, однако, необходимо отловить новую партию животных – а о выпуске полученного в неволе приплода в природу пока не может идти и речи…

Поэтому западные разработчики стратегии сохранения большой панды, в отличие от своих китайских коллег, без особого энтузиазма относятся к организации все новых и новых центров разведения, призывая в первую очередь обратить внимание на создание условий для охраны природных популяций. Упомянутый выше Национальный план сохранения большой панды является попыткой найти компромисс между китайской и западной стратегиями сохранения вида.

Мать с новорожденным детенышем

Мать с новорожденным детенышем

В последние годы наметился, наконец, определенный прогресс в искусственном разведении бамбукового медведя. Основной вклад, разумеется, вносит Китай (прежде всего центры в Волонге и Чэнду и Пекинский зоопарк), но некоторые успехи достигнуты также в зоопарках Сан-Диего и Мехико. На Международной конференции по изучению большой панды, проходившей в октябре 2000 г. в Сан-Диего, был представлен отчет о новой методике выращивания медвежат, разработанной в Волонге. Если у самки рождаются два детеныша, то можно спасти обоих с помощью метода «смены близнецов». Суть метода заключается в том, что отпрысков дают матери поочередно, так что «в лапах» у нее всегда лишь один из них. Другой же в это время содержится в специальном инкубаторе и выкармливается из бутылочки. При этом используются новые кормовые смеси, усовершенствованные специалистами Зоологического общества Сан-Диего. Кроме того, в случае гибели детеныша у одной из самок, ей предлагается для усыновления «лишний» медвежонок другой самки. Применение этого метода позволило вырастить в Волонге 18 из 20 рожденных за два года детенышей. Разработано также улучшенное меню для взрослых животных, содержащее, вдобавок к бамбуку, специальные сухари с высоким содержанием клетчатки и добавлением необходимых аминокислот, витаминов и микроэлементов. Новая диета уже успешно используется в Волонге, а также в зоопарках Сан-Диего, Вашингтона и Гонконга. В январе этого года в Китае прошло совещание, на котором обсуждались и текущие трудности. До сих пор непонятно, что заставляет самцов большой панды отказываться от спаривания в неволе. Возможно, им постоянно нужен прохладный горный климат (оборудование специальных гротов кондиционерами оказывается недостаточным). А может быть, имеются определенные нюансы полового поведения, реализация которых затруднена в условиях зоопарков.

Многие ученые, занимающиеся размножением панд в неволе, считают, что эти звери, как и другие одиночные животные, не должны постоянно жить в клетках вместе или слишком часто встречаться. Постоянное пребывание в обществе других особей может вызвать у панды, привыкшей к одиночеству в природе, стресс. Кроме того, находясь все время в контакте с другими пандами или даже слишком часто чувствуя их запах, животное может слишком привыкнуть к своим соседям и потерять интерес к спариванию с ними. С другой стороны, встреча двух панд, увидевших друг друга во время брачного периода впервые, может быть отнюдь не мирной. В природе, если панда не хочет отвечать на ухаживания самца, она залезает на дерево. Однако в условиях зоопарка, если разнополые панды встречаются, когда самка еще не готова к спариванию, они могут серьезно подраться, и самка может пострадать. Поэтому предварительное знакомство и определение точного времени для организации встречи имеет очень большое значение: чуть раньше – и будет драка, чуть позже – и у самки кончится фертильный период (он длится всего несколько дней). Американские специалисты пытаются найти золотую середину: организовать пандам ограниченный, регулируемый доступ к другим особям и их запахам. Животных содержат в разных клетках и разрешают иногда, примерно раз в неделю, посещать вольеры друг друга и оставлять послания запахами. Но самого хозяина клетки на это время переводят в другое место. В течение брачного периода пандам мужского и женского пола позволяют общаться более интенсивно, чтобы они могли познакомиться поближе до спаривания.

По материалам: журнала «Geo» 8/2002, 9/2005 и сайта http://www.panda.hut.ru

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru