Е.А. СТРОГАНОВА
Дальний Восток на пришкольном участке
Та часть Евразийского материка, на
которой расположена наша страна, до сих пор живёт
отголосками многоэтапного четвертичного
оледенения. Его следы всюду: в формах рельефа,
характере осадочных пород, распределении
ландшафтно-географических зон, составе и
особенностях населяющих эти зоны видов.
Среди огромного многообразия жизни на
территории нашей страны особое место занимает юг
Приморского края. Уссурийская тайга – настоящий
кладезь целебных растений. Почему? Заглянем в
далёкое прошлое этих мест.
Царство пышной растительности
третичного периода в северной части
Евразийского материка погибло в ледяном плену
четвертичного времени, превратившись в каменные
страницы геологической летописи. Осваивать эти
земли с уходом ледника предстояло уже другим
растениям. Судьба же сообществ южной части
Приморского края сложилась удачнее.
Спасительным заслоном на пути наступавшего с
севера ледника встали горные хребты – Становой,
Джуг-Джур, Джагды и другие. Проникавшее за них
дыхание льдов уже не было смертельным, а с юга
древние леса защищало сравнительно тёплое
дыхание океана. Так на планете сохранился
удивительный уголок природы, ставший местом
стыка двух противоборствующих эпох. Сообщества
Приморья дожили до наших дней, изменившись под
влиянием своеобразной прививки холодом. Не в
этом ли отчасти кроется разгадка могучих
жизненных сил, присущих многим представителям
дальневосточной флоры? Выживали наиболее
сильные, стойкие, они же наиболее пластичные,
способные максимально мобилизовать генетически
заложенные возможности вырабатывать
необходимые «катализаторы жизни». Эти
способности, умноженные обстоятельствами,
превратили их в поистине волшебные генераторы
витаминов, ферментов и множества других
биологически активных веществ, полезных и
необходимых не только им самим, но и животным, и
людям. Стойкость растительной жизни перед лицом
смертельной угрозы вызывает восхищение и
уважение не меньшие, чем сила человеческого духа
и его мужество. Только бы не уничтожить, а
сохранить и приумножить этот бесценный дар!
Так мы рассуждали с ребятами, когда
подошли к изучению природы Дальнего Востока. Это
было в одной из сельских школ глубинки
Кемеровской области. У ребят сразу вспыхнула
идея развести у себя дальневосточные виды. Но,
вспомнив об условиях очень морозной зимы в степи
своей местности, они с большим сожалением
отступили от своих планов. Однако в
среднерусской полосе, на широте Москвы, а также
под Санкт-Петербургом эти идеи вполне могут
стать реальностью. Замечательный исследователь
природы России С.П. Суслов в своих трудах писал
о том, что маньчжурский орех и пробковое дерево
(бархат) вполне можно и нужно разводить в более
северных районах: «Об этом говорят зимующие без
защиты экземпляры, посаженные, например, в
окрестностях Москвы, Ленинграда и Гомеля». А
почему бы не быть на пришкольном участке этих
мест уголку красивой мужественной жизни
дальневосточных кустарников и лиан? В условиях
городских школ они смогут выполнять
декоративную и просветительскую роль, а в
экологически чистых местах могут стать к тому же
вкусным и полезным лакомством. Пусть эти
непривычные для многих мест незнакомцы
будоражат и питают свойственную юности мечту о
дальних странах, подогретую книгами Арсеньева о
путешествиях по Уссурийской тайге. Ведь эта
мечта вполне может сбыться. Не такой он и далёкий,
наш Дальний Восток.
На пути воплощения мечты, как всегда,
масса трудностей. Сразу же встаёт вопрос: «Где
брать посадочный материал?» Вариантов много.
Самый неинтересный: взрослые достали – дети
посадили. Один из многих: разными путями, через
Интернет, узнали, какие существуют заповедники
на Дальнем Востоке, написали о себе, о своих
планах, намерениях и желаниях и узнали об их
возможностях в распространении и советах по
агротехнике. Такие связи с научными
государственными учреждениями повышают
ценность работы в глазах детей, накладывают
волнующую ответственность на исполнителей. Что
касается заповедников, то они очень охотно
откликаются на подобные контакты: такой сети
помощников и обратной корреспондентской связи
им как раз и не хватает. Для детей это очень
интересно. Одно ожидание ответа чего стоит! Они
замучают секретаря школы, нет ли письма, или с
замиранием сердца будут открывать свой почтовый
или электронный ящик. А потом – посылка! Что в
ней? Семена, бережно упакованные корневища или
даже пока ещё спящий росточек, проделавшие путь в
тысячи километров?! И как всё это не любить, не
лелеять?! Словом, было бы желание, а способ
найдется.
Теперь о составе посадок. На первых
порах будем исходить из того, что удастся
достать. Из имеющегося надо составить композицию
с учетом требований агротехники и
декоративности. Разводя лианы, заранее следует
позаботиться о подпорках, перекладинах,
шпалерах, которые мальчики охотно изготовят на
уроках труда. При необходимости, подпорки должны
легко складываться, наклоняться и убираться,
например под снег в зимнее время. Жители лесов,
лианы в молодом возрасте требуют некоторого
затенения, поэтому прежде стоит посадить
кустарники, пусть даже и не дальневосточные.
Можно представить себе, например,
следующую композицию.
Можжевельник даурский
Вдоль восточного забора школы, не
затеняя излишне друг друга (во избежание
жестокой борьбы за место под солнцем),
протянулась хорошо ухоженная полоса
кустарников. От забора, газона и игровых площадок
её отделяет вечнозелёный можжевельник
даурский (Juniperus davurica). Его красиво
стелющиеся сизоватые ветви зимой задерживают
снег, летом не дают поселиться сорнякам и создают
оздоровительную зону благодаря фитонцидам с
бактерицидными и противогрибковыми свойствами.
В южной части полосы посадим хеномелес
японский (Chaenomeles japonica). В условиях средней
полосы России он остаётся невысоким, если
специально не пригибать его ветви с целью
сохранить их под снегом от подмерзания. Если
предоставить ему максимум солнечного света, в
мае он порадует поистине королевским цветением.
Очень красивые, крупные (до 5 см) ярко-красные или
оранжево-красные цветы сплошь покрывают
прошлогодние побеги. Плодоношение у хеномелеса
далеко не столь обильное, и плоды вызревают
долго, до октября. В сыром виде они кислые и
жёсткие. Но любая заготовка из них – варенье,
компот, повидло и просто чай – всё обладает
неповторимо приятным изысканным ароматом.
За хеномелесом – чуть более высокие
кустики жимолости съедобной (Lonicera edulis). В
начале мая в нижней части молодых, почти не
облиственных побегов появляются красиво
поникающие на опушённых цветоножках цветы. Очень
скоро (уже в начале июня) начинают постепенно
созревать темно-голубые ягоды. Это самый ранний
урожай лета. Ни в лесу, ни в саду полакомиться ещё
нечем. А жимолость долго (1,5–2 недели) будет
угощать своими ароматными кисло-сладкими
плодами, вкусными, полезными и целебными.
Далее ещё выше пусть поднимает свои
прямостоячие ветки барбарис амурский (Berberis
amurensis). Весной он почти одновременно с
хеномелесом (с которым очень хорошо сочетается)
расправляет многочисленные пушистые кисти из
небольших жёлтых цветочков. А в пору
плодоношения превосходит другие кустарники
своей декоративностью. Аккуратные, ягодка к
ягодке, полновесные, тяжёлые ярко-красные кисти
наклоняют ветки в нарядной осенней листве. У ягод
барбариса множество достоинств: они вкусны,
полезны, с массой целебных качеств.
Надежно притененные лапами
можжевельника в прикорневой части,
распластаются по веткам кустарников с южной
стороны нарядные плети лимонника китайского (Schisandra
schinensis). Особенно красива эта лиана осенью:
ярко-желтые листья с красными прожилками на
красных черешках и гроздья красных вкусных ягод.
Все части лимонника исключительно полезны и
целебны и источают приятную свежесть лимона.
Элеутерококк
|
Чуть поодаль – элеутерококк (Eleutherococcus).
Сейчас его все чаще внедряют в культуру, т.к. он
успешно заменяет легендарный женьшень, а
агротехника его выращивания значительно проще.
Блестящие светло-зеленые пятипальчатые листья
придают кустарничку экзотическую красоту и
оригинальность. До самого конца июля
элеутерококк радует глаз своей зеленой красой. А
когда лето уже на исходе, как бы очнувшись от
беззаботной вегетатив ной жизни, выбрасывает
шаровидные зонтики цветов – салют летнему
солнцу и теплу. Красивые черные шарики плодов
несъедобны, используются корневища
элеутерококка. Чтобы без проблем выкопать их, это
растение стоит посадить несколько в стороне от
остальных.
Пихта
|
В конце полосы – актинидия коломикта
(Actinidia kolomikta). Требования к почве у нее схожие с
элеутерококком: легкая, хорошо дренированная,
при регулярном поливе. Чтобы облегчить сбор
урожая и укрытие на зиму, лиане надо поставить
сгибающиеся шесты с перекладинами. Ко времени
цветения элеутерококка на актинидии уже висят
изумрудно-зеленые ягоды. Всё более зеленея и
приобретая полосчатость, к концу августа они
быстро опадают. Очень важно не упустить это
время. Зато потом в хорошо проветриваемом
помещении ягоды могут довольно долго лежать,
дозревая. Они приобретают янтарный цвет,
становятся мягкими, их аромат и кисло-сладкий
вкус напоминают ананас, нежная мякоть тает во
рту. А профилактические, тонизирующие и лечебные
свойства ягод актинидии просто замечательные!
С севера, заботливо прикрывая от
холодных ветров, посадки будет венчать
красавица-пихта. На просторе она пушистая, с
царственным шлейфом из нижних ветвей, в которых
зимняя метель, заблудившись, насыпает сугроб,
такой желанный для высаженных питомцев.
Перечислять достоинства шиповника
морщинистого (Rosa rugosa) нет нужды – они
известны каждому. Но каждому садоводу известна и
способность этого растения бесцеремонно и
быстро захватывать новые площади с помощью
корневых отпрысков. Поэтому ему стоит отвести
отдельную полосу вдоль северного забора. В кущах
шиповника чуть ли не все лето гудят и трудятся
эскадрильи летающих помощников.
Шиповник морщинистый
По южной стене школьной теплицы может
взбираться кверху виноград киш-миш. В средней
полосе он может и не перенести зимовки, поэтому с
наступлением морозов стоит потрудиться над его
прикрытием.
Драгоценная земля пришкольных участков не
должна пустовать, а тем более превращаться в
свалку, разгребаемую школьниками лишь в дни
всероссийских субботников. Куда более
«общественно полезной» будет творческая работа
по созданию сада. А школьный двор станет самым
красивым местом в городе или деревне, каким он и
должен быть.
Фото О. и М.Бариновых
|