|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При этом учебник должен отвечать следующим требованиям нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс. 1. Содержание курса должно соответствовать требованиям федерального компонента стандарта образования. 2. Данный УМК должен присутствовать в Перечне-каталоге учебно-методических изданий, рекомендуемых Минобрнауки на данный учебный год. 3. У учебника должен быть гриф «Допущено» или «Рекомендовано». Кроме того, необходимо убедиться в соответствии количества часов, отводимых на предмет в учебном плане школы, затратам учебного времени, предусмотренным программой курса. При анализе вариативных программ и учебников желательно обращать внимание на следующие позиции. 1. Преемственность с учебными программами до и после изучаемого курса. 2. Сформулированная авторами цель учебной программы, и ее соответствие требованиям образовательной школы. 3. Предполагаемые результаты обучения, изложенные авторами в виде требований к уровню знаний, умений и навыков учеников после изучения данного курса. 4. Возможность легко ориентироваться в учебнике и наличие аппарата усвоения учебного материала (вопросы и задания после параграфов, примеры решения задачи и т.д.). 5. Объем и характер предлагаемых авторами практических заданий и возможность их реализации на имеющемся в школе оборудовании. 6. Наличие методических рекомендаций и дидактических материалов по данному курсу. Всем этим требованиям отвечает УМК под руководством И.Н. Пономаревой (6–9-е классы). Заявленная авторами цель программы: в процессе биологического образования развить у школьников понимание величайшей ценности жизни. Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации, программа максимально направлена на экологическое образование школьников, развитие у них экологической культуры. Уже третий год в московских школах № 820 и № 821 проходит апробация этой линии учебников по биологии, выпускаемой издательством «Вентана–Граф». Нашим мнением об этой линии мы и хотели бы поделиться с коллегами – преподавателями биологии, которые еще не определились с выбором учебников и учебных пособий. Учебник для 6-го класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет аппарат ориентировки и аппарат усвоения, в конце тем – вопросы и задания для повторения и закрепления, а также основные понятия темы. Для подачи и закрепления материала используются: игровые технологии; парные и групповые методы работы; творческие работы (модели, кроссворды и т.д.); экскурсии; работа с печатными тетрадями и дидактическими карточками; подготовка сообщений и докладов учащимися; технологии открытого образования (развитие критического мышления через чтение и письмо, технология «Зигзаг»); лабораторные, практические и самостоятельные работы. Но сразу возникают сложности из-за большого количества терминов и мелких рисунков, кроме того, учебник рассчитан на один год изучения (2 ч в неделю), и при сокращении часов изложение материала оказывается сложным. Первоначально в ходе работы по данному учебнику трудно давались следующие темы.
Предлагаемые к этому учебнику рабочие тетради – разнообразные по содержанию и сложности заданий. Их можно использовать на разных этапах урока, а также дома. Но для выполнения всех заданий недостаточно времени. Кроме того, некоторые задания сформулированы некорректно. Содержание учебника для 7-го класса «Биология. Животные» (авторы Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.) соответствует минимуму биологического образования. В нем есть дополнительный материал для углубленного изучения раздела, для проверки усвоения материала приведены вопросы и задания после каждого параграфа и в конце каждой главы. В некоторые параграфы включены лабораторные работы. Достоинством учебника является соблюдение принципа преемственности. Отбор учебного материала направлен на систематизацию и расширение ранее полученных знаний. Включенный в учебник дополнительный материал позволяет реализовать принцип разноуровневого обучения и способствует развитию познавательного интереса к предмету. Его построение соответствует ведущим идеям – идеям эволюции, многоуровневой организации жизни, взаимосвязи биологических систем, т.е. соблюдается общебиологический подход. Вначале учащиеся знакомятся с общими свойствами живого, характерными для разных уровней организации жизни, углубляют свои знания о клеточном и тканевом строении организма животного. Вводится понятие о виде, биогеоценозе и классификации животных, о чем в элементарной форме учащиеся узнали ранее, при изучении курса естествознания. При изложении материала о многообразии животных реализуется системный подход. Подцарства и типы животных рассматриваются как элементы системы органического мира. При этом учитываются: ступень эволюции, место таксона в системе органического мира, его значение как компонента экологической системы (роль в природе, связи с другими организмами) и как объекта хозяйственной деятельности человека. Еще одна выигрышная сторона комплекта – наличие рабочих тетрадей. Учащиеся используют их при изучении нового материала, закреплении темы, обобщении. В тетрадях есть простые вопросы, в которых необходимо дописать недостающие слова, заполнить схему или таблицу. Есть задания и посложнее, когда вариант ответа необходимо выбрать из предлагаемых четырех, расположить пункты в правильном порядке, установить соответствие между ними. Есть задания, в которых ученик должен закончить фразу, объяснить явление, заполнить таблицу, сравнить полученные данные. Приведенные практические занятия и лабораторные работы помогают ребятам «добывать» знания самим, в результате собственного труда. Их содержание полностью соответствует уровню знаний и развития учащихся общеобразовательных классов. В рабочей тетради предусмотрена печатная основа, куда учащиеся вписывают полученные во время выполнения лабораторных работ результаты, а также строки для написания выводов. Это экономит время на уроке. Учитывая неподдельный интерес учащихся к работе с микроскопом, мы рекомендуем провести еще несколько лабораторных работ, не предусмотренных авторами. Так, при изучении клеточного строения животных учащиеся имеют возможность еще раз рассмотреть клетку растительного организма и сравнить ее с клеткой животного. При изучении тканей я предлагаю учащимся на фиксированных микропрепаратах ознакомиться с эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканями. Сравнить их между собой, сделать выводы и записать их в тетради. Время, затрачиваемое на выполнение работы, с лихвой окупается в дальнейшем. Учебник обеспечивает возможность использования на уроке информационных технологий. В практике преподавания можно использовать мультимедийный проектор. Хорошим подспорьем при изучении курса являются компакт-диски «Открытая биология» и «Природа России». Следует указать и на недостатки данного учебника.
В рассматриваемом учебно-методическом комплекте необходимо особо отметить учебник для 8-го класса «Биология. Человек» (авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.). В нем при отборе и изложении учебного материала учитываются возрастные особенности учащихся: умение логически мыслить, аргументировать, делать выводы, обобщать и синтезировать знания. За счет сокращения анатомо-морфологических сведений значительно расширена тематика лабораторных, а особенно практических работ, показана взаимосвязь человека и окружающего мира. Несмотря на некоторые упрощения в изложении, в учебнике содержатся все основные сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Язык изложения доступен, учебник прекрасно иллюстрирован. Все это сделало материал учебника познавательным и интересным. В конце каждого параграфа даются вопросы для повторения, обобщение и основные понятия. После изучения крупных тем имеются блоки «Проверь себя». По этим заданиям учащиеся могут готовиться к обобщающим урокам и зачетам. В Приложении содержится дополнительный материал занимательного характера. Достоинством учебного пособия является практическая направленность изложенного материала. Предлагаются опыты, самонаблюдения, функциональные пробы, позволяющие выявить состояние здоровья, сравнить индивидуальные показатели с нормативными, задуматься о том, что необходимо делать, чтобы быть здоровым. Приведены сведения об оказании первой помощи при кровотечениях, нарушении дыхания, растяжении связок, вывихах суставов, переломах, ожогах и обморожениях. Задания в рабочих тетрадях помогают ученикам углубить изучение материала и систематизировать свои знания. Работая с рисунками, схемами, таблицами, отвечая на вопросы, учащиеся развивают творческие способности, навыки самообразования, повышается интерес к предмету. К сожалению, в тетрадях отсутствуют задания, в которых учащиеся фиксировали бы свои наблюдения и выводы по результатам лабораторных работ. В целом материал учебника ориентирует учащихся на сознательное отношение к своему организму, умение управлять своей психикой, полезные гигиенические навыки, владение приемами закаливания и тренировки, отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам. Итак, достоинств у данной линии гораздо больше, чем недостатков, поэтому эти учебники и учебные пособия можно с успехом использовать в преподавании. В качестве примера приведем несколько разработок уроков, которые мы проводили, апробируя предлагаемую учебную линию, а также описание проведения экскурсий по учебно-экологической тропе как формы работы при изучении ботаники. Лабораторная работа по теме: «Внешнее строение листьев»Цели: – сформировать знания об основных частях листа; листьях простых и сложных; листьях черешковых и сидячих; типах жилкования листьев; типах листорасположения; – сформировать умения определять типы жилкования и листорасположения; виды листьев на живых и гербарных растениях; объяснять принадлежность растения к классу двудольных или однодольных, опираясь на изученные признаки; владеть биологической терминологией, грамотно строить свое объяснение. Оборудование: комнатные растения, гербарии растений. Ход работы 1. Рассмотрите зеленые листья предложенного вам комнатного растения. Найдите части листа. Зарисуйте их в тетради и подпишите их. Запишите название предложенного вам растения. 2. Рассмотрите предложенные вам гербарные растения. Определите, какой вид листьев характерен для данных растений, какой у них тип жилкования и листорасположения, к какому классу относятся растения. На основе наблюдений составьте и заполните таблицу 1. Таблица 1.
Конспект урока по теме:
|
Значение бактерий в природе |
Значение бактерий для человека |
Обязательное звено в круговороте веществ в биосфере |
Производство пищевых продуктов (брожение) |
Почвообразование и повышение плодородия почв |
Производство лекарств |
Очистка вод |
Биологический ил для очистки сточных вод |
Заболевания растений и животных |
Гниение и порча продуктов и материалов |
|
Заболевания человека, с/х растений и животных |
V. Домашнее задание
§ 52, вопросы к параграфу, задание1 на с. 41 в рабочей тетради.
VI. Итог урока
Выводы, оценка работы на уроке.
Итоговая работа за 6-й класс
Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Главный признак растения как живого организма:
а) постоянная температура тела;
б) постоянство размера;
в) поддержание относительного постоянства состава;
г) сохранение массы.
2. Признак растений:
а) активное передвижение;
б) ограниченный рост;
в) наличие в клетках хлорофилла;
г) отсутствие клеточной стенки.
3. Клетка растений содержит:
а) хлоропласты с хлорофиллом;
б) клеточную стенку из клетчатки;
в) вакуоли с клеточным соком;
г) все вышеперечисленное.
4. Среди тканей растений можно выделить:
а) образовательную;
б) механическую;
в) проводящую;
г) все вышеперечисленные.
5. Зародыш семени фасоли состоит из следующих частей:
а) корешка, стебелька, почечки и эндосперма;
б) двух семядолей, эндосперма, почечки;
в) двух семядолей, корешка, стебелька и почечки.
6. Питательные вещества в семени пшеницы находятся:
а) в корешке;
б) в семядоли;
в) в покровах семени;
г) в эндосперме.
7. Для прорастания семян необходимы:
а) воздух, свет, тепло;
б) тепло, воздух, вода;
в) свет, воздух, вода;
г) свет, тепло, вода, воздух.
8. Корни, образующиеся на побегах, называются:
а) боковые;
б) придаточные;
в) воздушные;
г) главные.
9. К функциям корня относятся:
а) почвенное питание растения;
б) укрепление растения в почве;
в) вегетативное размножение растения;
г) всё вышеперечисленное.
10. Почка – это:
а) зачаточный побег;
б) зачаточный стебель;
в) зачаточный лист;
г) нет правильного ответа.
11. Жилкование листьев, характерное для двудольных растений:
а) перистое;
б) параллельное;
в) дуговое;
г) все ответы верны.
12. Клубень является видоизменением:
а) побега;
б) главного корня;
в) бокового корня;
г) придаточного корня.
13. Фотосинтез – это процесс:
а) расщепления органических веществ;
б) образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету;
в) поглощения кислорода и выделения углекислого газа;
г) передвижения органических веществ.
14. Значение дыхания для организма состоит в обеспечении организма:
а) энергией;
б) строительным материалом;
в) запасными питательными веществами;
г) нет правильного ответа.
15. Главными частями цветка являются:
а) чашелистики;
б) лепестки венчика;
в) листочки околоцветника;
г) тычинки и пестик.
16. У водорослей имеются следующие органы:
а) листья;
б) стебель;
в) корни;
г) нет правильного ответа.
17. У мохообразных преобладает:
а) спорофит;
б) гаметофит;
в) все ответы верны.
18. Голосеменные растения представляют собой:
а) отдел высших растений;
б) отдел низших растений;
в) класс;
г) семейство.
19. Папоротники, в отличие от мхов, имеют:
а) листья;
б) побег;
в) стебель;
г) корни.
20. Начало покрытосеменным растениям дали:
а) риниофиты;
б) мохообразные;
в) папоротникообразные;
г) голосеменные.
21. Наличием цветков и плодов характеризуется отдел:
а) Мохообразные;
б) Покрытосеменные;
в) Голосеменные;
г) Папоротникообразные.
22. Растения класса однодольных имеют:
а) листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;
б) листья с параллельным или дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;
в) листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;
г) листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.
23. Одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра, – это:
а) грибы;
б) простейшие;
в) водоросли;
г) бактерии.
24. Тело гриба называют:
а) мицелием;
б) микоризой;
в) симбиозом;
г) плодом.
25. Совокупность разных видов растений, совместно живущих в сходных условиях, – это:
а) агроценоз;
б) фитоценоз;
в) биогеоценоз;
г) биосистема.
26. Объясните, почему жизнь на Земле без растений невозможна.
27. Какова биологическая роль полового и вегетативного размножения?
28. Почему покрытосеменные растения заняли господствующее положение на Земле?
29. Почему лишайники составляют особую группу живых организмов?
Обобщающий урок по теме:
«Значение пищи и воды для живых организмов»
(5-й класс)
Цель урока: обобщить и закрепить знания, полученные при изучении данной темы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Выполнение конкурсных заданий по группам (класс поделен на три группы по количеству рядов).
Конкурс 1. Установить соответствие между понятиями, приведенными в таблице 3.
Таблица 3.
Заболевание |
Минерльные соли |
Продукты |
1. Малокровие |
А. Соли железа |
а) яблоки, |
Конкурс 2. Рекламный ролик (серия рисунков) на тему: «Вода – это жизнь для …»
1) растений;
2) животных;
3) человека.
Конкурс 3. Объяснить понятия:
1) нитраты;
2) хлорофилл;
3) фотосинтез;
4) паразит;
5) органические вещества;
6) пищевая цепь.
Конкурс 4. На партах у команд иллюстративный, гербарный, коллекционный и другой материал. Необходимо за определенное время составить как можно более и длинные пищевые цепочки. Побеждает команда, придумавшая самое большое количество цепочек.
III. Подведение итогов
IV. Домашнее задание
Выполнить задание к §27.
Учебно-экологическая тропа «Биоценозы Сходненской чаши»
Одной из форм работы при изучении ботаники может служить проведение систематических экскурсий в природу. Завершая курс ботаники темой «Растительные сообщества», целесообразно пройти с учащимися 6-х классов по учебной экологической тропе. Эффективность усвоения понятий темы значительно возрастет, если придать изучаемому материалу краеведческую направленность.
Наша школа расположена в ста метрах от памятника природы местного значения – Сходненской чаши. Эта живописная местность образована, по всей видимости, вследствие очередного потепления во время последнего Валдайского оледенения. Когда ледник стаял, на месте современного Тушина, скопилось много песка, гальки. Образовалась Тушинская пойма. Она была заполнена огромным озером, вход в реку Пехорку был огорожен галечником. А потом вода прорвала эту преграду и пошла по нынешнему современному руслу. Ледниковый рельеф остался – образовалась естественная впадина с рекой Сходней.
Экологическая тропа, проложенная по территории Сходненской чаши, проходит через природные и антропогенные биоценозы: сквер, луг, болото, огороды, реку.
За несколько дней до экскурсии учитель с инициативной группой шестиклассников проходит по маршруту, выбирая нужные объекты для изучения, места остановок и участки территории для самостоятельных наблюдений учащихся. Школьников надо подготовить к экскурсии, обратив особое внимание на то, что нужно увидеть в природе, как провести то или иное исследование. Поэтому учитель предварительно проводит инструктивную беседу, назначает экскурсоводов, распределяет школьников на группы, выбирает старшего и сообщает о необходимом оборудовании для каждой группы.
Для успешной работы на экологической тропе по изучению растительных сообществ учащимся потребуются: «Школьный атлас-определитель высших растений» В.С. Новикова и И.А. Губанова; «Определитель высших растений» И.А. Губанова; этикетки, гербарная папка, блокнот и карандаш, инструктивные карточки-задания для самостоятельной работы, рулетка и веревка для определения границ исследуемой территории.
При подготовке к экскурсии необходимо сообщить учащимся о форме отчета по окончании работы в природе.
Ход экскурсии
Первый остановочный пункт. Историко-геологическая разведка
Уже выйдя с территории школьного двора ребята видят, что высокое плато, на котором они находятся, неожиданно обрывается, и их взору открывается удивительный вид на широкую котловину, напоминающую кратер вулкана или огромную чашу, на дне которой причудливо извивается река Сходня. Ученик-экскурсовод сообщает о рельефе местности и о том, как он сформировался. Школьники узнают, что в послеледниковый период река Сходня была полноводной, и ее берег проходил вдоль округлой кромки обрыва. На протяжении многих тысячелетий русло реки углублялось, отступая под давлением коренных пород в южном направлении, и, наконец, измельчавшая река оказалась на дне глубокой долины.
Данные геологии показывают, что условия заселения нашей местности сложились только по окончании Великого оледенения около 16–10 тыс. лет назад. В эпоху древнего каменного века – палеолита, когда граница материкового льда проходила по Верхней Волге, сюда вслед за отступившими льдами вместе с растительным и животным миром впервые пришел человек. Недалеко от Сходненской чаши, на берегу реки Сходни, археологи нашли следы пребывания так называемого человека разумного, а рядом с ним кости первобытного быка, мускусного овцебыка и северного оленя.
За историко-геологическую уникальность и особенности интереснейшего биологического сообщества Сходненская чаша в 1991 г. постановлением президиума Моссовета была объявлена памятником природы с охраняемой территорией в 42,4 га.
Второй остановочный пункт. Биоценоз сквера
Сначала вспомним, что представляет собой растительное сообщество. Это понятие включает в себя определенный флористический состав растений, ярусность в пространстве и во времени, приспособленность растений к совместному проживанию, а также взаимосвязь между растениями и окружающей средой. Далее учащиеся, работая по группам, выполняют задания инструктивной карточки № 1.
Инструктивная карточка № 1
Задание 1
Выберите участок на территории сквера размером 10ґ10 м. Определите видовой состав растений на этом участке сквера с помощью школьного атласа или определителя. Полученные данные занесите в таблицу 4.
Таблица 4.
№ п/п |
Наименование вида |
Число особей |
|
|
|
|
|
|
В каждой группе ученики-экскурсоводы по ходу выполнения задания рассказывают об особенностях строения и значении тополя, липы, вяза, рябины, клена.
По окончании работы учитель подводит учащихся к выводу о том, что в сквере совместно произрастают разные виды растений. Возникает вопрос: почему растения не мешают друг другу расти? Анализируя расположение растений в пространстве, учащиеся приходят к выводу, что растения растут ярусами.
Ярусность характеризуется расположением вегетативных органов растений на разной высоте над землей в зависимости от их потребности в свете, влажности, площади питания.
Задание 2
Выделите на пробной площадке ярусы растительности. Определите, какими видами образован каждый ярус. Результаты занесите в таблицу 5.
Таблица 5.
Ярус |
Растения, образующие данный ярус |
Древостой |
|
Подрост |
|
Подлесок |
|
Кустарнички |
|
Травы |
|
В связи с тем, что вблизи от исследуемой территории проходит автомагистраль, учащимся предлагается выяснить, как автомобильный транспорт влияет на растения, произрастающие в сквере.
Задание 3
На расстоянии 5, 10, 20, 40, 80 м от магистрали соберите листья растений на разной высоте. Приложите к их поверхности клеющуюся ленту. Затем снимите ее с листа и вместе со слоем пыли прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев в зависимости от удаления от автодороги.
Задание 4
Оцените общее состояние сквера. Выявите признаки загрязнения сквера и отметьте их в таблице 6, проставив соответствующее число баллов по следующим критериям:
– слабая загрязненность – менее 8
баллов;
– средняя загрязненность – 9–17 баллов;
– сильная загрязненность – 18–27 баллов;
– очень сильная, близкая к критической – 27–36
баллов.
Таблица 6.
№ п/п |
Признаки загрязнений и разрушений |
Степень загрязнения, в баллах |
1. |
Поломанные деревья |
|
2. |
Поломанные кустарники |
|
3. |
Сухие деревья |
|
4. |
Сухие кустарники |
|
5. |
Гниль на древесной растительности |
|
6. |
Отсутствие растительности на почве, вытаптывание |
|
Третий остановочный пункт. «Береза»
Школьники спускаются по склону к надпойменной террасе. Широко распространенной породой на этой территории является ива. Она растет вместе с ольхой, осиной, ясенем. Встречаются отдельно стоящие березы, относящиеся к виду береза повислая. На этом этапе ученик-экскурсовод раскрывает взаимосвязи между организмом и абиотическими факторами среды. Обращает внимание на раскидистые ветви, форму кроны, увеличение размера листовой пластинки березы, растущей на открытом пространстве, и сравнивает ее с березой, растущей в роще неподалеку. Учащиеся узнают о биологических особенностях березы и о том, что многие народы считают ее священным деревом. Желательно упомянуть о пользе этого дерева.
Четвертый остановочный пункт. Придорожная растительность
На этом этапе учащиеся определяют черты приспособленности растений к местообитанию, выполняя задание инструктивной карточки № 2.
Инструктивная карточка № 2
Задание
Сравните между собой одуванчик, подорожник, гусиную лапку, клевер ползучий, спорыш. Установите сходство их вегетативных и генеративных органов и в ходе заполнения таблицы 7 выясните, как эти растения приспособились к среде обитания.
Таблица 7.
№ п/п |
Название растения |
Характеристика органов растения |
Черты приспособления к условиям местообитания |
Пятый остановочный пункт. Биоценоз луга
Пройдя по тропинке, школьники оказываются на заливном лугу. Вначале необходимо ознакомить учащихся со строением поймы в районе Сходненской чаши. Ее рассмотрение лучше начать с прирусловой части.
Береговой вал состоит из крупнозернистого песка и глины. За ним располагается прирусловая часть поймы. На этом участке растут ивы, которые тянутся вдоль излучины реки.
Разнотравье представлено разнообразными видами: птичий горец, тысячелистник обыкновенный, лапчатка серебристая, донник лекарственный. Из корневищных злаков преобладают пырей ползучий, мятлик луговой, белокопытник. Почва в прирусловой части малоплодородная: песчаная, а местами глинистая. Эта самая сухая часть луга, поэтому корневая система растений глубоко уходит в землю. Работая в группах, учащиеся выполняют задания инструктивной карточки № 3.
Инструктивная карточка № 3
Задание 1
Изучить видовой состав растений прирусловой части. Возьмите пробы почвы на глубине 5; 10; 15 см для изучения в школьной лаборатории. Соберите для гербария по одному типичному растению прирусловой части и сделайте запись в блокноте об особенностях строения почвы.
Центральная пойма характеризуется наиболее плодородной и влажной почвой, состоящей из мелких частиц наилка и мощного перегноя. Здесь развиваются рыхлокустовые злаки (лисохвост, тимофеевка, овсяница луговая, ежа сборная и др.), широко представлены представители семейства Бобовые (чина луговая, мышиный горошек, разные виды клеверов, и донников). Разнотравье представлено растениями различных семейств: тысячелистник (сем. Сложноцветные), лапчатка прямостоячая, манжетка (сем. Розоцветные), свебрига восточная, сердечник луговой, сурепка (сем. Крестоцветные), герань болотная (сем. Гераниевые) и т.д.
Задание 2
Возьмите пробы почвы центральной части луга на глубине 5; 10; 15 см для исследования в школьной лаборатории. Соберите для гербария по одному типичному растению и сделайте запись в блокноте об особенностях строения почвы.
В природе существуют растения, которые напрямую связаны с деятельностью человека. Они поселяются вблизи его жилищ, и человек участвует в распространении этих видов на территории своего местопребывания. Это так называемые синантропные виды растений. К ним относится: спорыш (горец птичий), ромашка непахучая, пастушья сумка, одуванчик лекарственный, кульбаба осенняя, подорожник большой, подорожник средний, мятлик однолетний, гусиная лапка, крапива двудомная, малина обыкновенная. Для выявления влияния антропогенных факторов на видовой состав луговой растительности учащиеся выполняют задание 3.
Задание 3
Заложите пробную площадку размером 10ґ10 м. С помощью школьного атласа или определителя выясните видовой состав растительности в центральной части луга. Полученные данные занесите в таблицу 8.
Таблица 8.
№ п/п |
Разнотравье |
Злаки |
Бобовые |
Синантропные виды |
По окончании работы учитель поясняет, что влияние антропогенных факторов сказывается на плотности почвы и составе растительности. На уплотненной почве выживают растения с розеточным расположением листьев, размножающиеся надземными вегетативными стелющимися побегами. Эти факторы были рассмотрены и проанализированы на остановочном пункте «Придорожная растительность».
Задание 4
Подсчитайте общее количество видов в сообществе, а также количество синантропных видов, используя табличные данные. Рассчитайте процент синантропных видов в сообществе по формуле:
Вернувшись в класс, учащиеся, используя дополнительную литературу, определяют, на какой стадии развития находится луг.
Литература
Алексеев А.И. Москвоведение. Край наш Московский: история, природа, современность. Пособие для учащихся. – М.: ЭКОПРОС, 1997.
Алексеев С.В. Практикум по экологии. – М.: АО МДС, 1996.
Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу. – М.: Учпедгиз, 1955.
Измайлов И.В. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1983.
Кожевников А.В. По тундрам, лесам, степям и пустырям. – М.: Просвещение, 1954.
Мачульский Е.Н. Северо-Западный округ Москвы. – М.: Энциклопедия российских деревень, 1997.
Падалко Н.В., Федорова В.Н. Методика обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1997.
Паспорт на государственный памятник природы местного значения.
Пугал Н.А. Экологический мониторинг//Биология. № 28–36, 1995.
Рыбальский Н.Г. Экологический мониторинг. – М.: РЭФИА, 1996.