Организация и проведение обобщающих уроков по биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Е.Б.ЧИСТЯКОВА,
школа № 1970 г. Москва.

Организация и проведение обобщающих уроков по биологии

...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

К.Д. Ушинский

В наш бурный, стремительный век человек за свою жизнь должен усвоить огромный объем информации. Он черпает ее из прессы, с телеэкрана, в процессе общения с другими людьми и так далее.

Для подростка важнейшим источником информации, пожалуй, является школа. Каждый школьный предмет сконцентрировал в себе знания, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий. И все это ребенку необходимо понять, осмыслить, запомнить в считанные дни и научиться применять на практике. Часто школьник оказывается неподготовленным к восприятию этой лавины фактов, законов и правил.

При некорректном, неинтересно поставленном процессе обучения легко навсегда привить ребенку отвращение к учебе, получению новых знаний, самообразованию. Поэтому для того, чтобы в каждой конкретной ситуации напряженность труда учителя и учеников оставалась на допустимом уровне, не вела к перегрузке, не отражалась отрицательно на их здоровье, и чтобы в то же время их труд был высокоэффективным, необходимо выбирать оптимальные варианты обучения. Другими словами: необходим поиск путей активизации процесса обучения, которые помогут сделать его интересным, эффективным, доступным для сохранения большого объема информации.

Знания должны усваиваются не путем заучивания, а путем их сознательной переработки. О необходимости активной мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говорил В.Сухомлинский: «Для ученика, если он не переживал гордости своей мыслью, умственный труд становится нежелательным… Опыт привел меня к убеждению: чем больше ученикам надо запоминать и хранить в памяти, тем больше необходимость в обобщении, размышлении, рассуждении. Это как бы снимает усталость, пробуждает новый интерес к знаниям, к фактам».

Серьезным недостатком в работе школы является слабая ориентация учебного процесса на активное овладение знаниями. Выпускники нередко затрудняются практически применять полученные знания, у них недостаточно развито умение логически рассуждать, они часто теряются, если вопрос или задача поставлены в несколько необычной форме, не могут использовать материал смежных предметов. В связи с этим важнейшая задача школы состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе.

Именно поэтому поиск путей и способов формирования у учащихся опыта творческой деятельности является основным направлением моих дидактических исследований.

В связи с переходом на концентрическую программу по биологии, в 6-м и 7-м классах дети вынуждены усваивать очень большой объем информации за сравнительно короткий срок. Раньше при изучении биологии по линейной программе мы полтора года изучали ботанику в 6–7-х и полтора года зоологию в 7–8-х классах. Сейчас же, с переходом на концентрическую программу И.Н. Пономаревой, ботанику мы изучаем только в 6-м классе 1 год и 1 год – зоологию в 7-м классе. С сокращением сроков изучения курсов объем необходимой информации не стал меньше, а это требует от ученика высокой производительности на уроке, поэтому все виды деятельности должны быть направлены на более продуктивное усвоение материала.

Чтобы дети меньше утомлялись на уроке, я в своей работе чередую разные формы учебной деятельности и активно использую игры и игровые моменты для снятия эмоционального напряжения у детей.

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям «шутка», «смех», «легкость», «удовольствие» и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей, они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приемами игры повышают эффективность преподавания биологии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: обучающая (развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание); развлекательная (создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение); коммуникативная – (объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов); релаксационная (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении).

Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес?

Один из способов – занимательность. Необычное, неожиданное вызывает у детей удивление, живой интерес к процессу познания, положительный эмоциональный настрой, помогает усвоить любой учебный материал.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а следовательно, и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.

«Учись, играя» – заповедь современной школы. Следуя этой заповеди, я, чтобы не травмировать детей контрольными и проверочными работами в конце изучения каждой большой темы, которых хватает и на других предметах, а также, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся к своему предмету, заменила все контрольные работы в 6–7-х классах на обобщающие уроки-игры. Я провожу их по сценарию телевизионных игр: «КВН», «Счастливый случай» или просто как соревнование.

В курсе ботаники 6-го класса по программе И.Н. Пономаревой я провожу игры по следующим темам:

1. Вегетативные органы растения.
2. Цветок. Плод. Семя.
3. Размножение цветковых растений.
4. Отделы растений.
5. Семейства цветковых растений.
6. Бактерии. Грибы. Лишайники.
7. Растительное сообщество.

В курсе зоологии для 7-го класса у меня разработаны игры по следующим темам:

1. Класс Насекомые.
2. Класс Рыбы.
3. Класс Земноводные.
4. Класс Пресмыкающиеся.
5. Класс Птицы.
6. Класс Млекопитающие.

При подборе заданий для своих игр я старалась учесть разный уровень подготовки учащихся, а также активно использовала межпредметные связи.

Для проведения игры я обычно делю класс на три команды (по рядам парт), если позволяет время перед уроком, парты нужно расставить таким образом, чтобы команды были на некотором удалении друг от друга и могли сесть вокруг стола для удобства при решении заданий.

Игра должна иметь общую направленность и заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок. Безоценочный подход к учебным играм, на мой взгляд, устраняет один из основных стимулов: стремление к лучшему знанию материала. Поэтому я использую следующие параметры оценки учеников: каждый конкурс оценивается определенным количеством баллов и все члены команды, занявшей 1-е место (то есть набравшей больше баллов, чем остальные), получают «5»; за 2-е место – «4»; за 3-е место – «3». Отдельные активно работающие ученики в командах отмечаются дополнительно поощрительными оценками «5».

Как показывает практика, такие уроки проходят очень интересно и увлекательно и надолго остаются в памяти детей. Многие мои ученики, будучи уже в 10–11-х классах, очень часто вспоминают про эти уроки-игры с огромным восторгом, а ученики 6–7-х классов всегда ждут этих увлекательных уроков, а это значит, что цель – вызвать интерес к предмету – мною достигнута.

В качестве примера я хочу привести два урока: «Размножение цветковых растений» и «Класс Насекомые».

В одном из конкурсов я использую задания по созданию тест-рисунков, идею которого почерпнула, читая цикл статей об игровых заданиях на уроке ботанике Т.Н. Лашкиной, которые были опубликованы в газете «Биология» в 2002–2003 гг.

В первой статье (см. Биология, № 42/2002) очень подробно описана последовательность выполнения таких заданий.

Разработав данные игры, я не останавливаюсь на достигнутом и сейчас разрабатываю игры по анатомии и физиологии человека и обобщающие уроки-игры по зоологии и ботанике, которые буду проводить в конце учебного года.

А закончить свое выступление я хочу стихами:

Играют люди на планете,
Играют птицы и жуки,
Играют все, но только дети
Играют ото всей души.
И если в школе на уроке
Вдруг доведется поиграть,
То нет счастливей их на свете
И выучат все всё «на пять».

 

Обобщающий урок-игра по теме: «Размножение цветковых растений»

Оборудование: коллекция плодов и семян, биологическое лото, карточки для конкурсов, таблицы: «Опыление», «Оплодотворение», «Плоды» «Распространение плодов и семян».

Конкурсы следуют в такой последовательности, чтобы чередовались разные виды деятельности, а кроме того, чтобы учитель успевал проверять предыдущее письменное задание за то время, пока команда выполняет следующее.

Баллы можно записывать на доске после каждого конкурса или за каждый балл выдавать «карточки-цветы», а в конце игры их просто пересчитать у каждой команды.

Конкурс «Загадочный»

Каждая команда отгадывает по очереди загадки. Все загадки связаны с темой игры. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, другие команды могут дать свой вариант ответа и заработать дополнительные баллы.

1. Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик.)

2. Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна. Но тронь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза.)

3. Две сестры сначала зелены, а потом одна краснеет, другая чернеет. (Смородина.)

4. Вырос в поле дом, полон дом зерном, стены позолочены, ставни заколочены. (Колос.)

5. С лица желто, во рту кисло. (Лимон.)

6. Круглый-круглый, сладкий-сладкий, с полосатой кожей гладкой. А разрежешь – посмотри: красный-красный он внутри. (Арбуз.)

7. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

8. Она древностью гордится – ей уж 10 тысяч лет. Шумит в полях под синим небом и кормит всех нас белым хлебом. (Пшеница.)

9. Висит дом кверху дном: семьсот коморок и все без запорок, в каждой жилец – черный жилет. (Подсолнечник.)

Конкурс «Шифровка»

Нужно расшифровать фразу, переставляя буквы в словах. Оценка: 5 баллов.

Ток втаварыщие вецыт, тот нисорпит содьрат бесе и дюмял.

(Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям.)

Конкурс «Тест-рисунок»

Команды должны выбрать по одному правильному ответу на вопросы теста и, соединив в указанной последовательности (комбинации цифр в скобках рядом с ответом) точки на листе бумаги, получить правильный рисунок. (Казалось бы – тест, но с элементом занимательности, и не так утомителен для детей.) Оценка – 6 баллов.

Задание 1. Тест-рисунок «Каменный цветок» (рис. 1)

1. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы:

– с цветка одного растения на цветок другого растения этого же вида (7–9–10–15);
– с цветка на цветок одного и того же растения (10–7–15–9);
– с цветка на цветок как одного растения, так и других растений этого же вида (7–15–10–9).

2. Одно из названных растений размножают стеблевыми черенками, это – ... :

– картофель (8–3–16–13–1);
– смородина (13–8–16–3–1);
– чеснок (1–8–16–3–13).

3. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются:

– раздельнополыми (4–5–6–9);
– однодомными (6–4–9–5);
– обоеполыми (9–4–5–6).

4. Лепестки – это:

– внутренние листочки цветка (1–2–14–7);
– наружные и внутренние листочки цветка (14–7–2–1);|
– наружные листочки цветка (2–7–14–1).

5. Плод ягода у :

– огурца (12–6–11–13);
– смородины (6–11–12–13);
– яблони (11–13–6–12).

6. Оплодотворение у цветковых растений называется двойным потому, что:

– в нем участвуют два спермия, яйцеклетка и центральная клетка (17–18–21–20–1);
– оно происходит подряд два раза (17–20–18–21–1);
– в результате образуется два зародыша (20– 21–1–17–18).

7. Ветром распространяются плоды:

– дуба (17–19–22–1);
– яблони (1–22–19–17);
– одуванчика (17–22–19–1).

Правильные ответы (порядок соединения точек)

(1): 7–15–10–9; (2): 13–8–16–3–1; (3): 9–4–5–6; (4): 1–2–14–7; (5): 6–11–12–13; (6): 17–18–21–20–1; (7): 17–22–19–1.

Задание 2. Тест-рисунок «Тюльпан» (рис. 2)

1. При переносе пыльцы насекомыми с цветка на цветок происходит:

– самоопыление (7–11–5–10);
– перекрестное опыление (7–10–11–5);
– оплодотворение (15–7–10–11).

2. Одно из перечисленных растений размножается луковицами, это – ... :

– картофель (1–2–3–4–5);
– ландыш (2–3–1–5–4);
– тюльпан (3–1–2–4–5).

3. Околоцветник называется двойным, если в нем:

– лепестки и чашелистики располагаются по двум кругам (21–19–15–17);
– лепестки располагаются в два ряда (19–17–15–21);
– чашечка зеленая, а венчик белый (15–17–21–19).

4. Двудомные растения:

– огурец, кукуруза (16–4–14–18);
– яблоня, капуста (14–4–16–18);
– ива, крапива (18–16–14–4).

5. Плод костянку имеет:

– грецкий орех (7–17–9–8);
– слива (17–9–8–7);
– горох (9–7–8–17).

6. Из центральной клетки после ее слияния со спермием возникает:

– зародыш (13–7–3–15);
– зигота (15–7–3–13);
– эндосперм (7–3–13–15).

7. Плоды, активно разбрасывающие свои семена:

– бешеный огурец (15–16–20–22);
– яблоня (22–16–20–15);
– вишня (15–20–22–16).

8. Плод тыквина у:

– лимона (12–5–6–18);
– арбуза (5–6–12–18);
– тюльпана (12–6–18–5).

Правильные ответы (порядок соединения точек)

(1): 7–10–11–5; (2): 3–1–2–4–5; (3): 21–19–15–17; (4): 18–16–14–4; (5): 17–9–8–7; (6): 7–3–13–15; (7): 15–16–20–22; (8): 5–6–12–18.

А. Точечный рисунок к заданию 1
А. Точечный рисунок к заданию 1
Рис. 1
Б. Правильно выполненное задание 1
Б. Правильно выполненное задание 1

 

А. Точечный рисунок к заданию 2
А. Точечный рисунок к заданию 2
Рис. 2
Б. Правильно выполненное задание 2
Б. Правильно выполненное задание 2

 

Продолжение следует

Публикация произведена при поддержке интернет проекта Научи.ру. Посетив сайт проекта Научи.ру, который располагается по адресу http://nauchi.ru/, Вы найдете удобную поисковую систему, которая позволит быстро найти репетитора по нужному предмету. Репетиторы Научи.ру - это высококлассные педагоги с большим опытом работы, которые помогут поднять уровень знаний по тому или предмету, проведут подготовку к ЕГЭ или вступительным экзаменам. А так же, если Вы не хотите тратить время на поиск преподавателя, то к Вашим услугам возможность оставить заявку на поиск репетитора, и менеджеры Научи.ру бесплатно подберут наиболее подходящее Вам предложение.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru