XIV Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон–2005»

ОЛИМПИАДЫ, КОНКУРСЫ

А.В. АЛЬМИНДЕРОВА

XIV Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон–2005»

Фото В.А. Демидова

Международный Интеллект-клуб «Глюон» в рамках международной программы «Дети. Интеллект. Творчество» при участии Университета г. Ретимно (о. Крит, Греция), МГУ им. М.В. Ломоносова, Фонда некоммерческих программ «Династия» и при поддержке компаний «Кирилл и Мефодий», «Физикон», «1С», Издательского дома «Первое сентября» и журнала «Квант» провел очередную XIV Международную тест-рейтинговую олимпиаду «Интеллектуальный марафон–2005».

Олимпиада проходила 9–16 октября 2005 г. на территории уютного отеля «Rethymno bay» на берегу Средиземного моря в г. Ретимно.

Одаренные школьники из разных регионов России, Казахстана и Норвегии, проявившие интерес к фундаментальным наукам, соревновались в командных и индивидуальных турах по математике, физике, истории научных идей и открытий. В третий раз участвовали в олимпиаде школьники, интересующиеся экологией и биологией, и во второй раз – школьники, которые выбрали историю и культурологию.

Церемония открытия олимпиады проходила в мэрии города. На открытии выступили губернатор острова Крит, организаторы Олимпиады, представители мэрии и участники Олимпиады. После официальной части все участники осмотрели достопримечательности здания мэрии и сфотографировались на память. Дальше их ждали лабиринты и фрески знаменитого Кносского дворца, интересные экскурсии с посещением историко-археологического музея в столице острова, городе Ираклионе.

День завершился устными командными соревнованиями по истории научных идей и открытий в области физики-математики, экологии-биологии, истории и культурологии. Затем последовали напряженные рабочие дни Олимпиады, когда каждый школьник участвовал в командных и индивидуальных соревнованиях.

В один из экскурсионных дней участники съездили по маршруту: Ретимно–Сфендони, где познакомились со средневековым венецианским городом-крепостью и известной сталактито-сталагмитовой пещерой.

Закрытие олимпиады проходило в неформальной дружеской атмосфере. Организаторы и члены жюри поблагодарили участников за интересную совместную работу, сказали теплые слова всем, кто помогал в организации и проведении этого мероприятия. Во второй раз Международный Интеллект-клуб «Глюон» совместно с Издательским домом «Первое сентября» вручили специально учрежденный приз имени И.Л. Соловейчик лучшему ученику по математике и его учителю. Церемония награждения прошла в праздничной обстановке. Всем участникам вручили сертификаты и памятные подарки Олимпиады, а лучшие в индивидуальных и командных зачетах по всем номинациям были награждены дипломами, медалями, кубками и памятными сувенирами.

Абсолютным победителем Олимпиады «Интеллектуальный марафон–2005» в командном зачете стала сборная команда Краснодарского края (Россия). Ей был вручен главный приз соревнований – суперкубок и призы от спонсоров. Команда была лучшей в турах по математике, истории научных идей и открытий, и ей были вручены малые кубки соревнований.

Второе место в общем зачете, первое место в туре по математике, второе место по физике, истории научных идей и открытий заняла команда Классического лицея № 1 при РГУ (г. Ростов-на-Дону). Ей был вручен большой кубок за второе место в общем зачете и соответствующие дипломы за успехи в командных соревнованиях. На третье место вышла сборная команда Татарстана, которая стала третьей и в туре по физике. Ей также был вручен кубок и дипломы за успехи в командных соревнованиях.

На биолого-экологическом направлении Олимпиады победу одержала сборная Казахстана, на втором месте – представители Норвегии и на третьем – России. Всем им были вручены кубки, дипломы и призы олимпиады.

В индивидуальных соревнованиях абсолютным победителем олимпиады стал Арсений Хапланов (11-й класс, Классический лицей № 1 при РГУ). Ему были вручены Большая золотая медаль и Малая золотая медаль за I место по математике. Вторым призером в общем зачете стал Никита Хохуля (11-й класс, лицей ИСТЭК, г. Краснодар), ему была вручена Большая серебряная и Малая серебряная медали за II место по физике. Большую бронзовую медаль в общем зачете завоевал Алибек Омарбеков (Центр «Дарын», Казахстан).

В индивидуальном зачете по физике лучшим стал Эльдар Гарифулин (11-й класс, Классический лицей № 1 при РГУ), ему была вручена Малая золотая медаль. Владимир Сошенко (10-й класс, МТЛ, г. Новороссийск) получил бронзовую медаль за III место по физике, а Даулет Дянгузин и Мади Дюлборысов (оба – Центр «Дарын», Казахстан) были награждены соответственно за II и III место по математике Малой серебряной и Бронзовой медалями.

В индивидуальных соревнованиях по биологии и экологии победу одержала Юлия Меньчишева (Центр «Дарын», Казахстан), ей была вручена Золотая медаль. Второе место заняла Алия Джуматаева (Центр «Дарын», Казахстан), а третье – Ха Туйет Хай (Scedsmo school, Норвегия). Им были вручены соответственно Серебряная и Бронзовая медали.

Победителем Олимпиады по истории и культурологии стал Рустам Халиков (Центр «Дарын», Казахстан), ему была вручена Золотая медаль. Алиби Мустафин и Амина Капанова (Центр «Дарын», Казахстан) завоевали соответственно Серебряную и Бронзовую медали.

Все победители и призеры получили подарки и призы от организаторов и спонсоров Олимпиады.

Международный Интеллект-клуб «Глюон» приглашает региональные центры, школы, лицеи и гимназии, работающие с одаренными детьми, принять участие в XV Международной олимпиаде «Интеллектуальный марафон–2006», которая пройдет в октябре 2006 года в России.

Вопросы XIV Международной олимпиады «Интеллектуальный марафон–2005»

Секция биологии и экологии
Устный командный тур «История научных идей и открытий»

1. Наука диетология имеет древнюю историю. Назовите имя ученого, известного своими величайшими достижениями в области искусства врачевания и при жизни удостоившегося заслуженной славы. Ему также принадлежит трактат «О диете при острых болезнях», положивший начало рациональной диетологии: при лечении различных заболеваний им были установлены диеты применительно к формам болезней – острым, хроническим, хирургическим и др. Как часто его имя вспоминают и произносят сегодня?

2. Назовите ученого-естествоиспытателя, который способствовал использованию химических препаратов в медицине, критиковал учение Галена и Авиценны и на первой же лекции в Базеле на глазах изумленных студентов сжег трактаты этих ученых. На его надгробии выбита эпитафия: «Здесь погребен превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24-й день сентября сменил он жизнь на смерть».

3. Андреас Везалий справедливо считается создателем современной анатомии. В 1543 г. был напечатан его знаменитый трактат «О строении человеческого тела» в семи книгах. Взгляды этого ученого выходили за рамки медицинской науки, так как затрагивали церковное вероучение. Как вы думаете, чему была посвящена критика Библии великим ученым?

4. Назовите ученого (продолжив перечень ученых), которым за открытие в одной области благодарные потомки поставили памятники: в Мадриде – Мигелю Сервету, в Болонье – Карло Руини, в Пизе – Андреа Чезальпино, в Англии – …? Какое открытие ими было сделано и в чем его суть?

5. В историю науки этот ученый вошел не только как автор фундаментальных открытий и первый в мире организатор науки, но и как автор многих изобретений, одно из которых связано с регистрацией кислотности среды. Из чего было получено это вещество? Как называются такие вещества? Назовите имя ученого. Как впоследствии была названа основанная им организация «Общество наук»?

6. Этого естествоиспытателя научный мир в 1680 г. избрал действительным и равноправным членом Лондонского Королевского общества в нарушение существующего правила. Какого? Кто был этот естествоиспытатель, которому принадлежат слова: «Все мои старания направлены к одной только цели – сделать очевидной истину и приложить полученный мной небольшой талант к тому, чтобы отвлечь людей от старых и суеверных предрассудков»? Какие открытия им были сделаны? Известно, что открытия этого естествоиспытателя явились идеей для написания Джонатаном Свифтом своего знаменитого произведения «Путешествия Гулливера».

7. Деятельность этого ученого положила начало реформе науки биологии. Он не открыл новых областей знаний и неизвестных дотоле законов природы, но создал новый метод, посредством которого внес ясность, логику и порядок туда, где до него царили хаос и сумятица. Это был важный и необходимый вклад в науку, без которого ее дальнейший прогресс был бы невозможен. Назовите имя этого ученого и метод, который он предложил.

8. Многоплановая деятельность и изыскания этого ученого создали науку «ботаническая география», определили ее содержание. Назовите имя этого ученого и принцип, который был им положен в основание этой науки. Известно, что публичные лекции, прочитанные ученым, привлекали множество слушателей, среди которых можно было встретить представителей всех сословий: членов королевской семьи, важнейших сановников, придворных дам, студентов, профессоров и литераторов, ремесленников, торговцев, крестьян. Один из журналистов того времени писал в газетном отчете: «Зал не вмещал слушателей, а у слушателей не вмещалось в головах содержание лекции». В настоящее время существует ежегодно присуждаемая стипендия для проведения научных исследований в области естествознания, носящая имя этого ученого.

9. Автором теории типов, основанной на сравнительно-анатомических данных, по праву приоритета, считается Жорж Кювье, опубликовавший свою теорию в 1812 г. Карл Бэр самостоятельно пришел к подобным же выводам. Хотя труд его был напечатан в 1826 г., он также считается, наряду с Кювье, основателем теории типов. Какие дополнительные исследования дали ему такое право?

10. Термин ФЕНЕТИКА (от греч. phaino – являю, обнаруживаю) введен в 1973 г. российским биологом, одним из основоположников радиационной генетики, биоценологии и молекулярной биологии, 105-ю годовщину со дня рождения которого, научное сообщество отмечало в 2005 г. Что изучает эта наука и о каком ученом идет речь?

Секция «Биология» (письменный тур / индивидуальный зачет)

1. Современные биотехнологии позволяют выращивать культуру клеток, формировать из нее ткань, орган или целый организм. В начале 2005 г. в одном научном медицинском учреждении успешно завершился эксперимент по восстановлению небольшого участка спинного мозга в результате пересадки в поврежденный позвонок клеток, взятых из слизистой носа парализованного пациента. Восстановление целостности нервной ткани было настолько полным, что у пациента восстановилась подвижность парализованных прежде нижних конечностей. Дайте теоретическое обоснование этого эксперимента.

2. Стремительные темпы развития современной иммунологии расширяют не только наши знания о защитных силах организма, но и о жизни как биологическом процессе. Исследования последних лет показали, что иммунная система не только борется с внешней инфекцией, но и оберегает сердце, сосуды, почки, органы дыхания, активно участвует в поддержании гомеостаза организма. Какие проблемы, несмотря на достигнутые определенные успехи (какие?) в этой области, стоят перед иммунологами?

3. Опыт длительных космических полетов и высокогорных восхождений показал, насколько важную роль в экстремальных условиях играет питание. Какую роль должна выполнять пища, например, для спортсмена? В каком виде должны быть представлены необходимые продукты? Какого состава должна быть пища в определенные периоды восхождения, во время пребывания на разных высотах (в начале, середине и на заключительном этапе)? Ответ обоснуйте, учитывая как можно больше факторов.

4. Как вы думаете, от каких условий и факторов зависит форма птичьих стай. Почему стая группы ныряющих птиц, таких как гагары, поганки, крохали, бакланы, имеет вид четких линий – цепочек, углов, змеек; стаи нырковых уток выглядят более плотными, принимая форму заполненных углов; вороны, галки и грачи собираются в скученные, но упорядоченные стаи; для сорок и соек характерны скученные, беспорядочные, рыхлые стаи. Какой может быть общая закономерность формирования стай?

5. Почти четыре десятилетия функциональная асимметрия полушарий человеческого мозга прочно удерживает первенство среди направлений по исследованиям головного мозга. Явление асимметрии является неоднозначным: какими-то свойствами обладает только одно из полушарий, какими-то – оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимосвязи и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающего мира, различна их роль в творческой работе, неодинаково их отношение ко времени. Какие факты из этой области знаний вам известны? В ходе каких экспериментов можно доказать явление асимметрии?

6. Весной или поздней осенью большинство людей ощущает усталость, чувствуют себя вялыми, буквально «засыпают на ходу». Степень усталости у каждого проявляется строго индивидуально, но снижение работоспособности, рассеянное внимание, невозможность сосредоточиться на чем-то наблюдается у всех людей. Чем обусловлено такое явление?

Какой должна быть профилактика подобных явлений? Серьезные научные исследования свойств ряда растений показали наличие в них веществ, оказывающих благотворное воздействие на организм человека. Какими целебными свойствами обладают женьшень, лимонник, родиола розовая, левзея сафлоровидная, элеутерококк колючий, аралия маньчжурская, заманиха высокая и другие растения-биостимуляторы, о которых вы знаете?

Секция «Экология» (письменный тур / индивидуальный зачет)

1. Важная биологическая роль микроэлементов хорошо известна и доказана: она связана с активизацией каталитической активности многих ферментов. Исследования этого вопроса свидетельствуют, что от содержания и пропорций микроэлементов зависит иммунитет организма, возможность развития ряда заболеваний – рахита, нарушения кроветворения у человека; в сельском хозяйстве – урожайность, сроки вегетации и пищевая ценность растений. Поэтому важно иметь представление об источниках и путях формирования микроэлементного состава в природной среде и живых организмах. Ученые выяснили, что относительное содержание и пропорции таких микроэлементов, как сера, калий, хром, медь, цинк, мышьяк, селен, серебро, йод, кадмий, олово, сурьма, цезий, золото, ртуть, свинец, висмут, различны в разных средах. Их, например, намного больше в организмах растений, чем в почвах; почвы богаче, чем основные породы. Максимально обогащены ими воды океанов и глобальные аэрозоли. Различие в микроэлементном составе смежных и взаимно проникающих сред весьма существенно, и его нельзя объяснить исходя из сложившихся представлений о миграции химических элементов. Тщательное изучение проблемы показало, что коэффициенты обогащения сред микроэлементами закономерно уменьшаются в ряду: глобальные аэрозоли – вода океанов – мхи – высшие наземные растения – почва – земная кора – изверженные вулканами породы. Дайте научное объяснение наблюдаемым фактам.

2. Строительство автомобильных дорог и скоростных линий железнодорожного транспорта является неотъемлемой чертой современной цивилизации. Оцените экологические последствия техногенного воздействия высокоскоростной железнодорожной магистрали Петербург–Москва, которая частично пройдет по зоне Валдайского заповедника с севера на юг, откуда берут свое начало такие великие реки Европейской равнины, как Волга, Днепр, Западная Двина и другие, где сосредоточено много озер, в том числе Селигер и Валдайское.

3. Создавая заповедники или национальные парки, человек берет на себя ответственность за сохранность и приумножение видов животных и растений на охраняемой территории. Зачастую вмешательство человека приводит к серьезным нарушениям сложившегося баланса численности между хищником и жертвой. Дайте объяснение результатам одного из таких неудачных экспериментов, когда на одну из заповедных территорий умеренной климатической зоны, где проживала пара хищник–жертва, представленная рысью и зайцем, был подселен кролик из Канады, обладающий большей плодовитостью, чем заяц. В результате через определенный период вместо ожидаемого прироста численности рыси, в заповеднике исчезли зайцы, кролики и рысь. Постройте теоретическую кривую изменения численности животных.

4. В старинных трактатах есть сведения о том, что птицы, как и млекопитающие животные, могут впадать во временное оцепенение при понижении температуры окружающей среды. Например, у Аристотеля говорится, что такой способностью обладают аисты, скворцы и дикие голуби, которых во время холодов находили в состоянии оцепенения или в зимней спячке. Возможно ли это? Как птицы переживают неблагоприятный период: суточный, сезонный, погодный?

5. Озеленение городской среды – важный фактор сохранения здоровья человека. Какие принципы должны соблюдаться при посадке в парках и скверах, а также вдоль автомобильных трасс древесных растений, таких как береза, тополь, ель, клен, конский каштан, сосна, дуб, береза, лиственница, осина, сирень, боярышник, рябина, черемуха, туя, вяз, ясень, шиповник. Ответ обоснуйте.

6. Всемирная Организация Здравоохранения предупреждает о серьезной опасности эпидемии атипичной пневмонии, в которой повинен вирус птичьего гриппа. Как вы думаете, почему существует такая опасность и каковы пути решения этой проблемы?

Ответы в следующем номере

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru