Н.И. АСТАШИНА,
руководитель Эколого-краеведческого клуба
«Родник»
Воротынская СШ,
Нижегородская область
Окончание. См. № 12/2006
Братец Филин и Вредина-Зловредина
Экологическая сказка и методические
рекомендации по ее использованию
Методические
рекомендации
Информационный потенциал сказки
Роль хищных птиц в лесу как
регуляторов численности мелких грызунов и
санитаров леса.
Первоначальные представления о
родстве и единстве происхождения всех живых
организмов.
Биологические особенности некоторых
лесных птиц – филина и ястребиной совы.
Влияние человека на естественные
процессы в природе и ответственность за свои
действия.
Знакомство с Красной книгой.
Воспитательный потенциал сказки
Воспитание нравственных качеств:
доброжелательности друг к другу, толерантности,
ответственности за свои поступки.
Развитие познавательного интереса к
природе.
Воспитание культуры поведения.
Формирование положительного
отношения к хищным птицам – совам и филинам.
Воспитание экологической культуры.
Сказка предназначена для детей
младшего и среднего школьного возраста. Материал
сказки может быть использован руководителями
кружков эколого-биологической направленности,
классными руководителями, учителями биологии
для проведения внеклассной работы по предмету,
родителями. В зависимости от возраста детей, их
индивидуальных способностей и интересов, от
желания и возможностей учителя можно
использовать следующие формы работы со сказкой.
Для детей младшего школьного
возраста и семейного чтения
Целесообразно чтение сказки и ее
обсуждение, возможно, разбив сказку на несколько
занятий. Для лучшего понимания содержания сказки
нужно подготовить иллюстрации с изображением
филина и ястребиной совы – фотографии или
рисунки.
В первую очередь целесообразно
обсудить поведение героев сказки, выбрав
несколько вопросов из предложенных:
– Как вы думаете, почему
Вредина-Зловредина решила Филина из леса изжить?
– А правду ли она говорила, что Филин –
вредная для леса птица?
– А можно ли было людям верить Вредине,
что для них Филин вреден и опасен?
– Что случилось в лесу после того, как
из него Филина прогнали?
А вы хотели бы жить в деревне, где все
люди ссорятся и ругаются?
– А у вас в классе как ребята друг к
другу относятся – часто ли ссорятся, друг на
дружку наговаривают или, наоборот, дружат и друг
другу помогают?
– Как вы думаете, что случилось бы с
Филином, если бы он не встретил Ястребиную сову?
– Какой герой сказки вам понравился
больше всего и почему?
– О какой Красной книге говорили
ребята?
– Будете ли вы бояться, если в лесу
встретите филина или сову?
– Как людям нужно относиться к зверям,
птицам и ко всей природе?
После подведения итогов беседы можно
предложить ребятам нарисовать понравившихся
героев сказки.
Для ребят среднего школьного
возраста
Возможны формы, указанные выше, а
также:
– После прочтения первой части сказки
можно предложит ребятам самим придумать ее
финал. Эту форму можно использовать для
организации как индивидуальной, так и групповой
работы. Такая форма работы способствует развитию
творческих способностей детей, учит их
анализировать и прогнозировать ситуацию. Причем,
групповая форма также помогает развивать
коммуникативные умения – слушать друг друга,
предлагать свою точку зрения, создавать общий
коллективный ответ, версию развития событий.
– Материал сказки можно использовать
для создания ролевой игры, т.е. подготовить
театрализованное представление.
–
Для более внимательного и серьезного осмысления
сказки можно организовать среди ребят небольшой
конкурс, предварительно разделив их на группы.
Для такой формы использования сказки необходимо
один раз прочитать ее вслух для всех, затем
раздать текст сказки в каждую группу и в течение
ограниченного промежутка времени подготовить
краткие письменные ответы на вопросы.
1. Каково значение хищных птиц (сов,
филинов) в лесу?
2. Какие особенности строения и
жизнедеятельности филина вы запомнили?
3. Почему филина и ястребиную сову
можно считать родственниками?
4. Что вы узнали о Красной книге?
5. Чему учит нас сказка? Как вести себя
должны люди?
За каждый ответ группа получает
определенное количество очков. Команда,
набравшая наибольшее количество очков,
объявляется самой внимательной и
наблюдательной.
– Можно продолжить работу, предложив ребятам
подготовить материал к следующему занятию о
совах, обитающих в вашей местности.
|