Тип Круглые черви

Я ИДУ НА УРОК

Е.И. ШИЛО,
учитель биологии, г. Елизово, Камчатская обл.

Тип Круглые черви

Номер
учебного
элемента

Учебный материал с указанием задания

Рекомендации к выполнению

УЭ–0

Цель: изучить особенности образа жизни и строения круглых червей, выявить особенности паразитических круглых червей, сформулировать меры профилактики глистных заболеваний

Запись темы и цели на доске, подготовка листков контроля – 2 мин

УЭ–1

Задание 1. Повторение темы «Плоские черви»

Вариант 1

Вариант 2

1. Найди общее понятие: бычий цепень, эхинококк, свиной цепень

1. Найди общее понятие: печеночный сосальщик, белая планария, бычий цепень

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: присоски, циста, крючья, шипы. Какое слово лишнее?

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: лошадь, свинья, прудовик малый, человек. Какое слово лишнее?

3. О каком животном идет речь?
Животное длиной 1,5 см, имеет листовидное тело, обитает в заиленных частях прудов и ручьев, обычно на нижней стороне камней

3. О каком животном идет речь?
На личиночной стадии это животное паразитирует в теле малого прудовика, где размножается партеногенетически

Работайте индивидуально.
Запишите термины и сверьте с образцом на доске.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Время выполнения задания – 3 мин

УЭ–2

Задание 2. Общая характеристика типа Круглые черви

1. Количество видов, распространение.
2. Происхождение.
3. Внешнее строение, особенности кожно-мускульного мешка.
4. Полость тела.
5. Общий план строения пищеварительной системы.
6. Общий план строения нервной системы.
7. Особенности строения выделительной системы.
8. Особенности строения кровеносной системы.
9. Особенности строения дыхательной системы.
10. Особенности строения половой системы

Внимательно слушайте учителя, записывая основные признаки типа по предложенному алгоритму.
Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Время выполнения задания – 7 мин

УЭ–3

Задание 3. Какие признаки строения и жизнедеятельности круглых червей являются приспособлениями к паразитическому образу жизни?

1. Небольшие размеры тела.
2. Половой диморфизм (различие в строении самца и самки).
3. Большая плодовитость.
4. Плотная кутикула.
5. Хорошо развитый кожно-мускульный мешок.
6. Внутреннее оплодотворение.
7. Упрощение строения различных систем органов

Работайте самостоятельно с текстом учебника.
Сверьте ваши ответы с образцом на доске. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Время выполнения задания – 5 мин

УЭ–4

Задание 4. Сделайте краткий вывод из предложенного текста:

Нематоды часто паразитируют на растениях. Южная галловая нематода – обычный корневой паразит огурцов, томатов и др. На корнях растения нематоды вызывают образование опухолей – галлов. Потери урожая от галловых нематод достигают 60%. Свекловичная нематода вредит сахарной свекле. В тонких корешках поселяются самки, закупоривая проводящие пучки, что приводит к нарушению корневого питания. Урожайность растений падает в 2–3 раза. Стеблевая нематода картофеля распространена повсеместно. Черви длиной 1 мм развиваются в тканях клубня, превращая его в коричневую труху (сухая гниль). Наибольший ущерб эта нематода наносит картофелю в овощехранилищах (может погибнуть 80% хранящегося картофеля). Пшеничная угрица вызывает опасную болезнь пшеницы и некоторых других злаков. Вместо нормального зерна в колосе пораженного растения образуются галлы, содержащие до 15–17 тыс. личинок нематод, находящихся в состоянии анабиоза. В таком высушенном состоянии эта нематода очень жизнеспособна и не погибает до 20 лет

Прочитайте и обдумайте предложенный текст.
Запишите краткий вывод.
Задание оценивается в 3 балла.
Время выполнения задания – 5 мин

УЭ–5

Задание 5. Особенности строения и жизненный цикл аскариды человеческой

1. Где обитают половозрелые аскариды?
2. Какие условия необходимы для того, чтобы яйца аскариды начали развиваться?
3. Как попадают яйца аскариды в организм человека?
4. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать заражения?
5. Где личинка освобождается от яйцевых оболочек?
6. Как и через какие органы мигрируют личинки аскариды,         вышедшие из яйца?
7. Представьте себе личинок аскариды, активно мигрирующих     через различные органы человека. Какое влияние оказывают личинки аскариды на состояние и функции тех органов, через которые они мигрируют?
8. Как вы думаете, почему для развития личинки непременно должны попасть в дыхательную систему человека?
9. Куда и как попадают личинки из трахеи?
10. Где личинки превращаются в половозрелых особей?
11. Заболевание, вызываемое аскаридами, называется аскаридозом. Какой вред наносят взрослые аскариды?
12. Аскариды постоянно двигаются, рефлекторно пытаясь заползти в узкие проходы, чтобы их не выбросило при перистальтике кишечника. Поэтому они могут заползти в желчные пути, носовые ходы, евстахиеву трубу и среднее ухо. Какой вред они могут при этом принести человеку?

Прослушайте рассказ учителя о энтеробиозе – заболевании, вызываемом острицами.
Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза и энтеробиоза:

1. Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация).
2. Санитарный контроль продуктов (мясо, рыба).
3. Соблюдение правил личной гигиены.
4. Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений.
5. Систематические медицинские осмотры.
6. Очистка питьевой воды

Работайте с текстом учебника. Прочитайте текст и обсудите ответы на вопросы сначала с соседом по парте, затем вместе со всем классом и учителем.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6 (для каждого).
Время выполнения задания – 10 мин

 

 

 

 

 

Работайте индивидуально. Прослушав рассказ учителя, выпишите правильные, по вашему мнению, номера ответов. Сравните их с шаблоном на доске.
Время выполнения задания – 5 мин

УЭ–6

Выставление оценки

Подсчитайте общую сумму баллов, запишите её в контрольную карточку, выставьте оценку:
25–29 баллов – «5»;
20–24 балла – «4»;
15–19 баллов – «3»;
менее 15 баллов – «2»

УЭ–7

Домашнее задание: прочитать соответствующий параграф в учебнике, подготовить сообщение «Класс Коловратки – свободноживущие круглые черви»

Аскарида

Аскарида

 

Комментарий к выполнению модуля

  • Модуль адресован тем, кто работает по учебнику: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 класс. (М.: Дрофа, 2001).

  • При такой форме урока очень важна экономия времени. Поэтому записать тему и цель на доске, а также подготовить контрольные карточки необходимо заранее.

  • Ответы на задание 2 должны быть лаконичными.

  • Для выполнения задания 3 потребуется вспомнить материал предыдущего урока.

  • Задание 5, возможно, самое трудоемкое, потребует внимательной работы с текстом, изучения рисунков, схемы цикла развития аскариды и применения полученных ранее знаний о паразитизме как экологическом явлении. Некоторые вопросы (например, вопрос о последствиях воздействия личинок на различные органы) требуют размышления, догадки. Ответы следует искать в различных пособиях. В учебнике В.Б. Захарова и Н.И. Сонина есть краткое описание цикла.

  • На 8-й вопрос тоже нет прямого ответа в учебнике. Здесь важен сам поиск ответов и наличие у учащегося собственного варианта ответов. Все ответы важно обсудить с классом, учителем. Комментарий в учебнике к схеме цикла развития аскариды (с. 125) некорректен, поэтому следует уточнить, что вначале личинки попадают с током крови в печень, а затем уже в лёгкие.

Литература

1. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1975.

2. Сидоров Е.П. Зоология для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, 1998.

3. Слюсарев А.А. Биология с общей генетикой.– М.: Медицина, 1978.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru