«Птицы»

Я ИДУ НА УРОК

О.М. ШУЛИНА,
учитель биологии СОШ
№ 23, г. Пятигорск

«Птицы»

Викторина для 5–6-х классов

Викторину проводят учащиеся 7-х классов под руководством учителя биологии. Игра проходит в актовом зале. Учащиеся заранее выпускают стенгазеты с рассказами о птицах и вывешивают их в зале. На сцене размещаются чучела птиц и выставка книг о птицах. В викторине участвуют команды игроков и болельщики, которые могут помогать своим командам при ответах на вопросы. На обдумывание ответа отводится строго определенное время, правильный ответ оценивается в баллах. Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Такую викторину можно проводить в рамках недели биологии или посвятить ее Дню птиц.

Первый ведущий. Все вы знаете, что на нашей планете очень много разных птиц. Все они являются очень важной частью природы, и без них мы не можем представить свою жизнь. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц истинным украшением лесов, полей, парков. Не случайно замечательные творения поэтов, художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакома картина Саврасова «Грачи прилетели», романсы Глинки «Жаворонок», Алябьева «Соловей».

Второй ведущий. В настоящее время известно около 8600 видов птиц. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем 43 из них – за последние 200 лет. В Красную книгу мира записано 312 видов птиц. На территории нашего Ставропольского края обитает 275 видов различных птиц, из них в Красную книгу России занесено 15 видов. (Звучат голоса птиц, записанные на магнитофон.)

Далее проходит презентация команд. Каждая команда представляет свое название, эмблему и стенгазету.

Конкурс 1. Отгадай загадку

За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит – и легче. (Дятел.)

2. В серой шубке перьевой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей.)

3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока.
Называется... (Сорока.)

4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

5. На скале он строит дом
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться.
Два могучие крыла
Понесут его с гнезда. (Орел.)

6. Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками, к болоту. (Аист.)

7. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)

Конкурс 2. Узнай и расскажи

За правильный ответ – 5 баллов.

Каждая команда получает чучело птицы, например вороны, курицы, грача, сойки, стрепета, чайки, утки. Игроки должны узнать птицу и рассказать, где она живет, чем питается.

Конкурс 3. Кроссворд

Побеждает команда, которая быстрее заполнит поле кроссворда подходящими названиями птиц. За каждое слово – 1 балл.

(Сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь.)

Конкурс 4. Птицы Ставропольского края

Каждая команда представляет заранее подготовленный рассказ и рисунок о птице родного края (улар кавказский, или горная индейка; тетерев кавказский; цапля; лебедь; беркут; дрофа; журавль).

Конкурс 5. Птичьи разговоры

Каждая команда получает карточку с заданием: напротив каждого названия птицы написать, как она «разговаривает». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Птицы:

сорока – воробей –
курица – утка –
филин – гусь –
ворона – кукушка –
петух – журавль –

(Сорока – стрекочет; воробей – чирикает; курица – кудахчет; утка – крякает; филин – ухает; гусь – гогочет; ворона – каркает; кукушка – кукует; петух – кукарекает; журавль – курлычет.)

Конкурс 6. Рассказ-загадка «О какой птице идет речь?»

Каждой команде зачитывается рассказ-загадка, игроки за 30 секунд должны отгадать, о какой птице идет речь. За правильный ответ – 3 балла.

1. Маленький птенец тащит на спине тяжелый груз – другого птенца. Осторожно подвигается он со своей ношей к краю гнезда, опускает голову, упирается лбом в дно гнезда и вдруг резко откидывается назад. Птенец, который сидит у него на спине, падает из гнезда на землю. Птенец-агрессор скатывается на дно гнезда, отдыхает 10–15 мин и вновь поднимается на неокрепшие ножки. То же самое он проделывает с другими птенцами, пока не выкинет их всех из гнезда. Что это за птенец? (Птенец кукушки.)

2. Название птицы произошло от старого русского слова, означающего сжимать, сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест. Старинная легенда гласит, что когда Иисуса Христа распяли на кресте, к нему прилетела эта птичка и стала клювом вынимать колючки из тернового венца, пыталась вытащить и гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Христа. Но это оказалось ей не под силу, и кончик клюва у этой птицы перекрестился, а перья испачкались кровью и стали красными. За это в некоторых странах этих птиц зовут христовыми птицами. И еще одна особенность этих птиц: они выводят птенцов зимой и выкармливают их семенами хвойных деревьев. (Клесты.)

3. Эта птица может издавать и красивые, и неприятные звуки. Ее зовут «лесная флейта» и «лесная кошка». Она одна из самых красивых птиц наших лесов, но разглядеть ее нелегко, она прячется в густой листве. С юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже вовсю шумит листва, а улетает раньше всех. У нее яркое желто-золотистое оперение на груди, голове и спине, а крылья и хвост черные. (Иволга.)

4. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда – и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на все лады. (Соловей.)

5. Птица стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по краю крыши так быстро бегает, что и ножек не видно! Еще на бегу и выпады клювиком вправо и влево делает, как рапирой. Раз, два – и мухи нет! Та самая птичка, что на бегу покачивает длинным хвостиком. (Трясогузка.)

6. В природе эту некрупную птицу легко узнать по манере передвигаться. Это единственная птица наших лесов, способная передвигаться по стволам деревьев вниз головой. Пойманных насекомых она расклевывает, прижав лапкой, крупные семена вставляет в трещины коры и разбивает ударами клюва. (Поползень.)

Конкурс 7. Пословицы и поговорки

Команды по очереди называют пословицы и поговорки, где в названии упоминаются птицы. За каждую пословицу или поговорку – 1 балл. Побеждает та команда, которая назовет их больше остальных. Например:

– Метил в тетерева, а угодил в сук.
– Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.
– Где ворона ни летала, а ястребу в когти попала.
– Соловья за песни кормят.
– Далеко кулику до Петрова дня.
– Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
– И орел выше Солнца не летает.
– На словах – орел, а на деле – мокрая курица.
– Народу служить – не ворон ловить.

Пока жюри подводит итоги конкурсов, звучат голоса птиц, записанные на магнитофон.
После подведения итогов и вручения грамот и призов учащиеся выходят в школьный сад и развешивают скворечники, сделанные заранее на уроках трудового обучения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru