Вы спрашивали...
Уважаемые читатели!
В одном из весенних номеров «Биологии»
мы предложили вам присылать в редакцию письма с
интересующими вас вопросами о школьной жизни,
содержании и методике преподавания школьной
биологии и др. и обещали ответить на них как
силами редакции, так и с помощью компетентных
лиц. Мы получили достаточно большое количество
писем. Что же вас интересует?
Часть вопросов – риторические, это
даже не вопросы, а «крик души»: «Что важнее для
страны – количество четверок или пятерок или их
качество?» (В.М. Лучинская); «Когда, наконец,
начнут в нашей стране уважать учителя?!» (Е.А.
Усачева); «Почему экология не стала основой
образования и главной в естествознании?» (Л.Н.
Повзикова); «Как можно в такой стране как, Россия,
где у половины населения есть необходимость
что-то выращивать, свести к минимуму курс
ботаники?» (Н.А. Петрова); «Когда будет хороший
учебник для 10–11-х классов?» (Е.В. Смирнова) и т.д.
Ответы на одни вопросы очевидены. Другие требуют
серьезного разговора, рассмотрения разных точек
зрения, серьезной аргументации.
Ряд писем содержит не вопросы, а темы, о
которых вы хотели бы прочитать в нашем издании.
Многие учителя просят подробно рассказать о
профильном образовании. Особый интерес вызывают
элективные курсы. Этой теме будет посвящен
следующий номер «Биологии» – мы расскажем о том,
какие требования к ним предъявляются, о их
структуре, о том, как проводить занятия, приведем
программы уже опробованных курсов. Много
вопросов вызывает ЕГЭ. Также вы просите написать
об организации исследовательской и проектной
работы во внеурочное время, об индивидуальном
маршруте школьника (Л.Г. Воробьева); о том, как
учить девиантных детей биологии (Ф.В. Резакова); о
проведении полевых практик в условиях города
(О.В. Кирпичникова); о применении ролевых
экологических игр на уроках биологии (В.Б.
Прокофьева) и о многом-многом другом. Благодаря
этим письмам мы узнали, что вас интересует, о чем
бы вы хотели прочитать на страницах нашей газеты.
Самым интересным и актуальным темам мы
обязательно посвятим большие и подробные
материалы. И присылайте свои вопросы. Это поможет
нам сделать газету более содержательной и
полезной для наших читателей.
Мы благодарим всех учителей,
приславших нам свои вопросы. На некоторые из них
мы ответим в этом номере. Если же вы не нашли
среди них свой вопрос – не огорчайтесь. Читайте
нашу новую рубрику «Вопрос–ответ», вы
обязательно получите ответы на многие вопросы и,
надеемся, узнаете много полезного.
А самый активный читатель, как мы и
обещали, получает приз. Им стал Долгин Василий
Леонидович, приславший шесть вопросов.
Здесь произошла некоторая путаница.
«Школа дикой природы» никогда не была рубрикой
нашей газеты. Это программа обучения
исследовательской деятельности, разработанная
группой московских педагогов. Сейчас такая
«Школа» функционирует в Чувашии. Мы обязательно
свяжемся с ее организаторами и дадим на
страницах «Биологии» подробную информацию о ней.
Как преподавать разделы
«Возникновение жизни на Земле» и «Дарвинизм» в
свете последних тенденций? (Н.Н. Савельева.)
Началось нашествие «научного
креационизма» на школьную биологию. Что делать?
(Г.Л. Муравник.)
В основе всякой науки лежат достоверно
известные научные факты, опираясь на них и нужно
преподавать биологию в школе, в том числе и
указанные темы. Кроме того, в «Образовательном
стандарте основного общего образования по
биологии» четко прописаны все темы и их
содержание, а также цели и задачи преподавания
биологии.
Я имею 2-ю квалификационнную
категорию и хочу аттестоваться сразу на высшую,
но администрация учреждения говорит, что так
нельзя. Нужно сначала получить 1-ю категорию, а
потом аттестоваться на высшую. Скажите,
пожалуйста, можно ли аттестоваться со 2-й сразу на
высшую категорию? (В.М. Леонов.)
Документами о проведении аттестации
педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений не предусмотрены
запреты, о которых Вы пишете. Более того,
документы предоставляют возможность педагогам
подавать заявление о прохождении аттестации на
любую аттестационную категорию независимо от
наличия предыдущей. (Е.Болотова, начальник отдела
Университета РАО.)
Сейчас выходит очень много
образовательной литературы, в том числе и по
проблемам психологии подростков. Мы можем,
порекомендовать, например, следующие издания:
Кон И.С. Психология старшеклассника.
М.: Просвещение, 1987.
Практическая психология образования / Под ред.
И.В. Дубровиной. – М., ТЦ «Сфера», 2000.
Психология подростка. Полное руководство / Под
ред. А.А. Реана, – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.
Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология
для старшеклассников. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2001.
Кроме того, советуем вам обратиться к
изданию «Школьный психолог» (ИД «Первое
сентября») – здесь вы найдете не только много
интересных и полезных материалов, но и сможете
задать свой вопрос специалистам.
Законодательство в сфере образования
позволяет образовательному учреждению в
пределах своих фондов на оплату труда
устанавливать специалистам, имеющим такое
звание, оплату труда с применением тарифного
коэффициента, соответствующего более высокому
разряду, чем это предусмотрено
тарифно-квалификационными характеристиками
(требованиями) по должностям работников
учреждений образования. В локальных актах
образовательного учреждения может быть
предусмотрено повышение ставки заработной платы
учителям и преподавателям всех специальностей,
воспитателям, методистам и др. (Е.Болотова,
начальник отдела Университета РАО.)
Как правильно готовиться к ЕГЭ? (Т.П.
Сидорова.)
Когда будет учебник, по которому
можно готовиться к ЕГЭ? (О.Н. Дроздова.)
Если говорить в общем, то подготовка к
ЕГЭ должна включать в себя изучение школьного
курса биологии по существующим учебникам и
пособиям, а затем тренировку в выполнении тестов,
аналогичних заданиям ЕГЭ. Конечно, здесь есть
масса нюансов. В следующем учебном году мы
планируем опубликовать серию материалов о
подготовке к ЕГЭ. Что касается учебника для
подготовки к ЕГЭ, приведем ответ А.Г. Ершова,
директора Федерального института
педагогических измерений (ФИПИ):
«Для организации и проведения
экспертизы учебных и учебно-методических
пособий по подготовке к единому
государственному экзамену и государственной
(итоговой) аттестации выпускников IX, XI (XII) классов
образовательных учреждений создан Экспертный
совет Федерального государственного научного
учреждения «Федеральный институт
педагогических измерений» (ФИПИ). При
положительных результатах экспертизы учебному
изданию присваивается гриф «Допущено
Федеральным институтом педагогических
измерений к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях в
качестве учебного пособия для подготовки к
единому государственному экзамену».
Все издания, получившие гриф ФИПИ, включаются в
ежегодный Перечень учебных изданий, допущенных
ФИПИ к использованию в образовательном процессе
в общеобразовательных учреждениях в качестве
учебного пособия для подготовки к ЕГЭ. Указанный
перечень ежегодно направляется в органы
управления образованием субъектов РФ и
размещается в Интернете на сайтах Рособрнадзора
(http://www.obrnadzor.gov.ru) и ФИПИ (http://www.fipi.ru).
Как согласовать школьную программу
по биологии с программой для поступающих в вуз?
(Н.Н. Горчакова.)
В школе учат одному, а на
вступительных экзаменах спрашивают совсем
другое. Почему? (Е.И. Калинкина.)
Вузы не имеют права включать в
программу вступительных экзаменов вопросы,
выходящие за рамки школьной программы. Правда,
бывает, что экзаменаторы хитрят, задавая
дополнительные вопросы, выходящие за рамки
школы. Этого делать они не имеют права. Если факт
таких вопросов удается доказать, результаты
экзамена отменяются. Ожидается, что ЕГЭ снимет
проблему несоответствия школьной программы и
программы вступительных экзаменов в вуз.
Когда издательством «Владос» будет
выпущена программа по элективному курсу по
учебникам А.И. Никишова? (Л.В. Диденко.)
Когда будет напечатана
издательством «Владос» программа по биологии к
комплекту А.И. Никишова? (Т.А. Чуева.)
Когда издательство «Дрофа» издаст
комплект таблиц для 5–9-х классов к программе Н.И.
Сонина? (О.Г. Напехина.)
Эту информацию можно получить,
обратившись в сами издательства.
Издательство «Владос»: http://www.vlados.ru; (495) 437-99-98.
Издательство «Дрофа»: http://www.drofa.ru;
(495) 795-05-50, 795-05-51.
Диссоциация воды представляет собой
равновесный процесс:
Н2О
Н+ + ОН –.
Константа равновесия этого процесса
равна:
Кр = [H+] [OH–] / [H2O],
где в квадратных скобках указаны
концентрации в молях на 1 л. Величина этой
константы равновесия при любой заданной
температуре может быть вычислена на основании
данных по электропроводности чистой
дистиллированной воды. Концентрация [H2O] в
чистой воде очень высока (она равна числу граммов
H2O в 1 л, деленному на ее молекулярный вес,
т.е. 1000/18 = 55,5 М), а концентрация ионов Н+ и ОН–
очень мала (1 x 710–7 М при 25 x 7С); столь слабая
ионизация не может заметно изменить молярную
концентрацию воды, Таким образом, выражение для
константы равновесия можно упростить:
55,5 x 7Кр = [H+] [OH–],
а выражение 55,5 x 7Кр можно
заменить на константу Кw, называемую ионным
произведением воды:
Кw = [H+] [OH–].
Величина Кw при 25 x 7С равна 1,0 x 710-14.
В кислом растворе концентрация ионов [H+]
относительно велика, а концентрация ионов [OH–]
соответственно мала; в щелочном растворе –
наоборот.
Величина Кw, или ионное произведение воды,
служит основой для шкалы рН, при помощи которой
оценивают истинную концентрацию ионов H+ (и,
следовательно, ионов OH–) в любом водном
растворе в диапазоне кислотности между
1,0 М H+ и 1,0 М OH–. Величина рН
определяется из уравнения:
рН = lg 1/[H+] = – lg [H+].
В строго нейтральном растворе при 25 x
7С:
[H+] = [OH–] = 1,0 x 710–7 М.
рН такого раствора равно
рН = lg (1/ 1,0 x 710–7 = 7,0.
Таким образом, значение 7,0 для рН
строго нейтрального раствора – отнюдь не
произвольно выбранная цифра; оно выводится из
абсолютного значения ионного произведения воды
при 25 x 7С. Следует иметь в виду, что шкала рН
является логарифмической, а не арифметической.
Когда говорят, что два раствора отличаются друг
от друга на единицу рН, то это значит, что
концентрация ионов водорода в одном из растворов
в 10 раз выше, чем в другом.
Кислотно-основные индикаторы
|