Знания для жизни

КОПИЛКА ОПЫТА

С.И. КУМИЧЕВА,
учитель биологии МОУ «Лицей»,
пос. Васильково,
Калининградская обл.

Знания для жизни

Жизнь как дыхание – вдох, выдох и снова вдох...
Жизнь как дорога – подъем, спуск и снова подъем...
Жизнь как море – штиль, шторм и снова штиль...

А.Маркуша. «Азбука ЗАмужества»

Мечтала ли я быть учителем с детства? Наверное, нет. Я любила учиться, писала стихи. Педагоги прочили мне будущее поэта. Но... Когда я впервые вошла в класс в качестве учителя, я поняла: «Это мое!» С тех пор прошло 13 лет, и я могу, проанализировав свой опыт, сформулировать свою педагогическую философию: «Философия есть размышление о том, чего требует от нас известное – какого отклика... Философию можно определить как мышление, осознавшее себя, нашедшее свое место и функцию в опыте» (Д.Дьюи «Демократия и образование»). Какую же я ставлю перед собой цель, какие задачи пытаюсь решить? Каким способом? Итак, цель моей педагогической деятельности – учить добывать знания для жизни. Не набор фактов, а именно знания. Отсюда и задачи: использовать мыслительную деятельность учащихся для познания самих себя, для укрепления здоровья, физического и нравственного; для познания окружающего мира, того, как влияет среда на человека и как человек влияет на среду.

В старину говорили: «Хлеб всему голова». А сегодня эту мудрость можно перефразировать так: «Здоровье – всему голова», ибо его отсутствие – полное или частичное – лишает человека многих повседневных радостей: активной жизни, труда, любви, увлекательных путешествий. Мы, взрослые, понимаем, что «моторы разрушают здоровье нации, потому что в наши дни уже никто не ходит ногами, не копает руками... Ребенок, однако, абсолютно не осознает проблемы здоровья» (А.Нилл «Саммерхилл – воспитание свободой»). Потому считаю очень важным вести разговор о здоровом образе жизни не навязчиво, а направлять его в интересующее ребенка русло. «...В любой работе у него есть только один мотив – интерес в данный момент» (А.Нилл). Моя задача, как учителя биологии, – развивать этот интерес, не назидая. Это – жизнь, это – вдох, это – подъем.

Юля, десятиклассница, худенькая, с бледным личиком, часто болеет: «Мне некогда бывать на свежем воздухе, я много учусь, а еще я хочу заниматься научной работой по биологии». Я знаю, можно совместить приятное с полезным. Сотрудничая с Российским государственным университетом имени И.Канта, мы получаем посильные для школьников задания. И вот вчетвером, десятиклассницы и я, отправляемся на сбор данных для научно-исследовательской работы «Зимний учет водоплавающих птиц центральных водоемов города Калининграда». Наш маршрут пролегает по берегам Верхнего и Нижнего озер, при этом расширяется кругозор, помогающий осмыслить сложные взаимосвязи организма со средой обитания, глубже проникнуть в мир живой природы. Ни одно ТСО не способно создать эмоциональный настрой настолько сильно.

Иллюстрацией приобщения к здоровому образу жизни через интерес является и работа моих детей в Калининградском зоопарке. Все свободное время в дни летних каникул они посвящали уходу и наблюдениям за его обитателями. И я поняла, что выполнила свою задачу, избежав того, чего так опасался Аристотель, говоря: «Всякая работа по найму наравне с другими занятиями, которые плохо сказываются на состоянии тела, – механическая...» Труд учениц 9-го класса был отмечен администрацией зоопарка, от которой в наш лицей пришло благодарственное письмо. Кроме ухода за животными, девочки проводили эксперимент по изучению законов селекции на примере гуппи.

Важным компонентом здоровья является и правильное питание. На занятии кружка «Юные исследователи природы» пятиклассники рассуждают на тему: «Как мы получаем энергию из пищи?» Создаются замечательные творческие работы, например сказка-быль «Путешествие бутерброда»:

С радостью (я был голодный)
Бутерброд мне прыгнул в рот.
И желудок мой свободный
Замурлыкал, словно кот.

Только зубы разжевали,
Как под действием слюны
Углеводы бутерброда
Доказали, как сладки.

Углеводы расщеплялись,
Мои силы возвращались...

(Группа учеников 5 «А» класса)

Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. И решить эту проблему могут лишь знания, ставшие нормой жизни. Знания для жизни. Знания, воспитывающие любознательность ребенка, стремление познать самого себя и окружающий мир. Добывание этих знаний через развитие творческой активности ребят – это и есть основная задача моей педагогической деятельности.

Фото В.Зубаренковой

Я вхожу в класс. Передо мной – ряды мальчишек и девчонок, таких похожих и вместе с тем таких разных. Пройдут годы – кем они станут? Есть ли среди них будущие незаурядные личности? А почему, собственно, будущие? Разве нет в них сейчас чего-то такого, что со временем прорастет, окрепнет, утвердится? Ведь талант нужно разглядеть, угадать. Как это сделать? Важно найти контакт с учащимися. Обратиться к каждому, сидящему в классе. Важно не оттолкнуть ребенка. Мир детских чувств еще очень хрупок.

Случайное обидное слово – и в итоге теряется вера в себя, а богатство, скрытое внутри, тускнеет, черствеет, умирает. И наши питомцы прячут свои способности, наступает «безделье за партой, безделье месяцы и годы». Все дети изначально талантливы и любознательны, и во многом именно от нас зависит, насколько разовьются их таланты, будет ли удовлетворена их природная тяга к знаниям. Мы не имеем права забывать, что романтика научного поиска, радость познания – это то, чему должно, необходимо учить детей. Я преподаю биологию и считаю, что этот предмет позволяет не механически формировать знания, умения и навыки, а развивать глубокий интерес к науке, к самому человеку с его способностью творчески мыслить, созидать, учитывая при этом возрастные особенности и темперамент каждого ученика.

Как осуществить сказанное на деле? Вопросы, вопросы, вопросы... Поиск ведется по многим направлениям. Среди них – использование средств активизации эмоциональных и мыслительных процессов, познавательного интереса учащихся. Одна из методик – игровая. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Я чувствую, я знаю это. И вот пятиклассники отправляются в воображаемое путешествие «По звездной дороге». Готовились к «полету» заранее: собирали сведения о планетах – «пунктах назначения», описывали предыдущие «приключения»:

Наша планета от других отличается,
И не каждый год на небе встречается,
Смогу я увидеть планету свою,
И добрую песню о ней я спою.
Марс красный,
похож на пламя костра,
Я снова лечу, лечу я туда!..

Это отрывок из стихотворения ученицы. Я счастлива – дети развивают свой талант. Капитанами экипажей становятся те, кого часто называют «слабоуспевающими». Но как они воодушевляются, какими уверенными себя чувствуют! Ведь это именно от них зависит успех команды! Их ответ принесет большее количество баллов. Вся команда помогает им разобраться в проблемах, предлагаемых учителем. «Почему Незнайка и его друзья замерзли, поднимаясь на воздушном шаре ближе к Солнцу?» И как обрадовали меня слова капитана Жени: «Я знаю!» Это удача, это счастье! Это нравственно здоровые дети.

Важно, чтобы на уроке царила атмосфера учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, размышлять, открывать что-то новое. Как добиться этого? Через создание проблемных ситуаций. Активную мыслительную деятельность вызывают вопросы, требующие выявления сходства и различия. Внимательно следят ребята за развитием урока. Как напряглись их лица – они задумались над поставленной проблемой: «Прав ли был Аристотель, говоря, что «растение – это перевернутое вниз головой животное?» Шестой класс... У них уже есть достаточный запас знаний, но вижу в глазах неуверенность: «Аристотель – великий ученый. Мог ли он ошибиться?» Вначале послышались робкие ответы: «Наверное, прав». «Я думаю, что Аристотель ошибался!» – прозвучал протест. И тут началось. Каждый нашел, чем возразить Аристотелю. «Вы мои маленькие ученые», – говорю я им. Ребята довольны. Я уверена, что люди, умеющие грамотно спорить, свободны от предрассудков, а значит, духовно здоровы. «Обучать не всех, а каждого» – этот девиз современной школы мне наиболее близок. Каждый ребенок умеет творчески мыслить, и наша задача – не дать этой способности увянуть. И чем старше он становится, тем более сильной может стать его мысль, нужно только, чтобы он окунулся в среду, где главенствуют мечта, фантазия, творчество. Еще Сухомлинский писал: «Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не дает ребятам даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества... Подмена мысли памятью... – большой порок».

Урок биологии должен быть не только проблемным, но и ярким, ведь яркое дольше остается в памяти. Цель таких уроков проста – оживить скучное, заинтересовать обыденным, увлечь творчеством, в каждом ребенке отыскать или поэта, или оратора, или чтеца, или художника. Мы читаем волнующую душу лирику Лермонтова, Некрасова, Цветаевой; мы любуемся пейзажами Айвазовского, Куинджи. Дети учатся чувствовать прекрасное, их духовное здоровье передается всему организму. И это успех, это счастье. Домашние задания – это тоже поиск. Очень важно, чтобы они не перегружали ребят. Это нанесет вред здоровью, испортит настроение. Поэтому задания предлагаю на выбор. Особой популярностью пользуются творческие домашние задания: «Подумайте, что важнее для растений – корни или листья»? Ответ ученика получился в виде замечательного стихотворения:

Однажды разгорелся спор
У листьев и корней:
Кто лучше, кто нужнее всех,
И кто же всех главней?

На вопрос о строении и значении слухового анализатора ответ дан в виде сказки «Звук в стране Ушландии», а о значении спинного мозга были написаны целые оды. Нет нужды повторять: если урок и домашнее задание сводятся к безликой констатации многообразия животного и растительного мира, характеристик внутреннего и внешнего строения организмов, правил гигиены и здорового образа жизни, то общение с классом будет носить формальный характер. Этого нельзя допустить! Это калечит душу и тело! Я учу детей бережному отношению к природе. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков... – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» (В.А. Сухомлинский).

Очень важно задать высокий темп с первых минут урока. «Значит, и ты знаешь, что такое жажда? Но он не ответил. Он сказал просто: «Вода бывает нужна и сердцу... », – это не просто диалог из «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери, это не просто эпиграф к уроку, это толчок к рассуждению, к добыче знаний по крупицам, шаг за шагом. Мы рассматриваем взаимосвязи в нашем многосложном мире, мы обнаруживаем, что природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к природе могут быть катастрофическими и бумерангом вернутся к нам.

Не все получается одинаково успешно, но с годами накапливается опыт, исправляются ошибки. Да, порой катастрофически не хватает времени. Да, случаются и неудачи. Но я все же пытаюсь что-то делать «не лекарствами вроде нравственных поучений и наказаний, а натуральными средствами – принятием, заботой, терпимостью» (А.Нилл).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru