Словарь-справочник в вопросах и ответах

АБИТУРИЕНТУ

ЛЕРНЕР Г.И.

Продолжение. См. № 22, 23/2005, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13/2006

Словарь-справочник в вопросах и ответах

(6–11-е классы)

  • Что считалось по теории А.И. Опарина и Дж.Холдейна основным источником энергии на Земле?

Ответ. Ультрафиолетовое излучение Солнца.

  • Что представляла собой атмосфера древней Земли?

Ответ. Первичная атмосфера Земли состояла из паров воды, аммиака, метана, оксидов углерода – СО и СО2, водорода. При взаимодействии этих веществ в условиях высоких температур из смеси газов постепенно могут образовываться биологические мономеры, что и было доказано в опытах С.Миллера.

ПРОКАРИОТЫ – организмы, клетки которых не имеют ограниченного мембраной ядра; к прокариотам относятся все бактерии, включая архебактерии и цианобактерии, актиномицеты.

  • Каких органоидов нет у прокариот по сравнению с эукариотами?

Ответ. Цитоплазма прокариот не содержит митохондрий, пластид, ЭПС, ядра, вся генетическая информация содержится в одной кольцевой молекуле ДНК.

  • Как передается у прокариот наследственная информация?

Ответ. Информация передается в ходе транскрипции ДНК. Репликация ДНК начинается в точке прикрепления кольцевой хромосомы к цитоплазматической мембране, где локализован ферментативный аппарат, ответственный за репликацию. Деление молекулы ДНК предшествует делению клетки.

ПРОРАСТАНИЕ СЕМЯН – переход семян от состояния покоя к вегетативному росту зародыша и развивающегося из него проростка.

  • Сочетание каких абиотических факторов влияет на прорастание семян?

Ответ. Прорастание начинается при благоприятном для каждого вида растений сочетании влажности, температуры и аэрации в почве.

  • Что такое всхожесть семян?

Ответ. Это процент семян, давших нормальные проростки в оптимальных для них условиях за определенный срок. Если семена прорастают быстро и дружно, то говорят о хорошей всхожести.

  • Какова роль ферментов в прорастании семян?

Ответ. При прорастании семян ферменты переходят в активное состояние, начинается расщепление запасных органических соединений и усиливается дыхание. Ферменты участвуют в синтезе белков, жиров и углеводов.

  • Откуда прорастающий зародыш получает вещества и энергию для своего развития?

Ответ. Из семядолей или эндосперма, в которых содержатся необходимые запасы питательных веществ. После появления первых листьев начинается фотосинтез, пополняющий эти запасы.

ПРОСТЕЙШИЕ (Protozoa) – одноклеточные эукариотные организмы.

  • Назовите несколько признаков, общих для всех простейших.

Ответ. Все простейшие – эукариоты. Имеют чаще всего одно ядро (бывают и многоядерные формы), имеют микроскопические размеры, большинство способно к образованию цисты.

  • Назовите основных представителей простейших.

Ответ. К простейшим относятся следующие типы одноклеточных организмов: споровики (представитель – малярийный плазмодий); жгутиковые (представители – эвглена зеленая, лямблия); саркодовые (представители – амёбы, фораминиферы), инфузории (представители – туфелька, балантидий.)

ПТИЦЫ – класс позвоночных животных.

  • Каковы особенности строения птиц, связанные с их приспособленностью к полету?

Ответ. Тело имеет обтекаемую форму, его масса облегчена благодаря легким и прочным пневматическим костям, утрате зубов, одного яичника и мочевого пузыря. Кости различных отделов скелета срослись, подвижен только шейный отдел. Наличие киля увеличивает площадь прикрепления грудных мышц, опускающих крылья. Перьевой покров обеспечивает аэродинамические свойства.

  • Какие физиологические особенности птиц обеспечивают им возможность летать?

Ответ. У птиц уровень обмена веществ значительно выше, чем у других позвоночных. Они быстро перетирают и переваривают пищу, быстро расщепляют органические вещества с помощью ферментов, работающих при постоянной и высокой (около 40 °C) температуре тела. У птиц два круга кровообращения с полным разделением крови на артериальный и венозный потоки, высокая частота сердцебиения.

  • Какие особенности использования кислорода есть у птиц?

Ответ. В крови птиц больше углеводов, чем в крови представителей других классов, следовательно, есть дополнительные источники энергии. В мышцах содержится миоглобин – белок, активно связывающий кислород, который используется при окислении, в первую очередь, углеводов.
Птицам свойственна система «двойного дыхания», обусловливающая практически непрерывное (даже на выдохе) поступление свежего воздуха в легкие. Скорость газообмена зависит от частоты взмахов крыльями: чем больше эта частота, тем интенсивнее газообмен.

ПУПОВИНА – тяж, соединяющий у всех плацентарных животных и человека плод с плацентой и через нее с организмом матери.

ПЫЛЬЦА – совокупность пыльцевых зерен (пылинок), образующихся в гнездах пыльника и служащих для полового размножения семенных растений.

  • Какие приспособления имеет пыльца растений к переносу ветром или насекомыми?

Ответ. У ветроопыляемых растений пыльца сухая и легкая. У насекомоопыляемых растений пыльца крупная, клейкая, чаще с запахом и ярким цветом.

  • Что представляет из себя пылинка?

Ответ. Пылинка, или пыльцевое зерно, – это мужской гаметофит семенного растения. Ко времени опыления пылинка покрытосеменных состоит из одной (у голосеменных из нескольких) вегетативной и одной генеративной клетки. Из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, а из генеративной – два спермия, участвующих в двойном оплодотворении (См.).

Р

РАКООБРАЗНЫЕ (Сrustacea) – класс членистоногих. Произошли, по одной гипотезе, от трилобитов, по другой – от кольчатых червей.

  • Назовите основные характерные особенности высших (десятиногих) ракообразных.

Ответ. У высших ракообразных на голове две пары усиков, сложные глаза, тело состоит из 18 сегментов, из которых 12 составляют головогрудь и 6 – брюшко. Первая пара ходильных ног превращена в клешни. Тело покрыто хитиновой кутикулой. Дышат жабрами, кровеносная система незамкнута. Желудок разделен на два отдела – жевательный и цедильный.

  • Какие признаки ракообразных говорят об их родстве с кольчатыми червями или трилобитами?

Ответ. На родство с этими животными указывает расчлененность тела на сегменты, узловое строение нервной системы, сходство в строении жабр и конечностей у низших представителей ракообразных.

РАСТЕНИЯ (Plantae) – царство живых организмов; автотрофные организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих, как правило, из целлюлозы. Запасным питательным веществом обычно служит крахмал.

  • Всегда ли легко отличить растения от животных?

Ответ. Высшие растения легко отличимы от животных. В случае одноклеточных организмов отличия могут быть не так заметны. Например, эвгленовых некоторые зоологи считают водорослями, другие их относят к представителям типа жгутиконосцев царства животных.

  • Какие особенности строения и жизнедеятельности растений сформировались в процессе эволюции в связи с их распространением на суше?

Ответ. К таким особенностям относятся:

– спорообразование как способ выживания в засушливых условиях и расселения с помощью ветра;
– развитие механических и водопроводящих тканей и формирование органов – корней, стеблей, листьев;
– развитие с преимущественно половым размножением и с постепенным снижением зависимости от наличия воды при оплодотворении.

РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА – элементарная единица строения, развития и размножения одноклеточных и многоклеточных растительных организмов.

  • Назовите отличия растительной клетки от животной.

Ответ. Клетки растений покрыты клеточной оболочкой (стенкой), выполняющей не только барьерные, но и опорные функции. В цитоплазме растительных клеток всегда есть одна крупная или множество мелких вакуолей, заполненных клеточным соком или воздухом. Важными органоидами растительных клеток являются пластиды – хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.

  • Докажите общность строения клеток всех живых организмов.

Ответ. Клетки всех живых существ, от бактерий до человека, имеют сходный химический состав, сходные механизмы развития, обмена веществ, воспроизведения. Различия, в основном, связаны с уровнем развития организма и принадлежностью его к определенному царству. Так, у прокариот отсутствует оформленное ядро, митохондрии, настоящие хромосомы, пластиды. У растительных клеток есть образования, отличающие их от клеток животных, – клеточная стенка, пластиды, крупные вакуоли.

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА – совокупность совместно обитающих растительных организмов разных видов, образующих определенную экологическую группу. Растительное сообщество еще называют фитоценозом, представляющим собой часть биоценоза.

РЕДУЦЕНТЫ (от лат. reducentis – возвращающий, восстанавливающий) – организмы, питающиеся мертвым органическим веществом и подвергающие его минерализации, т.е. разрушению до более или менее простых неорганических соединений, которые затем используются продуцентами (См.).

  • Какие организмы относятся к редуцентам?

Ответ. К редуцентам относятся бактерии, грибы, дождевые и другие почвенные черви.

  • Какова роль редуцентов в биосфере?

Ответ. Редуценты участвуют в окончательном разложении органических соединений и возвращении в круговорот минеральных веществ, азота, фосфора, углерода в виде неорганических соединений.

РЕПРОДУКТИВНЕ ОРГАНЫ (от лат. re – приставка, обозначающая возобновление, повторение и produco – создаю) – органы растений и животных, выполняющие функции размножения.

  • Назовите органы размножения растений.

Ответ. У водорослей, мхов, хвощей, плаунов и папоротников к таким органам относятся спорангии (органы бесполого размножения) и гаметангии – антеридии и архегонии (органы полового размножения). У голосеменных – мужские и женские шишки, у покрытосеменных – цветок.

  • Какие репродуктивные органы существуют у животных?

Ответ. У животных, размножающихся бесполым путем, специальных органов размножения нет. У многоклеточных животных репродуктивными органами считаются половые органы.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА – совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса.

  • Из каких участков состоит рефлекторная дуга?

Ответ. Рефлекторная дуга включает, как правило, следующие участки: 1) рецепторы, воспринимающие раздражение, поступившее из внешней или внутренней среды; 2) чувствительные (афферентные) нервные волокна, проводящие возбуждение к центральной нервной системе; 3) центры головного или спинного мозга, передающие возбуждение на вставочные нейроны; 4) вставочные нейроны, передающие возбуждение к двигательным (эфферентным) нервным волокнам; 5) двигательные нейроны; 6) исполнительные органы – мышцы и железы.

  • Почему нервный импульс проводится только в одном направлении?

Ответ. Возбуждение проводится от нейрона к нейрону через синапсы (См.), что допускает передачу импульса только в одном направлении.

  • Чем отличаются у позвоночных рефлекторные дуги безусловных рефлексов от дуг условных рефлексов?

Ответ. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов у позвоночных животных проходят через спинной мозг. Дуги условных рефлексов проходят через головной мозг и включают в себя новые, временные, связи между центрами безусловных и условных рефлексов. Так, например, при выработке условного слюноотделительного рефлекса на зажигание света возникает временная связь между зрительным и слюноотделительным центрами.

РЕЦЕПТОРЫ (от лат. receptor – принимающий) – специальные чувствительные образования у животных и человека, воспринимающие раздражения, поступающие из внешней и внутренней среды и преобразующие их в специфическую активность нервной системы.

  • Каковы функции рецепторов?

Ответ. Каждый рецептор воспринимает сигнал от определенного раздражителя. В связи с этим различают болевые, тактильные, температурные рецепторы, хеморецепторы, механорецепторы, фоторецепторы. Рецепторы преобразуют действие раздражителя в серию нервных импульсов.

  • Где расположены рецепторы в организме?

Ответ. Рецепторы расположены везде, кроме участков с мертвой тканью. Основная масса рецепторов находится в кожных покровах, в стенках внутренних органов и сосудов, органов чувств, в мышцах, надкостнице, связках.

  • Все ли животные обладают одинаковым набором разновидностей рецепторов?

Ответ. Нет. Наборы рецепторов у разных видов животных различаются. Например, у летучей мыши есть рецепторы, воспринимающие ультразвук, а у человека таких рецепторов нет.

РЕЦЕССИВНЫЙ ПРИЗНАК (от лат. recessus – отступление, удаление) – отсутствие фенотипического проявления данного аллеля у гетерозиготной особи (т.е. у особи, несущей два разных аллеля одного гена).

  • Как наследуется в поколениях рецессивный признак?

Ответ. В случае гомозиготности скрещиваемых особей по рецессивному признаку он проявляется в первом же поколении. При гетерозиготности хотя бы одного из родителей рецессивный признак проявляется в разных количественных отношениях, в зависимости от генотипов родителей. Например:

Аахаа = 50% Аа, 50% аа, т.е. проявление в 50% случаев;
АахАа= 25% АА, 50% Аа и 25% аа, т.е. проявление в 25% случаев.

РИБОНУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТЫ, или РНК, – нуклеиновые кислоты, содержащие углевод рибозу и азотистые основания урацил, гуанин, цитозин, аденин.

  • Какие виды РНК существуют в клетке?

Ответ. Существуют три вида РНК – информационная, или матричная (иРНК, или мРНК), рибосомная (рРНК) и транспортная (тРНК).

  • Чем отличается молекула РНК от молекулы ДНК?

Ответ. По строению: РНК – это одноцепочечная, а не двухцепочечная, как ДНК, молекула. Углеводный компонент нуклеотидов РНК – рибоза, а не дезоксирибоза. Вместо тиминового нуклеотида (в ДНК) в РНК содержится нуклеотид урацил. По функциям: ДНК эукариот хранит и передает генетическую информацию, а РНК ее считывает и затем переводит на рибосомы; тРНК совместно с мРНК реализует эту информацию в виде аминокислотной последовательности первичной структуры синтезируемого белка.

РИБОСОМЫ (от «рибонуклеиновая кислота» и сома – тело) – органоид клетки, осуществляющий биосинтез белка.

  • Чем образованы рибосомы?

Ответ. Рибосомы на 55% состоят из молекул рРНК и на 45% из разных белков.

  • Как рибосомы осуществляют свои функции?

Ответ. В процессе биосинтеза белка рибосомы, объединяясь в комплексы – полирибосомы, продвигаются вдоль матричной РНК. На рибосомы поступают тРНК с активированными аминокислотными остатками, которые затем отщепляются от тРНК в строящуюся белковую цепь (Cм. Биосинтез белка).

РОЗОЦВЕТНЫЕ, или РОЗОВЫЕ, – порядок (Rosales) и семейство (Rosaceae) двудольных растений.

  • Назовите характерные признаки семейства, записав формулы цветков. Приведите примеры розоцветных.

Ответ. Формулы цветков розоцветных * Ч5Л5Т?П?, если их плод – сборный орешек (шиповник, земляника) или *Ч5Л5Т?П1, если плод – костянка (вишня, слива, персик) или сборная костянка (малина, ежевика).

РУДИМЕНТЫ, или РУДИМЕНТАРНЫЕ ОРГАНЫ, (от лат. rudimentum – зачаток, первооснова) – сравнительно упрощенные, недоразвитые (по сравнению с гомологичными структурами предковых и близких форм) структуры, утратившие свое основное значение в организме в процессе филогенеза.

  • О чем свидетельствует наличие рудиментов?

Ответ. Об историческом развитии органического мира, его изменяемости и родстве видов. Кроме того, факт существования рудиментов опровергает идею абсолютной целесообразности признаков.

  • Приведите примеры, подтверждающие наличие рудиментов и утрату ими первоначальных функций.

Ответ. У китоообразных рудиментарны кости тазового пояса. Рудиментарны 1-й и 3-й пальцы передних конечностей у птиц, рудиментарны 2-й и 4-й пальцы лошади, аппендикс у человека, чешуйки на корневищах растений.

РЫБЫ (Pisces) – надкласс челюстноротых позвоночных.

  • Назовите основные ароморфные признаки рыб.

Ответ. К таким признакам можно отнести развитие парных конечностей, появление внутреннего скелета, развитие настоящих жабр, подвижных челюстей, развитие органов чувств и переднего отдела нервной системы – головного мозга.

  • На какие классы делится надкласс рыб?

Ответ. Надкласс включает класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы.

  • Какова форма тела рыб?

Ответ. Форма тела рыб разнообразна, но всегда обтекаема. Существуют шарообразные, плоские, игловидные, змеевидные, торпедообразные и другие формы тела рыб.

  • Каковы способы передвижения рыб?

Ответ. Основной способ передвижения – плавание с помощью изгибов тела, оканчивающегося хвостовым плавником, в горизонтальной плоскости. В передвижении участвуют спинной плавник и парные плавники.

  • Какими органами нападения и защиты снабжены рыбы?

Ответ. Эти органы разнообразны и многочисленны. К основным можно отнести зубы, электрические органы скатов, угрей, рыло у рыбы пилы, колючки с ядовитыми железами и т.д.

  • Где распространены рыбы?

Ответ. Рыбы распространены повсеместно от Арктики до Антарктики, от высокогорных рек и озер до очень больших океанических глубин. Температурный диапазон существования рыб от –20 °C до +50 °8C.

С

САМООПЫЛЕНИЕ – процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце этого же цветка (автогамия) или другого цветка того же растения.

  • Какова роль самоопыления в жизни цветковых растений?

Ответ. Самоопыление обычно рассматривается как приспособление к неблагоприятным условиям среды – холодному или слишком сухому климату, отсутствию специализированных, по отношению к растению, опылителей.

  • В чем заключается отрицательный эффект самоопыления?

Ответ. Самоопыление ведет к повышению гомозиготности потомства, а следовательно, к уменьшению генетического разнообразия, повышенной заболеваемости и смертности организмов.

  • Когда явление самоопыления целенаправленно используется человеком?

Ответ. Это происходит при выведении чистых линий, определенных сортов растений с необходимыми селекционеру качествами.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru