Элективные курсы: общие подходы к конструированию

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Г.А. ВОРОНИНА,
к.п.н., старший научный сотрудник
ИТиИП РАО

Элективные курсы:
общие подходы к конструированию

Вопросы, затрагиваемые в данной системе касаются профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ – одного из направлений проводимого реформирования образования.
Среди основных форм обучения в «Концепции профильного обучения» названы: профильная школа, модель сетевой организации, построение индивидуальных образовательных траекторий.

Профильная школа предусматривает следующие варианты:

1. Сохраняются только общеобразовательные, универсальные классы, т.е. школа остается непрофильной.

2. Выбирается один профиль в зависимости от материально-технических условий, кадрового педагогического состава, предпочтений учащихся – так называемая монопрофильная школа.

3. В многопрофильной школе существует более одного профиля.

Для школ предлагаются следующие профили:

  • физико-математический;

  • информационно-технологичеcкий;

  • индустриально-технологический

  • физико-химический;

  • химико-биологический;

  • биолого-географический;

  • агротехнологический;

  • социально-экономический

  • социально-гуманитарный;

  • филологический;

  • художественно-эстетический;

  • оборонно-спортивный;

  • универсальный (непрофильный).

Сетевые формы предусматривают объединение образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая общеобразовательные школы, высшие профессиональные учреждения и учреждения дополнительного образования. Сетевая органи­зация в настоящий момент реализована через Интернет-образование.

Индивидуальные образовательные траектории учитывают интересы разных групп школьников, и расписание учебных часов на неделю составляется индивидуально для каждого.

Что же такое элективные курсы?
Элективные курсы – это учебные программы в профильном обучении, которые предлагаются школьникам на выбор. По ряду позиций элективные курсы близки к хорошо знакомой учителям форме обучения – факультативу, т.к. ориентированы на старшеклассников (с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов), но в отличие от факультативов включаются в учебный план всех учащихся профильных классов. Экзаменов по программе этих курсов учащиеся не сдают.

Учебный план для профильных классов включает:

1. Базовые учебные предметы – предметы, обязательные для изучения всеми учащимися, отражают инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки. Биология для непрофильных классов является базовой дисциплиной. Может изучаться как отдельный предмет (1 ч в неделю) или входить в состав дисциплины «естествознание» (3 ч в неделю).

2. Профильные учебные предметы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов, ориентированы на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию, предполагают подготовку к сдаче экзаме­нов. Например, био­логия в биологогеографическом классе (3 ч в неделю).

3. Элективные курсы, выбираемые группой учащихся, учитывают индивидуальные образовательные интересы и способности каждого школьника. Сразу отметим, что учебные часы, отводимые на изучение элективных курсов, включены в состав компонента конкретного образовательного учреждения.
Классификация элективных курсов отражает их место в образовательном процессе и основную цель, в соответствии с которой проводится отбор содержания образования. Элективные курсы могут быть профильные и предпрофильные.
Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов и в настоящее время осуществляется в 9-х классах общеобразовательных школ. Одной из форм предпрофильной подготовки могут служить элективные курсы.

Предпрофильные элективные курсы подразделяются на:

  • Предметные курсы. Повышают уровень изучения конкретной учебной дисциплины, подготавливая школьников к профильному уровню учебного предмета. Например, «Влияние факторов среды на системы органов».

  • Курсы, ориентирующие на выбор профиля обучения. Знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, «Проектная деятельность. Культура здоровья».

Профильные элективные курсы классифицируются следующим образом:

  • Предметные курсы. Предполагают повышенный уровень изучения профильного предмета в профильном классе. Например, «Современные достижения генетики».

  • Курсы, поддерживающие базовый учебный предмет, помогающие в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне. Например, «Основные алгоритмы решения генетических задач».

  • Межпредметные курсы. Опора на межпредметные связи, т.е. возможность изучать два предмета на профильном уровне. Например, «Биогеография растений».

  • Курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов.

  • Курсы с ориентацией на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Конструирование элективных курсов включает следующие этапы

1. Определение целей и типологии курса.
2. Выявление направленности курса в зависимости от его ведущего компонента.
3. Выделение учебных задач и основных содержательных блоков.
4. Построение структуры курса.
5. Определение объема и роли вспомогательных знаний.
6. Выбор основных форм организации учебного процесса.
7. Выделение наиболее целесообразных способов работы школьников с учебным материалом.
8. Предложение учащимся форм отчетности по элективным курсам.

Элективные курсы в разных школах могут различаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Выделим ведущий компонент, в соответствии с которым определяются алгоритм разработки программы и содержания самого элективного курса.

Предпрофильное обучение (9-й класс)

1. Предметный курс. Конструирование теоретических программ предпрофильных курсов, подготавливающих к восприятию дисциплины на профильном уровне, предполагает в значительной степени опору на научные знания. Например, программа «Влияние факторов среды на системы органов».

2. Курс, ориентирующий на выбор профиля. По разделу «Человек» возможно формирование следующих элективных курсов.

  • «Практикум. Опыты и самонаблюдения по физиологии человека» – возрастание роли компонента «способы деятельности».

  • «Проектная деятельность. Факторы окружающей среды и здоровье человека» – опора на компонент «опыт творческой деятельности».

  • «Вредные привычки: зависимость и преодоление» – увеличение значимости компонента «опыт эмоционально-ценностных отношений».

Профильное обучение (10–11-е классы)

1. Предметный курс.

  • «Современные достижения генетики (цитологии, эмбриологии или др.)» – опора на научные знания.

  • «Практикум по систематике растений» – в большей степени развиваются умения, ведущим компонентом являются способы деятельности.

  • «Клеточный уровень жизни» – формируются научные знания и предметные умения (способы деятельности).

2. Межпредметный курс.

Связывает два профильных предмета и ориентирован на развитие межпредметных знаний и умений, ведущим компонентом в которых являются научные знания или способы деятельности. Например, при биолого-химическом профиле, курс «Основы палеонтологии».
Междисциплинарные программы (между профильным и базовым предметом) предполагают более широкое их использование в классах разных профилей. Например «Элементарные основы математического моделирования биологических процессов».

3. Курс, поддерживающий базовую учебную дисциплину, учитывает особенности познавательной деятельности школьников и типологию профильной дисциплины (ведущий компонент).

  • В математических классах предлагается курс «Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач» (ведущий компонент – способы деятельности).

  • В гуманитарных классах предлагается курс «Актуальные проблемы экологии и пути их решения» (ведущий компонент – эмоционально-ценностные отношения).

4. Курсы, ориентированные на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. В большей степени они основаны на обобщенных представлениях о дисциплине или области знания. Например, «Комнатное цветоводство». В незначительной степени применяются частные предметные знания и умения.

5. Курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов. Например, «Основы рационального питания».
Подробное описание алгоритма разработки элективного курса и конкретные программы приведены в книге Г.А. Ворониной «Элективные курсы: профильное и предпрофильное обучение» (Практическое руководство для учителя. М., 2006.)

В качестве примера предлагаем программу предпрофильного элективного курса, разработанного на основе учебного пособия: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья». Эта книга предполагает факультативное обучение и совместима со всеми учебниками анатомии. Предоставляется возможность изменения последовательности тем в зависимости от их изложения в учебнике анатомии. Тексты имеют практико-ориентированную направленность. Кроме вопросов и заданий к содержанию параграфов в пособие включены инструктивные карточки ко всем лабораторным работам, а также проектная деятельность ко всем основным темам.

Влияние факторов среды на системы органов

Программа элективного курса

Пояснительная записка

Программа элективного курса обращена к учащимся 9-х классов общеобразовательных школ, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки курс может быть рассчитан на 12 – 24 ч.
Основной целью элективного предмета является формирование мотивации к выбору класса естественнонаучного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.

Основные задачи:

– формирование научной картины мира у учащихся;
– воспитание экологической культуры;
– развитие умения использовать знания, в том числе и в нестандартных ситуациях.

В целом программа предмета дополняет и обогащает не только рамки школьной дисциплины биологии, но и устанавливает межпредметные связи с областью естествознания через интегрированные экологические знания. Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, способствующих развитию навыков здорового образа жизни.

Планируемые результаты

В ходе учебного процесса ожидается, что школьники достигнут следующих результатов.
1. Понимать важность сохранения здоровья как одной из главных ценностей жизни.
2. Сформировать навыки здорового образа жизни.
3. Повысить уровень общих и специальных знаний и умений по биологии.

Содержание курса

Тема 1. «Введение» (1 ч).

Понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Классификация факторов, влияющих на организм человека. Абиотические факторы, в том числе экстремальные. Биотические факторы. Антропогенные факторы, в том числе социальные и вредные привычки.

Тема 2. «Формирование опорно-двигательной системы» (1–2 ч).

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. Воздействие двигательной активности на организм. Гиподинамия. Активный образ жизни. Основные категории упражнений.
Лабораторная работа. «Оцен­­ка подготовленности организма к занятиям физической культурой».

Тема 3. «Процессы кроветворения, кровообращения, дыхания и условия их полноценного функционирования» (3–5 ч).

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Иммунитет и здоровье. Измененные клетки. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Правильное дыхание. Носовое дыхание. Горная болезнь.

Лабораторные работы.

1. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
2. «Ре­акция сердечно-сосудистой сис­темы на физическую на­­­­­грузку».
3. «Оп­­ределение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы».
4. «Влияние холода на частоту дыхательных движений».

Тема 4. «Правильное питание» (2–3 ч).

Пища. Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно-кислые бактерии, дрожжи. Чужеродные примеси пищи. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами: сальмонеллез, ботулизм.
Рациональное питание. Диета.
Практическая работа. «О чем может рассказать упаковка».

Тема 5. «Кожа и воздействие на нее факторов среды» (1–2 ч).

Воздействие солнечных лучей на кожу. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Способы закаливания: солнечные ванны, воздушные ванны, водные процедуры.

Лабораторная работа. «Реакция организма на изменения температуры окружающей среды».

Тема 6. «Условия нормального функционирования нервной системы и анализаторов» (4–7 ч).

Факторы, влияющие на развитие и работу нервной системы. Утомление. Переутомление.
Внешние воздействия на анализаторы: зрительный, слуховой, вестибулярный. Фотоэпилепсия. Работа на компьютере. Звук и шум. Укачивание. Вибрационная болезнь.
Чувствительность и тип высшей нервной деятельности: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Стадии стресса. Стрессоустойчивость. Биоритмы. Биологические часы. Сон. Значение фаз сна. Продолжительность сна. Гигиена сна.

Лабораторные работы.

1. «Воздействие шума на остроту слуха».
2. «Оценка температурного режима учебных помещений».
3. «Определение свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности».
4. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей».

Заключение (1 ч)

Подведение общих итогов курса. Оценка знаний.
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах.
1. Защита лабораторных и пра­ктических работ.
2. Ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе.
3. Текущие и тематические со­беседования по изученным темам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru