Структура программы элективного курса

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Л.Л. ЕГОРОВА,
Институт дополнительного
профессионально-педагогического
образования, г. Челябинск

Структура программы элективного курса

1. Название элективного курса (ЭК) – (дисциплина, класс преподавания, количество учебных часов).

2. Пояснительная записка.

2.1. Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен курс) – должна показать привлекательность курса для учащихся, родителей, школьного сообщества в целом.

2.2. Место ЭК в образовательном процессе:

– в соотношении с базовыми и профильными общеобразовательными предметами;
– межпредметные связи, реализуемые при изучении ЭК;
– общеучебные и профильные умения и навыки, развиваемые при изучении ЭК;
– способы развития познавательного интереса и профессионального самовыражения, организации досуга учащихся;
– учет регионального компонента содержания образования.

2.3. Цели и задачи изучаемого курса (для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет; что необходимо для изучения курса; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса).

2.4. Краткая характеристика основных теоретических и/или методических идей, положенных в основу курса.

2.5. Определение и обоснование состава и последовательности основных разделов (тем) курса.

2.6. Обоснование особенностей методики преподавания ЭК.

3. Содержание и организация процесса обучения.

3.1. Название учебных тем (разделов) и время на их изучение.

3.2. Основное содержание изучаемого учебного материала (факты, понятия, термины, представления, законы, теории, идеи).

3.3. Демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и практические занятия.

3.4. Требования к результатам обучения (компетенции, знания, умения, навыки, способы деятельности, которыми должен овладеть ученик в границах темы (раздела)).

4. Методы и формы обучения.

Ведущие методы преподавания ЭК:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;
– интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.)

5. Планируемые результаты обучения.

Формируемые знания, умения, компетенции, способы деятельности, ценности, представления.

6. Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.

Контрольная работа, итоговая конференция, зачет, отчет об исследовании, итоговое тестирование, зачетный практикум, защита творческих проектов, итоговый контроль в форме презентации образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и т.д.), отчет о выполненной практической работе, портфолио как набор образовательных продуктов (реализованных проектов) ученика.

7. Учебно-тематический план (УТП).

УТП отражает основное содержание всех разделов (тем) курса с указанием бюджета времени на их изучение, формы учебных занятий, основные методы преподавания, включая биологический эксперимент (лабораторный, исследовательский, демонстрационный), образовательный продукт (сообщение, опорный конспект, домашняя практическая работа, тезисы, доклад, реферат, отчет о практической работе, исследование или экскурсии, решенные проблемные задачи, структурно-логические схемы, проект, прибор, модель, макет, таблица, препарат, схема устройства, эссе, поделка и т.д.).

8. Рекомендуемая литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная).

9. Материально-техническое оснащение курса (оборудование, реактивы, электронные пособия, Интернет-ресурсы).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru