Г.Ш. КОЛЬЗЕНОВА,
учитель биологии
МОУ «Центр образования»
г. Нерюнгри
Клетки и ткани
Программа элективного курса для
учащихся 10–11-х классов
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс
поддерживает и углубляет базовые знания по
биологии. Он предназначен для учащихся 10–11-х
классов медико-биологического профиля, а также
для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.
Изучение элективного курса поможет проверить
целесообразность выбора профиля дальнейшего
обучения и профессиональной деятельности
выпускника.
Курс опирается на знания и умения,
полученные учащимися при изучении биологии. В
процессе занятий предполагается приобретение
учащимися опыта поиска информации по
предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют
умения подготовки рефератов, докладов, сообщений
по избранным темам.
Элективный курс рассчитан на 30 ч. К
нему разработан подробный тематический план.
Программой предусмотрено изучение
теоретических вопросов, проведение лабораторных
и практических работ, решение задач, проблем,
проведение семинаров.
Основной целью курса является
создание условий для развития творческого
мышления, умения самостоятельно применять и
пополнять свои знания.
Задачи курса: формирование умений
и навыков комплексного осмысления знаний в
биологии, помощь учащимся в подготовке к
поступлению в вузы и ссузы, удовлетворение
интересов учащихся, увлекающихся цитологией и
гистологией.
Концепция курса
Комплексный подход при изучении
живых организмов на разных уровнях организации
(от молекулярного до системно-органного). Важно
показать, что ткани и органы всего живого
построены на единой клеточной основе, имеющей
общие фундаментальные признаки и особенности.
Сравнительно-эволюционная
направленность курса. При рассмотрении
вопросов строения клетки, тканей и органов
многоклеточных животных основное внимание
уделяется формированию у учащихся эволюционного
мышления при изучении живой природы во всех ее
проявлениях.
Использование самых современных
данных молекулярной биологии о строении и
функционировании клеток и ткани. Это
подразумевает хорошее владение учениками
основами общей биологии, генетики, теории
эволюции, других биологических наук.
Экологическая направленность курса.
Важно сформировать у школьников твердое
убеждение, что неблагоприятные факторы (как
внешней, так и внутренней природы), включая
вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак,
стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон),
серьезно сказываются на состоянии организма,
затрагивая самые глубинные,
молекулярно-генетические, основы деятельности
клеток.
Практические и семинарские занятия. Эта
часть курса предполагает широкое использование
иллюстративного материала (схемы, фотографии,
таблицы) непосредственно на занятиях (особенно
при изучении структуры клетки), а также изучение
микроскопических препаратов тканей.
Основные требования к знаниям и
умениям учащихся
Учащиеся должны знать: устройство
светового микроскопа; положения клеточной
теории; особенности прокариотической и
эукариотической клеток; черты сходства и
различия растительной и животной клеток;
основные компоненты и органоиды клеток
(мембрану, цитоплазму и органоиды, митохондрии и
хлоропласты, рибосомы); основные этапы
биосинтеза белка в эукариотической клетке
(транскрипцию и трансляцию); особенности
ядерного аппарата и репродукцию клеток; реакцию
клеток на воздействие вредных факторов среды;
определение и классификацию тканей,
происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
строение основных типов клеток и тканей
многоклеточных животных; иметь представление о
молекулярно-биологических основах ряда
важнейших процессов в клетках и тканях нашего
организма.
Учащиеся должны уметь: работать со
световым микроскопом и препаратами; называть
составные части клетки и «узнавать» их на схеме
или фотографии; изготавливать простейшие
препараты для микроскопического исследования;
определять тип ткани по фотографии; выявлять
причинно-следственные связи между
биологическими процессами, происходящими на
разных уровнях организации живых организмов (от
молекулярного до организменного);
иллюстрировать ответ простейшими схемами и
рисунками клеточных структур; работать с
современной биологической и медицинской
литературой; составлять краткие рефераты и
доклады по интересующим их темам и представлять
их; использовать знания о клетке и тканях для
ведения здорового образа жизни.
Содержание курса
Общее количество часов – 30.
Часть I. Общая цитология (биология
клетки) – 16 ч.
Тема 1. «Введение в биологию
клетки» (2 ч).
Задачи современной цитологии.
Клеточная теория – основной закон строения
живых организмов. Заслуга отечественных
биологов в защите основных положений клеточной
теории.
Лабораторная работа. «Устройство
микроскопа.
Тема 2. «Общий план строения
клеток живых организмов» (2 ч).
Прокариоты и эукариоты. Сходство и
различия. Животная и растительная
эукариотическая клетка. Теории происхождения
эукариотической клетки.
Лабораторная работа. «Особенности
строения клеток эукариот и прокариот».
Тема 3. «Основные компоненты и
органоиды клеток» (2 ч).
Мембрана: современная модель строения
клеточной мембраны. Универсальный характер
строения мембран всех клеток. Цитоплазма и
органоиды. Цитоскелет клеток – его компоненты и
функции в разных типах клеток. Мембранные
органоиды клеток.
Лабораторная работа. «Плазмолиз и
деплазмолиз в клетках кожицы лука».
Тема 4. «Метаболизм –
преобразование веществ и энергии» (3 ч).
Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена
веществ в клетке. Источники энергии в клетке.
Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии –
энергетические станции клетки. Схема синтеза
АТФ. Хлоропласты и фотосинтез.
Семинар. Рибосомы. Синтез белка.
Типы и структуры рибосом про- и эукариот.
Основные этапы синтеза белка в эукариотической
клетке.
Итоговая тестовая проверочная
работа (1 ч).
Тема 5. «Ядерный аппарат и
репродукция клеток» (4 ч).
Ядро эукариотической клетки и
нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра.
Понятие о хроматине. Структура хромосом. Ядрышко
– его строение и функции.
Жизненный цикл клетки. Репродукция
(размножение) клеток. Понятие о жизненном цикле
клеток – его периоды. Репликация ДНК – важнейший
этап жизни клеток. Митоз – его биологическое
значение. Понятие о стволовых клетках. Теория
стволовых клеток – прорыв в современной
биологии и медицине.
Мейоз – основа генотипической,
индивидуальной, комбинативной изменчивости.
Биологическое значение мейоза. Старение клеток.
Рак – самое опасное заболевание человека и
других живых существ.
Лабораторная работа. «Митоз в
клетках корней лука».
Тема 6. «Эволюция клетки» (1ч).
Первичные этапы биохимической
эволюции на Земле. Теории эволюции про- и
эукариотических клеток. Происхождение
многоклеточных организмов.
Обобщающий семинар (2 ч). Клетка
– элементарная генетическая и
структурно-функциональная единица живого.
Часть II. Сравнительная (эволюционная)
гистология – учение о тканях многоклеточных
организмов – 14 ч.
Тема 7. «Понятие о тканях
многоклеточных организмов» (2 ч).
Определение ткани. Классификация
тканей. Происхождение тканей в эволюции
многоклеточных животных и развитие тканей в
процессе индивидуального развития организма
(онтогенезе).
Тема 8. «Эпителиальные ткани» (2 ч).
Покровные ткани позвоночных и
беспозвоночных животных. Одни функции – разные
решения. Кишечные эпителии. Типы пищеварения в
животном мире – внутриклеточное и полостное.
Практическая работа. «Изучение
эпителиальных тканей».
Тема 9. «Мышечные ткани» (2 ч).
Типы мышечных тканей у позвоночных и
беспозвоночных животных (соматические
поперечнополосатые и косые; сердечные
поперечнополосатые; гладкие).
Практическая работа. «Изучение
мышечной ткани».
Тема 10. «Ткани внутренней среды»
(соединительная ткань) (2 ч).
Опорно-механические ткани
(соединительная ткань, хрящ, костная ткань).
Трофическо-защитные ткани (кровь, лимфоидная
ткань, соединительная ткань).
Кровь. Воспаление и иммунитет.
Иммунитет – понятие об основных типах
иммунитета. Протекание иммунной реакции в
организме при попадании антигена. Факторы,
влияющие на функционирование аутоиммунной
системы: экология, вирусные и инфекционные
заболевания. СПИД – чума XX в. – смертельная
опасность этой болезни и пути борьбы с ее
распространением.
Тестовая проверочная работа.
Тема 11. «Ткани нервной системы» (2
ч).
Значение нервной системы как главной
интегрирующей системы нашего организма.
Элементы нервной ткани – нейроны и глиальные
клетки.
Демонстрация учебного фильма «Типы
тканей».
Тема 12. «Индивидуальное развитие
организмов – онтогенез «(2 ч).
Понятие о зародышевых листках.
Дифференциация клеток. Гистогенез и органогенез
позвоночных животных.
Обобщающий семинар (1 ч). Ткань –
совокупность клеток, выполняющих одну функцию
Итоговая контрольная работа (1 ч).
Методические рекомендации
Программой предусмотрено изучение
теоретических вопросов, проведение практических
и лабораторных работ, решение задач, проблемных
вопросов, проведение семинаров. Возможно,
возникновение дискуссий, где будут обсуждены
различные точки зрения по изучаемым вопросам.
Знания проверяются с помощью тестовых
контрольных работ. При изучении отдельных тем,
учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.
Итогом проведения лабораторных работ или
практических работ являются отчеты с выводами,
рисунками.
Основной акцент при изучении вопросов
курса должен быть направлен на активную работу
учеников в классе в форме диалога
учитель–ученик, активного обсуждения материала
в форме ученик–ученик, ученик–учитель.
Для практических и демонстрационных
занятий необходимы:
1. Световые микроскопы.
2. Набор электронно-микроскопических фотографий
и схем типов клеток и тканей, их компонентов.
3. Препараты по цитологии и основным типам тканей.
Межпредметные связи
Неорганическая химия – строение
вещества, окислительно-восстановительные
реакции.
Органическая химия – принципы
организации органических веществ, углеводы,
жиры. Белки, нуклеиновые кислоты.
Физика – свойства жидкостей,
тепловые явления, термодинамика.
Учебно-тематический план курса
№т п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы проведения |
Образовательный
продукт |
Всего |
лекции |
практика |
|
Общая цитология
(биология клетки) |
16 |
12 |
4 |
|
|
1 |
Введение в биологию
клетки Л/р. «Устройство микроскопа» |
2 |
1 |
1 |
Лекция
Работа в парах |
Опорный конспект
Схема строения микроскопа |
2 |
Общий план строения
клеток живых организмов
Л/р. «Особенности строения клеток эукариот и
прокариот» |
2 |
1 |
1 |
Групповая работа
Работа в парах |
Устный отчет групп
Отчет с выводами и рисунками, открытки |
3 |
Основные компоненты и
органоиды клеток
Л/р. Плазмолиз и деплазмолизм в клетках кожицы
лука» |
2 |
1 |
1 |
Семинар
Коллективная работа |
Сообщения
Модель клетки |
4 |
Метаболизм –
превращение веществ и энергии |
3 |
3 |
– |
Семинар;
Тестовая работа |
Схема синтеза АТФ;
Контрольная работа |
5 |
Ядерный аппарат и
репродукция клеток
Л/р. «Митоз в клетках корней лука» |
4 |
31 |
1 |
Групповая работа
Лекция |
Решенные проблемные
задачи;
Опорный конспект, схема |
6 |
Эволюция клетки |
1 |
1 |
– |
Практическое занятие |
Выводы с рисунками и
схемами, открытки |
|
Клетка – элементарная
генетическая и структурно-функциональная
единица живого |
2 |
2 |
– |
Семинар |
Сообщения, доклады |
|
Сравнительная
(эволюционная) гистология – учение о тканях
многоклеточных организмов (10 ч). |
14 |
12 |
2 |
|
|
7 |
Понятие о тканях
многоклеточных организмов |
2 |
2 |
– |
Лекция |
Опорный конспект |
8 |
Эпителиальные ткани
Л-П/р. Изучение эпителиальных тканей |
2 |
1 |
1 |
Семинар
Работа в парах |
Решенные проблемные
задачи
Домашняя к/р |
9 |
Мышечные ткани.
Л-П/р. Изучение мышечной ткани. |
2 |
1 |
1 |
Групповая работа
Работа в парах |
|
10 |
Ткани внутренней среды
(соединительная ткань). |
2 |
2 |
– |
Групповая работа,
семинар.
Тестовая работа. |
Опорный конспект |
11 |
Ткани нервной системы. |
2 |
2 |
– |
Лекция. Просмотр
фильма.
Лекция, семинар |
Отчет групп.
Выводы с рисунками, открытки. |
12 |
Индивидуальное развитие
организмов – онтогенез. |
1 |
1 |
– |
Обобщающий семинар |
Решенные проблемные
задачи. Рефераты. |
|
Ткань – совокупность
клеток, выполняющих одну функцию. |
1 |
1 |
– |
Индивидуальная работа |
Опорный конспект.
Выводы. |
|
Итоговая контрольная
работа. |
|
|
|
|
|
Литература для учителей
Вельш У., Шторх Ф. Введение в
цитологию и гистологию животных – пер. с нем. –
М.: Мир, 1986.
Заварзин А.А Основы частной
цитологии и сравнительной гистологии
многоклеточных животных. – Л.: Наука, 1986.
Заварзин А.А. и др. Биология клетки:
учебник. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология:
в 3 т. – М.: Мир, 1998г.
Андреева Н.Г. Эволюционная
морфология нервной системы позвоночных – СПб.:
Лань, 1999.
Ройт А. Иммунология – М.: Мир, 2000.
Шубникова Е.А. Функциональная
морфология тканей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
Маркосян А.А. Физиология. – М.:
Медицина, 1968.
Свенсон К., Уэбстер П. Клетка. – М.:
Мир, 1984.
Бергельсон И.Д. Мембраны, молекулы,
клетки. – М.: Мир, 1982.
Болдырев А.А. Строение и функции
биологических мембран. – М.: Знание, 1987.
Либерман Е.А. Живая клетка. – М.:
Мир, 1985.
Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология
индивидуального развития животных. – М.: Высшая
школа, 1983.
Лэмб М. Биология старения. – М.: Мир,
1980.
Райцина С.С. Сперматогенез и
структурные основы его регуляции. – М.: Наука, 1985.
Литература для учащихся
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология:
в 3 т. – М.: Мир, 1998.
Дюв К. Путешествие в мир живой
клетки.
Реймерс Н.Ф. Популярный
биологический словарь.
Левитина Т.П., Ливитин М.Г. Общая
биология словарь понятий и терминов.
Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая
биология: В помощь выпускнику школы и
абитуриенту.
Маркосян А.А. Физиология. – М.:
Медицина, 1968.
Либерман Е.А. Живая клетка. – М.:
Наука, 1982.
Де Дюв К. Путешествие в мир живой
клетки. – М.: Мир, 1987.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию.
– М.: Мир, 1988.
Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и
эволюция. – М.: Мир, 1986.
|