О.В. КОРОТИНА,
руководитель школьного лесничества,
Владимирская обл.
Основы лесоводства
Элективный курс для учащихся 9-го
класса
Пояснительная записка
Цели курса:
– формирование у учащихся основ
знаний по экологии леса и специальных
лесоводческих знаний;
– формирование у учащихся бережного,
экологически и экономически обоснованного
социально активного отношения к природе;
– формирование представлений о лесоводстве как
науке о жизни леса и выращивании
высококачественной древесины, о деятельности
лесного хозяйства;
– формирование умений осуществлять на практике
мероприятия, по сбережению и приумножению
лесного богатства, сохранению и усилению
защитных, оздоровительных и иных полезных
природных функций леса.
Знания и умения, приобретенные
учащимися при изучении данного курса, могут быть
использованы ими в сферах своей будущей
деятельности. Изучение данного курса будет
способствовать подготовке учащихся к выбору
профессии.
Курс предусматривает теоретическое
обучение по следующим разделам.
Раздел 1. Лесоводство (4 ч).Раздел 2.
Технология лесовыращивания (3 ч).
Раздел 3. Защита и охрана леса (4 ч).
Раздел 4. Механизация лесного
хозяйства (1 ч).
Раздел 5. Основы лесной таксации (4 ч).
Теоретическое изучение курса
дополняется практическими занятиями в лесу, в
питомнике. Данные работы рекомендуется
проводить в весенний период. Учитель может
самостоятельно определить количество времени на
изучение тем и практическую часть курса.
Проведение всех видов занятий
сопровождается систематическим контролем
знаний школьников путем устного опроса,
выполнения тестовых заданий.
На вводном занятии учитель дает
краткий обзор всех разделов курса и предлагает
каждому из учащихся выбрать одну из тем
рефератов, над которой он будет работать в ходе
изучения курса. На итоговом занятии проводится
защита рефератов учащимися. Работа с проектом
может проводится как группой учащихся, так и
индивидуально.
Раздел 1. Лесоводство
Тема 1. «Лес в нашей жизни». Лес
как объект природы и хозяйственной деятельности.
Характеристика лесов Земли, России, Владимирской
области. Роль леса в природе и жизни человека.
Тема 2. «Основы дендрологии».
Общие сведения о важнейших хвойных и лиственных
породах деревьев, их биологические особенности,
хозяйственное значение (сосна обыкновенная,
сосна сибирская, лиственница сибирская, ель
обыкновенная, можжевельник обыкновенный, дуб
черешчатый, береза бородавчатая, липа
мелколистная, клен остролистный и др.).
Практическое занятие «Определение
древесных пород по зимним побегам, листьям и
хвое, шишкам и плодам, семенам и коре, и др.»
Тема 3. «Основы лесоведения». Определение
понятия «лес». Составные растительные элементы
леса. Признаки леса. Экологические факторы,
влияющие на лес: абиотические, биотические,
антропогенные. Понятие о росте и развитии лесных
пород. Понятие о смене пород и ее хозяйственное
значение.
Практическое занятие «Определение
растительных элементов леса».
Тема 4. «Лесоводство». Основы
лесного законодательства РФ. Понятие о рубках
главного пользования. Способы рубок: сплошные,
выборочные, постепенные. Рубки ухода за лесом, их
цели, задачи, методы и время проведения. Побочные
виды пользования лесом.
В результате изучения раздела учащиеся
должны знать:
– значение леса в природе и жизни
человека;
– биологические особенности и хозяйственное
значение основных хвойных и лиственных пород
леса;
– составные растительные элементы леса;
– возрастные этапы леса;
– типы леса.
Учащиеся должны уметь:
– определять основные виды хвойных и
лиственных пород деревьев и кустарников;
– определять растительные элементы леса.
Раздел 2. Технология лесовыращивания
Тема 1. «Возобновление леса и
лесоведение». Понятие о возобновлении леса.
Естественное возобновление леса (семенное и
вегетативное, их сравнительная характеристика).
Искусственное возобновление леса. Заготовка
семян, сроки заготовки семян различных пород.
Сбор и переработка шишек. Хранение семян.
Тема 2. «Лесные питомники». Виды
питомников, посадочный материал (сеянцы, саженцы,
черенки), выращивание в питомниках и его
назначение. Основные хозяйственные части
питомника. Технология выращивания сеянцев.
Практическое занятие. «Посев семян
в питомнике вручную».
Тема 3. «Производство лесных
культур». Искусственное лесовосстановление и
лесоразведение. Лесокультурные площади,
лесокультурный фонд. Способы создания лесных
культур. Посадочный материал, его подготовка к
посадке, время и сроки посадки, агротехнический
уход.
В результате изучения раздела учащиеся
должны знать:
– виды возобновления леса;
– сроки заготовки семян и условия их хранения;
– виды питомников;
– технологию выращивания сеянцев и саженцев;
– способы создания лесных культур;
– время и сроки посадки саженцев.
Учащиеся должны уметь:
– проводить посев семян в питомнике.
Раздел 3. Защита и охрана леса
Тема 2. «Основы лесной
энтомологии и фитопатологии». Главнейшие виды
вредителей плодов, семян, молодняков, хвои.
Листогрызущие, стволовые вредители. Признаки
появления и распространения вредных насекомых.
Меры борьбы с болезнями леса. Полезные насекомые.
Понятие о болезнях растений и их причины.
Иммунитет растений.
Тема 2. «Лесные звери и птицы». Насекомоядные
и хищные птицы, млекопитающие (грызуны, копытные
и насекомоядные животные), их роль в лесном
биогеоценозе. Обзор главнейших видов лесных птиц
и зверей. Промысловые звери и птицы.
Тема 3. «Основы лесной пирологии».
Лесной пожар, его виды и причины возникновения.
Особенности различных видов и форм лесных
пожаров. Правила пожарной безопасности в лесу.
Практика тушения лесных пожаров.
Тема 4. «Охрана лесов от
лесонарушений». Государственная лесная охрана
РФ. Должностные обязанности лесника, его права и
льготы. Вооружение лесной охраны, форменное
обмундирование. Оперативный контроль за охраной
лесов от лесонарушений, ревизия обхода,
клеймение леса. Порядок выдачи и оформления
документов на различные виды лесопользования.
В результате изучения раздела учащиеся
должны знать:
– признаки появления и
распространения вредных лесных насекомых и
болезней леса;
– меры борьбы с вредными насекомыми и болезнями
леса;
– основные виды лесных животных и их роль в жизни
леса;
– характеристика лесных пожаров;
– способы и средства тушения лесных пожаров.
Учащиеся должны уметь:
– распознавать вредных и полезных
насекомых, лесных зверей и птиц.
Раздел 4. Механизация лесного
хозяйства
Значение механизации в лесном
хозяйстве. Бензиномоторные пилы и мотокусторезы,
их назначение и применение. Тракторы, применение
тракторов в лесохозяйственном производстве.
Технологические машины и орудия, машины для
сбора семян, посева и посадки леса, машины и
орудия для лесных питомников, внесение
удобрений, механизмы для рубок.
Раздел 5. Основы лесной таксации
Тема 1. «Таксация ствола
растущего и срубленного дерева». Таксационные
показатели ствола. Инструмент для измерения
толщины ствола растущего дерева. Мерные вилки.
Правила измерения толщины растущего дерева.
Измерение высоты растущего дерева приборами и
инструментами. Измерение длины и толщины ствола
срубленного дерева.
Практическое задание: измерение
толщины и высоты ствола растущего дерева
различными приборами и инструментами; сравнение
результатов измерения.
Тема 2. «Таксация насаждения».
Общие понятия о насаждении. Основные компоненты
насаждения. Таксационные показатели насаждения:
состав, полнота, происхождение, средний диаметр и
средняя высота, форма и полоса древостоя, бонитет
и запас.
Тема 3. «Лесной фонд. Подготовка
лесосечного фонда». Понятие о лесном фонде.
Деление леса на кварталы. Лесоустроительные
знаки в лесу. Понятие о годичном лесосечном
фронде. Пересчет деревьев на лесосеках,
намечаемых под сплошную вырубку. Особенности
пересчета деревьев на лесосеках выборочных
рубок.
Тема 4. «Основы лесного
товароведения». Понятие о породах древесины.
Классификация лесной продукции. Защита
лесоматериалов, хранящихся в лесу, от гниения и
порчи вредителями.
В результате изучения темы учащиеся
должны знать:
– значение лесной таксации;
– основные таксационные показатели растущего
дерева;
– таксационные показатели насаждения;
– виды работ на лесосеках;
– виды лесной продукции;
– устройство измерительных приборов и правила
работы с ними.
Учащиеся должны уметь:
– определять толщину и высоту ствола
растущего дерева различными измерительными
приборами.
Литература
Виноградов Г.К. Лесосечные работы.
– М.: Лесная промышленность, 1981.
Виноградов Г.К. Технология
лесозаготовок. – М.: Лесная промышленность, 1981.
Желгунов Ю.В. и др. Лесоэксплуатация.
– М.: Лесная промышленность, 1972.
Поляков А.Н., Набатов Н.И. Основы
лесоводства и лесной таксации. – М.: Лесная
промышленность, 1981.
Рульков В.В. Основы ботаники,
лесоводства и лесных культур. – М.: Высшая школа,
1981.
Стерин Л.З. Справочная книга
лесника. – Минск: Ураджай, 1989.
Храбрый В.М. Атлас-определитель
птиц. – М.: Просвещение, 1988.
Храбрый В.М. Атлас-определитель
насекомых. – М.: Просвещение, 1988.
|