Этология животных

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

О.В. БЕЛАШОВА
учитель биологии
МОУ «СОШ № 11», г. Кемерово

Этология животных

Программа элективного курса по биологии для учащихся 7–8-х классов

Пояснительная записка

Необходимость введения курса «Этология животных» обусловлена его огромным образовательным значением, так как дает возможность более близко познакомиться с животным миром и наблюдать животных в природе и в хозяйстве человека. Этология наглядно показывает, как человек путем воспитания, хорошего содержания и правильного ухода за животными изменяет свойства организма.

Изучение данного курса тесно связано с такой дисциплиной, как зоология. В связи с отсутствием Государственного стандарта образования на этот спецкурс, учебная программа разработана на основе учебного предмета «Зоология».

Спецкурс «Этология животных» предусмотрен для изучения в 7– 8-х классах, рассчитан на 34 ч в течение всего учебного года.

Курс включает в себя следующие разделы:

1. Введение - 1 ч.
2. Движение – простейшая форма поведения (1 ч).
3. Научение и инсайт (8 ч).
4. Иерархия и территориальное поведение (5 ч).
5. Брачные церемонии (4 ч).
6. Запахи в мире животных (4 ч).
7. Механизм поведения (4 ч).
8. Представления о сложном поведении (2 ч).
9. Животное и среда (4 ч).
10. Поведение человека (1 ч).

Программа спецкурса предусматривает изучение теории, решение практических задач на занятиях.

Самостоятельная работа включает написание реферата. Тема реферата выбирается в начале изучения спецкурса, работа над рефератом продолжается в течение учебного года.

В результате изучения курса «Этология животных» обучающиеся должны знать:

– основные понятия и термины науки о поведении животных;
– методы исследования поведения животных;
– причины поведения животных;
– усложнения поведения животных в процессе эволюции.

Прослушав спецкурс, школьник должен уметь:

– объяснять разницу между врожденным и приобретенным поведением приводить примеры для каждого типа;
– перечислить преимущества, которые дают врожденное, приобретенное и стереотипное поведение;
– привести пример стимула и обусловленного этим стимулом поведения, объяснить, почему один и тот же стимул не всегда вызывает одинаковое поведение;
– описать характерные черты территориального поведения и привести примеры;
– описать роль различных форм поведения в поддержании иерархии доминирования и привести примеры этих форм поведения;
– описать конфликтное поведение и объяснить, почему считается, что демонстрация угрозы и ухаживание сформировались на основе конфликтного поведения;
– сравнивать поведение человека с поведением различных групп позвоночных, рассмотренных в данном спецкурсе.

Курс завершается проведением зачета. К зачету каждый ученик должен предоставить свой реферат.

Содержание программы

1. Введение.

История изучения поведения животных. Методы изучения поведения животных. Этология – наука о поведении, ее структура.

2. Движение простейшая форма поведения.

Различия движений животных и растений. Тропизмы. Понятия о положительных и отрицательных тропизмах. Геотропизм. Фототропизм. Стереотропизм. Реотропизм. Хемотропизм. Термотропизм. Солнечный компас.

3. Научение и инсайт.

Три формы поведения. Причины поведения. Релизеры. Запечатление (импринтинг). Познание в форме игры. Подражание. Инсайт. Владение орудием труда у животных. Инстинктивное (врожденное) поведение. Приобретенное поведение. Стереотипное поведение. Рефлекс. Комплекс фиксированных действий. Стереотипные акты. Стимулы. Научение. Хабитуация (привыкание). Метод проб и ошибок. Варианты ассоциативного научения: латентное научение, инсайт, запечатление (импринтинг), усвоение навыков.

4. Иерархия и территориальное поведение.

Конфликтное поведение. Смещенная активность. Угрожающая демонстрация. Иерархия доминирования. Умиротворяющее поведение. Ритуальные бои. Ареал. Территория обитания. Защита своей территории. Песни птиц как сексуальный релизер. Песни птиц как охрана гнездовой территории.

5. Брачные церемонии.

Брачные танцы различных видов беспозвоночных: бабочек, пауков, скорпионов, тараканов. Ритуал ухаживания у колюшек. Брачные церемонии цихлид. Поведение птиц в брачный период. Токующие птицы, особенности их поведения: токовые позы, танцы. Брачные подношения у разных птиц. Моногамия. Полигамия. Полигиния в животном мире. Брачный ритуал позвоночных животных: дельфинов, китов, зайцев, «лицевая ориентация»волков.

6. Запахи в мире животных.

Обоняние насекомых – одно из главных чувств. Роль феромонов. Половые феромоны (эпагоны) у рыб, хвостатых амфибий и пресмыкающихся. Аминоны – оборонные вещества. Их роль в жизни насекомых, пауков, рыб и млекопитающих.

7. Механизмы поведения.

Понятие о хеморецепции. Деление хеморецепторов на экстерорецепторы и интерорецепторы. Терморецепция, ее роль в поддержании постоянной температуры тела. Механорецепторы и слух. Зрение: монохроматическое, дихроматическое и трихроматическое. Значение органов чувств, для нормальной жизнедеятельности, влияние их строения и функционирования на поведение животных.

8. Представление о сложном поведении.

Понятие о сложном поведении. Примеры сложного поведения у медоносных пчел, муравьев, тлей. Социальное поведение и его роль в жизни животных. Примеры социального поведения высших позвоночных животных. Социобиология.

9. Животное и среда.

Координация движений и пространственная ориентация животных. Миграции животных. Акклиматизация животных: ее положительные и отрицательные последствия. Биологические (внутренние) часы.

10. Поведение человека.

Врожденное поведение. Инстинкт. От инстинктивных запретов к морали, родители и дети. Выделяющее поведение. Усиление социальности в поведении человека.

Литература

1. Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Книга для учителя – М.: Просвещение, 1983.

2. Айрапетьянц Э. Ш., Константинов А. И. Эхолокация в природе. – Л.: Наука, 1970.

3. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. гвардия, 1985.

4. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.

5. Алексеев В.А.– 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль; Академия развития, 1998.

6. Анашкина Е.И. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: Академия развития, 1998.

7. Бертон Р. Чувства животных. – М.: Мир, 1972.

8. Биоакустика. – М.: Высшая школа, 1975.

9. Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3–х т. – М.: Терра, 1992.

10. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. – М.: Олимп, 1997. – 288 с, ил.

11. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. –М.: Педагогика–Пресс, 1994.

12. Животные. – Смоленск: Русич, 2000.

13. Жизнь животных. В 7-ми т. / Гл. ред. В.Е. Соколов. – перераб. – М.: Просвещение, 1986.

14. Калабухов Н.И. Спячка животных. – М.; Советская наука, 1946.

15. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

16. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

17. Мосияш С.С. Летающие ночью: Научно-популярный очерк о рукокрылых. – М.: Знание, 1985.

18. Панов Е.Н. Этология – ее истоки, становление и место в исследовании поведения. – М., 1975.

19. Поведение животных. – Смоленск: Русич, 1998.

20. Поправке С.С. Пчела на цветке. – М.: Агропромиздат, 1989.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru