Н.П.СОЛОШЕНКО,
учитель биологии СШ №71,
п.Кедровый, Красноярский край
Урок-конкурс «Шестиногие соседи по
планете»
Обощение знаний по теме «Тип
Членистоногие. Класс насекомые»
Задачи урока
Развитие умений оперировать с
понятиями: определять, делить, ограничивать и
обобщать понятия, определять отношения между
понятиями, находить и разрешать противоречия при
работе с понятиями.
Применение опорных понятий (тип Членистоногие,
класс Насекомые, отряд Двукрылые, отряд
Жесткокрылые, отряд Перепончатокрылые,
головогрудь, брюшко, линька, мальпигиевы сосуды,
паутина, хитин, челюсти, крылья, глаза, имаго,
хелицеры, конечности, беспозвоночные животные).
Формирование
диалектико-материалистического мировоззрения
на основе философских категорий:
– общее – особенное – единичное;
– единство – многообразие;
– причина – следствие;
– первичное – вторичное.
Формирование умения работать в группе.
Привитие интереса к биологии.
Оборудование
На доске: пронумерованные понятия
(тип Членистоногие, линька, хелицеры, челюсти,
паутина, хитин, глаза, крылья, мальпигиевы сосуды,
имаго, конечности), таблицы с изображением
животных типа Членистоногие.
На столах команд:
– папки с понятиями (отряд
Жесткокрылые, класс Насекомые, подтип
Трахейнодышащие, тип Членистоногие, царство
Животные, подтип Жабродышащие, класс
Паукообразные, подтип Хелицеровые, класс
Ракообразные;
– пакеты с заданиями «Природа мудра. А мы?»,
«Круги Эйлера»;
– пакеты с рисунками представителей отрядов
Двукрылые, Перепончатокрылые, Чешуекрылые;
– листы опорных сигналов.
– пакет № 1 с названиями животных (паук
птицеед, речной рак, майский жук);
– пакет № 2 с понятиями и названиями (имаго,
нимфа, зеленые железы, мальпигиевы сосуды,
мокрица, муха, бабочка, саранча, пчела, хелицеры,
хитин).
Класс поделен на три команды.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Здравствуйте! Начинаем
очередное заседание Клуба знатоков биологии.
Сегодня мы проведем конкурс «Шестиногие соседи
по планете». На столах у вас лежат листы
взаимооценки, в которые вы в конце урока внесете
отметки всем членам команды за работу на уроке.
Первое задание – биологический диктант. На доске
– пронумерованные понятия. У вас на столах
находятся карточки с числами. Я раскрываю
содержание понятия, вы определяете, что это за
понятие и поднимаете карточку – номер этого
понятия. |
Учащиеся, прослушав содержание
понятия, поднимают карточку с соответствующим,
по их мнению, номером. |
А сейчас, капитаны команд,
подойдите ко мне. У меня в пакете три карточки с
названиями представителей типа Членистоногие.
Пожалуйста, возьмите по одной карточке.
Используя карточки с понятиями на вашем столе,
составьте логическую цепочку по систематике
данного представителя. |
Учащиеся составляют на доске
логическую цепочку по систематике, например:
– царство Животные
– беспозвоночные животные
– тип Членистоногие
– подтип Трахейнодышащие
– класс Насекомые
– отряд Жесткокрылые
– род Жук
– вид Майский жук |
Назовите, пожалуйста,
изученные нами отряды класса Насекомые. (Двукрылые,
Перепончатокрылые, Чешуекрылые.) У вас на
столах есть листы с изображением представителей
этих отрядов. Представители разных команд,
выходя по очереди к доске, составляют логический
квадрат 3 ?8 3: («Биологические крестики-нолики»)
так, чтобы в каждой вертикали и каждой
горизонтали находилось только одно изображение
представителя каждого отряда. |
Учащиеся составляют
логический квадрат, например:
Крапивница |
муха |
пчела |
муравей |
Белянка |
овод |
комар |
шмель |
Адмирал |
|
Настал черед пакета «Природа
мудра. А мы?» Раскройте пакет. Внимательно
прочтите понятия. Найдите противоречие.
Подумайте и скажите, как природа разрешила это
противоречие.
1-я команда
Мокрица – наземная среда обитания.
2-я команда
Паук серебрянка – водная среда обитания.
3-я команда
Хитиновый покров – рост членистоногих. |
Команды по очереди предлагают
свои варианты ответов. Если команда не может
ответить, а у других команд есть свои варианты
ответов, то надо дать им возможность высказать
свое мнение. Ответ, например 3-й команды, может
быть таким: «Хитиновый покров не растягивается и
не растет, а животные должны расти. В этом и
заключается противоречие. Для его разрешения
природа «придумала» процесс линьки». |
А теперь играем в «Третий
лишний». У вас есть конверт «Круги Эйлера»,
раскройте его. Внимательно прочтите понятия.
Найдите среди них лишние. Объясните, почему вы
так решили. Определите основание деления,
отношение между понятиями и отобразите их
кругами Эйлера.
1-я команда
А – мальпигиевы сосуды;
Б – нимфа;
В – органы выделения.
2-я команда
А – взрослое насекомое;
Б – имаго;
В – хитин.
3-я команда
А – развитие с полным превращением;
Б – линька;
В – развитие с неполным превращением. |
Учащиеся выполняют задания.
1-я команда
Лишнее – нимфа.
2-я команда
Лишнее – хитин.
3-я команда
Лишнее — линька.
|
Представители команд по
очереди называют признаки, по которым можно
сравнивать представителей класса Насекомые и
других классов типа Членистоногие (не повторяя
уже названных) и проводят сравнение. Побеждает та
команда, которая назовет больше признаков
(ответит последней). |
Например: органы выделения у
ракообразных антеннальные и максиллярные
железы, у насекомых – мальпигиевы сосуды. В
отличие от паукообразных насекомые имеют два
сложных глаза. |
У вас на столах есть листы с
опорными сигналами. Предложите свой вариант
опорного конспекта по классу Насекомые. |
Учащиеся на листах ватмана
фломастерами рисуют основные опорные сигналы,
составляя опорные конспекты. |
Подведем итог. Победила
команда.... В командах обсудите, кто как работал, и
на листе взаимооценки поставьте каждому
соответствующую оценку (листы сдайте). Спасибо за
работу. До свидания. |
Учащиеся оценивают работу
каждого члена команды. |
Словарь понятий
Понятие |
Содержание |
Комментарии |
Паутина |
Вещество выделяемое пауками
и некоторыми другими паукообразными,
застывающее на воздухе в виде нитей;
используется для постройки убежищ, ловчих сетей,
яйцевого кокона, выстилки норок, расселения
молоди |
|
Хитин |
Сложный полисахарид, у
членистоногих животных составляющий основу
наружного скелета, также является компонентом
клеточных стенок у грибов и некоторых зеленых
водорослей |
|
Конечности |
Органы тела животных,
выполняющие функции передвижения, осязания,
захвата пищи и т.д. |
По строению у беспозвоночных:
нечленистые, лопастевидные, членистые |
Челюсти |
У беспозвоночных –
видоизмененные конечности, выполняющие функцию
захвата и измельчения пищи |
По месту расположения:
верхние, нижние |
Хелицеры |
Первая пара головных
конечностей у паукообразных, выполняющая
функцию челюстей |
По внешнему виду:
клешни, крючки, стилеты |
Крылья насекомых |
Специализированные органы
движения, служащие для полета, являющиеся
выростами покровов, расположенные на средне- и
заднегруди и имеющие различное строение |
По строению:
перепончатые, чешуйчатые, кожистые |
Мальпигиевы сосуды |
Выделительные и
осморегулирующие органы у паукообразных,
насекомых, многоножек, представляющие собой
слепые выросты кишечника на границе между
средней и задней кишкой |
По происхождению:
выросты средней кишки (паукообразные),
выросты задней кишки (насекомые, многоножки) |
Личинка |
Фаза развития многих
беспозвоночных животных и некоторых позвоночных |
По строению у насекомых:
гусеница, истинная личинка, ложногусеница,
безголовка, безножка
По длительности стадии:
дни и недели (обычно около месяца);
месяцы и годы (часто 2–3 года) |
Линька |
Процесс смены наружного
покрова |
|
Имаго |
Конечная стадия развития
насекомых и ряда других членистоногих |
По продолжительности жизни:
несколько часов (поденки),
несколько дней (тли),
несколько месяцев (бабочки),
несколько лет (пчелиная матка, самка муравьев) |
Глаза |
Образования, обеспечивающие
восприятие зрительных раздражителей |
У членистногих по строению:
простые, сложные |
Поздравляем победителей
конкурсов за I полугодие 2006 г.!
По итогам конкурса «Я иду на урок» ими
стали:
Гусева Лидия Александровна, г.
Михайлов, Рязанская обл. – «Интересные факты из
жизни растений», урок в форме игры «Поле чудес»,
№8/2006.
Гутарова Татьяна Владимировна,
п. Березняки, Моск. обл. – «Своя игра» по теме:
«Млекопитающие», №10/2006.
Мельникова Тамара Ивановна, п.
Первомайск, Красноярский край – обобщающий урок
в 6-м классе «Без билета по белу свету», №2/2006.
По итогам конкурса «Мои методические
находки» ими стали:
Заикина Елена Анатольевна, г.
Златоуст – «Этимология и ботаника: точки
соприкосновения», №8/2006.
Крамаренко Оксана Константиновна,
г. Москва – «Литературное творчество на уроках
биологии», №2/2006.
Соловьев Роман Борисович, г.
Москва – «Нетрадиционные темы сочинений по
зоологии», №10/2006.
Премию «Мастер-класс» получают:
Асташина Нина Игоревна, п.
Воротынец, Нижегородская обл. – «День Совы»,
методический материал по экологическому
воспитанию, №3/2006; итоговый урок «Эволюция
органического мира», №9/2006; «Братец Филин и
Вредина-Зловредина», экологическая сказка,
№12–13/2006.
Живейнова Валентина Ивановна,
г. Пересвет, Моск. обл. – ролевая игра по курсу
«Человек и его здоровье», №6/2006.
Шумова Любовь Петровна, г.
Кызыл, Республика Тыва, – обобщающий урок по
теме: «Основы цитологии», №7/2006.
Все победители награждаются денежными
премиями или призами и дипломами. Конкурсы
продолжаются!
Материалы принимаются в любом виде (электронном,
печатном или рукописном). Ждем ваших писем!
К сожалению, редакция не имеет возможности
рецензировать пришедшие материалы и не
возвращает их.
Всех победителей конкурса прежних лет, не
получивших по какой-то причине дипломы, просим
сообщить об этом в редакцию письменно.
Редакция газеты «Биология»
|
|