О самых надоедливых любителях подвалов

ЗООЛОГИЯ

Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА

О самых надоедливых любителях подвалов

Как вы, наверное, догадались, речь в нашем рассказе пойдет о комарах. И не просто о комарах, а о городских, особенно надоевших всем жителям крупных и мелких населенных пунктов. Я, как и вы, дорогие читатели, терпеть не могу этих насекомых, но «врагов надо знать в лицо». А чтобы с ними успешно бороться, надо знать особенности их биологии. Сначала давайте вспомним, сколько всего представителей весьма надоедливого семейства настоящих комаров (или как их по-научному называют, Culicidae) обитает на нашей планете.

Оказывается, это семейство насчитывает целых 2500 видов и относятся они к 30 родам. Наиболее разнообразны настоящие комары в тропиках. В Центральной и Южной Америке их обитает около 700 видов и еще столько же населяет тропическую Азию. В Африке, включая остров Мадагаскар, встречается около 500 видов, еще около 400 обитает в Австралии и на островах Тихого океана. Так что на долю северных регионов (США, Канада, Гренландия, Европа, Япония, Северная Африка и Ближний Восток) приходится всего каких-нибудь 250 видов кровососущих комаров. У нас же в стране и на территории ближнего зарубежья обитает около 120 видов. И один из них – городской, или подвальный, комар, он же комар-пискун – Culex pipiens pipiens forma molestus.

Уже много лет ученые спорят о том, считать ли городского комара подвидом или просто внутривидовой формой (экотипом) комара-пискуна. Большинство специалистов считают, что это все-таки экотип. То есть городской комар принадлежит к огромной «семье» комаров вида Сulex pipiens. Описан этот вид был еще Карлом Линнеем в 1758 г. Но потом оказалось, что Сulex pipiens – это целая группа комаров-близнецов, похожих друг на друга как две капли воды, – так что даже специалистам трудно определить, кто есть кто. Однако сами «близнецы» отлично разбираются между собой, так как у каждого подвида свои пищевые пристрастия, сексуальные наклонности, температурные предпочтения.

Кроме городского комара в семью Сulex pipiens входят: Culex pipiens pipiens forma pipiens и еще три подвида – Сulex pipiens quinquefasciatus, Сulex pipiens pallens и Сulex pipiens australicus.

Каждый из этих подвидов встречается в определенных зонах земного шара, например С.р.quinquefasciatus – тропический подвид, населяющий субтропики и тропики Африки, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии. Он живет как в городах, так и в сельской местности, везде достигая высокой численности. Подвид же С.р.pallens обитает в довольно узкой зоне между 36° и 39° с.ш. в Северной Америке и между 28° и 32° с.ш. в Китае и Японии.

Самый близкий родственник героя нашего рассказа, городского комара, не требовательный к теплу подвид и экотип С. pipiensCulex pipiens pipiens forma pipiens – живет в умеренном климате Европы, нетропической Азии, северной части Северной Америки, южной трети Южной Америки и в Австралии.

Городской же комар был впервые описан в Египте еще в 1775 г. энтомологом П.Форскалем, посчитавшим этого комара отдельным видом – Culex molestus. Внешне он был братом-близнецом С. pipiens, однако отличался повышенной агрессивностью к людям. Численность его достигала особенно высоких значений в крупных городах Египта, таких как Каир и Александрия. Видового статуса этого комара впоследствии лишили, однако данное Форскалем название за ним сохранилось.

Примерно через полтора века, в 1920-х гг., С.molestus объявился сначала в Лондоне, а затем еще в трех местах Англии. С тех пор началось его победное шествие по Европе. В 1930-х гг. он был обнаружен в Стокгольме, Осло, Париже, а в 1950-х – во многих крупных городах Германии, Чехословакии и в ряде других стран.

Что касается СССР, то в 1926 г. личинки этого комара были обнаружены в Днепропетровске, а в 1939 г. С.molestus появился в подземных туннелях метро в Москве и в подвалах Ленинграда.

В 1990-х гг. городской комар на территории уже бывшего СССР был обнаружен более чем в 300 городах и поселках городского типа. Он появился практически во всех ландшафтно-климатических зонах – от Мурманска, Архангельска и Воркуты на севере до Еревана и Баку на юге.

С какой скоростью комар «завоевывает» очередной город, появившись однажды в каком-либо подвале? Точно ответить на этот вопрос трудно, но очевидно, что довольно быстро. Например, в Москве в 1950-х гг. комар обитал всего в 20 подвалах, а в 1977 г. таких мест стало 740 и с каждым годом становится все больше.

О том, каким образом городские комары распространились по нашей планете, ученые спорят до сих пор. Согласно одной версии, комары «переезжают» в разные города и страны, проникая на стоянках в самолеты, корабли, поезда и т.д. Однако на самом деле в подобных транспортных средствах этих комаров находят достаточно редко. Вероятно, это в значительной степени определяется особенностями их биологии – в умеренном климате городской комар живет в основном в «подземельях», а на «улице» может появляться только 4–5 месяцев в году, когда температура воздуха составляет не менее +7 ... +10 °С.

Согласно другой версии, предложенной американскими исследователями Д.Кицмиллером и А.Барром, форма molestus попросту «отпочковывается» от диких пискунов формы pipiens, если те попадают в малопригодные для них, но благоприятные для molestus условия – в подвалы и т.п. В этих местах те особи пискунов, которые склонны к стеногамии и автогении (о том, что это значит, будет сказано ниже) приобретают преимущество и оставляют больше потомства. Специальные исследования, проведенные в Канаде, показали, что в популяциях обычных Culex pipiens pipiens forma pipiens особи с такими «наклонностями» действительно встречаются и вполне могут стать основательницами колоний городских комаров.

Особенности, позволяющие городским комарам заселять городские подвалы, что в конечном итоге и сыграло главную роль в их победоносном шествии по многим городам мира, следующие.

Многие из вас, наверное, видели, как тихими теплыми вечерами где-нибудь около водоема комары собираются в большие, а иногда и огромные (до 1–5 м в ширину и до 7 м в высоту), стаи и с характерным звуком перемещаются в воздухе – роятся. Иногда рой состоит из «безвредных» насекомых, кровью не интересующихся – например, из комаров-звонцов, а иногда – из самых настоящих кровососов. Но при этом на человека, как и на другую потенциальную добычу, они не бросаются и вообще никак не реагируют, летают себе и летают. Дело в том, что рой в любом случае образуют исключительно питающиеся нектаром самцы, которые созрели для размножения и собрались не то на «мальчишник», не то на «ярмарку женихов». Когда готовая к размножению самка приближается к рою, навстречу ей вылетает обычно один самец – такой тип спаривания, требующий ритуала роения и, соответственно, воздушного простора, называется эвригамией. Эвригамия характерна для многих видов и форм, в том числе и для «дикого» пискуна Culex pipiens pipiens forma pipiens.

Схематическое изображение момента спаривания

Схематическое изображение момента спаривания

Однако не таков городской комар. У него самец и самка спариваются без всякого роения – такой тип называется стеногамией. При этом для осуществления размножения годится любой объем, любая щель – было бы где крылья развернуть. Естественно, что подобная особенность весьма выгодна в подвалах, нишах, вентиляционных шахтах.

Вторая, весьма важная, особенность городского комара – автогения, т.е. способность самки откладывать первую партию яиц без кровососания. Другие комары C.pipiens, чтобы оставить потомство, насосаться кровушки должны непременно, а вот самка С. molestus откладывает яички почти сразу после выхода из куколки (при температуре 25 °С – на 4–5-й день). Причем размер кладки весьма значительный – от 110 до 120 яиц. Правда, вторую порцию яиц, не напившись предварительно крови, комариха отложить уже не сможет. А потомство, вышедшее из «бескровной» кладки, может быть довольно хилым. Тем не менее такая особенность позволяет городским комарам, попав в подвал, быстро наращивать численность даже при отсутствии жертв. А потом, когда жертвы будут найдены, комарихи уж отъедятся – и за себя, и за своих матерей.

Третья особенность размножения, обеспечивающая городскому комару успех, – способность к непрерывному развитию на протяжении многих поколений (без диапауз). У дикой формы личинки развиваются только в теплое время года, а холодный сезон комары переживают в неактивном состоянии – независимо от того, в каких реальных температурных условиях они оказались. А у С. molestus личинки развиваются в подвалах круглогодично. Если там проходят (а то и подтекают) трубы горячего водоснабжения, развитие идет быстрее, если в подвале холодно – медленнее. Но идет.

При этом каждый взрослый городской комар живет настолько долго, насколько позволяют ему условия. Самцы, правда, всегда живут значительно меньше самок. При +25 °С продолжительность их жизни составляет 19, а самок – 43 дня. Если температура ниже +20 °С, то самки живут около 60 дней, а при +10 ... +15 °С – практически 4 месяца...

Какой же вред приносят городские комары, кроме того, что мешают нам спать по ночам и кусают, вызывая неприятный зуд?

На самом деле люди воспринимают укусы комаров по-разному. У одних на месте укуса появляется только пятнышко, у других бугорки, ну а у третьих развивается настоящая экзема. Известны даже случаи госпитализации людей в результате сильной аллергической реакции на укусы городских комаров, а также случаи развития такого заболевания, как гломерулонефрит, которое также развивается после укусов. Могут наши городские комары переносить и серьезные заболевания, например западно-нильский вирус, вызывающий лихорадку у людей и лошадей. Случаи этого заболевания, начиная с 1937 г., были отмечены в Египте, Конго, Южной Африке, Израиле, Индии, Франции, Румынии, США и России. В Астраханской области они регулярно регистрируются с 1991 г. Основным источником этого вируса являются птицы. Комары переносят вирус от птицы к птице или к человеку, а также от человека к человеку.

Переносчиками многих опасных заболеваний являются другие представители группы C.pipiens. Например, комар C.p.quinquefasciatus переносит элефантиазис – слоновую болезнь, или как ее еще называют, лимфатический филяриатоз. Это заболевание является бичем для населения субтропических и тропических регионов Азии, Африки, Австралии и островов Тихого океана. Только в 1995 г. в 73 странах мира насчитывалось около 120 млн больных этой тяжелой болезнью.

Комары C.pipiens являются также переносчиками различных форм энцефалита, лихорадки долины Рифт (в странах Африки), могут переносить возбудителей целого ряда других заболеваний животных и человека: птичьей малярии, миксоматоза кроликов, лимфатического хориоменингита человека, энцефаломиелита и инфекционной анемии лошадей. Недавно показано, что на хоботке эти назойливые насекомые могут переносить и вирус гепатита С.

В организме комара разные вирусы сохраняют жизнеспособность от нескольких дней до нескольких месяцев. Многие вирусы успешно «перезимовывают» в комаре, и весной насекомое уже является опасным переносчиком. А некоторые вирусы могут передаваться от одного поколения комаров к другому через яйца.

Так как же бороться с комарами, как избавиться от этой напасти? Для того, чтобы хотя бы уменьшить количество комаров C.pipiens, надо прежде всего осушить на территории населенных пунктов ненужные стоячие водоемы, загрязненные органикой, а кроме того, ликвидировать «водяные озера» в подвалах, чтобы уничтожить места развития личинок комаров. А если нельзя уничтожить водоемы, то надо хотя бы использовать различные маслообразные вещества, растекающиеся по поверхности воды в виде пленки. Они губительны для личинок комаров, т.к. проникают в трахейную систему и нарушают дыхание насекомых. В 1950-е гг. в борьбе с личинками комаров активно применялись нефтепродукты, а сейчас используются пленки высокомолекулярных спиртов и высших жирных кислот (они особенно хороши для борьбы с городскими комарами в подвалах).

Последние два десятилетия широко стали использоваться биологические препараты, полученные на основе токсинов, вырабатываемых бактериями Bacillus thuringiensis (бактокулицид) и Bacillus sphaericus (сферолазвицид, сферимос и др.).

В борьбе с комарами используются также гормоны, в частности синтетические аналоги ювенильных гормонов (альтозид, димилин и др.). Они предотвращают превращение личинок в куколки, а куколок во взрослых насекомых.

От комаров, попавших в вашу квартиру, можно избавиться разными способами, например использовать пылесос. Однако более современные методы борьбы – это различные спирали и электрофумигаторы. Действующим началом в тлеющих спиралях и нагреваемых жидкостях и таблетках являются безопасные для человека пиретроиды (неопинам, циперметрин и др.). Естественные пиретроиды содержатся в некоторых ромашках (отсюда они и получили свое название). Эти препараты оказывают парализующее действие на насекомых и малотоксичны для теплокровных.

После того, как мы так много рассказали о вреде комаров, наверное, справедливо будет добавить несколько слов об их полезных качествах. Взрослыми комарами питаются многие птицы, а их личинками – многие водные животные, в том числе рыбы.

Кроме того, насекомые, в частности комары, используются в качестве тест-объектов при испытании химических и биологических препаратов для борьбы с насекомыми (феромонов, репеллентов), а также для определения пестицидов в пищевых продуктах.

Сейчас в культуру введены несколько видов комаров: 4–6 видов Anopheles, 5–6 видов Aedes и 2–3 вида Culex. Наиболее просты в содержании всего три вида комаров – Aedes aegypti, Culex pipiens pipiens forma molestus и Culex pipiens quinquefasciatus. Для каких же целей их культивируют? Прежде всего для отработки дозировок непрерывно появляющихся новых препаратов для борьбы с теми же комарами. Кроме того, комаров в лабораториях используют для проведения фундаментальных экологических исследований, связанных с изучением сезонных циклов развития этих насекомых, проблем конкуренции между видами. Изучают фундаментальные проблемы биохимии, физиологии, генетики.

Этих комаров, в частности городского, можно рекомендовать и как лабораторный объект в работе школьного биологического кружка. На городском комаре можно проследить цикл развития насекомого от яйца до имаго, изучить внешнее строение комара. Можно провести и простые опыты: изучить влияние температуры на питание личинок, на сроки их развития и размеры, а также проследить за продолжительностью жизни самцов и самок в разных условиях. Можно пронаблюдать за процессом спаривания и откладки яиц и т.д.

Комаров содержат в марлевых садках размером от 15х15х15 см и более. Каркас садка удобно сделать из мягкой проволоки, только тщательно замотав изоляционной лентой все узлы и срезы, иначе острый конец проволоки моментально проделает в марле дырку. В стенку садка вшивают узкий марлевый рукавчик, через который можно просовывать в садок стеклянную трубочку диаметром 5–7 мм с небольшой резиновой грушей на другом конце. В такую трубочку можно засасывать и переносить в ней отдельных особей – как личинок с водой, так и взрослых комаров с воздухом.

В качестве углеводного питания комарам дают слабый раствор меда или сахара. Лучше всего этим раствором пропитать поролоновую губочку и положить ее на блюдце (корм надо менять раз в 2–3 дня). Кроме того, комарам надо предоставить поилку с водой, в которой также лежит фитиль из поролона. Воду, сироп (и взвесь питательных веществ для личинок) добавляют с помощью трубки с грушей, а поролоновые фитили меняют пинцетом через тот же узкий рукав. Сами блюдца (удобно использовать обрезанные почти у самого дна пластиковые стаканчики) помещают в садок через отдельный рукав большего диаметра, которым для других целей не пользуются. Необходимо иметь несколько садков – одни используют для проведения опытов, в других живут комары.

Как уже сказано, самки городского комара способны отложить первую порцию яиц, не напившись крови. Но если есть желание посмотреть разницу – что же, достаточно вплотную поднести к марлевой стенке садка с несколькими опытными особями тыльную сторону ладони и потерпеть несколько минут. Если у вас, конечно, нет повышенной чувствительности к комариным укусам, а комары в вашей местности, по сведениям эпидемстанции, ничего опасного не переносят.

Для откладки яиц и дальнейшего развития личинок используется небольшая емкость со слоем воды 10–15 см. На ее краях нужно закрепить резинкой растянутый на опорах марлевый мешок с рукавом – тот же садок, но уже без дна. В него через рукав запускают оплодотворенных самок, которых потом можно собрать (а марлевую крышку с рукавом для надежности оставить). В качестве корма для личинок подойдут сухие дафнии, растертые в ступке с небольшим количеством воды. В корм можно добавить немножечко сухого молока и дрожжей. Куколок лучше собирать и помещать в отдельную емкость – с той же марлевой крышкой с рукавом для сбора вылетевших комаров.

Главное в таких опытах – не гнаться за большим количеством комаров, оставляя в садках по несколько штук, тщательно пересчитав их. Излишки удобнее всего ликвидировать на стадии личинок. Всегда надо проверять, не истрепалась ли марля, и иметь запас свежих садков для аварийной пересадки насекомых. Ну и, конечно, постараться исключить доступ к садкам «шутников» и «защитников прав животных», способных выпустить «несчастных животных» полетать по помещению...

По материалам:

Виноградова Е.Б. Городские комары, или «Дети подземелья». М.–СПб.: КМК, 2004

Виноградова Е.Б. Комары комплекса Culex pipiens в России // Труды Зоологического института РАН, 1997, Т. 271.

Чернышев В.Б. Экология насекомых. М.: изд. МГУ, 1996.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru