Е.А.СТРОГАНОВА
Продолжение. См. № 17/2006
Уроки ботаники
Урок 2. Вегетативное тело растения.
Вегетативные органы
Некоторые соображения из личного
опыта. Для разбора этой темы наилучшим образом
подходит беседа, т.к. большинству детей есть что
рассказать самим. Все высказывания, размышления
и догадки по каждому вопросу учителю предстоит
только обобщить и коротко сформулировать
понятия, которые нужно записать на доске и в
тетради.
На уроке используются живые растения,
сохраняемые в банке с водой, карточки с рисунками
и цветные карандаши (не фломастеры!).
С согласия моего бывшего ученика Саши
Кулакова, я иногда использовала его детские
стихи, если в них ясно прослеживалась основная
мысль ответа на вопрос.
Ответ. Особое строение
растительного, т.е. вегетативного, тела, свой
особый, присущий только растениям, обмен веществ
и способность жить на одном месте. (Ответ:
«Неспособность свободно перемещаться в
пространстве» был отвергнут самими учениками,
т.к. это свойство не является исключительным
свойством растений.)
Ответ. Вегетативное тело состоит
из отдельных органов (уточняем, у высших растений
и в наиболее общих случаях), отличающихся друг от
друга строением и функциями.
Далее рассматриваем отдельные органы,
формулируем их главные функции.
Корень
Запись на доске: «Корень
удерживает растение в почве и добывает из нее
влагу с растворенными в ней минеральными
веществами».
Недвижно корабль у причала стоял,
На дне его якорь надежно держал.
А в парке приморском, склонившись к воде,
Мечтал колокольчик о дальней стране:
«Свободные птицы
В свободном полете,
Что ночью вам снится?
О чем вы поёте?
Быть может, далеко, у края земли,
Вы лучшую долю и страны нашли?
Пусть будет, что будет!
С землей я расстанусь.
Помогут мне люди ?
Я здесь не останусь!»
Вот-вот уж раздастся прощальный гудок,
Качнется корабль – и «Полный вперед!»
«Я должен быть там!
Как и он, так и я,
Готовы уже поднимать якоря!»
По берегу юноша быстро бежал,
И плащ, словно крылья, за ним трепетал.
Росток покачнулся, за плащ ухватился,
И вмиг на борту корабля очутился.
На солнце, как золото, якорь сверкал.
На палубе бедный цветок увядал.
Дружок, ты ошибся.
Растеньям земля,
Как небо для птицы.
Иначе нельзя!
Земля тебя поит и кормит, как мать,
И корень нельзя от земли отрывать.
Тебя он недаром, как якорь, держал ?
Он соки земли для тебя добывал.
Причалит корабль, придут поезда,
Весной прилетят снова птицы
Так было извечно, и будет всегда,
Покуда трава здесь родится,
Стебель
Запись на доске: «Проводит
растворы питательных веществ и служит опорой».
И вот опять ученическое стихотворение:
Каких только стеблей природа
Растениям в дар ни дала.
Капризы любой непогоды
Предусмотрела она.
А если уж стеблю природа
Особую крепость дала
И листья в огромную крону
На ветвях его собрала,
Тогда этот стебель могучий
Зовем мы древесным стволом.
И кажется, словно за тучи
Вершиной цепляется он.
Но влага, что корни достанут,
Хоть солнце нещадно печет,
По стеблю наверх непрестанно
Живою рекою течет.
Лист
Явление фотосинтеза настолько
значительно в планетарном масштабе, что обычно
большинство детей до начала изучения ботаники
знают о нем от старших и в общих чертах могут с
гордостью о фотосинтезе рассказать.
Способность вырабатывать крахмал и насыщать
атмосферу кислородом мы на уроках выделяли
особо, по праву отводя растениям место у истоков
всей жизни нашей планеты. Другие его функции
будем рассматривать позже.
Запись на доске: «Лист – орган
органического питания. Листья насыщают
атмосферу кислородом».
Живой крахмал всему начало,
Основа пищи на Земле.
Но появиться может он сначала
В зеленом лишь листе.
Вот и выходит:
Лист зеленый –
Питания важнейший орган.
Прочувствовав всю важность и
значительность этой роли листа, дети написали:
В воздухе прозрачном углекислый газ,
Да вода по стеблю поднялась как раз,
Выкатилось солнце – яркий день настал.
Скромно и незримо лист творит крахмал.
Есть и еще одно из важнейших
предназначений зеленых листьев в жизни нашей
планеты:
Солнышком согреты,
Не сочтя за труд,
Листья для планеты
Кислород дают.
Почка
Все перечисленные органы мы можем
наблюдать у травянистого растения, а для того,
чтобы увидеть почки, придется запастись веточкой
дерева. Почему? В средних широтах надземная часть
трав поздней осенью обычно отмирает, а почки
возобновления формируются на подземных органах
и становятся заметными несколько позже. На
деревьях же они уже сформировались, при этом
достаточно крупные (например, у осины).
В подмышках у листьев
Пристроились почки.
В иных – тоже листья,
В других же – цветочки.
На доске: «Почка – зачаток
будущего побега».
Задание: на рисунке (лист 3)
изображено растение.
1. Назвать его.
2. Аккуратно раскрасить цветными карандашами.
3. Указать стрелкой и надписать вегетативные
органы и их главные функции.
4. Объединить их фигурной скобкой с надписью:
«вегетативное тело»
5. Для тех, кто знает, где чаще всего его можно
встретить это растение, указать места обитания.
6. Дома аккуратно вклеить рисунок в тетрадь.
Лист 3
Рисунки втора
Продолжение следует
Спонсор публикации статьи: автономная некоммерческая организация "Центр Судебных Экспертиз" предлагает провести документарную, речеведческую, патентную экспертизу и много других видов экспертиз. Все услуги осуществляются высококлассными специалистами с большим опытом работы, в самые оперативные сроки. Сведения о деталях проведении патентной экспертизы, а также иную информацию и отзывы об АНО "Центр Судебных Экспертиз" можно узнать тут www.sud-expertiza.ru.
|