О самых надоедливых любителях подвалов

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Е.Л. ГЛАЗУНОВА,
учитель биологии и экологии,
Центр образования «Гамма» № 1404,
г. Москва

Развитие памяти, внимания, воображения на уроках биологии

Ни для кого не секрет, что с каждым годом все более возрастают требования к умственной деятельности школьников. И поэтому в последнее время удлиняются сроки обучения, увеличивается объем усваиваемых знаний. Но становится очевидным, что такой процесс имеет определенные границы. Беспредельно увеличивать время обучения невозможно. До сих пор усилия педагогики по совершен-ствованию системы обучения концентрировались преимущественно на улучшении содержания и повышении качества преподавания. Были разработаны новые методы обучения. Однако в то время как процесс передачи знаний интенсивно совершен-ствовался, методам усвоения и практического при-
менения этих знаний уделялось сравнительно мало внимания. Возникало противоречие: требования
к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне.

Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащегося и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим. При проведении традиционного урока задачи развития отодвинуты на второй план насыщенным содержанием. Поэтому так важно включать в структуру урока развивающие задания, основанные на содержании урока. Этим достигаются две цели: дается содержание и реализуются задачи развития интеллектуальной и творческой деятельности.

Необходимо также помнить, что творческие способности не заменяют знаний, умений, навыков, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

Вашему вниманию предлагаются примеры развивающих заданий, легко включающихся в структуру урока биологии в разных классах. В реализации этого подхода важное значение приобретают психолого-педагогическое наблюдение и срезовая диагностика, осуществляемая психологом, на основании которых учитель выбирает наиболее актуальные развивающие упражнения и составляет свой комплекс заданий.

Примеры упражнений

9-й класс (прием – мнемотехника)

Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения – палочки или колбочки, можно запомнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.

8-й класс (память, внимание, воображение)

Задание 1. Внимательно прослушайте список понятий № 1 по теме: «Класс Хрящевые рыбы» и запомните их, представляя образы (не механически!).

Список понятий № 1

1. Хрящевые рыбы.
2. Акулы.
3. Скаты.
4. Химеры.
5. Жаберная щель.
6. Торпедообразная форма.
7. Острый нос.
8. Заостренный хвостовой плавник.
9. Активный хищник.
10. Белая акула.
11. Акула-лилипут.
12. Тигровая акула.
13. Китовая акула.
14. Акула-молот.
15. Скат-манта.
16. Скат электрический.
17. Придонное животное.
18. Плоское тело.
19. Хлыст.
20. Острый шип.

Задание 2. А теперь прослушайте список понятий № 2, припоминая слова из первого списка. Если вы услышите понятие, которое встречалось в списке № 1, то запишите его порядковый номер в таблицу. (Примечание: зачитывая второй список, учитель каждый раз дважды – до прочтения понятия и после – называет его номер.)

Список понятий № 2

1. Морские животные.
2. Хрящевой скелет.
3. Хрящевые рыбы.
4. Голая кожа.
5. Чешуя костная.
6. Акулы.
7. Скаты.
8. Химеры.
9. Жаберная крышка.
10. Жаберный аппарат.
11. Жаберная щель.
12. Удлиненное тело.
13. Обтекаемая форма.
14. Сильное тело.
15. Торпедообразная форма.
16. Заостренная морда.
17. Острый нос.
18. Рыло.
19. Большой рот.
20. Кинжаловидные зубы.

21. Глаза.
22. Пара ноздрей.
23. Заостренный сверху хвостовой плавник.
24. Заостренный снизу хвостовой плавник.
25. Заостренный хвостовой плавник.
26. Ночной хищник.
27. Дневной хищник.
28. Придонный хищник.
29. Стремительный хищник.
30. Активный хищник.
31. Белая акула.
32. Голубая акула.
33. Карликовая акула.
34. Акула-нянька.
35. Акула-лилипут.
36. Тигровая акула.
37. Гигантская акула.
38. Акула-катран.
39. Китовая акула.
40. Акула-молот.

41. Акула леопардовая.
42. Серая акула.
43. Скат-манта.
44. Скат электрический.
45. Рыба-пила.
46. Скат-хвостокол.
47. Придонный скат.
48. Придонное животное.
49. Плоское тело.
50. Ромбовидное тело.
51. Дисковидное тело.
52. Ядовитая железа.
53. Длинный хвост.
54. Тонкий хвост.
55. Хлыст.
56. Острый шип.
57. Удар током.
58. Электрические органы.
59. Электрический ток.
60. Напряжение.

Таблица для ответов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6-й класс (внимание)

Задание. Быстро прочитывая каждую строчку, мысленно выделяйте понятия, относящиеся к теме «Лист». В конце строки, в скобках, запишите число, обозначающее количество слов или словосочетаний, встретившихся вам на строке по данной теме. Время выполнения – 5 минут.

1. Жилкованиецитоплазмапростойлистзонаделениякорневойчехликкорень (...)
2. Растительныйпокровземлиестественныйпокровземлиискусственный (...)
3. Флорафаунабактериилишайникирастенияцветоксетчатоежилкование (...)
4. Зародышевыйкорешокзародышеваяпочечкачерешоксемяножкасемя (...)
5. Кустарничексетчатоежилкованиерастительныйлеслистоваяпластинка (...)
6. Краснаякнигапараллельноежилкованиезаповедниклистоваямозаикаил (...)
7. Почвакореньлистоваяпластинкакорневоедавлениелистоваямозаикасок (...)
8. Движениецитоплазмыобменвеществизбирательнаяпроницаемостьдуб (...)
9. Образовательнаятканьхромосомызонапроведениязонаростакорнеплод (...)
10. Цитоплазмаоболочкаядропальчатоежилкованиеприлистникчерешокил (...)
11. Эндоспермрастительныйбелокжирвсхожестьсемянстолбчатаятканьсок (...)
12. Семячерешковыйлисткорневоедавлениежилкованиефлораустьицесемя (...)
13. Надземноепрорастаниеподземноепрорастаниезамыкающиеклеткисода (...)
14. Главныйкореньпридаточныйкореньбоковойкоренькорневыеклубниил (...)
15. Коракорняситовидныетрубкикореньсосудыстержневаякорневаясистема (...)
16. Корневоедавлениефотосинтезиспарениеобразованиеперегнояпроросток (...)
17. Мочковатаякорневаясистемазачаточныйкорешоксемядоляэндоспермил (...)
18. Минеральныеудобренияорганическиеудобрениянавоззолаподкормкаил (...)
19. Зонапроведениякорневойволосокдуговоежилкованиесемяфотосинтез (...)
20. Бактериальныеклубенькивоздушныекорнитравыфотосинтезкореньсок (...)
21. Простойлистдеревооднолетнеерастениемноголетнеерастениечерешок (...)
22. Биологияботаникафенологияфотосинтезтехническиерастенияпищевые (...)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru