О.Г. БАРИНОВ
Окончание. См. № 18/2006
Опыты с аквариумными растениями
Опыт № 4. «Характер освещения»
Для этого опыта лучше всего подходят
растения рода стрелолист (Sagittaria). Несколько
тропических видов этого рода, выходцы из Америки,
– обычные аквариумные растения. Называют их при
этом почему-то по латыни – сагиттариями. В водах
Средней полосы России растет другой вид этого же
рода – стрелолист обыкновенный, с моей точки
зрения значительно более декоративный.
Если стрелолист-сагиттарию освещать
сбоку (лампа накаливания с рефлектором), листья у
него образуются только ремневидные, подводные.
Если источник света поместить сверху и он будет
достаточной мощности (80–100 Вт), то довольно скоро
кроме свободно плавающих ремневидных листьев
появятся такие же по внешнему виду, но
выступающие из воды. Затем появятся настоящие
надводные листья, с расширенной надводной
листовой пластинкой, округлой (у многих
тропических видов) или стреловидной (у нашего –
обыкновенного и некоторых других – чилийского,
уругвайского). А затем растение порадует вас
цветочной стрелкой с раздельнополыми, но
однодомными цветами. Цветки с тремя лепестками
раскрываются не одновременно, но мужские, как
правило, успевают раскрыться до того, как женские
потеряют способность к опылению, и вы можете
получить вполне всхожие семена. Но опылять
придется «вручную».
Стрелолист обыкновенный
Можно попробовать освещать два
аквариума разными источниками света – лампой
накаливания и люминесцентной, с равным общим
световым потоком. Легко убедиться, что многие
растения лучше растут под лампой накаливания
(здесь уместно вспомнить кривую поглощения света
хлорофиллом), но в то же время цветения ряски без
мощной ультрафиолетовой лампы вам добиться не
удастся… Кстати, опыты с ряской эффектны, и их
легко поставить. Ряска легко поддается учету, но
в декоративный аквариум ее селить не стоит –
истребить тяжело, и отмершие особи очень портят
вид стекол.
Опыт № 5. «Влияние температуры»
Этот опыт проще всего ставить зимой,
если под одним подоконником есть батарея
отопления, а под другим (у окна, выходящего на ту
же сторону) – нет, или ее можно как-то
изолировать. Еще проще, если есть аквариумный
нагреватель для воды. Ваша задача – добиться (при
прочих равных условиях) разницы в температуре
воды в аквариумах в 10–15 оC – и убедиться,
что при более высокой температуре растения
растут очевидно быстрее. Необходимо учесть
только, что при температуре ниже +10 оC
некоторые тропические виды чувствуют себя уже
совсем плохо, что для наших целей не подходит.
Лучше использовать элодею, валлиснерию,
стрелолист. С другой стороны, выше +30 оC воду
в аквариуме с любыми растениями нагревать не
стоит.
Элодея канадская
Опыт № 6. «Влияние питательных
веществ»
Для опыта потребуется какое-либо
удобрение для комнатных растений. Водные
растения усваивают минеральные вещества всей
поверхностью. Попробуйте в два аквариума
посадить валлиснерию в песок, но в один добавить
раствор удобрений из расчета, например, 1 г
минеральных солей (суммарное количество веществ)
на литр воды. Можно повысить и понизить
концентрацию, но существенно повышать ее не
стоит: растения могут погибнуть. Умеренная же
подкормка заметно ускорит их развитие.
Опыты можно ставить и с отдельными
химическими веществами. Если опыты ставятся с
природной водой, а не с дистиллированной, вы
можете обнаружить, что особенно активно растения
реагируют на добавления фосфатов. Во многих
природных водоемах, исключая те, которые
соприкасаются с фосфоритами, наблюдается
дефицит именно этого элемента, он является
лимитирующим фактором развития растений (в том
числе при «цветении» водоема). Возможно, в ваших
опытах вы получите хороший отклик и на какое-то
другое вещество. Это может оказаться важным
результатом, который следует учесть при поливе
этой водой сухопутных растений.
Я сознательно обхожу молчанием опыты по
внедрению в аквариум водных животных, например
рыб. Безусловно, растения в присутствии многих
рыб (кроме тех, которые растения едят или
выкапывают из грунта) будут чувствовать себя
лучше. Но вычленить ведущий фактор влияния в этом
случае очень трудно. С кормом для рыб мы
привносим множество минеральных и органических
веществ. В процессе дыхания рыбы выделяют много
углекислого газа. Физиологические выделения рыб
богаты азотистыми и другими веществами. И,
наконец, плавая, рыбы интенсивно перемешивают
воду, способствуя доставке питательных веществ к
растениям и отведению от них растительных
выделений. А при длительной совместной жизни
(примерно от одного месяца) продукты
жизнедеятельности рыб, разлагаясь, заражают
придонный слой воды сероводородом.
Спонсор публикации статьи: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Таганрогский колледж морского приборостроения. ТКМП имеет богатый опыт подготовки специалистов в сферах вычислительных систем, комплексов, компьютерных сетей, программирования, радиоаппаратостроения, коммерции и торговой деятельности. Высокопрофессиональный педагогический состав обеспечит получение современных знаний, что позволит освоить желаемую профессию и откроет двери к успешной карьере.
|