Г.И. ЛЕРНЕР
Дидактические задания по теме:
«Тип Членистоногие»
Общая характеристика и внешнее
строение членистоногих
1. Выберите признаки, характерные для
членистоногих:
а) самый многочисленный тип животных;
б) тело сегментировано;
в) в основном ведут паразитический образ жизни;
г) роль внутреннего скелета выполняет хитиновый
покров;
д) органы чувств развиты плохо;
е) органами зрения служат простые и сложные
глаза;
ж) замкнутая кровеносная система;
з) органами дыхания служат кожные покровы;
и) у некоторых конечности превратились в крылья;
к) все покрыты хитиновым покровом.
2. Назовите отделы тела насекомых:
а) _________________ ;
б) _________________ ;
в) _________________ .
3. Больше всего ног у:
а) краба;
б) майского жука;
4. Хитиновый покров не выполняет функцию:
а) защиты;
б) терморегуляции;
5. Подпишите названия классов членистоногих
и назовите общие признаки типа:
6. Подпишите отделы тела краба.
Особенности внутреннего строения
членистоногих
1. Выберите признаки, характерные для: 1 –
раков; 2 – пауков; 3 – насекомых, а также общие для
всех классов признаки (некоторые признаки могут
повторяться):
1 ________________________
2 ________________________
3 ________________________
а) в пищеварительной системе имеются
жевательный и цедильный желудки;
б) есть мускулистая «сосательная» глотка;
в) глаза только простые;
г) у большинства есть сложные глаза, между
которыми могут находиться простые глазки;
д) дышат жабрами;
е) органами дыхания служат трахеи и легочные
мешки;
ж) органы дыхания – трахеи;
з) органы выделения – мальпигиевы сосуды;
и) ротовые аппараты лижущего, грызущего, колющего
и др. типов;
к) большинство – раздельнополые животные;
л) у большинства глаза сложные, расположены на
стебельках.
2. Зеленые железы у рака относятся к системе:
а) пищеварительной;
б) выделительной;
в) половой;
г) кровеносной.
3. В процессе эволюции у насекомых возникла
новая система органов. Это система:
а) кровообращения;
б) выделения;
в) размножения;
г) дыхания.
4. Насекомые развиваются:
а) только в воде;
б) только на суше;
в) в воде, в почве и на ее поверхности;
г) только в почве.
5. Подпишите названия органов тела
паука-крестовика.
6. Подпишите названия отделов нервной
системы паука.
Класс Ракообразные
1. К десятиногим ракам относятся:
а) мокрица;
б) дафния;
в) циклоп;
г) дальневосточная креветка.
2. Клешни рака – это:
а) вторая пара ходильных ног;
б) первая пара ходильных ног;
в) ногочелюсти;
г) видоизмененные усики.
3. К выделительной системе рака относятся:
а) задняя кишка;
б) зеленые железы;
в) почки;
г) половые железы.
4. Жабры речного рака расположены у
основания:
а) брюшных ножек;
б) усиков;
в) грудных ног;
г) хвоста.
5. Подпишите отделы тела речного рака.
6. Какая связь существует между риштой и
циклопом?
Класс Паукообразные
1. Выберите правильные утверждения:
а) тело пауков состоит из головогруди и
нерасчлененного брюшка;
б) пауки дышат кислородом, растворенным в воде;
в) у скорпионов несколько пар простых глазков;
г) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями;
д) паутина может служить пауку средством защиты,
передвижения, выведения и охраны потомства;
е) все пауки дышат атмосферным воздухом;
ж) переваривание пищи происходит в сосательном
желудке паука.
2. В этом пункте перечислены только
представители класса паукообразных:
а) пауки, клещи, клопы;
б) пауки, клещи, скорпионы;
в) пауки, клещи, тараканы.
3. Эта система органов существенно
различается по строению у паука-крестовика и
майского жука:
а) нервная;
б) кровеносная;
в) дыхательная;
г) половая.
4. К паразитическим паукообразным
относится:
а) паук-птицеед;
б) чесоточный зудень;
в) каракурт;
г) паук-крестовик.
5. Подпишите на рисунке отделы тела паука.
6. К каким отрядам относятся изображенные
животные?
Класс Насекомые
1. Распределите перечисленные органы по
отделам тела насекомого: 1 – голова; 2 – грудь; 3 –
брюшко:
1 ___________________________________
2 ___________________________________
3 ___________________________________
а) глаза; б) конечности; в) органы
осязания; г) окологлоточное нервное кольцо; д)
яйцеклад; е) желудок; ж) сердце; з) половые железы;
и) пищевод.
2. Подпишите отделы тела насекомого.
3. Органами осязания у большинства
насекомых являются:
а) ротовые органы;
б) крылья;
4. Ротовой аппарат грызущего типа у:
а) мухи;
б) бабочки;
5. Общественное поведение свойственно:
а) пчелам;
б) жукам-навозникам;
6. Подпишите названия типов конечностей
насекомого.
Типы развития насекомых
1. Распределите насекомых в соответствии с
типом их развития:
1 – развитие с неполным превращением
____________________
2 – развитие с полным превращением ______________________
а) жук-плавунец;
б) пчела;
в) комар;
г) комнатная муха;
д) стрекоза;
е) клоп;
ж) бабочка-крапивница;
з) саранча.
2. Выберите правильные утверждения:
а) у гусеницы бабочки-капустницы и ее
взрослой формы – разные типы ротовых аппаратов;
б) личинки бабочки-капустницы окукливаются под
землей;
в) куколки активно питаются листьями капусты и
превращаются во взрослую форму;
г) развитие с полным превращением происходит в
следующей последовательности: яйцо – личин-
ка – куколка – взрослая форма;
д) к насекомым, развивающимся с полным
превращением, относятся кузнечики, саранча,
стрекозы;
е) к насекомым, развивающимся с полным
превращением, относятся мухи, комары, бабочки,
жуки;
ж) личинки саранчи похожи на взрослую саранчу.
3. Подпишите названия стадий развития
саранчи.
4. Подпишите названия стадий развития
тутового шелкопряда.
|