Л.П. ТУРЛАКОВА,
учитель средней школы № 125, г. Москва
Тип Членистоногие
План-конспект обобщающего урока
Оборудование: тaблицы «Рaкooбpaзныe»,
«Паукообразные», «Отряды насекомых», цветные
иллюстрации, видеофильм «Насекомые».
ХОД УРОКА
На доске цветные иллюстрации: омар,
бабочка, жук, фаланга, паук, оса.
Учитель. Что объединяет всех этих
животных?
Ученик. Это – представители типа
Членистоногие; тело и конечности у них
сегментированы, есть твердый хитиновый покров.
Учитель. Правильно. Сегодня на
уроке мы обобщим знания, полученные ранее о
членистоногих – самых высокоорганизованных
беспозвоночных, их многообразии, численности и
распространении на Зeмлe. Прослушаем краткое
сообщение.
Ученик. Членистоногие живут на
земле и под землей, в воде и в воздухе, в
растительных и животных тканях, в солевых
растворах, нефтяных и горячих источниках. Они
выделяются среди всех групп беспозвоночных
богатством форм и огромным числом видов. Они
составляют почти 70% общего количества видов
животных нашей планеты. Одни из них, не имея глаз,
способны воспринимать свет всей поверхностью
тела, другие слышат ногами, третьи «беседуют» с
помощью крыльев, у четвертых великолепно развито
обоняние.
Продолжительность жизни некоторых
членистоногих очень мала и составляет всего
несколько часов или даже минут, но есть среди них
и долгожители: навозные жуки живут около 3 лет,
пчела-матка – более 5 лет, самка садового черного
муравья – до 20 лет, а многие термиты – более 40 лет
(почти на 10 лет больше царя зверей – льва).
Учитель. Мы прослушали сообщение о
членистоногих, а теперь познакомьтесь со
статьей, которую корреспондент написал для
газеты «Юный энтомолог». Какие ошибки в ней
допущены?
«...На конференции я много узнала о насекомых,
например о жуках, бабочках, клещах, пчелах.
Особенно мне понравился парад жуков. Я узнала,
что майский жук приносит пользу, что надо
охранять божью коровку, жужелицу, слепней. Но
есть среди насекомых и вредные. Это листоеды,
могильщики, мертвоеды, блохи, вши. А по телевизору
я слышала, что уже несколько сотен человек умерли
от чумы, распространителем которой является
вошь. А у нас в поселке много людей болеют
чесоткой. Возбудитель чесотки – клещ.
Обязательно мойте руки!»
Учитель. Многообразие
членистоногих стало предметом особого внимания
зоологов. Они разделили всех членистоногих на
несколько классов. Какие из них мы изучаем?
Учащийся. Это классы Ракообразные,
Паукообразные, Многоножки, Насекомые.
Учитель. Пользуясь таблицами,
дайте краткую характеристику, по которой мы
узнаем представителей классов. Опишите
«портрет» паукообразных, расскажите о среде их
обитания и приспособлениях к ней,
сформировавшихся у представителей этого класса.
Знаменитый немецкой физиолог, профессор
Мюнхенского университета Карл Фриш сказал: «Из
числа существ, живущих рядом с нами, пауки, без
сомнения, наиболее интересные...» Что интересного
вы знаете о пауках?
Ученик. Маленький паук однажды
спас Шотландию. Роберт Брюсс, национальный герой
этой страны, несмотря на храбрость и большое
военное мастерство, терпел от англичан одно
поражение за другим. Когда же в седьмой раз
англичане одержали победу, Брюс упал духом и ушел
в горы, подальше от посторонних глаз. Он забрел в
пещеру, увидел в углу паука, ткущего паутину, и в
раздражении разорвал ее. Семь раз паук вновь
начинал свою работу и семь раз Брюсс разрушал его
творение. Когда же паук вновь принялся за дело,
понял Брюсс, что нельзя падать духом и к нему
вернулась прежняя уверенность, он вышел из
пещеры и в бою при Баннокберне разбил англичан.
Паук тогенариа доместика тоже помог выиграть
большое сражение. Осенью 1794 г. Франция напала на
Голландию. Голландцы, не имея достаточно сил для
обороны, открыли свои знаменитые шлюзы и
затопили все дороги. Движение французской армии
было остановлено, и главнокомандующий yжe был
готов отдать приказ об отступлении. Ho тут ему
доложили о появлении большого количества пауков,
что по народным приметам «предсказывало»
приближение заморозков. Через несколько дней
сильные морозы сковали воду на дорогах, и
французы быстро вошли в Амстердам.
Учитель. Насекомые – самый
многочисленный класс членистоногих, их около 1,5
млн видов. Если в музее при осмотре коллекции
насекомых на каждого тратить всего по одной
минуте, то около 6 лет без отпусков и выходных
дней, без перерывов на обед потребуется только на
то, чтобы бегло осмотреть представителей всех
известных видов. Опишите «портрет» насекомого.
Биологические загадки
1.
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
(Жук.)
Дайте характеристику отряда
Жесткокрылые.
2. Молитва южноамериканских
индейцев.
Боже, спаси нас от молнии!
Боже, спаси нас от землетрясений!
Боже, избави нас от мучительной смерти!
Боже, избави нас от ... .
(От термитов.)
Почему индейцы просят об избавлении от
термитов? К какому отряду относятся термиты?
Каковы их характерные признаки?
3. Найдите биологическую ошибку в
стихотворении А.Фета «Бабочка».
Ты прав. Одним воздушным очертанием
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
...Не спрашивай, откуда появилась,
Куда спешу.
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу…
(У бабочек 4 крыла.)
4. Из старинной рукописи: «...И ушел
он в пустыню, и поселился в пещере, и питался
сушеными акридами». Чем питался отшельник? (Саранчой.
В Африке для многих племен она – самое обычное
блюдо.)
5. Если голодной мухе поднести
раствор сахара так, чтобы она коснулась его
лапками, то муха выдвигает хоботок для
слизывания пищи. Когда же раствор сахара
заменяют водой, муха никак на него не реагирует. С
чем это может быть связано? (Органы вкуса мухи
находятся на лапках.)
6. На рисунке два ротовых аппарата
– мухи и комара. Какой из них принадлежит комару?
А.С. Пушкин писал:
«Ах, лето красное,
Любил бы я тебя
Когда б не зной,
Да пыль,
Да комары,
Да мухи».
Почему мы не любим комаров?
(Учитель рассказывает о роли комаров
в природе. Объясняет, что все насекомые являются
очень важным звеном в цепях питания, т.к. ими
питаются многие животные.)
7. Демонстрируется фрагмент (без
звука), показывающий развитие
бабочки-капустницы с полным превращением.
Узнать, что происходит. Как еще могут развиваться
насекомые?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
|