О преподавании темы: «Эволюция органического мира»

КОПИЛКА ОПЫТА

А.В. ГУЛИНА,
учитель биологии ГОУ СОШ № 490,
г. Москва

О преподавании темы:
«Эволюция органического мира»

Успехи и достижения биологической науки убедительно свидетельствуют о том, что человечество вступило в новый век – век биологии. По мере развития биологии и внедрения ее достижений в жизнь человеческого общества будет возрастать число людей, для ко-торых биологическое образование окажется элементом их профессиональной подготовки. Отсюда видно, что значимость биологичес-
кого образования в основной и средней школе возрастает.

Также следует отметить, что школьный предмет «Биология» способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, т.е. системы наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношения между человеком и миром. А это очень важно, т.к. мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. В конечном итоге оно обусловливает линию поведения человека.

«Конечная цель курса естествознания в общеобразовательном заведении, – писал Александр Яковлевич Герд, – привести учащегося к опреде-ленному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук».

В основе современной научной картины мира, как мы знаем, лежат идеи эволюционизма, которые рисуют этапы организации материи от Большого взрыва до возникновения ноосферы.

В современной системе школьного образования сложилась интересная ситуация с изучением раздела «Развитие органического мира»: с одной стороны, опыт преподавания курса общей биологии показывает, что информация о развитии жизни на Земле вызывает у учащихся большой интерес, с другой – усвоение данного материала часто остается на стадии восприятия и представления. Мне кажется, можно назвать следующие причины плохого усвоения данного раздела:

– поверхностное изложение материала;
– недостаток знаний о земной коре;
– недостаток наглядности.

Разберем эти причины подробнее.

1. Поверхностное изложение материала

В разделе «Развитие органического мира», раскрывая понятие «эволюция взаимоотношений организма и среды», следует показывать не только эволюцию организмов, но и эволюцию среды, т.е. рассказывать не только о зоологических и ботанических событиях, но и о соответствующих им геологи-
ческих и климатических изменениях. Причем показывать эту связь нужно методично, а не вспоминать о ней местами, как это практикуется в большинстве учебников.

Например, обычно в школьных учебниках сообщается, что в протерозое возникли многоклеточные, но не говорится о том, что организмы могут дышать свободным кислородом только тогда, когда его содержание в атмосфере достигает 1/100 доли от современного содержания. Это критическая величина (точка Пастера, или точка Юри) была достигнута приблизительно 680 млн лет назад. И именно тогда на Земле появились многоклеточные, т.е., видимо, ра-ньше из-за недостатка кислорода этого произойти не могло.

Некоторые понятия, например биогеографические доказательства эволюции в учебнике Д.К. Беляева «Общая биология», даются как «готовые». Например, приводится карта биогеографических зон А.Уоллеса, но почему именно так распространены организмы, практически не объясняется, а о дрейфе континентов вообще не упоминается. А без этого становится непонятным, почему так различается природа Северной и Южной Америк, Индо-Малайской области и остальной Евразии или Южной Америки и Африки с их сходными климатическими условиями.

А ведь известно, что понятия, которые даются как «готовые», не требующие анализа и понимания, без труда запоминаются, но также легко и забываются.

2. Недостаток знаний о земной коре

В школе преподаются основы разных наук, но знания по различным предметам должны объединяться, преобразуясь в единое и целостное знание о природе и обществе. Сами учащиеся такие связи обычно не усматривают. И учитель должен помогать их выявлению вопросами, сопоставлениями, обобщениями.

Учителю биологии необходимо учитывать знания учащихся по другим предметам для расширения биологических понятий, для более уверенной опоры на предварите-льно изученные вопросы из других дисциплин. Так, при изучении раздела «Развитие органического мира» весьма полезно привлечь знания из географии. Например, в начале года в 7-м классе на уроках географии (4 урока) учащиеся изучают строение земной коры и дрейф континентов, а в 8-м классе также в начале года (3 урока) изучается «Лента времени».

Конечно, хорошо было бы, если бы существовал специальный модуль (курс) геологии, где рассматривались бы и вопросы дрейфа континентов. Причем было бы желательно, чтобы этот модуль по времени был приближен к старшей школе, т.к. учащимся сложно вспомнить материал за 7–8-е классы, который, в силу их возраста, давался без особого углубления и больше ознакомительно. Это давняя мечта, – еще в изданном в 1976 г. учебнике «Общая методика преподавания биологии» Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской говорится, что «системе биологических знаний в средней школе явно недостает опоры на факты и теории о строении и жизни земной коры, что мог бы дать элементарный курс минералогии и геологии. (Такой курс был в учебной программе средней школы до 1941 г.)»

Отсутствие этих знаний приводит к тому, что учащиеся проецируют эволюционные изменения в растительном и животном мире на современное состояние климата и расположение континентов.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru