К.Е. БЕЗУХ
Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского
Приспособленность организмов –
результат действия факторов эволюции.
Относительный характер приспособлений
11-й (9-й) класс (2 ч)
Урок 1. «Приспособительные особенности
организмов»
Методическое обеспечение
Урок построен с использованием
техники «СПИРАЛЬ», которая является составной
частью технологии критического мышления. Цель ее
применения:
– активизация мыслительной
деятельности учащихся на уроках;
– формирование навыков получения информации из
различных источников, умения сопоставлять и
анализировать изучаемый материал.
Данная техника позволяет
проанализировать изучаемый материал насколько
раз, на разных уровнях восприятия, что формирует
более прочные знания.
Этапы работы:
– создание проблемной ситуации;
– индивидуальная работа учащихся с карточками,
последующее совместное обсуждение и
формулирование промежуточных выводов;
– работа учащихся в парах с текстом, составление
рабочей таблицы;
– коллективное обсуждение информации,
изложенной в тексте;
– рассказ учителя, внесение дополнений в
таблицу, формулирование итоговых выводов;
– составление индивидуального отчета.
Планируемый результат: учащиеся
расширяют и систематизируют знания о
приспособительных особенностях организмов.
Метод обучения – проблемный: чем
отличаются изменения от приспособлений? Почему
организмы (виды) удивительно хорошо
приспособлены к условиям окружающей среды?
Материалы к уроку:
– 12 карточек с примерами адаптаций
разных типов;
– текст «Приспособительные особенности
организмов»;
– образец таблицы для заполнения.
Проверка результативности урока:
оценки учащимся за индивидуальную и парную
работу; выборочная проверка отчетов; через урок
– блиц-тест (биологический лабиринт) на 10 мин.
ХОД УРОКА
Чтобы выжить, надо быстро изменяться.
Л. Кэрролл («Алиса в Зазеркалье»)
Постановка проблемы
Пример 1. На расчищенной от травы
площадке блекло-бурого цвета ученые к колышкам
привязали богомолов трех цветов – бурых, желтых,
зеленых. За время опыта птицами было уничтожено
60% желтых, 55% зеленых и только 20% бурых богомолов, у
которых окраска тела совпадала с цветом фона.
Аналогичные опыты были поставлены с куколками
бабочки-крапивницы. В случае несоответствия
окраски куколки окраске фона птицы уничтожали
гораздо больше куколок, чем в случае совпадения
фона с окраской.
Водоплавающие птицы в бассейне ловят
преимущественно рыбу, окраска которой не
соответствует цвету дна.
Вопросы
Что удалось выяснить при помощи
описанных опытов?
Что обеспечило выживаемость
богомолов, куколок бабочек и рыб?
Как можно объяснить полученные
учеными результаты опытов?
(Устные мини-выводы).
Пример 2. Всем известно, что корни
растений растут вниз, проникая вглубь почвы.
Однако в джунглях Венесуэлы были обнаружены 12
видов деревьев, корни которых взбирались вверх
по стволу.
Что могло стать причиной «странного поведения»
корней?
(Варианты ответов школьников).
(Контрольный ответ для учителя: почва в
этих местах содержит так мало питательных
веществ, что корни приспособились вбирать ионы
Са, Mg, К и др. элементов из стекающей по стволу
дождевой воды. Чтобы подтвердить это
предположение, исследователи искусственно
повысили содержание минеральных веществ в
стекающей воде. Рост корней после этого
усилился).
Первичное осмысление темы урока (запись
на доске):
Приспособленность организмов
Приспособленность организмов (от лат.
«адаптацио» – приспособление) – способность
организмов противостоять воздкйствию условий
окружающей среды.
Учитель раздает карточки (каждая
четная парта читает четные примеры, нечетная,
соответственно, – нечетные) и предлагает
выполнить задание:
– Прочтите предложенные примеры.
– Попробуйте определить типы адаптации.
– Разбейте эти примеры на группы, объясните свой
выбор.
Карточка 1. В Южной Америке обитает
около 10 видов ленивцев – строго древесных
животных. Нормальное положение тела этих
чрезвычайно медлительных существ – висячее,
спиной вниз. В противоположность всем остальным
млекопитающим, мех ленивцев на туловище
направлен не со спины к брюху, а, наоборот, с брюха
к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто
поселяются водоросли, придающие животному
зеленую окраску, что помогает ему скрываться в
листве.
Карточка 2. Гусеницы пяденицы,
уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая
остальную часть тела под углом к ней,
уподобляются сучку. Некоторые богомолы цветом и
формой тела похожи на те или иные части цветка,
поэтому их называют цветочными.
Карточка 3. Английский энтомолог
Брейди, изучавший поведение мухи цеце, пришел к
выводу, что она нападает на любой движущийся
теплый предмет, даже автомобиль. Не нападает муха
только на зебру, которую воспринимает лишь как
мелькание черных и белых полос.
Карточка 4. Жук-бомбардир
вырабатывает химические вещества, которые при
опасности поступают в воронкообразный отдел
задней части его тела. Там начинается бурная
реакция, и образовавшаяся неприятная жидкость,
взрываясь, выбрасывается прямо на нападающего.
Обычная шпанская мушка «награждает» хищника
жидкостью, которая вызывает нарывы.
Карточка 5. Вдоль побережья
австралийской провинции Квинсленд и около
Сиднея обитает очень ядовитый осьминог. Хотя его
размеры редко превышают 12 см, яда в нем
достаточно, чтобы убить 10 человек.
Карточка 6. Некоторые животные в
качестве защиты используют запах:
североамериканский скунс способен выбросить
струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с
поразительной точностью. Она может временно
ослепить нападающего и определенно отучит его от
повторного нападения на скунса.
Карточка 7. Покрытая
предостерегающими полосками, но совершенно
безобидная муха – журчалка извлекает нектар из
цветка, как и медоносные пчелы, обладающие
грозным жалом. Подражание журчалки не
ограничивается окраской, но включает и
поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым
пчелами и осами, и, если их потревожить, угрожающе
жужжат.
Карточка 8. Австралийская
бородатая ящерица способна напугать само¬го
храброго хищника. Она громко свистит, бьет
хвостом и поднимает гребень так, что кажется в 4
раза больше, чем есть на самом деле.
Карточка 9. В некоторых случаях
рыбы могут маскироваться под других животных,
причем делают это коллективно. Например,
маленькие морские сомики, обнаружив, что к ним
приближается хищная рыба, сразу же группируются
в своеобразное подобие клубка. Их головы
оказываются в центре этого «архитектурного
сооружения», а заостренные хвостики торчат
наружу. Издали «клубок» напоминает колючего
морского ежа, которого хищники предпочитают
обходить стороной.
Карточка 10. В африканских саваннах
живет небольшой подземный грызун – голый
землекоп. Это странное, почти голое, лишенное
шерстного по¬крова создание. Тем забавнее видеть
торчащие в разные стороны вибриссы – на голове и
на брюхе. Многочисленные чувствительные волоски
помогают землекопам ориентироваться в огромных
подземных лабиринтах, проложенных этими
трудолюбивыми зверьками.
Карточка 11. Некоторые ежи
используют выделения ядовитых жаб для
смазывания своих иголок. Нападая на жабу, еж,
прежде всего, кусает ее ядовитые околоушные
железы, а потом отравленной слюной смазывает
свои иголки. Коварные привычки усваиваются еще в
детстве. Новорожденный, еще слепой ежонок
слизывает с иголок матери ядовитую смазку и
наносит ее языком на свои еще мягкие иголочки.
Карточка 12. Животные в минуту
опасности нередко прибегают к разным уловкам:
особенно часто это делают птицы – притворяясь
ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже
такие крупные животные как слоны способны
обмануть хищни-
ков – они тоже притворяются, только мертвыми.
Однажды в джунглях Индии поймали
дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон
упал на землю. Охотники старались его растолкать,
но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер,
сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и
бросился бежать.
По итогам обсуждения на доске делается
запись тех вариантов адаптации, которые
обнаружили учащиеся в примерах.
Чтение и организация текста
Учитель: чтобы выяснить, какие еще
адаптации встречаются в природе, познакомьтесь
со следующим текстом, подготовьте таблицу для
обобщения и сделайте в ней краткие записи.
Работайте в тех же условиях, что и в предыдущем
случае: каждая четная парта читает про растения;
каждая нечетная – про животных.
Текст «Приспособительные
особенности организмов»
Одним из результатов естественного
отбора, являющегося направляющей движущей силой
процесса эволюции, можно назвать развитие у всех
живых организмов адаптаций – приспособлений к
среде обитания.
Многообразие конкретных
приспособлений можно разделить на несколько
групп, которые являются формами
приспособленности организмов к окружающей
среде.
Некоторые формы приспособленности
у растений
Приспособления к повышенной
сухости: опушенность листьев, накопление влаги в
стебле (кактус, баобаб), превращение листьев в
иголки (хвойные растения).
Приспособления к повышенной
влажности: большая поверхность листа, много
устьиц, повышенная интенсивность испарения.
Приспособления к опылению ветром:
вынесение тычинок с пыльниками далеко за пределы
цветка, мелкая легкая пыльца, пестик сильно
опушен, лепестки и чашелистики не развиты, не
мешают обдуванию других частей цветка ветром.
Приспособленность к опылению
насекомыми: яркая привлекающая окраска цветка,
наличие нектара, запах, форма цветка.
Приспособления к расселению и
распространению семян и спор: сочные,
привлекательные для животных плоды или шишки;
семена с летучками, крылатками, зацепками,
парашютиками; легкие многочисленные споры;
«взрывающиеся» плоды (недотрога, «бешеный»
огурец).
Приспособления к поглощению
максимального количества света: листовая
мозаика, плоские широкие листья, многослойная
столбчатая и губчатая фотосинтетическая ткань,
узкие межклетники, большое количество
хлорофилла.
Приспособления к перенесению
неблагоприятных условий: листопад; запасание
питательных веществ в луковицах, корневищах,
клубнях, корнеплодах; эфемерность (подснежники,
крокусы, пролески).
Приспособления к недостатку
питания или кислорода: насекомоядность (росянка,
венерина мухоловка); воздушные корни (орхидеи);
дыхательные корни (мангры).
Защита от поедания травоядными
животными: иглы; колючки; друзы (кристаллы
щавелевокислого калия), накапливающиеся в
колючках или листьях; ядовитые соки;
стрекательные клетки со жгучими волосками.
Некоторые формы
приспособленности у животных
– торпедообразная (препятствует
образованию завихрений потоков воды при
движении): акулы, дельфины, пингвины, кальмары;
– подражающая (делает организм незаметным среди
тех или иных предметов): палочники, гусеницы
пядениц, цикады, морские коньки, удильщики;
– уплощенная (для жизни на дне или в узких
расщелинах): планарии, камбала, скаты.
Окраска тела:
– предостерегающая (у видов,
обладающих ядовитыми, обжигающими, жалящими
структурами): осы, шмели, пчелы, жуки нарывники,
гусеницы бабочек-капустниц, божьи коровки,
гремучие змеи;
– покровительственная (скрывает на фоне
окружающей среды): зеленый кузнечик, белая сова,
камбала, осьминог, заяц беляк, тли, белая
куропатка;
– расчленяющая, «камуфляжная» (размывает
контуры, помогает оставаться незаметными на фоне
неоднородной среды, среди пятен и полос света и
тени): зебры, тигры, пятнистые детеныши оленей,
жирафы, рыба-зебра.
Адаптация, при которой форма тела и
окраска животного сливаются с окружающими
предметами, называется маскировкой.
Подражание хорошо защищенным и обладающим
предостерегающей окраской или, напротив,
безобидным животным, помогает потенциальным
жертвам защититься от поедания хищниками и
называется мимикрией.
Таблица. Адаптации организмов
Показатели
приспособленности |
Животные |
Растения |
1. Приспособления к
абиотическим факторам (например, холоду) |
1. Густая шерсть
2. Толстый подкожный слой жира
3. Перелет на юг
4. Зимняя спячка
5. Запасание корма на зиму |
1. Листопад
2. Холодостойкость
3. Сохранение вегетативных органов в почве
4. Наличие видоизменений (луковицы, корневища и
др. с запасом питательных веществ) |
2. Способы добывания пищи |
Для добывания пищи и
воды:
1. Объедание листьев на высоких деревьях
(длинная шея)
2. Захват с помощью ловчих сетей (плетение паутины
и создание др. разнообразных ловушек) и
подстерегание объектов питания
3. Особое строение пищеварительных органов для
вылавливания насекомых из узких нор,
стравливания травы, ловли летающих насекомых,
многократного пережевывания грубой пищи (липкий
длинный язык, многокамерный желудок и др.)
4. Схватывание и удержание добычи хищными
млекопитающими и птицами (хищные зубы, когти,
крючковатый клюв) |
Для добывания биогенов,
воды и энергии:
1. Поглощение воды и минеральных веществ
(интенсивное развитие корней и корневых
волосков)
2. Широкие тонкие листья, листовая мозаика
(поглощение солнечной энергии)
3. Запасание воды (густая сеть межклетников,
утолщенный стебель и др.)
4. Захват и переваривание мелких животных
(насекомоядные растения) и др. |
3. Защита от врагов |
1. Быстрый бег
2. Иглы, панцирь
3. Отпугивающий запах
4. Покровительственная, предостерегающая и др.
типы окраски |
1. Колючки
2. Розеточная форма, недоступная для стравливания
(скашивания)
3. Ядовитые вещества
4. Стрекательные клетки |
4. Обеспечение эффективности
размножения |
Привлечение полового
партнера:
1. Яркое оперение
2. «Корона» рогов
3. Половые аттрактанты
4. Песни
5. Брачные танцы |
Привлечение опылителя:
1. Нектар
2. Пыльца
3. Яркая окраска цветков или соцветий
4. Запах |
5. Расселение на новые
территории |
Миграции:
Перемещения стад, колоний, стай в
поисках пропитания и подходящих условий для
размножения (перелеты птиц, кочевки антилоп,
зебр, заплывы рыб) |
Распространение семян и
спор:
1. Цепкие крючки, колючки
2. Хохолки, крылатки, летучки для переноса ветром
3. Сочные плоды и др. |
Примеры:
– мухи-журчалки похожи на пчел, ос,
шмелей;
– безобидные тропические ужи похожи на ядовитых
змей;
– яйца, откладываемые кукушкой, соответствуют по
цвету яйцам птицы-хозяина и т.д.
Твердые покровы тела, шипы и иглы
(механическая защита от хищника): морские ежи,
жуки, крабы, улитки и двустворчатые моллюски,
черепахи, ежи, дикобразы).
Ядовитые железы или токсины (для
жертвы – защита от поедания; для хищников –
средство умерщвления или обездвиживания добычи):
медузы, пауки, многоножки, некоторые рыбы, многие
земноводные, змеи.
Физиологические адаптации:
– удаление избытка воды через почки в
виде слабо концентрированной мочи (сохранение
постоянства внутренней среды организма в
условиях жизни в пресной воде): пресноводные рыбы
и земноводные;
– выделение небольшого количества сильно
концентрированной мочи (сохранение постоянства
внутренней среды организма в условиях жизни в
гиперосмотической среде или в пустыне): морские
рыбы, морские змеи, пустынные грызуны.
– способность к эхо-, термо- и электролокации (для
ориентации в пространстве): летучие мыши,
дельфины, некоторые змеи (они различают на
расстоянии объекты, температура тела которых
отличается от температуры среды всего на 0,2 °С),
рыбы.
Существует много других типов
физиологических адаптаций, например,
способность впадать в спячку, способность
жидкостей тела противостоять замерзанию,
способность обходиться небольшим количеством
кислорода и т.д.
Приспособительное поведение:
– отпугивающее (защита от хищников):
ушастая круглоголовка, бородатая ящерица, совы;
– замирание (защита от хищников): опоссумы,
некоторые жуки, земноводные, птицы;
– запасающее (многие животные запасают корм на
неблагоприятный сезон года): кедровка, сойка,
бурундук, белка, пищуха;
– миграции (избегание неблагоприятных условий
путем перемещения в другие районы): перелетные
птицы, некоторые виды бабочек.
Существует много других типов
приспособительного поведения. Например, в
пустыне для многих видов время наибольшей
активности – ночь, когда спадает зной.
– вынашивание икры на теле или в
ротовой полости: ракообразные, морские коньки,
тиляпии, пипа суринамская;
– постройка гнезда и выведение в нем потом-ства:
некоторые земноводные и рыбы (колюшки, петушки,
макроподы), птицы, все плацентарные
млекопитающие, рождающие беспомощных детенышей;
– выкармливание потомства: осы, пчелы, муравьи,
некоторые рыбы (дискусы), птицы, млекопитающие.
Жуки-скарабеи и одиночные осы не выкарамливают
личинок, но обеспечивают их запасом пищи.
К содержанию текста учитель может
добавить информацию о способах добывания пищи,
привлечении полового партнера и т.д. Эти сведения
также кратко заносятся в таблицу.
По результатам обсуждения текста
составляется таблица (см. с. 18).
Подведение итогов урока
Растения и животные удивительно
приспособлены к условиям среды, в которой они
обитают. В понятие «приспособленность вида»
входят не только внешние признаки, но и
соответствие строения внутренних органов
выполняемым ими функциям (например, длинный и
сложно устроенный пищеварительный тракт жвачных
животных, питающихся растительной пищей).
Соответствие физиологических функций
организма условиям его обитания, их сложность и
разнообразие также входит в понятие
приспособленности.
Подумайте, какой вывод следует
сделать из вышесказанного, обсудите в парах,
сделайте записи в своих отчетах.
Домашнее задание
Продолжение следует
|