И.И. ДЗЕВЕРИН, П.В. ПУЧКОВ,
Н.М. АКУЛЕНКО, И. В.ДОВГАЛЬ,
Институт зоологии НАН Украины,
г. Киев.
Окончание. См. № 21/2006
«Научный креационизм»: насколько он
научен?
Эволюционисты используют подтасовки
и фальсификации. В их перечне у креационистов
фигурируют пильтдаунский череп, зуб «человека из
Небраски», геккелевские методы обоснования
биогенетического закона, реже – другие находки и
трактовки (Головин, 1999а; Хэм и др., 2000; Сарфати, 2001 и
др.).
Однако пильтдаунскую подделку
разоблачили не креационисты, а эволюционисты.
Популярность она обрела не как ключевое
свидетельство обезьяньих корней человека, а как
доказательство якобы исконного превосходства
британской расы над прочими. Для научной теории
антропогенеза пильтдаунский череп, напротив,
составлял неразрешимую проблему, поскольку не
укладывался в ее модели, основанные на
совокупности остальных находок.
За зуб «небрасского человека»,
плиоценового гоминида, якобы обитавшего на
территории современных США, был ошибочно принят
в 1922 г. зуб вымершей пекариевой свиньи Platygonus.
Ошибка досадная, но понятная, учитывая сходство
тупобугорчатых коренных зубов свиней и гоминид.
Исправили ошибку в 1927 г. сами же допустившие ее
ученые.
Стадии эмбрионального развития
различных позвоночных
Геккель, утверждают креационисты, «обманным
путем исказил изображения эмбрионов, пытаясь
усилить их внешнее сходство» (Хэм и др., 2000).
Однако сход-ство эмбрионов животных разных
классов – эмпирический факт, не зависящий от
Геккеля, что хорошо видно, кстати, на
микрофотографиях, приведенных моррисианами для
демонстрации геккелевских фальсификаций (Хэм и
др., 2000, с. 118; Сарфати, 2001, с. 82). Отмечено это было
задолго до Дарвина и Геккеля (закон Бэра) и с тех
пор подтверждено многократно. Признают это
сходство, что самое интересное, и современные
креационисты. Что же до Геккеля, то его
интерпретацию эволюции эмбриогенеза
современные ученые считают поверхностной,
воспринимают скептически, но отнюдь не
оспаривают самих фактов зародышевого сходства.
Теория эволюции и расизм.
Креационисты видят в дарвиновских принципах
борьбы за существование и выживания более
приспособленных теоретическую основу расизма и
даже нацизма (Головин, 1999а; Тэйлор, 2000; Хэм и др.,
2000; Хэм и др., 20019, и др.).
«Дарвиновская теория эволюции по сути своей –
расистская философия, которая учит, что
различные группы, или «расы», людей произошли в
разное время и развивались с разной скоростью,
так что некоторые из них стоят ближе к своим
обезьяноподобным предшественникам, чем другие»
(Хэм и др., 2001, с. 49).
Такие заявления свидетель-ствуют или о
полном непонимании сути дарвинизма, или о
крайней недобросовестности моррисиан. Ч.Дарвин
привел множество фактов, свидетельствующих о
ложности расизма. По его мнению, «все расы сходны
между собой в стольких несущественных
подробностях строения и в таком большом числе
умственных способностей, что эти сходства можно
объяснить только унаследованием от общего
прародителя, и прародитель, отличавшийся такими
особенностями, мог, по всей вероятности, по праву
называться человеком». Дарвин склонялся к мысли,
что расовые различия сформированы не
естественным, а половым отбором по
несущественным особенностям. Страницы
«Происхождения человека...», посвященные
истреблению туземцев колонизаторами, написанные
в обычном для Дарвина объективистском стиле,
читаются, тем не менее, как приговор расизму, и
производят куда большее впечатление, чем
моррисианские опусы на ту же тему (Хэм и др., 2001).
Сходных с дарвиновскими взглядов на
человеческие расы придерживались и
придерживаются большинство эволюционистов.
Были, конечно, попытки оправдать
расовую дискриминацию биологическими
аргументами, но ведь и библейские тексты
использовались для сходных целей! Например,
расисты в США искали оправдание своей
деятельности в библейских доктринах.
Идеологические корни фа-шизма –
отдельная тема. Отметим только, что сходство
фашистских доктрин борьбы рас, расовой гигиены и
выведения новой расы сверхлюдей с дарвинов-ским
индивидуальным соревнованием весьма отдаленное.
Фашисты опирались на иррациональную философию
расы и крови, а не на дарвинизм.
А кто, по мнению креационистов,
подлинный автор теории эволюции? Дарвин? Ламарк?
Незаслуженно забытый Каверзнев? Гераклит?
Безвестный дикарь, первым додумавшийся до
тотемизма? Ни за что не угадаете! «Настоящий же
автор...» всех форм «эволюционизма» и всех
небиблейских религий «...конечно, сатана, который
надеется вытеснить Бога с небесного престола»
(Моррис, 1995, с. 100). Это он «изобрел теорию эволюции
и пользуется ею» для «обмана народов», он
внушает, что жизнь возникла из воды, ибо в
первозданных космических водах «обрели сознание
сотворенные Богом ангелы». Оказывается, Дарвин
«стал инвалидом» из-за того, что «утратил веру в
Бога, Библию и сотворение», а признание
истинности эволюции якобы несовместимо с
подлинным христианством.
Эти откровения вызывали бы улыбку, если бы не
писались совершенно серьезно в книгах,
претендующих на научность. Так и хочется
воскликнуть: «В каком веке мы с вами живем,
господа?» Свои концепции моррисиане и прочие
фидеисты не без успеха пропагандируют уже
несколько десятилетий. Ситуация вовсе не
безобидна, как думают многие наши коллеги, не
соприкасающиеся с учащейся молодежью и
учителями. Креационисты напористо проводят свои
идеи в вышеназванных и многих других книгах,
брошюрах, видеофильмах. Их издания
многочисленны, многотиражны, прекрасно
оформ-лены, вопреки их заявлениям о скудости
средств и дискриминации со стороны властей и
ученых-эволюционистов. Стиль их доходчив: «здесь
копьем послужит слово заостренное схоласта»
(Г.Гейне). Они используют: а) объективные факты,
вырванные из контекста научных результатов; б)
цитаты из Библии, тоже зачастую вырванные из
контекста; в) передергивания и подтасовки для
увязки фактов с бредовыми идеями; г) заверения в
безнравственности эволюционизма и его
сторонников, связи этой идеи с сатаной и,
следовательно, в нравственности и богоугодности
креационизма.
Эти манипуляции создают у неискушенной
аудитории впечатление, что моррисиане –
бескорыстные борцы за истину, а эволюционисты, в
лучшем случае, – жалкие консерваторы, в худшем же
– прислужники Сатаны и Мамоны (хотя на
постсоветском пространстве дарвинизм давно уже
и непрестижен и материально невыгоден!); что
касается Библии, то она-де во всем подтверждена
современной наукой. Умелая пропаганда,
эксплуатирующая наши трудности, приносит плоды.
Все больше школьников, студентов, людей постарше
разделяют взгляды моррисиан; все громче призывы
отменить преподавание в школах и вузах
«опровергнутой» теории эволюции либо излагать
ее наряду с «научным креационизмом в пределах
того же количества часов». Креационистам
содействует и тенденция к сокращению часов,
отведенных на преподавание курса эволюционизма
на биофаках многих вузов вплоть до полного
исключения из программ обучения под предлогом
якобы неактуальности или устарелости. Это
затрудняет формирование у будущих биологов
научного мировоззрения, несовместимого с
принятием каких-либо идей просто на веру, без
проверки, тем более несовместимого с мракобесием
любого толка.
Здесь не место анализировать социальные и
экономические причины нынешних успехов фидеизма
в мире и, особенно, в постсоветских странах. Все, в
общем, очевидно. Не в нашей власти устранить
экономические трудности, помешать
возмутительной дискредитации нравственных
ценностей, аморальности чиновников, пропаганде
средствами массовой информа-ции культов наживы и
силы, успеха любой ценой, отвратительных для
человека с неатрофированной совестью. Люди, не
находящие защиты, помощи, утешения ни у
государства, ни друг у друга, зачастую находят их
в общинах. Можно было бы порадоваться за них,
ес-ли закрыть глаза на очевидный факт –
религиозные лидеры «мягко стелют» не для
спасения наших душ, но для вполне земных целей:
набрать побольше сторонников, завоевать прочные,
а в идеале – господствующие, экономические и
идеологические позиции в возможно большем
количестве стран. И сторонники им нужны слепо
ве-рующие, не сомневающиеся, – с чем, видимо, и
связана массированная атака на научное
мировоззрение. Все более масштабная взаимная
поддержка государства и церкви в странах
Восточной Европы – показатель того, что планы
религиозных лидеров вполне выполнимы.
Всеобщее навязывание религии – отнюдь
не возвращение к истокам культуры, а всего лишь
очередная замена одной официальной идеологии на
другую. Этим пользуются религиозные
фундаменталисты, в том числе и выдающие себя за
независимых исследователей. Вряд ли они серьезно
рассчитывают поколебать убеждения настоящих
ученых. Однако на публику, лишенную
профессиональной подготовки (в том числе
чиновников), которая ждет чудес в равной мере и от
науки, и от религии, они своей демагогией
впечатление произвести могут.
И вот в этом-то и состоит главная опасность.
Дело в том, что мы живем в государствах с
централизованным управлением, в том числе наукой
и образованием. Соответственно, достаточно
«впечатлить» недалекого, но достаточно высоко
поставленного чиновника, а он уже способен одним
росчерком пера свести на нет усилия многих
интеллектуалов. Пример этому – история
лысенковщины. Антинаучные концепции, подобные
лысенковской, выдвигались и выдвигаются во
многих странах. Однако только в СССР, где наукой
управляли директивными методами, лженаучная
доктрина смогла стать господствующей, что имело
разрушительные последствия. То же вполне
возможно и с креационизмом. Отечественная наука
уже пострадала от лысенковщины и до сих пор не до
конца от этого оправилась (это тема отдельного
разговора). Второго пришествия обскурантов она
может и не выдержать.
Не драматизируя ситуацию, считаем
нужным уточнить, что креационизм не лучше, но
много хуже эволюционизма согласуется с фактами,
что именно поэтому креационисты передергивают
исходные данные, подменяют понятия, прибегают к
полуправдам, подтасовкам, откровенной лжи, а
следовательно, должны считаться не учеными, но
недобросовестными пропагандистами. Наша задача
– предоставить пи-щу для размышлений
колеблющимся между эволюционизмом и
креационизмом: разумно ли из-за нерешенных
проблем теории эволюции и биологии в целом (а в
какой области знаний их нет?!) возвращаться к
идям, достойным Средневековья?
«Научный креационизм» нехорош не тем, что
отвергает идею эволюции. Идею такого масштаба
как раз полезно проверить на прочность. Плохо,
что креационисты заранее знают ответ и подгоняют
под него всю задачу. Но могут ли они поступать
иначе? Едва ли, ведь их задача сугубо
пропагандистская – создание респектабельного
научного имиджа для фидеизма. «Научный
креационизм» с его уверенностью во владении
абсолютной истиной, безответственной
саморекламой, попытками диктовать ученым, как,
чем и с каких позиций им надлежит заниматься, –
это необходимая составная часть такой
пропаганды и зловещая иллюстрация того, какой
может стать культура, если эта пропаганда
достигнет реальных успехов.
9 Хэм К., Виланд К.,
Баттен Д. От одной крови. Библейский подход к
расизму / Пер. с англ. – Симферополь: Христианский
научно-апологетический центр, 2001.
|