Внутреннее строение и особенности размножения рыб

Я ИДУ НА УРОК

С.Ф. ПОЛЯКОВА,
учитель биологии Никольской средней школы, Астраханская обл.

Внутреннее строение и
особенности размножения рыб

Урок по программе, разработанной коллективом авторов под руководством проф. Пономаревой И.Н. Учебник «Биология. Животные. 7-й класс» (авторы: Константинов В.М., Суматохин В.Г., Кучменко В.С.). Методическое пособие «Биология. Животные» (авторы: Кучменко B.C., Суматохин С.В.)

Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихого» опроса; глобус с отметками путей миграции рыб.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

1. Фронтальная проверка (парами) содержания рабочих карт № 5, заполненных учащимися на предыдущем уроке.

2. Индивидуальный опрос.

Одновременно с фронтальной проверкой один ученик работает у доски по заданию: «Нарисуйте схему пищеварительной системы рыб и расскажите о значении основных органов этой системы».

Одновременно группа учащихся (3–4 человека) работает за отдельным столом с карточкой-заданием.

Карточка-задание

1. Обоснуйте утверждение: по сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные, т.к.:

а) хорда у них ______________;
б) органы дыхания _______________;
в) кровеносная система __________и имеет_________;
г) органы выделения_________________;
д) центральная нервная система разделена на _________.

2. Поясните схему строения кровеносной системы рыб и направление движения крови в ней. Каково значение крови в жизни рыб?

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о строении нервной системы рыб (рассказ учителя): головной и спинной мозг; отделы головного мозга (демонстрация муляжа); головные и спинномозговые нервы.

2. Безусловные и условные рефлексы как основа поведения рыб (рассказ учителя с элементами беседы).

3. Самостоятельная работа учащихся по карточ-ке-заданию.

Карточка-задание

Выпишите в тетрадь буквенные обозначения примеров безусловных и условных рефлексов:

безусловные рефлексы ____________ условные рефлексы _______________

А. При кормлении аквариумных рыбок каждый раз включали свет. Через некоторое время рыбки стали подплывать к кормушке при каждом включении света.

Б. В зоомагазине одновременно купили рыбок две подруги. Одна из них содержала рыбок в аквариуме со светлым песчаным, а другая – в аквариуме с темным каменистым дном. Через какое-то время рыбки в первом аквариуме стали заметно светлее, а во втором «потемнели».

Г. В кормушку аквариумным рыбам вместо корма бросали окрашенные под цвет корма бусинки, и рыбы хватали их.

Д. Аквариум разделили мелкой сеткой на две части, в каждой из которых содержалась группа рыб. В каждую половину поместили кормушку. Обычно корм в обе кормушки клали одновременно. Но если рыб кормили только в одной части аквариума, то во второй рыбки тоже подплывали к своей кормушке.

4. Особенности размножения рыб (рассказ учителя по плану):

а) отличительные особенности внешнего и внутреннего строения самцов и самок рыб;

б) время и место размножения разных рыб;
в) наружное оплодотворение;
г) число икринок, откладываемых во время нереста;
д) развитие икринок;
е) забота о потомстве (с использованием дополнительного материала);
ж) миграции проходных рыб (с использованием отмеченных путей миграции на глобусе).

III. Закрепление знаний

1. Заполнить рабочую карту № 6 «Размножение рыб» с использованием знаний, полученных на уроке, и текста учебника.

2. Составить в тетради цепи питания, в которых отдельными звеньями были бы рыбы. За лучшую цепь, верно составленную и содержащую не менее 2–3 звеньев с названием рыб, ставится оценка.

3. Привести примеры сложного поведения рыб.

IV. Домашнее задание

1. Изучить § 33 учебника.

2. Ответить на вопрос 3 к § 32.

3. Творческое задание: составить короткий рассказ об удивительных формах тела у рыб.

Приложения

Рабочая карта № 5

Внутреннее строение костистой рыбы

Основу внутреннего костного скелета рыбы составляет __________ и __________. Позвоночник состоит из __________, а также _________. Вместе верхние дуги образуют канал, в котором проходит __________________. Дуги защищают его от травм. Вверх от дуг отходят длинные ________ .

К боковым отросткам позвонков примыкают______________– они выполняют две функции:

1._____________

2._____________

Особенно мощная мускулатура у рыб расположена на _______ и _______. В хвостовой части нижние дуги позвонков образуют канал, в котором проходят ______________.

Головной мозг рыбы с отходящими нервами

Головной мозг рыбы с отходящими нервами

Скелет головы состоит из мозгового черепа или _____, глазниц, _________________ и _____________ вместе с костями жаберных крышек. Мускулатуры на голове мало. Она сосредоточена в области жаберных крышек, челюстей и на затылке. В состав скелета рыбы входят скелеты ____________________ и _____________ плавников. Скелет непарных плавников состоит из ______________________, укрепленных в толще мускулатуры. Парные плавники имеют______________ и _________. В скелете грудного пояса имеются_____________ и ___________.

Этот пояс неподвижно причленен к скелету головы. Скелет плавника (свободной конечности) состоит из множества мелких удлиненных косточек. В брюшном поясе присутствует единая кость. Скелет свободного брюшного плавника образован _______________.

Пищеварительная и выделительная системы рыбы

Пищеварительная и выделительная системы рыбы

Пищеварительная система имеет отделы: _________________________________________.

Дыхательная система представлена жаберным аппаратом, который состоит из ________________, к которым присоединяются___________ . Они состоят из бахромчатых__________, внутри которых проходят кровеносные сосуды. Кровеносная система ______________, кровь непрерывно течет по сосудам; она движется благодаря работе _________. Оно состоит из _________ и__________. Через сердце проходит__________ кровь. Она содержит ______________. Сокращаясь, желудочек гонит ее в _________. Брюшная аорта ветвится на _________, которые пронизывают __________. Насыщаясь кислородом, кровь становится ____________. Затем кровь направляется в ___________. Оттуда артериальная кровь течет ко всем органам тела и в голову. Там она становится __________________и по венам вновь направляется к _________.

Рабочая карта № 6

Размножение рыб

Органы размножения самок _________________, в них созревают________. У самцов органы размножения______________, в них созревают___________ . Оплодотворение ____________ т.е. происходит прямо в__________ . Самка выметывает _______________ , а самец поливает их ____________. В зависимости от способа нереста рыбы разделяются на __________ и ________. Для некоторых рыб характерно живорождение. Это такие рыбы, как _______________________________. Рыбы, которые не заботятся о потомстве, например __________, откладывают большое количество икринок. Рыбы, которые охраняют икринки или мальков, например __________, откладывают мало икринок. Этими механизмами поддерживается примерно ____________ численность рыб.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru