|
|||
II. Изучение нового материала1. Общие сведения о строении нервной системы рыб (рассказ учителя): головной и спинной мозг; отделы головного мозга (демонстрация муляжа); головные и спинномозговые нервы. 2. Безусловные и условные рефлексы как основа поведения рыб (рассказ учителя с элементами беседы). 3. Самостоятельная работа учащихся по карточ-ке-заданию.
4. Особенности размножения рыб (рассказ учителя по плану): а) отличительные особенности внешнего и внутреннего строения самцов и самок рыб; б) время и место размножения разных
рыб; III. Закрепление знаний1. Заполнить рабочую карту № 6 «Размножение рыб» с использованием знаний, полученных на уроке, и текста учебника. 2. Составить в тетради цепи питания, в которых отдельными звеньями были бы рыбы. За лучшую цепь, верно составленную и содержащую не менее 2–3 звеньев с названием рыб, ставится оценка. 3. Привести примеры сложного поведения рыб. IV. Домашнее задание1. Изучить § 33 учебника. 2. Ответить на вопрос 3 к § 32. 3. Творческое задание: составить короткий рассказ об удивительных формах тела у рыб. ПриложенияРабочая карта № 5Внутреннее строение костистой рыбыОснову внутреннего костного скелета рыбы составляет __________ и __________. Позвоночник состоит из __________, а также _________. Вместе верхние дуги образуют канал, в котором проходит __________________. Дуги защищают его от травм. Вверх от дуг отходят длинные ________ . К боковым отросткам позвонков примыкают______________– они выполняют две функции: 1._____________ 2._____________ Особенно мощная мускулатура у рыб расположена на _______ и _______. В хвостовой части нижние дуги позвонков образуют канал, в котором проходят ______________. Головной мозг рыбы с отходящими нервамиСкелет головы состоит из мозгового черепа или _____, глазниц, _________________ и _____________ вместе с костями жаберных крышек. Мускулатуры на голове мало. Она сосредоточена в области жаберных крышек, челюстей и на затылке. В состав скелета рыбы входят скелеты ____________________ и _____________ плавников. Скелет непарных плавников состоит из ______________________, укрепленных в толще мускулатуры. Парные плавники имеют______________ и _________. В скелете грудного пояса имеются_____________ и ___________. Этот пояс неподвижно причленен к скелету головы. Скелет плавника (свободной конечности) состоит из множества мелких удлиненных косточек. В брюшном поясе присутствует единая кость. Скелет свободного брюшного плавника образован _______________. Пищеварительная и выделительная системы рыбыПищеварительная система имеет отделы: _________________________________________. Дыхательная система представлена жаберным аппаратом, который состоит из ________________, к которым присоединяются___________ . Они состоят из бахромчатых__________, внутри которых проходят кровеносные сосуды. Кровеносная система ______________, кровь непрерывно течет по сосудам; она движется благодаря работе _________. Оно состоит из _________ и__________. Через сердце проходит__________ кровь. Она содержит ______________. Сокращаясь, желудочек гонит ее в _________. Брюшная аорта ветвится на _________, которые пронизывают __________. Насыщаясь кислородом, кровь становится ____________. Затем кровь направляется в ___________. Оттуда артериальная кровь течет ко всем органам тела и в голову. Там она становится __________________и по венам вновь направляется к _________. Рабочая карта № 6Размножение рыбОрганы размножения самок _________________, в них созревают________. У самцов органы размножения______________, в них созревают___________ . Оплодотворение ____________ т.е. происходит прямо в__________ . Самка выметывает _______________ , а самец поливает их ____________. В зависимости от способа нереста рыбы разделяются на __________ и ________. Для некоторых рыб характерно живорождение. Это такие рыбы, как _______________________________. Рыбы, которые не заботятся о потомстве, например __________, откладывают большое количество икринок. Рыбы, которые охраняют икринки или мальков, например __________, откладывают мало икринок. Этими механизмами поддерживается примерно ____________ численность рыб.
|