Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии c применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

БУХВАЛОВ В.А.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии

c применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Структура и содержание биологического исследования

18

Лекция 2. Биологические проблемы и методы их решений

19

Лекция 3. Проблематизация биологических понятий
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20

Лекция 4. Экспертные работы по биологии

21

Лекция 5. Проектные работы по биологии
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2006 г.)

22

Лекция 6. Введение в технологию научных открытий

23

Лекция 7. Творческая биография ученого

24

Лекция 8. Методика организации учебной деятельности учащихся для эффективного развития творческих способностей

Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2007 г.

Лекция 7. Творческая биография ученого

Формула творческой личности

В учебниках для школы сведения о жизни и творчестве ученых часто излагаются одним-двумя абзацами. Для учащихся остается тайной жизнь ученого, его цели, проблемы, которые он решал. А ведь нашим детям нужны позитивные образцы жизни. В их возрасте человеку хочется кому-то подражать, на кого-то быть похожим. Нельзя забывать и о том, что в юности очень часто осуществляется выбор не только профессии, но и целей жизни. А как это было у великих ученых? Какие цели они ставили перед собой и как работали над их достижением?

Перед каждым из нас рано или поздно встают вопросы: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Исторический опыт человечества показывает, что ответы на эти вопросы бывали самыми разными: одни строили гигантские пирамиды, другие посвящали свою жизнь строгому соблюдению различных правил, третьи стремились к личному обогащению, четвертые уничтожали часть собственного народа, чтобы сделать счастливыми оставшихся... Цель у всех была одна: бессмертие, яркий след в истории человечества. Многие частично добились своей цели: пирамиды поражают своей монументальностью, религиозный фанатизм с его Крестовыми походами и сжиганием еретиков на кострах рассматривается как мрачный период истории, богат-ство отдельных людей запоминается лишь в связи с их меценатством, воспоминания о великих тиранах вызывают лишь содрогание у потомков. Но о ком мы все помним и будем помнить всегда? Кто остается в истории человечества навечно? Творцы. Они посвятили свою жизнь кропотливой работе, порой тяжелой и трагичной (вспомним хотя бы опыты врачей на себе), но результатами их труда пользуется всё человечество.

Изучая биографии великих ученых, писателей, композиторов, мы пытаемся понять, в чем состоит секрет их гениальности; почему им удалось создать великие творения, а большинству из нас это недоступно. И что греха таить, мы ищем в биографиях творцов какие-то особые качества, которых, по нашему мнению, у нас самих нет и быть не может. Порой мы доходим до абсурда, утверждая, что гениальность – явление полностью наследственное, и как ни старайся, хоть всю жизнь, все равно ничего не выйдет.

Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей и установили, что гениальность творцов не есть нечто непознаваемое, а определяется качествами, воспитать которые в себе вполне доступно каждому. Эти качества человека образуют целостную систему, способствуя его переходу от потребления жизненных благ к их производству. Система включает в себя следующие качества: способность выбрать достойную цель и подчинить всю свою жизнь ее достижению; способность работать планомерно и контролировать ход выполнения планов; высокая работоспособность; способность находить проблемы и решать их на высоком уровне; способность защищать свои убеждения. Следует оговориться, что самовоспитание творческих качеств не есть гарантия достижения гениальности, ибо врожденные задатки к определенным видам деятельности у разных людей разные. Однако поиск своих талантов, а их у человека всегда несколько, и совершенствование самого себя в развитии этих талантов и есть ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?»

Самовоспитание творческих качеств осуществляется в течение всей жизни человека. Выбирая жизненный путь еще в школе, мы должны помнить, что недостижимых целей не бывает, бывают люди, которые не могут их достичь. Поэтому успех на пути к цели зависит не от поиска оправданий со ссылкой на непреодолимое препятствие, а от ежедневной работы над собой и поиска решений самых сложных проблем.

Средняя продолжительность жизни человека – около 70 лет. Из них первые 20 лет – юность, замечательное время, когда жизнь прекрасна; старость... ну, о старости, а тем более о смерти, в этом возрасте никто не задумывается. Кажется, что всё для тебя, нужно брать от жизни как можно больше, ведь человечество создало столько удовольствий, развлечений! Только успевай наслаждаться прелестями жизни... Но старость придет, и вместе с ней новый отсчет времени, когда подсчитываются уже не прожитые годы, а месяцы, недели... И неизбежный финал любой жизни, великой и не очень, и совсем бесцельной. А что есть величие, и существуют ли критерии, по которым возможно оценить прожитую жизнь? Существуют.

Жизнь человека есть плата за цели, достижению которых он ее посвятил. И цели бывают разные, и поэтому оценка прожитой жизни для кого-то может быть утешением на старости лет, а для иных поводом для горьких размышлений. А как определить в 16 лет, достойна ли цель, которую выбирает молодой человек, чтобы посвятить её достижению свою жизнь, или это псевдоцель? Для этого необходимо оценить ее по следующим критериям.

1. Новизна. Цель должна быть новой, никем еще не достигнутой. Она может быть и известной, но то-гда новыми должны быть средства ее достижения. Одно дело – изобрести, например, новый способ лечения какой-либо болезни, совсем другое – создать систему профилактики этой болезни. Многие врачи пытались лечить оспу, но безуспешно. Английский врач Э.Дженнер создал метод прививок, спасший миллионы человеческих жизней.

2. Общественная полезность. Достойная цель все-гда направлена на развитие жизни, средства достижения цели также должны быть только положительными. Например, разработка методов оживления замерзших людей – важная практическая цель, но фашисты ставили такие опыты на людях. С другой стороны, создание новых видов бактериологического оружия, какими бы благородными фразами ни прикрывалось, есть псевдоцель, ибо ее направленность – уничтожение человечества.

3. Конкретность. Не общие благие намерения, но четкий комплекс задач, к решению которых можно приступить хоть завтра. Борьба с раковыми заболеваниями людей – это красивые слова. Вступая в поединок, исследователю необходимо видеть конкретные проблемы, которые необходимо решить для обеспечения должной профилактики и лечения рака.

4. Значительность. Достойная цель не должна быть мелкой, ведь на ее достижение будет затрачена вся жизнь. Однако цель должна быть реально достижимой, хотя бы в основной своей части.

5. Еретичность. Достойная цель всегда опережает свою эпоху, поэтому зачастую воспринимается как ересь, как нечто невероятное, неосуществимое. Разве не было ересью предположение Д.И. Ивановского в 1892 г., что мозаичная болезнь табака вызывается не бактериями, а организмами другой природы? Ведь в то время ученые были убеждены, что бактерии – мельчайшие частички жизни. Над убеждением И.Земмельвейса в том, что грязные руки врачей – причина родовой лихорадки, от которой, кстати, умирала каждая третья женщина после родов, смеялись все известнейшие врачи Европы. Однако Земмельвейс оказался прав.

6. Практичность. Продвижение к цели все время должно давать частичные конкретные результаты. Если таких результатов нет, то либо цель неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неправильно. Всю свою жизнь Иван Михайлович Сеченов посвятил изучению механизма работы центральной нервной системы. В процессе достижения этой глобальной цели были решены частные проблемы: изучено влияние на организм человека алкоголя, изобретен «кровяной насос», создана рефлекторная теория, заложены основы авиационной медицины (и это с учетом того, что авиации еще не было), сформулированы основные направления психологических исследований.

7. Независимость. Работа над целью не должна зависеть (во всяком случае, на первом этапе) от дорогостоящего оборудования или работы коллектива исследователей. Первый этап даже самой значительной цели разрабатывает, как правило, один человек. Иммунология сегодня – одна из самых перспективных наук, но начало ее было положено мало кому в то время известным ученым И.И. Мечниковым в результате открытия фагоцитоза. Это потом будут мировая известность, Нобелевская премия, школы исследователей и, наконец, новая наука. Вначале был лишь один ученый-первопроходец.

Лестница на вершину

Каждый начинающий исследователь мечтает в течение своей жизни по меньшей мере открыть новый биологический объект или явление, разработать новую биологическую теорию или выдвинуть новую гипотезу. Стремление человека к успеху в науке понятно, ведь честолюбие имеется у каждого из нас. Но здесь скрывается проблема, без решения которой успеха достичь невозможно. Многие перспективные исследователи так и не смогли ее решить. Суть проблемы заключается в следующем: выбрана достойная цель, которую необходимо достичь, но сразу достичь невозможно. Существует две крайности, в которые впадают те, кто не умеет или не хочет решать эту проблему.

Первая – это когда масштаб поставленной цели вызывает страх и человек не в состоянии преодолеть его, топчется всю жизнь на одном месте, занимаясь исследованием мелких, незначительных проблем.

Вторая – весьма опасная, и не только для самого исследователя, но и для окружающих. Возникает она, когда исследователь явно переоценивает свои силы, что часто бывает у людей с гипертрофированным честолюбием. Поставленная цель значительна и приводит в восхищение всех окружающих. Пытаясь показать величие своей персоны, исследователь назначает заведомо невыполнимые сроки ее достижения. Дальше – больше. Проведя незначительные исследования и получив мизерный результат, такой человек старается любыми путями сделать сенсацию. Этой стратегии придерживался «народный академик» Т.Д. Лысенко вместе со своей компанией. Чем все это обернулось для науки, тоже известно. Но «синдром Лысенко» не ушел в прошлое, вместе со своей эпохой, он жив и продолжает развиваться в наше время.

Избежать этих крайностей можно, только решив проблему. Решение предполагает достижение поставленной цели через промежуточные этапы. Таким образом, планирование научной деятельности есть единственная альтернатива крайним подходам. Планирование промежуточных этапов, позволяет не только примерно распределить объем исследований во времени, но и способствует систематическому самоконтролю за ходом выполнения планов.

Достойная цель всегда значительна, а это значит, что ее достижение предполагает решение нескольких промежуточных проблем. Поэтому этапы плана – это этапы работы по решению промежуточных проблем. Решение проблемы, как известно, начинается со сбора картотеки со всей доступной по этой теме информацией... Первая научная статья, с которой вы начинаете сбор информации, имеет ссылки на работы других исследователей по данной проблеме. Если прямых источников информации нет, то всегда есть описание исследований по смежным проблемам. В картотеке по проблеме должно быть два обязательных раздела: 1) история исследований по данной проблеме; 2) современные исследования. Наряду с этим могут быть и дополнительные разделы, направления которых исследователь определяет сам.

В процессе составления картотеки выделяют решенные и нерешенные проблемы, проводят их теоретический анализ. Предложенные в процессе теоретического анализа гипотезы проверяются в процессе практических исследований. Завершение каждого этапа исследований в соответствии с составленным планом – это оформление статей и рефератов с изложением работы и ее результатов по конкретной проблеме.

Что такое – умение работать? Ну, скажете вы, это просто умение выполнить свою работу, вот и всё. Немного подумав, добавите – за определенное время и с хорошим качеством. А теперь представим, что вы поставили перед собой значительную, достойную, цель, например, разработать естественную систему живых организмов, по аналогии с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева. Эта цель настолько значительна, что, по-видимому, для ее достижения потребуется вся жизнь исследователя.

Итак, цель поставлена, вы составили план ее достижения и приступили к его выполнению. С этого момента вы вынуждены будете решить еще одну весьма сложную проблему, суть которой в том, что для достижения цели необходимо иметь достаточное количество времени. Ведь каждый из нас не только работает, но и выполняет семейные обязанности, стремится к расширению культурного кругозора, и, наконец, имеет хобби – увлечение, которое тоже требует времени. Где взять столько времени, чтобы его хватило на все это и еще осталось бы на сугубо биологические потребности: сон, принятие пищи, занятия физической культурой?

В 1918 г. Александр Александрович Любищев поставил перед собой именно эту цель – создать естественную систему живых организмов. Более того, в течение всей своей нелегкой жизни, Александр Александрович разрабатывал технологию того, что называется умением работать. Основная идея, которую Любищев воплотил в этой технологии, сравнительно проста: если в сутках 24 часа, 8–10 из которых уходит на сон и принятие пищи, а часть остального времени затрачивается на выполнение дел, никак не связанных с достижением поставленной цели, то нельзя ли сократить время на эти дела или отказаться от них вовсе?

Для распределения временных ресурсов Любищев разработал систему учета времени. Ежедневно, на протяжении всей жизни, он подсчитывал время, затрачиваемое на непродуктивные дела, не связанные с поставленной целью. Постепенно это время сокращалось. В качестве отдыха от теоретической работы Любищев начал собирать коллекцию земляных блошек. Эта было одновременно и хобби Александра Александровича, и фактологический материал для естественной системы.

Наряду с чтением художественной литературы, Любищев начал изучать основы математики, методы которой он в дальнейшем использовал для анализа изменений у живых организмов. Возможно, кому-то покажется, что Любищев работал с утра до ночи. Это не так, «чистое» время, которое он затрачивал на работу по своей цели, не превышало 8 часов в сутки. Много это или мало? Невероятно много, ведь учитывалось только «чистое» время.

Вот еще несколько «секретов» А.А. Любищева, позволивших ему работать с максимальной нагрузкой: 1) не иметь обязательных поручений, а тем более так называемых «общественных», не связанных с работой по цели; 2) не брать срочных поручений; 3) нормально высыпаться при любых обстоятельствах; 4) систематически вести учет времени и снижать непродуктивные его затраты; 5) комбинировать утомительные занятия с приятными.

Творческая биография Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945)

Достойная цель

Владимир родился 12 марта 1863 г. Брат выучил его читать и писать, увлек его в книжное царство сказок, подвигов, приключений, нравственной чистоты науки. В 1873 г. Володя поступил в гимназию. После переезда из Харькова в Петербург, он продолжает учебу в гимназии. В гимназические годы интересы мальчика были разнообразны: история, география, философия, религия, языки. Еще гимназистом он пишет первую статью «Угорская Русь с 1848 года», которая осталась незаконченной. Любовь к естествознанию родилась под влиянием его друга гимназиста Андрея Краснова. С ним у Вернадского начались весенние и осенние экскурсии, ловля жуков и бабочек, сбор растений. С Красновым впервые он начал заниматься химией.

В гимназиях в те времена давали посредственное образование, поэтому первую проблему – как стать образованным человеком – юноша решил сам: через самообразование. Особое внимание Володя уделяет изучению языков. Он читает последние сочинения А.Гумбольдта на немецком языке. Отдельные мысли Гумбольдта о природе, Земле и Вселенной, воспринятые юношей по-своему, впервые представили ему Землю не как особенный, неповторимый, Богом созданный мир, а как естественную частицу Космоса.

После окончания гимназии Володя под влиянием Краснова подает документы на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Состав профессуры университета в те годы был просто замечательный: Менделеев, Бутлеров, Бекетов, Докучаев, Сеченов, Вагнер и другие известные фамилии. Большое влияние на Вернадского, с третьего курса специализировавшегося по кристаллографии и минералогии, оказал Д.И. Менделеев. Но еще большее влияние на него оказал В.В. Докучаев. Особенно привлекло Владимира то, что Докучаев «вел жизненную, нужную, новую работу, прокладывая в науке новый путь». Месяцы, проведенные с Докучаевым в экспедициях, явились высшей школой будущего исследователя и сыграли решающую роль в выборе своей цели. «Кто знает, может быть, есть законы в распределении минералов, как есть причины возможности образования той или иной реакции именно в этом месте, а не в другом». Мысль об эволюции минералов Вернадского понравилась Докучаеву: «Это может быть программой всей жизни и стоит того».

Планы и самоконтроль

После окончания университета, Вернадский планирует повышение своего образования за границей, сначала в Италии, затем в Германии. Это необходимо было для того, чтобы изучать минералогию во времени и взаимодействии с остальной природой. В его планы входит повышение своего культурного уровня: он много читает, находясь на учебе в Париже у знаменитого химика Ле Шателье, и пишет жене: «За эти два дня успел осмотреть здесь: ботанический сад, зоологический музей, аквариум. Был два раза в минералогическом музее...» Развернутая жизненная программа вырабатывается им уже к 1884 г.: «Я, например, нахожу, что наибольшей возможностью ставить жизнь по-своему или, вернее сказать, быть в ней самостоятельным, я буду обладать, когда буду, возможно, могущественнее умом, знаниями, талантами... Итак, необходимо приобрести знания, развить ум... Первое дело:

1. Выработка характера. Преимущественно следует: откровенность, небоязнь высказывать и защищать свое мнение, отброс ложного стыда, небоязнь доводить до конца свои воззрения, самостоятельность. Выработка речи.

2. Образование ума: а) знакомство с философией; б) знакомство с математикой, музыкой, искусством. Задача человека заключается в доставлении наивозможной пользы окружающим.

Наряду с этим нельзя забывать, что жизнь человека кончается с тем, что называют иногда «временной, земной», и что здесь, в этой жизни, он должен достигнуть, возможно, большого счастья. Такое состоит как в умственном и художественном кругозоре, так и в материальной обеспеченности: умственный кругозор – наука; художественный – изящные искусства...; материальная обеспеченность – необходима в меньшей степени...»

Работоспособность

Вернадский завел строгий распорядок дня: всегда в одно и то же время вставал, отправлялся в лабораторию, возвращался домой, работал дома и ровно в десять ложился в постель. При всех условиях, даже под Новый год, этот распорядок дня неукоснительно соблюдался. И в 65 лет Владимир Иванович был неутомим.

О своей работоспособности Вернадский писал: «Вставал всегда рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем отдыхать, если я не болен. Не курю и никогда не курил. Не пью. Водку пил раз в жизни».

Инструменты решения проблем

Идея, захватившая Вернадского еще в студенческие годы – эволюция минералов, развивается им по возвращении из-за границы. Представления о том, как образуются минералы, существовали с давних времен. Опыт рудокопов положил начало учению о парагенезисе. Однако прямое наблюдение охватывает далеко не все минералы, и вопрос о генезисе многих из них приходится решать путем логического вывода. Таких выводов и догадок к тому времени накопилось немало. Оставалось явиться уму, который привел бы разрозненный материал в систему. Таким умом был Вернадский.

В основе работ Вернадского – теоретический анализ и построение гипотез. Самым замечательным откровением первых лет научной работы Вернадского является открытие каолинового ядра, которое он считал входящим в состав каолина, полевых шпатов. Суть проблемы заключалась в том, что невозможно было перевести молекулы силикатов в раствор с сохранением индивидуальных радикалов. Поэтому о химических реакциях, происходящих при образовании минералов, можно судить лишь по готовым продуктам реакций. Вернадскому удалось найти основной радикал – каолиновое ядро.

Анализируя роль свободного кислорода в атмосфере, Владимир Иванович приходит к выводу, что его значение очень велико. Но кислород вырабатывают растения. Отсюда стало ясно всё значение живого вещества как химического фактора.

Чтение научной литературы постоянно пополняло картотеку Вернадского. В папках и ящиках своих столов он собирал материалы по истории минералов в земной коре. Он задает себе вопрос: «Характерна ли жизнь и живое только для одной Земли или это есть общее проявление Космоса?» Нигде в геологии не было ни малейшего признака самопроизвольного зарождения организмов. Наоборот, все указывало на то, что всегда живое происходило только из живого. Гипотезой о вечности жизни начинается длинный ряд неожиданных, почти сказочных обобщений Вернадского. Путем логического анализа Вернадский построил 18 природных изоморфных рядов, в которых дал общую схему распределения химических элементов в земной коре. Земная кора содержит очень редкие элементы, которые практически невозможно обнаружить в результате анализа, но нужно обнаружить, чтобы определить. Вернадский решает это противоречие путем изучения распределения следов этих элементов и их расселения среди химических природных соединений.

В своем творчестве он широко использовал метод обобщений (переход в надсистему) и понял, что это не только путь творческих радостей, но и путь научного одиночества, трагических противоречий между стремлениями человека и его возможностями.

Вернадский обратил внимание на то, что газовый состав атмосферы постоянен, несмотря на непрерывное поглощение кислорода организмами. Итак, газовый состав должен изменяться, а он остается практически постоянным. Это противоречие Владимир Иванович разрешил, объединив газообмены между атмосферой, живым веществом и земной корой. В результате родилась теория замкнутых круговых процессов в природе.

В 1911 г. он выдвигает гипотезу о дыхании Земли: вследствие разрушения тяжелых элементов на земной поверхности выделяется гелий, который поднимается в верхние слои атмосферы и уходит в небесные пространства. Таким образом, осуществляется соприкосновение Земли с космическим пространством и другими планетами. Основные понятия учения о биосфере были сформулированы в 1917 г.
на биостанции в Староселье: скорость жизни, давление жизни, всюдность жизни, сгущение жизни. В создании учения о биосфере Вернадский придерживался важной методологической установки: «Наука ищет пути всегда одним способом, она разлагает сложную задачу на более простые, затем, оставляя в стороне сложные задачи, разрешает простые и тогда подходит к оставленной сложной».

Он выдвигает смелую гипотезу о сходстве химического состава растений и животных, которая сама по себе являлась решением проблемы: если земная кора образована живым веществом в течение длительной эволюции, то они должны быть сходны по химическому составу, но данные говорят лишь о неполном сходстве. Эта проблема родилась в процессе размышлений Вернадского над общей эволюцией биосферы и ролью живого вещества в ней.

Вернадский обратил внимание на преобладание в живом веществе чистых химических элементов, т.е. состоящих из одного изотопа, и выдвинул гипотезу огромного значения. Он предположил, что организм различно относится к изотопам, смесями которых являются земные химические элементы, что живое вещество способно разлагать смеси изотопов и выбирать из них некоторые. Это было решением проблемы: если в живые организмы попадает смесь изотопов, то почему в них накапливается только один из них? Характерным для его работ было то, что спустя некоторое время он возвращался к предыдущим работам и развивал идеи, заложенные в них.

Осмысливая превращение солнечной энергии в биосфере, Вернадский находит промежуточное звено от Солнца к залежам полезных ископаемых. Решая проблему о превращении солнечной энергии в энергию химических связей горных пород и минералов, он создает учение о биогенной миграции атомов в биосфере через живое вещество.

Защита убеждений

Ученые, современники Вернадского, встретили его биогеохимические идеи с насмешливой враждебностью. Насмешки доходили до прямого издевательства. На одном из собраний кто-то заявил, что Вернадский занимается «изучением комариных ножек». С легкой руки дешевого остряка вошла в практику чья-то дополнительная острота о «геохимии комариной души», которую создает Вернадский взамен заброшенной им геохимии Земли. Такое отношение было вызвано оригинальностью идей, и Вернадский понимал, что для их восприятия окружающими необходимы время и пропаганда.

Результаты научной деятельности

Первые работы по выделению каолинового ядра приводят Вернадского к размышлениям, результатом которых является разделение кристаллографии и минералогии на отдельные научные области. На основе развития учения о генезисе минералов рождается сначала геохимия, позднее биогеохимия – новые научные направления. С 1898 г. начали издаваться отдельные части «Истории минералов земной коры». Позднее из них была создана «Описательная минералогия», оставшаяся незавершенной. Создание изоморфных рядов открывало законы распределения парагенезиса химических элементов. В 1912 г. Вернадский совместно со своим учеником начали работы по синтезу соединений урана и тория. Это были первые работы в России, положившие начало созданию радиологии. В 1924 г. в Париже выходит «Геохимия» на французском языке. В нее вошли работы в основном самого Вернадского. Это было крупное научное событие, принесшее автору мировую известность и личное знакомство с Эйнштейном.

В 1926 г. выходит «Биосфера». Это основательный научный труд, в нем излагается гипотеза ноосферы. Создавая учение о биогенной миграции атомов в биосфере, Вернадский сформулировал один из основополагающих принципов взаимосвязи эволюции Земли и биосферы: эволюция видов направлена в сторону увеличения биогенной миграции атомов в биосфере. На основе биохимии учеником Вернадского было создано учение о «биогеохимических провинциях» – местностях с нарушениями в ту или иную сторону среднего содержания химических элементов, предложен метод поиска рудных месторождений. В 1944 г. Вернадский публикует свою последнюю работу «Несколько слов о биосфере».

В.Л. Комаров – президент Академии наук и большой русский ученый – говорил о Вернадском так: «Каждое крупное открытие В.И. Вернадского было бы достаточно, чтобы сделать имя ученого мировым именем, а у него так много подобных открытий. Генезис силикатов, роль радия в истории земной коры, возраст Земли, влияние живых организмов на образование геологических отложений – какие разнообразные, коренные проблемы были поставлены и решены этим универсальным естествоиспытателем...»

Методика организации работы с творческими биографиями ученых

До сих пор продолжаются методические дискуссии о гуманизации образования. Высказываются разные мнения по поводу принципов гуманизации, но следует иметь в виду, что философский принцип «подобное вызывается подобным» должен быть в основе гуманизации. Мы хотим, чтобы наши ученики не только усваивали знания и умения, но и развивались бы в личностном плане, чтобы на уроках осуществлялось воспитание их личностных качеств и, прежде всего, творческих способностей. Согласимся, что фотографии ученого и двух абзацев его биографии, приведенных в учебнике, явно недостаточно для воспитания творческих качеств учащихся. Необходимо изучение творческих биографий ученых. Эти биографии показывают, что ни у кого из выдающихся творцов не было идеальной карьеры, абсолютное большинство из них не имели больших денег и материальных благ. Но все они достигли значительных вершин в науке, потому что думали о деле и занимались делом, посвятив этому всю свою жизнь или большую ее часть. Только так можно достичь успеха, только упорный труд годами и десятилетиями приводит к серьезным результатам. Только в работе над целями жизни человек совершенствуется как личность и постигает смысл жизни. Праздность, легкие деньги, незаслуженный успех развращают людей.

Уже в самом начале изучения курса биологии, в 6–7-х классах, необходимо устраивать уроки-семинары по анализу фрагментов биографий ученых. Литература для поиска таких фрагментов имеется в любой библиотеке, хрестоматиях, книгах для дополнительного чтения. Особенно ценны фрагменты, в которых рассказывается о том, как была решена проблема ученым, какие гипотезы были сформулированы, какие наблюдения и опыты были проведены. Задача семинаров заключается не только в анализе проделанной ученым работы, но и в формулировании других гипотез и составлении планов наблюдений и опытов по их проверке.

Не менее важной задачей уроков-семинаров является обсуждение планов работы ученых, ценности научной деятельности, соотношения материального и духовного в жизни ученого. Последнее особенно важно. Уже в школьные годы необходимо ознакомить детей с древним парадоксом: чем богаче становится человек в материальном плане, тем беднее он становится духовно. А так ли это? А может ли быть иначе? Эти вопросы, как показывает опыт их обсуждения с учащимися, всегда вызывает горячие дискуссии.

В процессе этих дискуссий учитель знакомит учащихся с содержанием творческих качеств личности, творческими биографиями ученых, объясняет, что творческие качества самовоспитываются в течение всей жизни. Благодаря самовоспитанию творческих качеств и происходит формирование личности, способной решать проблемы высокой сложности и достигать значительных результатов, в том числе и материального благополучия. Жизненный успех не приходит случайно, сам по себе, это результат многолетней тяжелой работы, прежде всего по изменению самого себя. Успеха добивается тот, кто много работает, кто работает больше других, кто научился жизнь свою сделать непрерывной работой.

В 8–9-х классах рекомендуется вводить длительные домашние задания по подготовке творческих биографий. Учащимся предлагается составить доклад по биографии ученого, оформленный как анализ его творческих качеств. На уроках-семинарах подготовленные доклады обсуждаются, желательно составлять сравнительную таблицу методов работы ученых.

В 10–12-х классах продолжается работа над составлением докладов по творческим биографиям ученых. Наряду с этим рекомендуется познакомить учащихся со стратегией жизни творческой личности (см. список литературы) и, используя материалы биографий ученых, составить модель такой стратегии. Моделирование стратегии творческой жизни помогает ученикам правильно планировать свою жизнь и заранее предвидеть возможные проблемы.

Работа с творческими биографиями ученых, составление стратегии творческой жизни позволяет не только повысить интерес к изучению предмета, но и формирует представление о науке как сфере жизни и творчества людей, у которых были цели, планы, методы решения проблем, высокая работоспособность, методы защиты убеждений. Без этих качеств не будет высоких результатов. Это важно понять еще с юных лет.

Вопросы и задания

1. Как определяются творческие качества личности?

2. Составьте анализ биографии ученого и определите качества его личности. Сравните эти качества с приведенными в лекции.

3. Что такое критерии достойной, или творческой, цели? Какие еще дополнения нужны к критериям творческой цели?

4. Составьте перспективное планирование для 6–11-х классов по изучению биографий творческих личностей.

5. Составьте конспект урока-семинара по анализу фрагмента творческой биографии ученого.

Литература

1. Гумилевский Л.И. Вернадский. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 255 с.

2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности / Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 365 с.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru