ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

С.В. КРИВЫХ,
д.п.н., Петербургская Академия
педагогического образования

Диагностика в комплектовании профильных классов

Все этапы предпрофильной подготовки сопровождает диагностика. Здесь и диагностика интересов, склонностей, способностей и других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить как выбор профиля, так и успешность образовательной деятельности учащегося. И диагностика успешности овладения учащимся учебным материалом, предусмотренным соответствующими программами образовательных областей. И диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности.

«Изучение психологического облика личности, – писал С.Л. Рубинштейн, – включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности. Однако способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».

Существуют специальные тесты для оценки способностей и интересов. В большинстве случаев эти тесты помогут разобраться в себе. Может так случиться, что для выбранной профессии таких тестов нет. Для получения тестовых данных лучше обратиться к специалисту в Центр профориентации или Службу занятости. Там помогут подобрать методики, которые лучше использовать именно в вашем случае. Кроме того, специалист прокомментирует полученные результаты и ответит на многие вопросы.

Можно предложить учащимся простой и доступный метод, вполне себя зарекомендовавший: обратитесь к людям, которые хорошо вас знают, к родным, друзьям, знакомым, преподавателям, попросите их написать на листе бумаги, что они считают вашими сильными сторонами; где, по их мнению, вы могли бы особенно эффективно применить свои способности; что для этого вам следовало бы сделать; какие качества мешают вам, каких вам недостает и т.п. Такие небольшие вопросники можно раздать своим знакомым.

Пример такого вопросника, подготовленного на основе американского пособия:

– Что вы считаете моими сильными качествами?
– На какие из моих качеств наибольший спрос на рынке труда?
– Какие условия работы, по вашему мнению, наиболее подходят мне?
– Что, по вашему мнению, наиболее важно для меня в работе?
– Какие качества, которые Вы во мне находите, я сам не замечаю?
– Что вы считаете моими недостатками?
– Можете ли вы порекомендовать профессию или профессии, подходящие мне в наибольшей степени?

Предпочтительно получить ответы в письменном виде, это гораздо полезнее и эффективнее.

Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающая психологическая диагностика с использованием комплекса психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).

Организация системы развивающей психологической диагностики должна отвечать ряду требований.

1. Психологическая диагностика ориентирована не столько на выявление степени выраженности у каждого конкретного учащегося того или иного психологического качества (постановку психологического диагноза), сколько на стимулирование процесса самопознания. Основное назначение диагностических процедур – обеспечить личностный рост учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развитие навыков самооценки и самоанализа своих психологических качеств, пробуждение потребности в саморазвитии.

2. Интерпретация результатов психологического обследования не допускается в категориях «хороший–плохой». Учащиеся должны быть поставлены в известность о том, что соответствующая форма работы предназначена для выявления индивидуальных различий, которые характеризуют своеобразие каждого человека.

3. Вся информация о результатах психологического обследования «возвращается» к школьнику за счет самообработки результатов выполнения заданий и их последующих самостоятельной оценки и анализа на основе общего комментария. Потребителем информации является только конкретный учащийся.

4. Не допускается чрезмерное и однозначное связывание определенных психологических свойств с определенными профессиональными требованиями, что исключает возможность «навязывания» того или иного профессионального выбора. Это расширяет возможность выбора учащимся из множества профессий наиболее подходящей на основе самостоятельной оценки собственных психологических ресурсов.

5. Использование методов развивающей психологической диагностики предполагает неукоснительное соблюдение правил этики педагогом, ведущим занятия с учащимися.

Приведем некоторые методики диагностики, доступные в применении любому классному руководителю.

Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

Раздел I

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

А. Любимые ___________________________
Б. Нелюбимые _________________________

Раздел II

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что…

1. Он интересен.
2. Нравится, как преподает учитель.
3. Его нужно знать всем.
4. Он нужен для будущей работы.
5. Он легко усваивается.
6. Заставляет думать.
7. Считается престижным.
8. Требует наблюдательности, сообразительности.
9. Требует терпения.
10. Он занимательный.
11. Товарищи интересуются этим же предметом.
12. Интересны отдельные факты.
13. Родители считают этот предмет важным.
14. Хорошие отношения с учителем по этому предмету.
15. Учитель часто хвалит.
16. Учитель интересно объясняет.
17. Получаю удовольствие при изучении.
18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт.
19. Помогает развивать общую культуру.
20. Влияет на изменение знаний об окружающем мире.
21. Просто интересно.

Не люблю предмет потому, что …

1. Он не интересен.

2. Не нравится, как преподает учитель.
3. Его не нужно знать всем.
4. Не нужен для будущей работы.
5. Трудно усваивается.
6. Не заставляет думать.
7. Не считается престижным.
8. Не требует наблюдательности, сообразительности.
9. Не требует терпения.
10. Не занимательный.
11. Товарищи не интересуются этим предметом.
12. Интересны только отдельные факты.
13. Родители не считают этот предмет важным.
14. Плохие отношения с учителем.
15. Учитель редко хвалит.
16. Учитель неинтересно объясняет.
17. Не получаю удовольствия при его изучении.
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт.
19. Не способствует развитию общей культуры.
20. Не влияет на изменение знаний об окружающем мире.
21. Просто неинтересно.

Раздел III

Зачем ты вообще учишься? (Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.)

1. Это мой долг.
2. Хочу стать грамотным.
3. Хочу быть полезным гражданином.
4. Не хочу подводить свой класс.
5. Хочу быть умным и эрудированным.
6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.
7. Хочу научиться самостоятельно работать.
8. Все учатся, и я тоже.
9. Родители заставляют.
10. Нравится получать хорошие оценки.
11. Чтобы похвалил учитель.
12. Чтобы товарищи со мной дружили.
13. Для расширения умственного кругозора.
14. Классный руководитель заставляет.
15. Хочу учиться.

Обработка результатов. По разделу I выявляют предпочитаемые учебные предметы; по разделу II – причины предпочтительного отношения к ним; по разделу III — выясняют, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

Приоритетность развития полушарий

Наш мозг разделен на два полушария, и у каждого – свои специфические функции. Приоритет развития правого полушария выражается в склонности мыслить целостными образами, а приоритет левого определяет способность к логическому анализу.

Экспресс-метод определения типа мышления

Ответьте на предложенные вопросы. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, а безоговорочному согласию – 10. Но если, например, первый же вопрос ставит вас в тупик вы не относите себя к мрачным личностям, но и не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов, тогда в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9.

1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. С приятелями я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 – (правое полушарие).

1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то у вас логический тип мышления. Вы оптимист и считаете, что большую часть своих проблем сможете решить самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом, пилотом, водителем...

2. П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Склонны к некоторому пессимизму. Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом часто оказываетесь правы. Не очень общительны, зато можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Вас ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению: художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.

3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полково-
дец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Жизненное и профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов средней школы (Авторы-составители: П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев)

Это анкетирование поможет учащимся 9-го класса в жизненном и профессиональном самоопределении, в выборе направления продолжения образования, в том числе в профильных 10–11-х классах.

АНКЕТА

При ответе на вопросы отметьте выбранный ответ или запишите его в отведенном для этого месте.

1. Ваши будущие профессиональные образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся. Для этого поставьте напротив названия предмета соответствующую цифру: 1 – предмет очень нравится, 2 – нравится, 3 – не нравится, 4 – очень не нравится.

Математика
Русский язык
Литература
История
Обществознание
География
Биология
Физика
Химия
Технология
Иностранные языки
Информатика, программирование

2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

Продолжить обучение в вузе
Продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище
Работать
Пока не знаю

3. Как Вы собираетесь продолжить свое образование после окончания 9-го класса?

Продолжить обучение в школе
Продолжить обучение в профильных 10–11-х классах
Учиться экстерном
Учиться в вечерней школе
Продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище
Работать и овладеть профессией
Пока не знаю

4. С какой областью Вы связываете свою будущую профессию?

Техника, производство,
материальные технологии
Информационные техника и технологии
Медицина
Строительство
Транспорт
Торговля
Сервис, обслуживание населения, услуги
Педагогика
Экономика, организация и управление
Армия, милиция
Право, юриспруденция
Психология
Искусство
Фундаментальная наука
Литература, история
Другое
Пока не знаю

5. Какое образование имеют ваши родители? Поставьте соответствующую цифру:

Неполное среднее – 1
Среднее – 2
Начальное профессиональное (например, техническое училище) – 3
Среднее профессиональное (например, техникум, колледж) – 4
Высшее – 5
Не знаю – 6

Мать ______              Отец _________

6. Какие профессии у ваших родителей? Поставьте соответствующую цифру:

Рабочие массовых профессий – 1
Рабочие высокой квалификации – 2
Служащие – 3
Медицинские работники – 4
Педагоги, учителя, преподаватели – 5
Научные работники – 6
Торговые работники – 7
Военнослужащие, милицейские работники – 8
Экономисты, бухгалтеры – 9
Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания – 10
Работники искусств – 11
Управляющие, менеджеры – 12
Юристы – 13
Другое – 14
Не знаю – 15

Мать ______              Отец _________

7. Если бы вы выбирали профильный 10–11-й класс, то что бы вы выбрали?

Технико-технологический (инженерный)
Физико-математический
Медико-биологический
Гуманитарный
Художественный
Природо-биологический
Социально-экономико-правовой

8. Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профильного 10–11-го классов?

Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя
Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении
Профессии родителей
Школьные предметы, которыми бы вы хотели углубленно заниматься
Художественная литература, кино и видеофильмы, СМИ
Собственный практический опыт профессиональной работы
Примеры и опыт друзей, знакомых
Советы родителей или других родственников
Рекомендации учителей
Дополнительное (внеклассное) образование
Пока ничего не повлияло, выбор не сделан

9. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии (а также специальности, должности, места работы)?

Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная-физическая, опасная-безопасная, творческая-монотонная)
Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, напряженность рабочего графика и др.)
Возможность постоянного повышения квалификации
Сообразность развитию задатков вашей личности
Возможность профессионального роста, успешной карьеры
Востребованность на рынке труда
Достаточная престижность профессии
Достойный уровень оплаты труда
Просто нравится такая профессия

10. Что вы считаете необходимым осуществить в 10–11-х классах для успешного профессионального самоопределения?

Увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий
Ввести в школы предметы типа:
«Твоя профессиональная карьера»,
«Технология профессионального успеха»
Увеличить возможности формирования и самодиагностики профессионально важных качеств
Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях
Чаще проводить экскурсии на различные предприятия
Организовать технологические и профессиональные практики
В профильных классах больше внимания уделять выбору будущей профессии
Предоставить возможность выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам
Приблизить содержание образования к практической деятельности людей
Учитывать склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов
Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения
Ничего менять не надо

11. Какие факторы могут помешать вам осуществить ваши профессиональные планы?

Неправильный выбор места продолжения образования, профессии, специальности, профильного 10–11-го классов
Трудности получения профессионального образования и освоения профессии
Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии
Недостаточная подготовленность к профессиональному образованию
Невысокая вероятность найти работу по специальности, изменения рынка труда
Проблемы со здоровьем
Семейные обстоятельства
Материальное положение семьи
Недостаточное знание своих качеств и способностей
Другое
Ничто не может помешать

12. Если бы вам был предоставлен свободный доступ в Интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?

Сведения о различных средних и высших профессиональных учебных заведениях, правилах приема в них
Рассказы о разных профессиях
Тесты для диагностики своих профессионально важных качеств
Требования на вступительных экзаменах в различных средних и высших профессиональных учебных заведениях
Перспективы изменения регионального рынка труда на ближайшие 10 лет
Возможности и условия получения профессионального образования за рубежом
Списки учебных пособий (книги, видеофильмы, CD, DVD и др.) по профориентации и профессиональному самоопределению; условия их приобретения
Общение со сверстниками по поводу будущей профессии
Другое
Ничего не нужно

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru