А.А. ПИГЕНЕШЕВА,
учитель биологии СОШ № 59,
г. Чебоксары, Чувашская республика
Урок по теме: «Г.Мендель и основные
закономерности генетики»
Мультимедийные технологии в
преподавании биологии в старших классах
Человек в современном обществе должен
владеть методикой поиска информации и уметь
активно работать с нею. Он должен научиться
выдвигать гипотезы, проверять их, анализировать
и обобщать результаты своей деятельности, а
затем и представлять их своим коллегам,
используя современные информационные
технологии. Информационные технологии – это
совокупность современной компьютерной техники,
средств телекоммуникационной связи,
инструментальных программных средств,
обеспечивающая интерактивное
программно-методическое сопровождение обучения
(мультимедийные учебники на основе гипертекста,
базы данных, обучающие интернет-сайты).
Одним из эффективных методов
выработки необходимых для этого навыков у
учащихся являются мультимедийные продукты. Так,
например, программа Power Point позволяет
представлять необходимую информацию в виде
слайдов с анимациями и звуковыми эффектами.
Одним из преимуществ данной программы является
простота (работе с нею легко обучаются даже
пятиклассники) при достаточной эффектности
создаваемых слайдов.
В школьной практике информационные
технологии применяются в процессе обучения для
контроля знаний и в лабораторном практикуме,
используются как иллюстративное средство при
объяснении нового материала. Большую помощь они
могут оказать и в самообразовании.
В своей работе я использую
мультимедийные методы обучения (анимационные,
слайдовые) как других авторов, так и собственные.
В старших классах я применяю компьютерные
технологии для иллю-стрирования учебного
материала. Использование мультимедийных
технологий (способ подготовки электронных
документов, включающих визуальные и
аудиоэффекты, мультипрограммирование)
планируется в соответствии с темой занятия.
Сегодня имеется множество учебных
компьютерных программ разных типов. Электронные
справочники и энциклопедии – хорошее средство
для поиска и отбора материалов при подготовке
рефератов и индивидуальных проектов. У
демонстрационных программ отсутствуют обратная
связь (интерактивность), и ученик выступает в
роли пассивного слушателя, что снижает
эффективность обучения. Средства моделирования
и конструирования позволяют моделировать
реальные и абстрактные процессы, думать,
размышлять, выбирать варианты. Электронные
учебники содержат большой объем информации, дают
возможность протестировать себя, получить
справку, но и в них нет достаточной методической
проработки тем.
В качестве примера урока, на котором
целесообразно использование информационных
технологий в учебно-воспитательном процессе,
предлагается открытый урок «Г.Мендель и основные
закономерности генетики».
Цели и задачи урока
Образовательные: обобщение и
систематизация программного материала;
формирование навыков и умений по решению
генетических задач; ознакомление с правилами
решения задач по генетике.
Воспитательные: развивать
самостоятельность, воспитывать интерес к
предмету и потребность в приобретении знаний,
воспитывать чувство взаимовыручки и
взаимопомощи.
Развивающие: развивать умение
выделять главное, сравнивать, делать правильные
выводы, логически мыслить, развивать эмоции
учащихся и познавательный интерес к изучению
проблем генетики.
Оборудование: альбом с
иллюстрациями, электронное учебное пособие «1С:
Репетитор», дидактический программный продукт
(презентация), иллю-стрированные карточки с
задачами по генетике.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап. Постановка
цели и мотивация учебно-познавательной
деятельности
Учитель. На сегодняшнем уроке
мы с вами должны ликвидировать пробелы в знаниях,
обобщить и систематизировать материал
программы, а также обсудить вопросы, которые
обычно вызывают затруднения, особенно при
подготовке в вуз. В связи с этим напомню вам одну
притчу.
Рассказывают, что однажды ученики
древнегреческого философа Зенона обратились к
нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий
знаниями во много раз большими, чем мы, всегда
сомневаешься в правильности ответов на вопросы,
которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?»
Начертив посохом на песке два круга, большой и
малый, Зенон ответил: «Площадь большого круга –
это познанное мною, а площадь малого круга –
познанное вами. Как видите, знаний у меня
действительно больше, чем у вас. Но все, что вне
этих кругов, – это не познанное ни мной, ни вами.
Согласитесь, что длина большой окружности больше
длины малой, следовательно, и граница моих знаний
с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у
меня больше сомнений».
Чем глубже вы изучаете предмет, тем
больше во-просов у вас возникает. И на
сегодняшнем уроке по теме: «Г.Мендель и основные
закономерности генетики» мы постараемся
ответить на часть из них.
2. Актуализация знаний (фронтальный
опрос)
1. Что такое наследственность?
(Ответ. Наследственность – это
способность организмов передавать следующим
поколениям свои специфические признаки и
особенности развития.)
2. Каковы материальные основы
наследственности?
(Ответ. Материальные основы
наследственности – ДНК и РНК, ген – участок
молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной
структуре одного белка (это единица
генетической, или наследственной, информации).)
3. Что такое гибридизация?
(Ответ. Гибридизация – это
скрещивание особей с контрастными,
альтернативными, признаками.)
4. Какие гены называются аллельными?
(Ответ. Аллельные гены (аллели) –
это разные формы одного и того же гена,
расположенные в одних и тех же участках (локусах)
гомологичных хромосом и отвечающие за развитие
одного признака (окраска, рост и т.д.).
Гомологичные хромосомы – это хромосомы, сходные
по строению и несущие одинаковые гены.)
5. Что такое доминантные и рецессивные
признаки?
(Ответ. Доминантный признак (лат. dominantus
– господствующий) – признак одной из
родительских особей, появляющийся у гибридов
первого поколения и подавляющий признак другой
родительской особи. Рецессивный признак (лат. recessus
– отступление, удаление) – признак, не
появляющийся у гибридов первого поколения.)
Неполное доминирование
6. Что такое зигота?
(Ответ. Зигота – это
оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной
набор хромосом (по одному от каждого родителя).)
Проведенное Менделем скрещивание
растений гороха, образующих круглые и
морщинистые семена
7. Какой организм называется
гомозиготным? Гетерозиготным?
(Ответ. Гомозиготный организм –
это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА,
аа – особи, не дающие расщепления в
поколениях по этому признаку). Гетерозиготный
организм – организм, имеющий разные аллельные
гены (Аа – особи, в потомстве которых
образуется расщепление по этому признаку).)
8. Что такое генотип?
(Ответ. Генотип – это система
взаимодействующих генов организма.)
9. Что такое фенотип?
(Ответ. Фенотип – это совокупность
всех признаков и свойств данного организма.
Фенотип формируется под влиянием генотипа и
условий внешней среды.)
10. Как называл Г.Мендель единицы
наследственности?
(Ответ. Он назвал их факторами.
Любой признак, по Г.Менделю, формируется под
влиянием материального фактора. Фактор,
определяющий доминант-ный признак, обозначается,
например, А, а рецессивный – а. Каждая
особь имеет два фактора: один – от матери, другой
– от отца. При образовании гамет происходит
редукция (уменьшение) числа хромосом, и в каждую
гамету попадает только один фактор.)
3. Проверочная работа по теме: «Основы
генетики» (тестовый контроль по вариантам)
Вариант 1
1. При скрещивании двух гомозиготных
организмов, различающихся по одной паре
признаков, новое поколение гибридов окажется
единообразным и будет похоже на одного из
родителей. Это положение иллюстрирует следующий
закон генетики:
а) закон расщепления;
б) закон сцепленного наследования;
в) правило доминирования;
г) закон независимого распределения генов.
2. Моногибридное скрещивание – это
скрещивание родительских форм, которые
различаются по:
а) окраске и форме семян;
б) двум парам признакам;
в) одной паре признаков;
г) форме и размерам семян.
3. В своей работе Г.Мендель применил метод
исследования, при котором скрещивал
различающиеся по определенным признакам
родительские формы и прослеживал появление
изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод
исследования называется:
а) гибридологическим;
б) биохимическим;
в) цитогенетическим;
г) генеалогическим.
4. Для изучения наследования различных
признаков и установления характера ряда
наследственных болезней изучают родословную
человека. Этот метод генетики называется:
а) близнецовым;
б) генеалогическим;
в) цитогенетическим;
г) биохимическим.
5. Определите среди перечисленных
генотипов рецессивный гомозиготный генотип:
а) АА;
б) Аа;
в) Bb;
г) аа.
6. Среди перечисленных генотипов
укажите гетерозиготный генотип:
а) Аа;
б) АА;
в) аа;
г) bb.
7. Из перечисленных генов доминантным
является:
а) а;
б) b;
в) с;
г) A.
8. Определите генотип, который содержит
одинаковые аллели одного гена:
а) Аа;
б) Bb;
в) Сс;
г) АА.
9. У особи с генотипом ААВВ могут
образоваться гаметы:
а) АА;
б) АB;
в) ВВ;
г) Ab.
10. Определите фенотипический признак
растения гороха с генотипом aaBb (семена желтые
– А, зеленые – а, гладкие – В,
морщинистые – b):
а) семена зеленые гладкие;
б) семена зеленые морщинистые;
в) семена желтые гладкие;
г) семена желтые морщинистые.
11. Растение гороха с желтыми гладкими
семенами может иметь следующий генотип:
а) aabb;
б) AaBb;
в) aaBb;
г) Aabb.
Вариант 2
1. При скрещивании гибридов первого
поколения между собой наблюдается расщепление:
вновь появляются особи с рецессивными
признаками. Это положение иллюстрирует
следующий закон генетики:
а) сцепленного наследования;
б) расщепления;
в) независимого наследования, распределения
генов;
г) правило доминирования.
2. Дигибридное скрещивание – это
скрещивание родительских форм, которые
различаются по:
а) двум парам признаков;
б) окраске семян;
в) форме семян;
г) по одной паре признаков.
3. Совокупность внешних и внутренних
признаков организма называется:
а) генофондом;
б) фенотипом;
в) наследственностью;
г) генотипом.
4. Метод окрашивания и рассматривания
под микроскопом хромосом называется:
а) близнецовым;
б) генеалогическим;
в) биохимическим;
г) цитогенетическим.
5. Определите среди перечисленных
генотипов доминантный гомозиготный генотип:
а) Aa;
б) Bb;
в) ВВ;
г) bb.
6. Среди перечисленных генотипов
укажите гетерозиготный генотип:
а) BB;
б) СС;
в) bb;
г) Bb.
7. Среди перечисленных генов
доминантным является:
а) а;
б) B;
в) b;
г) с.
8. Определите генотип, который содержит
одинаковые аллели одного гена:
а) Аа;
б) ВВ;
в) Сс;
г) Bb.
9. У особи с генотипом aaBB могут
образоваться гаметы:
а) аВ;
б) ВВ;
в) aabb;
г) Aabb.
10. Определите фенотипический признак
растений гороха с генотипом AaBb (семена желтые
– А, зеленые – а, гладкие – В,
морщинистые – b):
а) семена зеленые морщинистые;
б) семена желтые морщинистые;
в) семена зеленые гладкие;
г) семена желтые гладкие.
11. Растение гороха с желтыми
морщинистыми семенами может иметь следующий
генотип:
а) AaBb;
б) AABB;
Ключ к проверке тестовых работ
Вариант 1: 1 – в; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 –
г; 6 – а; 7 – г; 8 – г; 9 – б; 10 – а; 11 – б.
Вариант 2: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – г; 5 – в; 6 – г; 7 –
б; 8 – б; 9 – а; 10 – г; 11 – г.
Оценка ответов:
7 правильных ответов – «3»;
9 правильных ответов – «4»;
11 правильных ответов – «5».
Продолжение следует
|