Я ИДУ НА УРОК

А.А. ПИГЕНЕШЕВА,
учитель биологии СОШ № 59,
г. Чебоксары, Чувашская республика

Урок по теме: «Г.Мендель и основные закономерности генетики»

Мультимедийные технологии в преподавании биологии в старших классах

Человек в современном обществе должен владеть методикой поиска информации и уметь активно работать с нею. Он должен научиться выдвигать гипотезы, проверять их, анализировать и обобщать результаты своей деятельности, а затем и представлять их своим коллегам, используя современные информационные технологии. Информационные технологии – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающая интерактивное программно-методическое сопровождение обучения (мультимедийные учебники на основе гипертекста, базы данных, обучающие интернет-сайты).

Одним из эффективных методов выработки необходимых для этого навыков у учащихся являются мультимедийные продукты. Так, например, программа Power Point позволяет представлять необходимую информацию в виде слайдов с анимациями и звуковыми эффектами. Одним из преимуществ данной программы является простота (работе с нею легко обучаются даже пятиклассники) при достаточной эффектности создаваемых слайдов.

В школьной практике информационные технологии применяются в процессе обучения для контроля знаний и в лабораторном практикуме, используются как иллюстративное средство при объяснении нового материала. Большую помощь они могут оказать и в самообразовании.

В своей работе я использую мультимедийные методы обучения (анимационные, слайдовые) как других авторов, так и собственные. В старших классах я применяю компьютерные технологии для иллю-стрирования учебного материала. Использование мультимедийных технологий (способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование) планируется в соответствии с темой занятия.

Сегодня имеется множество учебных компьютерных программ разных типов. Электронные справочники и энциклопедии – хорошее средство для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов и индивидуальных проектов. У демонстрационных программ отсутствуют обратная связь (интерактивность), и ученик выступает в роли пассивного слушателя, что снижает эффективность обучения. Средства моделирования и конструирования позволяют моделировать реальные и абстрактные процессы, думать, размышлять, выбирать варианты. Электронные учебники содержат большой объем информации, дают возможность протестировать себя, получить справку, но и в них нет достаточной методической проработки тем.

В качестве примера урока, на котором целесообразно использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, предлагается открытый урок «Г.Мендель и основные закономерности генетики».

Цели и задачи урока

Образовательные: обобщение и систематизация программного материала; формирование навыков и умений по решению генетических задач; ознакомление с правилами решения задач по генетике.

Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики.

Оборудование: альбом с иллюстрациями, электронное учебное пособие «1С: Репетитор», дидактический программный продукт (презентация), иллю-стрированные карточки с задачами по генетике.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности

Учитель. На сегодняшнем уроке мы с вами должны ликвидировать пробелы в знаниях, обобщить и систематизировать материал программы, а также обсудить вопросы, которые обычно вызывают затруднения, особенно при подготовке в вуз. В связи с этим напомню вам одну притчу.

Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: «Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, – это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

Чем глубже вы изучаете предмет, тем больше во-просов у вас возникает. И на сегодняшнем уроке по теме: «Г.Мендель и основные закономерности генетики» мы постараемся ответить на часть из них.

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

1. Что такое наследственность?

(Ответ. Наследственность – это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности развития.)

2. Каковы материальные основы наследственности?

(Ответ. Материальные основы наследственности – ДНК и РНК, ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка (это единица генетической, или наследственной, информации).)

3. Что такое гибридизация?

(Ответ. Гибридизация – это скрещивание особей с контрастными, альтернативными, признаками.)

4. Какие гены называются аллельными?

(Ответ. Аллельные гены (аллели) – это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (окраска, рост и т.д.). Гомологичные хромосомы – это хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены.)

5. Что такое доминантные и рецессивные признаки?

(Ответ. Доминантный признак (лат. dominantus – господствующий) – признак одной из родительских особей, появляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий признак другой родительской особи. Рецессивный признак (лат. recessus – отступление, удаление) – признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.)

Неполное доминирование

Неполное доминирование

6. Что такое зигота?

(Ответ. Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом (по одному от каждого родителя).)

Проведенное Менделем скрещивание растений гороха, образующих круглые и морщинистые семена

Проведенное Менделем скрещивание растений гороха, образующих круглые и морщинистые семена

7. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?

(Ответ. Гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА, аа – особи, не дающие расщепления в поколениях по этому признаку). Гетерозиготный организм – организм, имеющий разные аллельные гены (Аа – особи, в потомстве которых образуется расщепление по этому признаку).)

8. Что такое генотип?

(Ответ. Генотип – это система взаимодействующих генов организма.)

9. Что такое фенотип?

(Ответ. Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств данного организма. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.)

10. Как называл Г.Мендель единицы наследственности?

(Ответ. Он назвал их факторами. Любой признак, по Г.Менделю, формируется под влиянием материального фактора. Фактор, определяющий доминант-ный признак, обозначается, например, А, а рецессивный – а. Каждая особь имеет два фактора: один – от матери, другой – от отца. При образовании гамет происходит редукция (уменьшение) числа хромосом, и в каждую гамету попадает только один фактор.)

3. Проверочная работа по теме: «Основы генетики» (тестовый контроль по вариантам)

Вариант 1

1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;
б) закон сцепленного наследования;
в) правило доминирования;
г) закон независимого распределения генов.

2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;
б) двум парам признакам;
в) одной паре признаков;
г) форме и размерам семян.

3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;
б) биохимическим;
в) цитогенетическим;
г) генеалогическим.

4. Для изучения наследования различных признаков и установления характера ряда наследственных болезней изучают родословную человека. Этот метод генетики называется:

а) близнецовым;
б) генеалогическим;
в) цитогенетическим;
г) биохимическим.

5. Определите среди перечисленных генотипов рецессивный гомозиготный генотип:

а) АА;
б) Аа;
в) Bb;
г) аа.

6. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:

а) Аа;
б) АА;
в) аа;
г) bb.

7. Из перечисленных генов доминантным является:

а) а;
б) b;
в) с;
г) A.

8. Определите генотип, который содержит одинаковые аллели одного гена:

а) Аа;
б) Bb;
в) Сс;
г) АА.

9. У особи с генотипом ААВВ могут образоваться гаметы:

а) АА;
б) АB;
в) ВВ;
г) Ab.

10. Определите фенотипический признак растения гороха с генотипом aaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):

а) семена зеленые гладкие;
б) семена зеленые морщинистые;
в) семена желтые гладкие;
г) семена желтые морщинистые.

11. Растение гороха с желтыми гладкими семенами может иметь следующий генотип:

а) aabb;
б) AaBb;
в) aaBb;
г) Aabb.

Вариант 2

1. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) сцепленного наследования;
б) расщепления;
в) независимого наследования, распределения генов;
г) правило доминирования.

2. Дигибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) двум парам признаков;
б) окраске семян;
в) форме семян;
г) по одной паре признаков.

3. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) генофондом;
б) фенотипом;
в) наследственностью;
г) генотипом.

4. Метод окрашивания и рассматривания под микроскопом хромосом называется:

а) близнецовым;
б) генеалогическим;
в) биохимическим;
г) цитогенетическим.

5. Определите среди перечисленных генотипов доминантный гомозиготный генотип:

а) Aa;
б) Bb;
в) ВВ;
г) bb.

6. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:

а) BB;
б) СС;
в) bb;
г) Bb.

7. Среди перечисленных генов доминантным является:

а) а;
б) B;
в) b;
г) с.

8. Определите генотип, который содержит одинаковые аллели одного гена:

а) Аа;
б) ВВ;
в) Сс;
г) Bb.

9. У особи с генотипом aaBB могут образоваться гаметы:

а) аВ;
б) ВВ;
в) aabb;
г) Aabb.

10. Определите фенотипический признак растений гороха с генотипом AaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):

а) семена зеленые морщинистые;
б) семена желтые морщинистые;
в) семена зеленые гладкие;
г) семена желтые гладкие.

11. Растение гороха с желтыми морщинистыми семенами может иметь следующий генотип:

а) AaBb;
б) AABB;

Ключ к проверке тестовых работ

Вариант 1: 1 – в; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – г; 6 – а; 7 – г; 8 – г; 9 – б; 10 – а; 11 – б.
Вариант 2: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – г; 5 – в; 6 – г; 7 – б; 8 – б; 9 – а; 10 – г; 11 – г.

Оценка ответов:

  • 7 правильных ответов – «3»;

  • 9 правильных ответов – «4»;

  • 11 правильных ответов – «5».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru