МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Н.В. БОРИСОВА,
зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин,
Чувашский республиканский институт образования

Мастерская «Такая знакомая фамилия»

Любознательность, исследования – это наиболее распространенные свойства в мире, если они не пресекаются в каждом человеке наводящими ограниченными вопросами взрослых.
Вопросы, задаваемые в конце «задач», «опытов», «тестов», мешают тому, чтобы дети ставили перед собой вопросы, связанные с их пониманием мира…
Они… должны вести битву за свои идеи, делать исследования, эксперименты, отстаивать гипотезы на глазах группы.

Сабин Лакшар

Среди педагогических инноваций, направленных на самоорганизацию познания школьников, важное место занимает мастерская построения знаний. Мастерская, используемая нами, – вариативная форма общепринятой технологии, построенная на основе жесткого алгоритма.

Предлагаемая вашему вниманию мастерская «Такая знакомая фамилия» рассчитана на учащихся 10–11-х классов, изучающих тему «Селекция».

Оборудование: портрет М.Ф. Иванова, справочный материал, таблицы «Породы свиней», раздаточный материал с заданиями, «Энциклопедический словарь юного биолога», «Словарь русского языка» Н.Ожегова.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Индуктором на данном занятии служит фамилия «Иванов». Учитель записывает фамилию на доске и просит учащихся – участников мастерской – вспомнить человека с такой фамилией и рассказать о нем.

Индуктор должен вызвать у учащихся работу мысли. У ребят возникают ассоциации типа: «Иванов – сосед по парте», «директор школы», «приятель отца», «известный советский сатирик», «чувашский писатель, автор «Нарспи» и т.д.

Учитель конкретизирует запись на доске:

ИВАНОВ
МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ
(1871–1935)

Однако и эта информация практически ни о чем ребятам не говорит, вызывает достаточно аморфные ассоциации. Поэтому следует провести самоконструкцию и предложить участникам мастерской задать любые вопросы, которые помогут раскрыть «тайну» предложенной фамилии.

Вопросы, возникающие у ребят, могут быть разными, например:

– М.Ф. Иванов – биолог?
– Он изучал растения или животных?
– Какое образование получил М.Ф. Иванов?
– Каковы основные достижения этого ученого?
– Какие труды написал М.Ф. Иванов?

(Все вопросы записываются на доске.)

Для ответа на эти и другие вопросы мастер предлагает учащимся ознакомиться с биографией
М.Ф. Иванова.

Академик М.Ф. Иванов (1871–1935)

М.Ф. Иванов родился в 1871 г. в Ялте в бедной семье учителя садоводства школы Никитского ботанического сада. Отца своего он не знал, т.к. родился уже после его смерти. С помощью знакомого бонитера-овцевода Н.П. Синицкого М.Иванов 12-летним мальчиком поступил в Горецкое земледельческое училище в Могилевской губернии, которое в 1891 г. окончил по первому разряду с отличием, после чего был принят в бонитерскую школу при земледельческом училище в Дергачах.
В 1891–1892 гг. М.Ф. Иванов вместе с Н.П. Синицким посетил лучшие овцеводческие фермы юга России. Это было его первое практическое ознакомление с состоянием овцеводства. Бонитерские курсы Михаил Федорович закончил блестяще и получил звание бонитера-овцевода.
Поступить в Петровскую сельскохозяйственную академию было заветной мечтой М.Ф. Иванова. Но в приеме в академию ему было отказано.
В 1893 г. он поступил в Харьковский ветеринарный институт. В годы студенчества вышли в свет две его научные работы, одна из которых была отмечена Большой серебряной медалью. В 1897 г. М.Ф. Иванов окончил институт с отличием, и его имя выгравировано на мраморной мемориальной доске вместе с именами других отличников.
Педагогическую деятельность М.Ф. Иванов начал в 1900 г. в качестве доцента Харьковского ветеринарного института и не прерывал ее до последних дней своей жизни. С 1914 г. М.Ф. Иванов – профессор и заведующий кафедрой Петровской сельхозакадемии.
В 1925 г. Михаил Федорович организовал в «Аскания-Нова» первую в СССР зоотехническую станцию, где начались работы по созданию новой породы свиней. Он подметил, что распространенная на Украине порода крупных белых английских свиней в степной полосе чувствует себя подавленно, т.к. сильная жара и сухость летом и резкая перемена погоды осенью, зимой, весной угнетают животных и неблагоприятно отражаются на их здоровье, особенно на здоровье молодняка.

Украинская степная белая свинья

Украинская степная белая свинья

В 1935 г. ученый вывел новую породу свиней – украинская степная белая. Создавая эту породу, М.Ф. Иванов в качестве исходных форм для скрещивания выбрал высокопродуктивного хряка крупной английской белой и неприхотливую к условиям содержания плодовитую местную свинью (матку). Затем он провел возвратное скрещивание полученных гибридов с тем же хряком. Путем дальнейшего скрещивания между собой потомков и последующего многократного индивидуального отбора была получена порода свиней украинская степная белая. Эта порода сочетала плодовитость с высокой мясной продуктивностью и устойчивостью к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Таблица. Сравнительные показатели пород свиней

Порода

Живой вес (кг)

Длина туловища (см)

матка

хряк

матка

хряк

Крупная английская белая

229,5

323,2

161,1

177,2

Украинская степная белая

241,8
(260–308)*

353,2
(354–385)*

160,8
(165–183)*

178,9
(180–195)*

* Лучшие матки и хряки

В этом же году М.Ф. Иванов написал капитальный труд «Овцеводство». От скрещивания разных пород ученый получил свыше 40 комбинаций овец.
Академик М.Ф. Иванов внес значительный вклад в развитие российской селекционной науки. Его заслуги были высоко оценены не только в нашей стране, но и за рубежом.

Справка из словаря

«Аскания-Нова» – заповедник в Херсонской области, организован в 1921 г.

Бонитер – специалист по комплексной оценке сельскохозяйственных животных (по происхождению, экстерьеру, продуктивности, воспроизводительным способностям и качеству потомства), которые используются в племенной работе.

Задание 1

Работа ведется в группах по 5–6 человек.

Ознакомьтесь с биографией М.Ф. Иванова.

1. Найдите в тексте биографии незнакомые слова и выясните их значение, пользуясь словарями. Запишите новые слова в тетрадь.

2. Составьте краткую биографическую справку, отметив основные вехи жизни М.Ф. Иванова.

3. Подумайте, с какой целью им была выведена новая порода свиней?

Учащиеся проводят социоконструкцию. Результатом групповой работы должно стать составление биографической справки жизни и деятельности М.Ф. Иванова. Затем составленные группами справки вывешиваются в классе и сравниваются с предложенной учителем (социализация).

Биографическая справка М.Ф. Иванова

1871 г. – родился в Ялте в семье учителя садоводства школы Никитского ботанического сада.

1883–1893 гг. – обучался в Горецком земледельческом училище. Получил звание бонитераовцевода.

1893–1897 гг. – учеба в Харьковском ветеринарном институте.

1900 г. – доцент Харьковского ветеринарного института.

1914 г. – профессор, заведущий кафедрой Петровской сельхозакадемии.

1925 г. – начал работу по созданию новой породы свиней в «Аскания-Нова».

1935 г. – создана новая порода свиней украинская степная белая.

1935 г. – написан капитальный труд «Овцевод-ство».

Задание 2

Академик М.Ф. Иванов в одной из своих работ писал: «Порода идет через рот». Что, по-вашему, под этим понимал сам селекционер?

Выполнение задания рассчитано на 10–15 мин. Основной формой работы на данном этапе является «мозговой штурм». Все идеи, возникающие в ходе обсуждения, заносятся в таблицу.

Бредовые идеи

«Сырые» идеи

Ценные идеи

 

 

   

После группового проводится коллективное обсуждение, и на доске заполняется аналогичная таблица (социализация). В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что важное значение в породоразведении имеет питание. Данный факт подтверждается словами М.Ф. Иванова: «…склонность наших домашних животных к ожирению, к скороспелости и изменению форм есть прямой результат обильного питания» или «…характер кормов и кормление оказывают огромное влияние на внутреннюю и внешнюю организацию животных, на их продуктивность; больше того, корма и кормление оказывают гораздо большее влияние на организм животного, чем порода и происхождение».

Далее следует вопрос учителя: «Как, на ваш взгляд, может называться работа М.Ф. Иванова, слова из которой мы только что разобрали?» (Ответ. «Порода и корм».)

На следующем этапе работы учитель знакомит школьников с основными трудами академика М.Ф. Иванова, делая акцент на то, что селекционер придавал громадное значение знанию естественных местных условий для выбора породы. Несходство климатических и почвенных условий района с условиями родины избираемой породы может явиться серьезным препятствием к разведению. Исходя из этих положений, ученый твердо стоял за создание своих, отечественных, хорошо приспособленных к местным условиям пород сельскохозяйственных животных.

Существенным дополнением к содержанию темы может стать использование краеведческого материала о районированных в Чувашии (или в любом другом регионе) породах свиней: крупной белой, Цивильской породной группы Ландрас.

Почувствовать себя в роли исследователей-селекционеров помогает ребятам решение генетических задач по скрещиванию разных пород сельскохозяйственных животных.

Примерные задачи по генетике

1. В селекционной практике для проверки чистопородности по определенным признакам широко применяется скрещивание проверяемого животного с формой чисто рецессивной по изучаемым аллелям.
Как называется такое скрещивание? Нарисуйте его схему, укажите генотипы и гаметы родителей, генотипы потомства. Объясните преимущества данного скрещивания при генетическом анализе.

2. У овец белая окраска шерсти доминирует над черной, а рогатость доминирует над комолостью (безрогостью). В результате скрещивания черного рогатого барана с белой комолой овцой было получено следующее потомство: у одной пары – 1/4 рогатых белых, 1/4 рогатых черных, 1/4 комолых белых, 1/4 комолых черных; у другой – 1/2 комолых белых, 1/2 комолых черных.
Каковы генотипы каждой пары родителей и их потомства? Приведите доказательства (схему скрещиваний). Проявление какого генетического закона наблюдается в данном скрещивании? Какое практическое значение имеет решение генетических задач?

В завершении мастерской нужно вернуться к списку вопросов, возникших в начале занятия, и подумать, на все ли из них получены ответы.

Заканчивается мастерская проведением рефлексии – анализом пережитого всеми участниками и особенно теми, у кого что-то вышло не так, как у остальных.

Наивысшая точка занятия – это момент, когда участ-ник мастерской внутренне осознает новизну, неожиданность и уровень того знания, которое он построил сам, которое он сравнивает с тем, что имел. Ощущение успеха, радость от участия в общей победе на пути по-знания – вот главный результат мастерской.

Терминологический словарь

Мастерская – форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Индукция (от лат. induco – ввожу, навожу, побуждаю) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Это может быть задание, связанное со словом, предметом, образом, рисунком, воспоминаниями, – часто неожиданное для ученика.

Ассоциации – спонтанное соединение идей, восприятий, фантазий сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям.

Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта и т.д.

Социоконструкция – построение этих элементов группой.

Социализация – обнародованное обсуждение всего созданного индивидуально и в парах; всех высказанных мнений и гипотез. Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, обнародовано, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

Афиширование – вывешивание «произведений» – работ учеников и мастера (рисунков, текстов, схем, проектов и т.д.) в аудитории и ознакомление с ними.

Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.

Самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование и разрыв составляют основу работы с материалом.

Рефлексия – анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, анализ пережитого всеми участниками мастерской.

Рекомендуемая литература

Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. – СПб, 1997.

Мухина И.А. Опыт создания терминологического словаря // Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. – СПб, 1995. – С. 300–309.

Окунев А.А. Как учить не уча. – СПб: Питер-Пресс, 1996.

Педагогические мастерские: из опыта работы учителей начальной школы / Сост. Степихова В.А. – СПб: СПб ГУММ, 1997.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru