ИСТОРИЯ НАУКИ

Т.А. ВОРОБЬЕВА,
учитель биологии
гуманитарно-экономической гимназии № 1529,
г. Москва

Об аббате августинского монастыря, горохе и приоритетах в науке

Иоганн Мендель

Он родился в Силезии – там, где берет свое начало Одер. Чехи, исконные местные жители, называли эту землю «Краваржско». В западной ее части есть маленький городок Одры, в часе ходьбы от которого, в деревне Хинчицы, или на немецкий лад – Хейн-цендорфе, родился человек, которому суждено было стать «отцом генетики».

Под сенью австрийской императорско-королевской короны всё называлось на немецкий лад. Мора-
вия и Селезия были Моравско-Силезским штатгальтерством (наместничеством). Столицу Моравии –
Брно – город, где прошла вся сознательная жизнь Менделя, называли тогда Брюнном. Чешским королем вот уже три века числился очередной австрийский император. Примерно так же, как российский царь назывался царем «царства Польского» и князем «великого княжества Финляндского». Эта огромная «лоскутная» монархия занимала центр Европы.

Итак, 22 июля 1822 г. в семье крестьянина родился Иоганн Мендель. Отец семейства, Антон Мендель, был аккуратен и бережлив. Он был человеком, уже повидавшим большой мир, знавшим грамоту и счет. А грамотные в Хейнцендорфе в то время были наперечет: в церковных книгах хинчицкие жители, будучи свидетелями на свадьбах и восприемниками на крестинах, вместо подписи обычно ставили крест.

Семья не роскошествовала, но и не бедствовала. Дети – Вероника, Иоганн, Терезия – смалу трудились в огороде, выпалывали сорняки, учились обмазывать, подвязывать и прививать яблони, помогали в меру своих сил.

Учились они в общинной низенькой, в три оконца, школе. Платили за обучение, как и все односельчане, рожью, горохом, шпигом, яйцами и лишь малую толику крейцерами. Местный учитель твердил, что Иоганна непременно надо учить дальше, и лучше всего в Липнике, в 4 милях от их села, где была четырехклассная Коллегия для обучения Искусствам, Наукам, Ремеслам. Мальчик получил бы там уже не одноклассное, а полное начальное образование.

В Липнике Иоганна приняли сразу в третий класс. Он восхищал своих учителей неординарными способностями и прилежанием, и они советовали определить его в гимназию. Ближайшая была в Троппау. Менделя приняли туда с пансионом «на половинный кошт». Кроме платы родители должны были присылать с оказиями хлеб и масло для сына.

Иоганн был первым учеником, прилежным и пунктуальным. Этот крестьянский парень знал, какие жертвы несет семья ради его обучения: платить, хоть и половину, следовало за всё – за обучение, за койку, за хлеб, за книги. Деньги же из дому практически не приходили. Семья в ту пору переживала труднейшие времена. Поэтому Иоганн посещал курс «для кандидатов в учителя и частных учителей» в главной окружной школе Троппау. Приходилось зарабатывать частными уроками, дабы сводить концы с концами. Утомление и недоедание стали валить его с ног. Но в 1840 г. он все-таки окончил гимназию. А поскольку она была всего шестиклассной и полного среднего образования не давала, то в том же году он стал слушателем в Философском училище при Ольмюцком университете, которое давало законченное гуманитарное гимназическое образование тем, кто вышел из провинциальной школы. Здесь учились в основном дети мелких и средних буржуа.

Большинство педагогов училища были священниками. Преподавали здесь этику, католическую церковную литературу, теоретическую и практическую философии, физику, латынь, немецкую литературу и математику. Философские классы по сути своей были государственной семинарией, готовящей ксендзов для дальних приходов. Однако это не накладывало на учеников никаких особенных обязательств. После окончания училища можно было с успехом пойти в учителя или чиновники, если появлялась такая возможность.

Родители выкраивали для сына последние крейцеры – ни единого урока в городе Иоганн найти не мог. Денег не хватало на самое необходимое, начало подводить здоровье, и для восстановления сил он был вынужден провести год у родителей.

Летом 1841 г. отец, тогда уже больной человек, продал все свое хозяйство зятю – мужу первой дочери, взяв с него обязательство выплачивать Иоганну 10 флоринов в год на дальнейшее обучение. Двенадцатилетняя Терезия отказалась от приданного в пользу брата, и осенью 1841 г. Мендель вернулся в Ольмюц. Он начал учебу сначала, с первого курса Философских классов. В 1843 г. занятия в училище были завершены – впереди трудный выбор пути...

Монастырь Святого Томаша

Монастырь Святого Томаша

В те годы священнослужение было ремеслом, которое считалось общественно необходимым, было такой же профессией, как учитель, чиновник или судейский стряпчий. В мае 1843 г. для молодого Менделя не оказалось вакансий ни в канцеляриях, ни в школах, и в мучительных заботах о хлебе насущном он испросил согласие и был принят в августинский Брюннский монастырь Святого Томаша. Это было своеобразное учреждение тогдашней моравской церкви. В нем собралось общество людей на редкость интеллигентных. Сохранились фотографии братии: в выражениях лиц никаких следов отрешенности от земного, – почти профессорский корпус университета. Здесь есть и филолог-ориенталист, и литературовед-натуралист Франц-Теодор Братанек, перу которого принадлежат работы о Гёте, Мицкевиче (с Гёте он был знаком лично и имел доступ к архивам поэта). Павел Кжижковский – музыкант и композитор, широко известен как реформатор грегорианского пения, собиратель чешской народной музыки. Друг Менделя патер Матеуш Клацел – философ, астроном, журналист.

Монахи монастыря Святого Томаша

Монахи монастыря Святого Томаша

Все они занимались напряженной умственной работой. Их волновали литература, наука, политика, этика, судьбы Чехии. Надо отметить, что сама конгрегация ордена августинцев и ватиканская канцелярия считали необходимым, чтобы братья-монахи преподавали науки и занимали учительские должности. Именно поэтому в рекомендации, данной Иоганну Менделю для поступления в монастырь, много места отводилось его интеллекту.

Середина XIX в.: Европу пересекают новые железные дороги; в промышленности применяют паровые двигатели, телеграфные аппараты передают из страны в страну различные новости. Уже понята природа молний, выведен закон Ома, познано клеточное строение живых организмов. Уже совсем скоро добрый католик француз Пастер опровергнет учение о самопроизвольном зарождении жизни. И променявший карьеру врача сначала на карьеру кандидата в священники, а затем на странные занятия червями и моллюсками англичанин Чарлз Дарвин уже опубликовал «Дневник изысканий по геологии и естественной истории разных стран, посещенных «Биглем» под командованием капитана Фиц-Роя».

Итак, Иоганн Мендель, молодой человек 21 года от роду, решает стать монахом. На 4 послушнические вакансии из большого числа рекомендованных было приглашено 13 претендентов. Их экзаменовали всем капитулом. И только четырем из них выпало право лежать крестом на каменных плитах пола в костеле Вознесения Девы Марии под григорианский напев «Veni, Creator spiritus...» и ждать момента, когда надо будет подняться и, положив руку на Евангелие, произнести: «Я, брат Грегор, клянусь и обещаю...».

После того как закончился год послушнического курса, Мендель получает низший сан «привратника» и проходит курс обучения в богословском Брюннском университете (1844–1848 гг.).

В первый год он изучал историю церкви, библейскую археологию, древнееврейский язык, Ветхий Завет. На второй – церковное право, библейскую текстологию, Новый Завет, греческий язык и педагогику. Еще два года ушло на литургические дисциплины, на халдейский и арамейский языки. Он изучал и арабский – язык Корана. И каждый раз его знания оценивались высшим баллом, а поведение и прилежание «первой степенью совершенства».

Грегор Мендель в облачении священника

Грегор Мендель в облачении священника

С необычайной быстротой патер Грегор Мендель поднимается по ступенькам церковной иерархии. Из привратников его посвящают в пономари, из пономарей – в ктиторы, из ктиторов – в субдиаконы. Три последние ступени он проходит феноменально быстро – за семнадцать дней! И вот 6 августа 1847 г. он становится священником. Через год он окончит курс богословия и получит приход.

После Богословского института рукоположенный в священники двадцатисемилетний каноник получает превосходный приход в Старом Брюнне. Он готовится сдавать экзамены на степень доктора богословия, но... довольно резко изменяет свою судьбу, отказываясь от несения религиозной службы. Он хотел бы изучать природу и ради этого решает занять место в Цнаймской гимназии, где к этому времени открывается 7-й класс. Он испрашивает место «супплента-профессора», что означает вовсе не университетское звание, а скорее «помощник учителя».

Итак, осенью 1849 г. Мендель прибывает в Цнайм и приступает к новым обязанностям. Преподает он в гимназии не предметы естественнонаучного цикла, а классическую литературу, древние языки и математику. И хотя он пользуется уважением у своих коллег, его любят ученики, получает он на 40% меньше своих коллег, имеющих дипломы. Нужен диплом. Это позволит преподавать ботанику и физику, минералогию и естественную историю. Получить диплом можно было двумя путями – или окончить университет, или сдать в Вене перед специальной комиссией императорского министерства культов и просвещения экзамены на право преподавать определенные предметы в соответствующих классах. Мендель выбирает второй путь.

К сдаче экзаменов Менделя допустили, и он приступил к подготовке в полной уверенности в своей удаче. Он привык к неизменному успеху. Но нет ничего страшнее и опаснее такой привычки. Будь Мендель в те дни менее самонадеянным, его должны были повергнуть в трепет имена экзаменаторов.

Среди них были физик Венского университета Баумгартнер, физик и астроном Доплер, уже открывший знаменитый «Допплер-эффект» (изменение частоты колебаний волн – звуковых, световых и т.п. – при движении источника волн и наблюдателя относительно друг друга: например, тон гудка приближающегося поезда нам кажется выше, а удаляющегося – ниже, чем неподвижного). Экзаменатором по биологии был профессор Кнер, автор фундаментальных трудов по ихтиологии и палеонтологии. Другие члены комиссии были звездами подобной же величины.

На первом этапе кандидату в учителя полагалось представить письменные домашние рефераты по физике и естественной истории. С этой работой Мендель справился. И хотя его второе сочинение по физике металлов было не столь удачным (знания были книжны и необширны), профессора Баумгарт-нер и Доплер допустили кандидата к устным экзаменам.

Однако отзыв профессора Кнера на сочинение по биологии был просто разгромным. Мендель должен был дать классификацию млекопитающих и указать хозяйственное значение наиболее важных видов. Млекопитающие были поделены Менделем на рукокрылых, зверей с лапами, ластоногих, копытных и когтеногих. В одну группу, зверей с лапами, он свел кенгуру и зайца с бобром. Слон по его систематике попадал в копытные... Дало о себе знать и церковное воспитание: каноник не решился зачислить человека в отряд приматов вместе с обезьянами. Хотя до выхода известного труда Дарвина было еще довольно много времени, зоологи-классификаторы давно установили родство между «гоминидами».

Устные экзамены не состоялись. Решение комиссии прозвучало для Менделя как приговор. Ему было отказано в праве преподавания физики в прогимназии, и только через год разрешались повторные испытания.

Из Вены Мендель поехал не в Цнайм, а в монастырь... Он был разбит происшедшим. Несколько лет он проводит в стенах монастыря, занимаясь работой в саду и оранжерее, но не оставляет помыслов о получении хорошего образования. И в октябре 1851 г. поступает вольнослушателем на философский факультет Венского университета.

В первом семестре учебы он записался лишь к Кристиану Доплеру на занятия по экспериментальной физике. Профессор взял его на кафедру помощником лекционного ассистента, поручив демонстрацию опытов студентам. Как вольнослушатель, Мендель отбирал только то, что считал жизненно важным. Каждый час занятий надо было оплачивать.

В марте этого же года каноник Мендель корпел над микроскопом в лаборатории Унгера, одного из первых цитологов мира. Он учился окрашивать препараты. Окрашивал и раздумывал, за какие занятия ему бы заплатить в своем последнем семестре. Ибо в июле 1853 г. он должен был вернуться в монастырь.

С апреля по июль Мендель снова записался на занятия по физике «Основы конструирования и применения физических приборов и высшая математическая физика» и посещал лекции по зоологии у Кнера, палеонтологии – у Декели, энтомологии – у Коллара. Он пробыл в университете вольнослушателем только 4 семестра, изучил не все курсы, которые полагались для получения диплома, а только избранные, но это позволило ему ликвидировать «белые пятна» в знаниях об окружающем мире. За время учебы и работы он приобщился к миру подлинной науки с ее строгими экспериментами и осторожностью в суждениях.

Университетские преподаватели оценивали его знания очень высоко. По их рекомендациям Мендель еще студентом был принят в члены Венского зоолого-ботанического общества, где заседали все ученые светила австрийской столицы.

Летом 1853 г. Грегор Мендель возвратился в Брюнн, в стены монастыря. Он потом немало ездил по стране как турист, как делегат научного съезда и под конец как больной, которому нужны целебные воды, но его домом всегда оставался монастырь Святого Томаша.

Через год он получает отличнейшее место су-пплента по физике и естественной истории в недавно открывшейся Высшей реальной школе. Такие заведения в империи стали появляться перед Революцией 1848–1849 гг. Это были школы для разночинцев. Австрийским буржуа срочно были нужны грамотные служащие. Вместо латыни, греческого, курса этики здесь преподавали машиноведение и минералогию. Классы в школе были огромные – по 85–90 человек!

Мендель проработал в этой школе 14 лет и все эти годы оставался только супплентом. Он понимал, что если получит диплом гимназического учителя, то уже по праву будет именоваться «профессором», и весной 1856 г. поехал сдавать надлежащие экзамены.

Он вернулся из Вены, еле держась на ногах, ибо экзаменов снова не сдал! Во второй раз провалил экзамен по биологии. Есть документы, говорящие о его болезни во время экзамена. На следующий год надо было все начинать сначала. Но Мендель решил больше не возвращаться к идее получения диплома учителя. В своей школе он давно зарекомендовал себя как великолепный педагог, да и черная униформа Службы спасения душ уже была абсолютным преимуществом перед всеми учеными-мирянами с их дипломами и степенями.

В эти годы, тридцати с небольшим лет от роду, Мендель совмещал жизнь в миру и служение церкви. Он по-прежнему много работал в саду: разводил цветы, прививал груши, даже выращивал оранжерейные ананасы и занимался пчелами.

В его монастырской келье был устроен маленький зверинец. Там жил пойманный на одной из загородных прогулок с учениками лисенок, еж, жили мыши – белые и серые, которых он скрещивал. Слух об опытах с мышами дошел до высокого церковного начальства, и канонику пришлось оставить эту затею.

Еще летом 1853 г., будучи студентом, Мендель сделал на заседании Венского зоолого-ботанического общества свой первый доклад о вредителе редиса, репы и капусты – бабочке Botys margaritalis. Некие гусеницы регулярно опустошали огороды Моравии. Мендель собрал гусениц, наблюдал за ними всю зиму, а весной ему удалось вывести из них бабочек. Враг урожаев был определен.

Второй труд последовал довольно быстро. В 1853–1854 гг. при массовом размножении насекомых были повреждены не только огородные культуры, но и посевы гороха. В «Известиях Венского зоолого-ботанического общества» профессором Колларом были опубликованы письма Менделя по биологии вредителя гороха жука Bruchus pisi. Для уточнения своих наблюдений за развитием личинок этого жука в бобах гороха Мендель без труда выпросил у прелата Наппа участочек земли под окнами прелатуры. Он посчитал, что раз самка этого вида откладывает яйца в цветы, то таким образом жуки могут незаметно от человека производить скрещивание самоопыляющихся растений!

Наблюдения за развитием жука требовали осмотра бобов гороха. При этом Мендель не мог не отметить, что горошины обладали разными признаками, хотя были сформированы на одном растении. Они различались по форме и окраске. Кстати, именно окраска семян гороха была избрана первым тестируемым признаком при проведении эксперимента. Возможно, что именно так патер Грегор пришел к своему великому открытию – к началам классической генетики.

Около 10 лет шли опыты по скрещиванию гороха. Каждую весну Мендель высаживал растения на своем участке. Доклад «Опыты над растительными гибридами», который был прочитан в 1865 г., оказался неожиданностью даже для друзей.

Случайно ли Мендель занялся гибридизацией? Обратимся к первой странице его главного труда. «Поводом для постановки опытов... послужило искусственное скрещивание декоративных растений... с целью получения новых, различающихся по окраске, форм».

Продолжение следует

По материалам: Володин Б. Мендель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1968.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru