|
||
С необычайной быстротой патер Грегор Мендель поднимается по ступенькам церковной иерархии. Из привратников его посвящают в пономари, из пономарей – в ктиторы, из ктиторов – в субдиаконы. Три последние ступени он проходит феноменально быстро – за семнадцать дней! И вот 6 августа 1847 г. он становится священником. Через год он окончит курс богословия и получит приход. После Богословского института рукоположенный в священники двадцатисемилетний каноник получает превосходный приход в Старом Брюнне. Он готовится сдавать экзамены на степень доктора богословия, но... довольно резко изменяет свою судьбу, отказываясь от несения религиозной службы. Он хотел бы изучать природу и ради этого решает занять место в Цнаймской гимназии, где к этому времени открывается 7-й класс. Он испрашивает место «супплента-профессора», что означает вовсе не университетское звание, а скорее «помощник учителя». Итак, осенью 1849 г. Мендель прибывает в Цнайм и приступает к новым обязанностям. Преподает он в гимназии не предметы естественнонаучного цикла, а классическую литературу, древние языки и математику. И хотя он пользуется уважением у своих коллег, его любят ученики, получает он на 40% меньше своих коллег, имеющих дипломы. Нужен диплом. Это позволит преподавать ботанику и физику, минералогию и естественную историю. Получить диплом можно было двумя путями – или окончить университет, или сдать в Вене перед специальной комиссией императорского министерства культов и просвещения экзамены на право преподавать определенные предметы в соответствующих классах. Мендель выбирает второй путь. К сдаче экзаменов Менделя допустили, и он приступил к подготовке в полной уверенности в своей удаче. Он привык к неизменному успеху. Но нет ничего страшнее и опаснее такой привычки. Будь Мендель в те дни менее самонадеянным, его должны были повергнуть в трепет имена экзаменаторов. Среди них были физик Венского университета Баумгартнер, физик и астроном Доплер, уже открывший знаменитый «Допплер-эффект» (изменение частоты колебаний волн – звуковых, световых и т.п. – при движении источника волн и наблюдателя относительно друг друга: например, тон гудка приближающегося поезда нам кажется выше, а удаляющегося – ниже, чем неподвижного). Экзаменатором по биологии был профессор Кнер, автор фундаментальных трудов по ихтиологии и палеонтологии. Другие члены комиссии были звездами подобной же величины. На первом этапе кандидату в учителя полагалось представить письменные домашние рефераты по физике и естественной истории. С этой работой Мендель справился. И хотя его второе сочинение по физике металлов было не столь удачным (знания были книжны и необширны), профессора Баумгарт-нер и Доплер допустили кандидата к устным экзаменам. Однако отзыв профессора Кнера на сочинение по биологии был просто разгромным. Мендель должен был дать классификацию млекопитающих и указать хозяйственное значение наиболее важных видов. Млекопитающие были поделены Менделем на рукокрылых, зверей с лапами, ластоногих, копытных и когтеногих. В одну группу, зверей с лапами, он свел кенгуру и зайца с бобром. Слон по его систематике попадал в копытные... Дало о себе знать и церковное воспитание: каноник не решился зачислить человека в отряд приматов вместе с обезьянами. Хотя до выхода известного труда Дарвина было еще довольно много времени, зоологи-классификаторы давно установили родство между «гоминидами». Устные экзамены не состоялись. Решение комиссии прозвучало для Менделя как приговор. Ему было отказано в праве преподавания физики в прогимназии, и только через год разрешались повторные испытания. Из Вены Мендель поехал не в Цнайм, а в монастырь... Он был разбит происшедшим. Несколько лет он проводит в стенах монастыря, занимаясь работой в саду и оранжерее, но не оставляет помыслов о получении хорошего образования. И в октябре 1851 г. поступает вольнослушателем на философский факультет Венского университета. В первом семестре учебы он записался лишь к Кристиану Доплеру на занятия по экспериментальной физике. Профессор взял его на кафедру помощником лекционного ассистента, поручив демонстрацию опытов студентам. Как вольнослушатель, Мендель отбирал только то, что считал жизненно важным. Каждый час занятий надо было оплачивать. В марте этого же года каноник Мендель корпел над микроскопом в лаборатории Унгера, одного из первых цитологов мира. Он учился окрашивать препараты. Окрашивал и раздумывал, за какие занятия ему бы заплатить в своем последнем семестре. Ибо в июле 1853 г. он должен был вернуться в монастырь. С апреля по июль Мендель снова записался на занятия по физике «Основы конструирования и применения физических приборов и высшая математическая физика» и посещал лекции по зоологии у Кнера, палеонтологии – у Декели, энтомологии – у Коллара. Он пробыл в университете вольнослушателем только 4 семестра, изучил не все курсы, которые полагались для получения диплома, а только избранные, но это позволило ему ликвидировать «белые пятна» в знаниях об окружающем мире. За время учебы и работы он приобщился к миру подлинной науки с ее строгими экспериментами и осторожностью в суждениях. Университетские преподаватели оценивали его знания очень высоко. По их рекомендациям Мендель еще студентом был принят в члены Венского зоолого-ботанического общества, где заседали все ученые светила австрийской столицы. Летом 1853 г. Грегор Мендель возвратился в Брюнн, в стены монастыря. Он потом немало ездил по стране как турист, как делегат научного съезда и под конец как больной, которому нужны целебные воды, но его домом всегда оставался монастырь Святого Томаша. Через год он получает отличнейшее место су-пплента по физике и естественной истории в недавно открывшейся Высшей реальной школе. Такие заведения в империи стали появляться перед Революцией 1848–1849 гг. Это были школы для разночинцев. Австрийским буржуа срочно были нужны грамотные служащие. Вместо латыни, греческого, курса этики здесь преподавали машиноведение и минералогию. Классы в школе были огромные – по 85–90 человек! Мендель проработал в этой школе 14 лет и все эти годы оставался только супплентом. Он понимал, что если получит диплом гимназического учителя, то уже по праву будет именоваться «профессором», и весной 1856 г. поехал сдавать надлежащие экзамены. Он вернулся из Вены, еле держась на ногах, ибо экзаменов снова не сдал! Во второй раз провалил экзамен по биологии. Есть документы, говорящие о его болезни во время экзамена. На следующий год надо было все начинать сначала. Но Мендель решил больше не возвращаться к идее получения диплома учителя. В своей школе он давно зарекомендовал себя как великолепный педагог, да и черная униформа Службы спасения душ уже была абсолютным преимуществом перед всеми учеными-мирянами с их дипломами и степенями. В эти годы, тридцати с небольшим лет от роду, Мендель совмещал жизнь в миру и служение церкви. Он по-прежнему много работал в саду: разводил цветы, прививал груши, даже выращивал оранжерейные ананасы и занимался пчелами. В его монастырской келье был устроен маленький зверинец. Там жил пойманный на одной из загородных прогулок с учениками лисенок, еж, жили мыши – белые и серые, которых он скрещивал. Слух об опытах с мышами дошел до высокого церковного начальства, и канонику пришлось оставить эту затею. Еще летом 1853 г., будучи студентом, Мендель сделал на заседании Венского зоолого-ботанического общества свой первый доклад о вредителе редиса, репы и капусты – бабочке Botys margaritalis. Некие гусеницы регулярно опустошали огороды Моравии. Мендель собрал гусениц, наблюдал за ними всю зиму, а весной ему удалось вывести из них бабочек. Враг урожаев был определен. Второй труд последовал довольно быстро. В 1853–1854 гг. при массовом размножении насекомых были повреждены не только огородные культуры, но и посевы гороха. В «Известиях Венского зоолого-ботанического общества» профессором Колларом были опубликованы письма Менделя по биологии вредителя гороха жука Bruchus pisi. Для уточнения своих наблюдений за развитием личинок этого жука в бобах гороха Мендель без труда выпросил у прелата Наппа участочек земли под окнами прелатуры. Он посчитал, что раз самка этого вида откладывает яйца в цветы, то таким образом жуки могут незаметно от человека производить скрещивание самоопыляющихся растений! Наблюдения за развитием жука требовали осмотра бобов гороха. При этом Мендель не мог не отметить, что горошины обладали разными признаками, хотя были сформированы на одном растении. Они различались по форме и окраске. Кстати, именно окраска семян гороха была избрана первым тестируемым признаком при проведении эксперимента. Возможно, что именно так патер Грегор пришел к своему великому открытию – к началам классической генетики. Около 10 лет шли опыты по скрещиванию гороха. Каждую весну Мендель высаживал растения на своем участке. Доклад «Опыты над растительными гибридами», который был прочитан в 1865 г., оказался неожиданностью даже для друзей. Случайно ли Мендель занялся гибридизацией? Обратимся к первой странице его главного труда. «Поводом для постановки опытов... послужило искусственное скрещивание декоративных растений... с целью получения новых, различающихся по окраске, форм». Продолжение следует По материалам: Володин Б. Мендель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1968.
|