Е.А. СТРОГАНОВА
Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24/2006
Уроки ботаники
Урок 9. Семя. Строение семени
Мы теперь уже знаем, что семенные
растения появились на нашей планете не сразу, а в
процессе длительной эволюции, связанной с
утверждением все более совершенных путей
размножения, распространения и сохранения
потомства. С появлением семян растения не только
обрели новые способы расселения в «удобной
упаковке», но и новые возможности сохранения
потомства в наименее уязвимой форме и заботы о
нем на ранних стадиях развития. Семя – это
зародышевая стадия жизни растительного
организма. Оно концентрирует в себе сложнейшую
программу роста и развития, отточенную и
отшлифованную обстоятельствами и временем.
Все дети прекрасно знают, что растения
появляются из семян, но лишь немногие когда-либо
рассматривали, как устроено семя. Для первого
знакомства наиболее подходит фасоль.
Вкусное, крупное, легко раскрывающееся семя
знакомо всем, но сколько удивления, восторга и
радости возникает, когда внутри семени
обнаруживаются крохотные части будущего
растения. Не прикрытая чешуйками почка с едва
наметившимися листочками доверчиво устроилась в
углублениях семядолей. От тонкого хрупкого
стебелька отходят едва различимые черешки,
несущие крупные семядоли. Корешок подошел к
самой кожуре и готов по первому сигналу
вырваться наружу. Мы раскрыли семя и оказались у
истоков новой жизни. Это очень эмоциональная
часть урока. Я даже не пыталась в эти моменты
призывать ребят к сдержанности, не восклицать и
не высказываться, а радовалась вместе с ними.
После первых восторгов начинаем подробный
разбор с комментариями.
Итак, семя – генеративный орган
размножения и расселения. Под наружным покровом
семени находятся зародыш и питательные вещества.
У многих растений питательные вещества
представлены эндоспермом. Это общая и наиболее
типичная схема строения семени. Теперь будем
подробно рассматривать конкретные семена разных
растений. Продолжаем работать с семенем фасоли.
Для удобства назовем слегка выгнутую сторону
семени спинной частью, вогнутую – брюшной.
Кожура – плотный, прочный наружный
покров, белая или различно окрашенная (зависит от
сорта). Она надежно защищает семя от
механического повреждения, высыхания,
патогенных микроорганизмов и не дает ему
прорасти до надежного и устойчивого
установления благоприятных условий. Недаром мы
поместили семена в мокрую тряпочку за 1,5–2 дня до
урока, внимательно следили, чтобы она не
высыхала, и содержали их в теплом месте. При
мимолетном намокании вода внутрь не пройдет, т.к.
сухая кожура плотно охватывает семя. У кожуры
есть и другие функции, о них поговорим позже.
На брюшной стороне хорошо заметен след
от семяножки, прикреплявшей семя к стенкам плода.
Это рубчик, рядом – маленькое круглое отверстие
– семявход. Через него к зародышевой семяпочке
еще в цветке проникают мужские половые клетки –
пылинки, и тогда происходит оплодотворение. Он и
теперь сослужит хорошую службу. Сжимаем набухшее
се-мя – через семявход выступает капелька воды.
Какой можно сделать вывод?
– Через него в семя проникает вода!
– Правильно! Скоро мы убедимся, что и
это не последняя услуга, которую окажет готовое
отвер-стие своему семени.
С набухшего семени кожура снимается
легко, и обнажаются семядоли. Это первые,
зародышевые, листья, а значит, они являются
частью зародыша. Семядоли толстые, мясистые, т.к.
содержат много питательных веществ. Раздвигать
семядоли начинаем со спинной стороны, медленно и
осторожно. Если повезет, обе дольки останутся
сидеть на маленьком побеге, но в любом случае
легко увидеть места их прикрепления. Другие
части зародыша очень маленькие, что и вызвало
наши первые восторги. Теперь рассматриваем их
обстоятельно, с помощью лупы, выделяя каждую
часть.
Зародышевый корешок уже приготовился
выйти наружу. Осторожно снимаем кожуру. Стоп!
– Где остановился корешок?
– Как раз напротив семявхода!
– Да, ему полагается первому выскочить
наружу, закрепить семя в почве и начать добывать
воду. С какими-то семенами это уже произошло.
Без видимой границы корешок плавно переходит в
зародышевый стебель, на котором и сидят семядоли.
В верхней части стебелек изгибается, унося
внутрь семени от щели между семядолями
зародышевую почку.
– А где же эндосперм? Чем же будет
питаться зародыш?
«Упитанный» вид семядолей наводит на
мысль:
– А семядоли на что?
Дело в том, что у фасоли и других ее
родственников (бобовых) семядоли оказались
особенно трудолюбивыми и заботливыми няньками
зародыша. Они заблаговременно перекачали все
питательные вещества из эндосперма в себя.
Окруженный такой заботой зародыш сформировал
зачатки всех вегетативных органов будущего
проростка, и при благоприятных условиях
прорастание происходит очень быстро. (У многих
других растений зародыш развит гораздо слабее.)
На этом их забота о зародыше не заканчивается. В
плотных дольках, как в люльке, надежно укрылась
нежная почка, и во время прорастания именно
семядоли пробьют дорогу молодому побегу сквозь
грунт, защитив почку от повреждения. А молодые
листики могут не спешить приступать к своим
обязанностям – кормить растение продуктами
фотосинтеза. И эту обязанность на первых порах
возьмут на себя семядоли. Выйдя на поверхность,
они заметно подрастут, позеленеют, и мы увидим на
них многочисленные жилки проводящей системы. Они
активно будут кормить молодой побег. А когда он
войдет в силу, сморщатся, засохнут и отомрут. Вот
какой это замечательный орган – семядоли!
Вспомним, какие еще растения выносят на
поверх-ность свои крупные семядоли. Это огурцы,
тыквы, кабачки и др. А вот горох – нет. Его
семядоли остаются под землей и поддерживают
растущий побег лишь находящимися в них
веществами. Не у всех растений семядоли заранее
вбирают в себя питательные вещества из
эндосперма. Некоторые частично или полностью
откладывают эту работу на момент прорастания.
Перекачивание питательных веществ – сложный
биохимический процесс, подобный перевариванию
пищи. Семядоли вырабатывают специальные
вещества, растворяющие эндосперм, и превращают
его в легко усваиваемую пищу для зародыша. Это
особое «детское питание», как и полагается
малышам! Позже мы узнаем, что эндосперм – это не
простое хранилище питательных веществ, он тоже
возникает в результате оплодотворения, отчего
питательные вещества приобретают особую
ценность. Эндосперм самым наилучшим образом
способствует закреплению и развитию всех
полезных свойств и качеств обоих родителей. Лиши
семя эндосперма (как собственно эндосперма, так и
семядолей) – и зародыш развиваться не будет,
погибнет, и семя не даст потомства. Семядоли есть
у всех семенных растений, но их количество, форма
и время работы различны.
Цветковые растения имеют одну или две
семядоли. Соответственно различают одно- или
двудольные цветковые растения. А вот у хвойных
(голосеменных) их несколько.
Теперь рассмотрим семя пшеницы.
Пшеница, как и все злаки, – растение однодольное.
Сначала рассматриваем семя в лупу. Снаружи –
кожура. Вверху на ней – хохолок из тоненьких
волосков, на противоположном, нижнем, конце –
едва заметный бугорок. Здесь находится зародыш.
На приготовленном препарате рассматриваем его
строение под микроскопом. Легко находим
зародышевую почку из нескольких листиков,
зародышевый корешок, а вот контуры стебелька
почти не просматриваются, сливаются с семядолей,
но он точно должен быть между почкой и корешком.
– А где же сама семядоля?
– Она, как щит, отделяет названные
части зародыша от эндосперма, занимающего
большую часть семени, и называется «щиток».
Граница с эндоспермом просматривается четко.
Пограничный слой клеток имеет особое строение и
состоит из поперечно вытянутых клеток. Когда
наступает время прорастания, эти клетки еще
более вытягиваются, внедряются в эндосперм и,
растворяя его, активно всасывают, подобно корню,
питательные вещества, перекачивая их в зародыш.
Рассмотрев как следует семена, полезно
занести увиденное в тетрадь. Можно
воспользоваться готовыми рисунками в рабочей
тетради, сделав необходимые надписи.
Закончив работу с рисунками,
возвращаемся к кожуре. На семени пшеницы мы
заметили хохолок. У многих растений на семенной
кожуре образуются разнообразные выросты,
участвующие в основном в расселении семян.
Семенная кожура может быть и очень твердой и
прочной, и совсем тонкой и мягкой. Все зависит от
условий сохранения, расселения и прорастания. Об
этом подробно будем говорить на следующем уроке,
и, предваряя его, ребята получают задание
вспомнить, что они видели и знают о расселении
растений с использованием различных специальных
приспособлений и выростов.
Лист 10
Задание (лист 10).
1. Написать название растения, которому
принадлежит семя.
2. Однодольное или двудольное это растение?
3. Подписать части семени с указанием их
функционального назначения и роли в жизни
семени.
Продолжение следует
|