Я ИДУ НА УРОК

Г.Д. МИНИАХМЕТОВА,
учитель биологии МОУ СОШ № 83, г. Ижевск

Развитие органического мира в мезозое

Лекция-провокация

Задачи. Выявить главные события, происходящие в мезозое, ароморфозы, возникшие в растительном и животном мире. Развивать навыки работы со звучащим текстом, анализировать его, делать выводы, а также развивать внимание и критическое мышление.

Учитель. Сегодня вы прослушаете лекцию о развитии органического мира в мезозое. По ходу лекции вы должны записать ее план, а также обнаружить в излагаемом материале ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности и зафиксировать их в своих тетрадях.

Записи делаем в тетради в таблице:

План лекции

Ошибки

Правильный ответ

 

 

   

Текст лекции

Мезозойская эра (от греч. мезос – средний и зоэ – жизнь: эра «средней жизни») наступила после каменноугольного периода. Она продолжалась 165 млн лет и состояла из трех последовательных периодов: триасового, юрского и мелового.

Триас (от греч. триас – троичность) – время господства земноводных на суше, в воздухе и в воде. На значительной части земного шара установился континентальный климат, шло сокращение внутренних водоемов, увеличение площадей пустынных ландшафтов. Наблюдается хорошо выраженная ботанико-географическая зональность. Уже появляются морские пресмыкающиеся – ихтиозавры (рыбоящеры), летающие ящеры (птерозавры), полуводные ящеры (плезиозавры). Преобладают архозавры, предшественники многочисленных и разнообразных динозавров. Из древних пресмыкающихся триасового периода до наших дней дожили черепахи и гаттерия. Гаттерия – настоящее «живое ископаемое», сохранившееся ныне лишь на нескольких островах близ Новой Зеландии. Распространяются крылатые рептилии – птерозавры и гигантские птеродактили с размахом крыльев до 15 м. Разнообразны морские головоногие моллюски аммониты, но к концу триаса они вымирают. Зато появляются черепахи и крокодилы, а в конце периода и первые примитивные млекопитающие – небольшие по размерам, с волосяным покровом. Они возникли от одной из групп травоядных пресмыкающихся – терапсид, или звероящеров. Млекопитающие пока занимают подчиненное положение среди других наземных позвоночных. Они имели двухкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была непостоянной. Эти особенности способствовали усилению обмена веществ. Млекопитающие получили возможность вести деятельную жизнь в то время, когда пресмыкающиеся погружались в спячку. Зародыши у млекопитающих развивались внутри тела матери, после рождения вскармливались ее молоком и по сравнению с потомством других животных выживали в большем количестве. Вместе с постоянной температурой тела защитой от холода им служил волосяной покров. У современных яйцекладущих – утконоса, кенгуру и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся.

Увеличивается многообразие споровых растений. Именно в триасовом периоде возникают практически все существующие и поныне их порядки и семейства: не только саговники и гинкго, но и хвойные, образующие обширные леса. Голосеменные перешли к новому способу оплодотворения. Половые клетки у них стали развиваться во внутренних тканях. Мужская половая клетка двигалась к женской по пыльцевой трубке без участия воды. Это был ароморфоз исключительно крупного значения, во многом обеспечивший дальнейшее завоевание суши растениями.

Юрский период более влажный по сравнению с триасом. В нем возрастает число и разнообразие морских черепах и крокодилов, процветают плезиозавры и ихтиозавры. Появляются первые птицы – археоптериксы. Они произошли от вполне сформированных рептилий – мелких ящерообразных хищных пресмыкающихся, обитавших на деревьях. У лазающих рептилий чешуя видоизменилась в перья. Развитие перьевого покрова и приспособлений к полету вместе с усложнением организации нервной (более совершенный головной мозг и более сложное поведение) и кровеносной систем было тем крупным ароморфозным изменением, которое привело к возникновению птиц. Летающие ящеры к концу мезозоя вытесняют птиц, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. Крылья приводились в движение сильными мышцами; теплокровность, четырехкамерное сердце, утрата одной из двух дуг аорты (левой) обеспечивали усиленное развитие обмена веществ; забота о потом-стве облегчала выживание. Это время безраздельного господства динозавров, которые достигли удивительного многообразия и приспособились к различным условиям, заселив многие районы Земли. В растительном мире по-прежнему лидируют мхи, папоротники, хвощи.

В меловой период в морях и океанах преобладают хищные морские пресмыкающиеся. Возникают новые группы динозавров, порой особо причудливой внеш-ности (среди гигантских хищников – тираннозавры, достигавшие 14 м в длину и 6 м в высоту). На суше также много растительноядных динозавров. Прибрежные участки водоемов населяют гигантские крокодилы – дейнозухии, до 12 м в длину. В воздухе парят «летающие змеи» – кетцалькоатли. В морях обитают различные виды моллюсков, иглокожих. Поразительного развития достигли корненожки, известковые раковины которых образовали громадные залежи мела. Древние костистые рыбы были вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей.

К концу мелового периода состав растительного и животного мира начинает коренным образом меняться. Появляются и быстро завоевывают сушу голосеменные растения. Их развитие способствует росту разнообразия насекомых. У покрытосеменных произошел крупный ароморфоз – развитие цветка. Покрытосеменные приобрели ряд важных приспособлений по сравнению с голосеменными. Семяпочки покрытосеменных скрыты в завязи, семена развиваются внутри плода, лучше защищены и обеспечены питательным материалом. У них яркие душистые цветки, привлекающие насекомых, и огромная поглощающая поверхность листьев и корней. Развитие листьев, стеблей, характер ветвления обеспечили наилучшее использование солнечного света.

Однако животный мир несет потери: вымирают многие группы пресмыкающихся, в том числе динозавры и птерозавры, а также аммониты и многие другие морские животные.

Далее учащиеся называют допущенные ошибки, а учитель воспроизводит соответствующий отрывок лекции. Происходит обсуждение ошибки и выяснение того, почему утверждение неверно.

Ошибки

1. Мезозойская эра наступила после пермского периода. Каменноугольный период – это промежуточный период между девонским и пермским периодом палеозоя.

2. Триас (от греч. триас – троичность) – время господства не земноводных, а пресмыкающихся на суше, в воздухе и в воде. Земноводные господствовали в Палеозойскую эру, когда на Земле были соответствующие условия среды.

3. Они возникли от одной из групп не травоядных, а хищных пресмыкающихся – терапсид, или звероподобных. Звероподобные – хищники.

4. Они имели не двух-, а четырехкамерное сердце и постоянную температуру тела, тогда как у других животных она была не постоянной. Двухкамерное сердце имеют рыбы.

5. У современных яйцекладущих – утконоса и ехидны – сохранились некоторые черты, приближающие их к пресмыкающимся. Кенгуру – сумчатое животное.

6. Увеличивается многообразие не споровых, а хвойных растений. Споровые растения господствовали в палеозое. В связи с изменением климатических условий происходило уменьшение их количества.

7. Птицы к концу мезозоя вытесняют летающих ящеров, обладая важными преимуществами, выработанными естественным отбором на основе наследственных изменений. Летающие ящеры не могут конкурировать с птицами.

8. В растительном мире по-прежнему лидируют не мхи и хвощи, а папоротники и голосеменные растения. Мхи, папоротники, хвощи уступают место высшим растениям в связи с изменением климатических условий.

9. Древние костистые рыбы не могли быть вытеснены возникшими еще в триасе настоящими хрящевыми рыбами, которые быстрее плавали и активнее захватывали добычу при помощи хорошо развитых челюстей. Хрящевые рыбы в процессе эволюции возникли раньше, чем костные рыбы.

10. Появляются и быстро завоевывают сушу не голосеменные, а покрытосеменные растения, которые к концу мелового периода заняли господствующее положение.

Все работы оцениваются.

Задание. Посмотрите отрывок видеофильма о причинах исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции. Какие еще гипотезы исчезновения крупных пресмыкающихся в процессе эволюции вы можете назвать?

Учащиеся называют гипотезы исчезновения динозавров, среди которых:

  • тектонические гипотезы, согласно которым причина вымирания лежит в изменении конфигурации континентов и океанов, обусловленных тектоническими движениями;

  • гипотеза климатических изменений – изменение климата является причиной глобального кризиса;

  • гипотеза газовых факторов – вымирание происходит вследствие изменения соотношения газов в атмосфере;

  • вымирание происходит из-за резких изменений содержания микроэлементов;

  • вымирание является следствием воздействия радиации;

  • вымирание вследствие повышения температуры от падения метеоритов;

  • космические факторы (например, взрыв сверхновой звезды) – причина массовой гибели организмов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru