Е.А. СТРОГАНОВА
Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 3/2007
Уроки ботаники
Урок 10. Распространение и значение
семян
Наша многодневная лабораторная работа
с проращиванием семян растений дала нам
представление о главных стартовых условиях в
начале их жизненного пути. С материнской заботой
и щедростью все эти условия обеспечила растениям
наша планета. Разумеется, они различны в разных
частях планеты, но тем разнообразнее, богаче и
пластичнее жизнь, и надежнее защищена она от
разных изменений и потрясений.
На суше нашей планеты в современную
эпоху, безусловно, доминируют семенные растения,
хотя так было далеко не всегда. И здесь одно из
существенных, хотя и не самое главное, отличий
растений от животных, которые свободно
перемещаются в течение всей жизни в пределах
ареала, – это постоянное место жительства.
Вопрос, что лучше, не уместен: каждому – свое!
Зато оседлый образ жизни растений и
следовательно, стабильный зеленый покров –
непременное условие, большое благо и надежная
основа для существования всех прочих форм жизни.
Но жизнь не может развиваться, не
распространяясь по территории, где есть хоть
сколько-нибудь подходящие условия. И тут главную
роль играют семена. Мы уже говорили, что семя –
это наименее уязвимая форма сохранения жизни в
неблагоприятных условиях и наиболее удобная
форма для ее распространения. Причем сроки
сохранения ее в виде семян зачастую намного
превосходят время жизни самой вегетирующей
особи, а иногда достигают фантастической
продолжительности в тысячи лет. Так, стараниями
ученых ожил лотос, пролежавший в торфяниках
Манчжурии 2000 лет! В связи с этим встает вопрос:
каким образом семена могут сохраняться столь
долгий срок?
Забота о потомстве – важнейшая составляющая в
жизни всех существ. Нежная, самоотверженная и
даже жертвенная забота животных очевидна,
наглядна, трогает нас и вызывает умиление. Что же
касается растений, то здесь мы воочию наблюдаем
активное отторжение потомства. Где же тут забота?
Растения пошли иным путем. Если у
высокоорганизованных животных оплодотворенная
яйцеклетка (за редким исключением) далее
непременно должна развиваться поступательно, то
растения, если можно так выразиться,
«консервируют» зародышевую жизнь. В этом случае
срабатывает биохимический механизм, когда в
семени вырабатываются специальные вещества
(ингибиторы), тормозящие процесс развития до
наступления благоприятных условий. Эта защита
присуща тем растениям, которым целесообразно
приостановить прорастание семени. Оно само в
нужное время чутко определит подходящий момент
или погибнет по истечении срока всхожести.
Защитив потомство таким образом, можно отпустить
семена искать счастья по белому свету.
Способы распространения могут быть
самыми разнообразными с использованием всех сил
живой и так называемой неживой природы. С
завидным упорством семенные растения
расселяются по земле, преодолевая жару и морозы,
засуху и переувлажнение, расстояния и преграды,
неся потери и щедро раздавая плоды своего
неутомимого молчаливого труда. Не преследуя цели
рассмотреть все возможные варианты
распространения, давайте обратим внимание на
некоторые из них.
Весна не только пробуждает к активной жизни
«заснувшие» на зиму растения, но и стимулирует у
большинства из них весеннее или раннелетнее
цветение. Летом же, во время буйной вегетативной
жизни, идет активное производство питательных
веществ, а к завершению цикла – накопление их в
семенах ради сильного здорового и прекрасного
потомства. В жизни природы неизменно и
несокрушимо действует принцип: «Все лучшее –
будущим поколениям!» А в цепи многочисленных
пищевых связей в природе плоды или семена в силу
своей питательности и замечательных целебных
качеств стали нужной и необходимой пищей и
оздоровительным средством для множества других
живых существ, в том числе и людей, при этом
далеко не всегда без явной выгоды для растений.
Возьмем нашу обыкновенную лесную рябину. Кто
знает, как она распространяется?
– Ее разносят птицы, поедая ягоды с
семенами.
– Какие птицы?
– Дрозды, снегири, синицы, свиристели и
др.
– Верно. И полагаясь на них как на
главных разносчиков, рябина одевает семена в
жесткую оболочку, не поддающуюся перевариванию в
пищеварительном тракте птиц. Давайте вспомним, у
каких еще растений вызревают семена в окружении
вкусной и питательной мякоти нередко
привлекательно ярко окрашенных плодов (истинных
или ложных, сейчас неважно), которые с
удовольствием поедают животные.
– Многочисленные косточковые: вишня,
слива, черешня, черемуха; ягоды древесных и
кустарниковых пород в наших лесах: калины,
крушины, малины и др.; маленьких кустарничков:
черники, голубики, а также земляники. Не остаются
незамеченными яблоки, груши и др.
– Такой способ биологи называют эндозоохорией.
– А еще орехи!
– Стоп! Вот у орехов, будь то лещина или
кедровые орешки, представляющие серьезную
пищевую базу для лесных обитателей, при поедании
полностью используется содержимое семени, и эта
часть урожая для потомства пропадает. Но
трудолюбивые звери и птицы обычно в урожайные
годы делают запасы, намного превосходящие их
потребности, в многочисленных кладовочках, о
которых часто и забывают. Вот эти запасы и
становятся распространяемым таким образом
семенным фондом будущих поколений лесных пород.
Этот способ называется синзоохорией.
Многие сухие плоды и семена не столь
привлекательны для животных. На поверхности
таких семян образуются многочисленные выросты,
крючочки и прицепки, прикрепляющие их к шерсти
животных. Это эпизоохория. Вы знаете
растения с такими семенами?
– Гравилат лесной, череда, репейник и
др.
Другая находка природы – это автохория,
когда вырабатываются многочисленные механизмы
разбрасывания семян из подсыхающего плода.
Например, винтообразно скручиваются створки. У
каких растений?
– Желтая акация, фасоль, мышиный
горошек.
– Быстро и резко плод раскрывается
всеми своими створками. У каких?
– Кисличка, недотрога.
– Рассеиваются семена сквозь
появляющиеся при созревании многочисленные
отверстия.
– Маки.
Семена многих растений разносятся
ветром. Это анемохория. У каких растений
ее можно наблюдать?
– Так распространяются семена ели,
сосны, плодики одуванчика и других сложноцветных
со своими парашютиками, крылатки клена,
опушенные семена кипрея (Иван-чая), маленькие
семена тополей в пушистом одеянии (мы их называем
тополиным пухом) и совсем крошечные и легкие
семена орхидей и т.д.
Очень часто многочисленные способы
действуют совместно в разнообразных
комбинациях, и это способствует еще большему
успеху. Нет предела фантазиям, изобретениям и
находкам природы. Они не только могут
соперничать с разумными решениями мыслящих
существ, но и представляют собой неисчерпаемый
источник знаний, зачастую становясь примером для
подражания.
С появлением и развитием земледелия
между людьми и растениями установились
совершенно особые отношения, когда, ломая все
временные критерии, чутко отзываясь на заботу,
уход и внимание, растения при систематическом
отборе в короткие сроки изменяют свою природу в
соответствии с желаниями людей, поражая и радуя
их своей щедростью. Семеноводство и селекция
стали важными отраслями науки и
сельскохозяйственной практики, обеспечивая
население планеты необходимыми продуктами
питания. А в целом семена – щедрый и неоценимый
дар природы для всего сущего на Земле.
«Доброе семя – в добрую почву» – вот
девиз и главный принцип земной жизни в прямом и
переносном смысле.
Задание (лист 11).
Рядом с названиями зверей, птиц и насекомых
запишите названия тех растений из списка, семена
или плоды которых, по вашим наблюдениям,
предположениям и мнению, могут быть использованы
ими в пищу. Список желательно продолжить.
Лист 11
Глухарь –
_______________________________________________________________
Синица –
_______________________________________________________________
Свиристель –
____________________________________________________________
Сойка –
_________________________________________________________________
Дрозд –
_________________________________________________________________
Клест –
_________________________________________________________________
Дятел –
_________________________________________________________________
Воробей
–_______________________________________________________________
Белка –
_________________________________________________________________
Бурундук –
______________________________________________________________
Медведь –
_______________________________________________________________
Ёж –
____________________________________________________________________
Мыши –
_________________________________________________________________
Летучие мыши
–__________________________________________________________
Хомяк –
_________________________________________________________________
Суслик –
________________________________________________________________
Муравьи –
______________________________________________________________
Осы –
__________________________________________________________________
Растения: зерновые злаки; полевые
злаки; горох; фасоль; мышиный горошек; чина
полевая; ель; сосна; кедровая сосна; лещина;
рябина; калина; ирга; яблоня; груша; слива; вишня;
клён; дуб; кислица.
|
Продолжение
следует
|