Е.А.СТРОГАНОВА
Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 3, 4/2007
Уроки ботаники
Урок 11. Строение и назначение корня
Мы
с вами живем в окружении зеленого убран-ства
нашей планеты, под его защитой, имея надежную
пищевую базу, наслаждаясь его красотой и получая
множество положительных эмоций. При этом, относя
растения к неодушевленным предметам, мы невольно
недооцениваем их огромный и подчас тяжелый труд
по жизнеобеспечению как самих себя, так и всей
жизни на планете. В повседневной жизни в поле
нашего зрения попадает далеко не всё, что
составляет вегетативное тело растения. Очень
часто как раз большая его часть находится под
землей. Каждому случалось, торопя приход зеленой
весны, принести домой с прогулки по весеннему
лесу несколько веточек с набухшими почками.
Заботливо помещенные в стакан с водой, на теплом
солнечном подоконнике они быстро распускают
почки, сбросив клейкие чешуйки и наполняя дом
весенним ароматом. Но, простояв несколько дней,
без видимой причины увядают, не в силах
поддерживать дальнейшее развитие молодых
побегов. И только тополь, проворно выпустивший
корешки, продолжает радовать нас молодой
зеленью. Недолго простоит и букет полевых цветов,
как бы заботливо мы не меняли воду и не прятали
его от сквозняков. Но почему? Ведь на лугу было
так сухо, а мы поставили цветы в вазу с прохладной
свежей водой! Выходит, что без корней растение не
может нормально жить и развиваться.
Для большинства наземных растений
корень – один из основных вегетативных органов,
обеспечивающий почвенное питание и закрепление
растения в почве. Главный корень, развившийся из
зародышевого, может стать или доминирующим в
корневой системе растения, или прекратить свой
рост и развитие на ранних стадиях, или сравняться
с боковыми и придаточными корнями. В этой связи
хорошо различимы между собой стержневые и
мочковатые корневые системы, а кроме того
существуют многочисленные переходы с
преобладанием тех или других признаков. И все они
верой и правдой служат своему растению в течение
его жизни.
Вспомним, как начинается новая жизнь при
прорастании семени. Зародышевый корешок первый
пробивается через семявход, часто не дожидаясь,
когда лопнет кожура. И только начав всасывать
почвенный раствор, он обеспечивает дальнейшее
развитие и формирование проростка. А далее
корень непрерывно растет вниз и в стороны, в
большинстве случаев при этом многократно
ветвясь.
Давайте внимательнее рассмотрим, как
это происходит. На конце корешка – маленький
живой наперсточек, корневой чехлик. Он
прикрывает неж-ную меристематическую ткань,
состоящую из молодых делящихся клеток. Отсюда
дочерние клетки направляются как вверх, так и
вниз по корню, в корневой чехлик. Сам чехлик, хоть
и выполняет защитную роль, состоит не из грубой
механической ткани, а напротив, из довольно
нежных живых клеток, заполненных крахмальными
зернами. С наружного слоя чехлика эти клеточки
слущиваются, как выяснилось, будучи совершенно
живыми и, продуцируя слизь, устилают собой путь
продвижения корешка в глубь твердого и грубого
субстрата. Этот живой авангард способствует
проникновению корня туда, куда не станет
пробиваться ни плуг, ни лопата.
Зона деления, состоящая из молодой
меристематической ткани, невелика, всего около 1
мм, и из ее верхней пограничной области клетки,
прекратившие деление, постоянно переходят в зону
роста. Зоны роста и деления при внимательном
рассмотрении отчетливо различаются по цвету.
Зона роста светлая и почти прозрачная. Делящиеся
клетки почти не содержат вакуолей и заполнены
цитоплазмой, а растущие вытягиваются в длину за
счет быстрого заполнения вакуолей. Тургорное
давление, возникающее в них, и продвигает корни
вглубь. В верхней области этой зоны клетки резко
прекращают расти, более не смещаются
относительно частиц почвы, и многие из тех, что
расположены во внешнем слое, вытягиваются в
корневые волоски, которые входят в очень тесное
соприкосновение (как бы срастаются) с частицами
почвы. Именно это «срастание» и обеспечивает
всасывание почвенных растворов корневыми
волосками корня. Так происходит формирование
зоны всасывания. Понятно, что никакое движение в
почве этой части корня недопустимо. Но срок жизни
корневых волосков ограничен 5–6 днями. А далее
клетки с волосками отмирают и заменяются
защитной покровной тканью. Эта часть корня
перестает быть зоной всасывания. В ней
формируются сосуды, проводящие растворы вверх по
корню. Так появляются новые участки проводящей
зоны, которую теперь и защищают вновь
образовавшиеся покровные клетки. Новые волоски
постоянно вырастают на прекративших свой рост и
остановившихся в почве клетках. Таким образом,
всасывание происходит уже из других почвенных
частиц, по ходу каждого корешка дальше и глубже. И
так на протяжении всей жизни растения.
Проводящие сосуды корня и наземной части
растения составляет единую систему, главную
дорогу жизни всего растения. Сила, с которой
корень всасывает почвенные растворы, – одно из
главных условий подъема их вверх по стеблю с
последующим распределением по всем органам и
клеточкам растительного организма.
Задание (лист 12).
На рисунке в схематическом виде представлен
корень в разрезе в какой-то определенный момент
его жизни. Корень условно разделен на зоны,
которые, в процессе его роста развиваются и
постепенно меняют специализацию. Определив, что
где происходит, надпишите, как называются эти
зоны и какую функцию они выполняют.
Лист 12
|
Продолжение
следует
|