КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии;
Е.Б. АЛЦЫБЕЕВА,
учитель химии;
Е.С. РЕПНИЦЫНА,
учитель химии;
Н.Г. ШАБАРДИНА,
учитель биологии.
Школа № 46, г. Киров.

Продолжение. См. № 1, 3, 4/2007

Предметные декады в школе

КВН «Цветик-семицветик» (5-й класс). Автор – Н.Г. Шабардина

Подготовка

Каждый класс определяет состав команды из 7 человек. Команда готовит представление (придумывает название, девиз, возможно, костюмы; продумывает оригинальный выход на сцену).

Вступительное слово учителя

В нашей игре принимают участие 3 замечательных команды пятиклассников. В состав каждой команды входит семь участников, которым предстоит померяться силами в 7 конкурсах. Цифра 7 выбрана не случайно. Это счастливое, магическое число. Сколько цветов у радуги? Сколько чудес света? Сколько дней в неделе? Семь! Желаю, чтобы это счастливое число принесло вам удачу!

(Объявляется состав судейской коллегии.)

Итак, мы начинаем!

Первый конкурс. «Представление команд»

Команды представляют себя. Учитываются организованность, оригинальность, творческий подход к делу. Оценка – до 3 баллов.

Второй конкурс. «Разминка»

У каждого животного есть свои отличительные черты, которые его ярко характеризуют. Вам необходимо заполнить пробелы, используя слова-подсказки:

1. Бык – ... .
2. Волк – ... .
3. ... – трусость.
4. Крот – ... .
5. ... – могущество, величие.
6. Крыса – ... .
7. ... – быстрота.
8. Слон – ... .
9. ... – нечистоплотность.
10. Осел – ... .
11. ... – верность.
12. ... – трудолюбие.
13. Кошка – ... .
14. ... – нахальство.

(Подсказки: независимость, упрямство, добродушие, кровожадность, скрытность, злость, сила; заяц, собака, лошадь, лев, олень, обезьяна, свинья.)

Каждый ответ – 1 балл.

Третий конкурс. «Пантомима»

Для участия приглашаются самые артистичные представители команд. Им предлагается с помощью мимики и жестов показать, как человек ест (пьет):

– сладкий чай;
– горячую картошку;
– червивое яблоко.

Варианты заданий участники определяют по жребию. Задача команды – определить, что изображал их представитель. Каждая отгадка – 1 балл.

Четвертый конкурс. «Капитанский»

Капитанам предлагается разгадать загадки (за каждую разгадку – 1 балл).

  • Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и глядит. (Подсолнечник.)

  • Рыжий Егорка упал на озерко: сам не утонул и воды не всколыхнул. (Лист.)

  • Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча.)

На втором этапе капитанского конкурса надо объяснить смысл пословиц и высказываний (за каждое правильное объяснение – 2 балла).

  • Дорого дерево не только плодами, но и листами.

  • Летом не соберешь – зимой не найдешь.

  • Человеку предшествуют леса – его сопровождают пустыни.

Пятый конкурс. «Ботаническая азбука»

Каждая команда получает лист с написанным по вертикали алфавитом. Необходимо за 3 мин написать по одному названию растений на каждую букву алфавита. Каждое название – 1 балл.

Шестой конкурс. «Реклама»

Командам предлагается прорекламировать «бесполезную вещь», т.е. найти как можно больше способов оригинального использования следующих объектов (выбираются по жребию):

– веточка дерева;
– сухой лист;
– раковина моллюска.

Баллы определяются по количеству выдвинутых идей.

Седьмой конкурс. «Музыкальный»

Участникам предлагается вспомнить песни, в которых упоминаются названия животных. За каждое название песни – 1 балл.

Завершается игра подведением итогов и награждением победителей. Желательно, чтобы призы были каким-то образом связаны с темой игры (конфеты с названиями растений или животных), семена цветов и т.п.

Вопросы и задания олимпиады по природоведению (5-й класс). Автор – И.А. Акперова

Одна из задач предметных декад – выявление одаренных детей, проявляющих повышенный интерес к биологии или химии. В рамках декады мы проводим олимпиады «Первая проба»: по биоло-
гии – в 7-х классах, по химии – в 8-х, подбирая подходящие задания городских и областных олимпиад прошлых лет. Это позволяет нам заранее определить потенциальных участников городских олимпиад будущего года и заблаговременно начать их подготовку.

Значительно сложнее бывает с олимпиадными заданиями для пятиклассников. Хочется, чтобы олимпиада помогла определить естественнонаучный кругозор учащихся, умение рассуждать логически и склонность к нестандартному мышлению.

Нам удалось подобрать вопросы и задания, удовлетворяющие этим требованиям.

1. Перечислите названия наук, заканчивающиеся на «….логия», и укажите, что изучает каждая из них.

2. Назовите фамилии писателей – авторов книг о природе. Какие их книги вы читали?

3. Перечислите известные вам литературные произведения, в которых важную роль играют образы цветов. Каков смысл появления этих образов?

4. Как домашние животные могут влиять на здоровье людей?

5. Какой вред и какую пользу может принести кошка огороду?

6. По дереву ползет гусеница. За день она поднимается на 6 метров, а ночью опускается на 4 метра. За сколько дней она доползет до вершины, если высота дерева 14 м?

7. Почему в воздухе содержание углекислого газа зимой больше, чем летом?

8. Образуется ли сейчас на Земле каменный уголь? Ответ поясните.

9. Иногда в природе можно встретить животных необычной окраски: белые вороны, глухари, тигры, волки, белки… Как называют таких животных? И почему они, как правило, долго не живут?

10. Попробуйте объяснить правильность народных примет:

– если Луна ясная – жди мороза;
– ласточки летают низко – к дождю;
– кошка дерет когтями стену – к непогоде.

11. К числу охраняемых природных территорий относятся заповедники и национальные парки. Чем они отличаются друг от друга? Есть ли такие территории в нашей области? Назовите их.

12. Установите правильный порядок букв и запишите получившиеся слова: КАВЛУН, УАРГДА, ПИЮРТЕ, ЛОТБРИТИ, ОТЕМЕТРИ.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru