|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 2. Определите свой тип телосложения, пользуясь формулой: K = M/L, где M – масса тела (кг), L – рост (см). Астеник – худощав, плоско-груд, мускулатура развита слабо. Нормостеник – широкогруд, плечист, мускулатура развита отлично. Гиперстеник – отличается плотным телосложением, «солидностью» фигуры. Задание 3. Рассчитать показатель развития грудной клетки (ПРГК): ПГРК = d/L, где d – окружность грудной клетки (см), L
– рост (см). Все результаты по заданиям 1–3 внести в таблицу. Задание 4. Исследуйте свои ногти (табл. 1). Таблица 1. Исследуйте свои ногти
Задание 5. Сделать выводы о состоянии здоровья обследованных, разработать рекомендации по его улучшению. По итогам исследовательской работы оформить проект и подготовить презентацию для выступления. Задания для 2-й группыТема подпроекта: «Среда жизни здорового человека». Задача: сформировать четкое представление о том, что забота о своем здоровье – главное условие его сохранения. Ход работы Задание 1. Подобрать материал из
дополнительной литературы по теме: «Здоровье и
окружающая среда». Выявить основные источники
загрязнения окружающей среды. Установить
факторы, разрушающие здоровье (Приложение 1), и
заполнить таблицу 2. Таблица 2. Основные факторы, влияющие на здоровье
Задание 2. Выполните практическую работу на тему: «Изучение влияния шума на организм человека». 1. Проведите анкетирование и интервьюирование учащихся и взрослых, задав им следующие вопросы. Как вы реагируете на шум, громкую музыку? Какой шум вас раздражает, вызывает чувс-тво усталости? 2. Соберите прибор (установку) для измерения громкости звука – шумомер, соединив микрофон, усилитель и стрелочный индикатор согласно схеме: микрофон ––> усилитель ––> индикатор. Измерьте уровень шума на улице, во дворе, у автомагистрали, в коридоре школы во время перемены, в школьной столовой. (Сделать аудиозапись шумов.) 3. Изучите влияние шума на организм (Приложение 3). У двух групп учащихся, экспериментальной и контрольной, измерьте кровяное давление и пульс. После этого контрольная группа участников отдыхает. Учащиеся экспериментальной группы в течение 20 мин через наушники слушают громкую музыку. Затем у всех учащихся эксперимента вновь измеряются давление и пульс, определяются их средние значения для каждой группы. Для определения влияния шума на память участникам эксперимента предлагается за 5 мин выучить четверостишие или запомнить ряд чисел. 4. Сделайте выводы, обработайте и оформите материал, подготовьте презентацию для выступления. Задания для 3-й группыТема подпроекта: «Влияние образа жизни на состояние здоровья». Задачи: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья. Задание 1. Выполните следующую практическую работу. Проанализируйте свой образ жизни. Ответьте на вопросы анкеты. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас и соответствующий балл внесите в таблицу 3. Таблица 3. Образ жизни
АНКЕТА 1. Особенности питания А. Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья. (+2) Б. Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п. (+1) В. Считаете необходимым со-блюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания. (–1) Г. Не соблюдаете правила рационального питания, т.к. не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье. (–2) 2. Особенности двигательной активности А. Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье. (+2) Б. Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно. (0) В. Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например просмотр телепередач. (–1) 3. Закаливание А. Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие. (+2) Б. Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом), либо в зависимости от настроения. (0) 4. Особенности режима дня, труда и отдыха А. Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (+2) Б. Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм. (+1) В. Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (–1) 5. Особенности эмоционального состояния А. Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (+2) Б. Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительную депрессию и пессимистическое настроение. (0) В. Ничтожные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете. (–2) 6. Жизненная позиция А. Если какое-то событие стало причиной сильного переживания, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (+2) Б. Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием. (–2) В. Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше (А,Б), или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов. 7. Вредные привычки Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оценивается в – 4 балла. Если сумма баллов равна от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья. Если сумма набранных баллов от +5 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддер-жание (сохранение) имеющегося уровня здоровья. Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате. Задание 2. По итогам работы дайте полный анализ различных сторон своего образа жизни, разработайте рекомендации по улучшению состояния организма. Задание 3. Обработайте материал, сделайте выводы, подготовьте презентацию для выступления. Задания для 4-й группыТема подпроекта: «Формирование здорового образа жизни». Задачи: научиться оценивать функциональное состояние организма, используя субъективные и объективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений выявить зависимость состояния здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Задание 1. Выполнить практическую работу на тему: «Оценка состояния здоровья». 1. Проведите самооценку состояния здоровья. В течение недели ежедневно фиксируйте результаты в таблице 4. 2. Проанализируйте полученные данные, сформулируйте выводы о характере зависимости состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня. Ход работы 1. Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим за текущий день. Результаты самонаблюдения внесите в таблицу 4. 2. Подсчитав сумму баллов по пунктам 1–7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма: а) при сумме баллов от +5 до +7 – высокий уровень здоровья; б) при сумме баллов от +3 до +4 – средний уровень здоровья; в) при сумме баллов +2 и менее – низкий уровень здоровья. 3. Оцените особенности психосоциальных
условий жизни (благоприятные/неблагоприятные) –
п. 8 Таблица 4. Самооценка психосоциальных условий жизни и режима
4. Оцените соответствие ваше-го
режима дня гигиеническим требованиям режима дня
школьни- 5. Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы: – Влияют ли психосоциальные условия
жизни на состояние вашего здоровья? 6. Определите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухуд-шение психосоциальных условий жизни. 7. По итогам выполненной работы сделайте выводы, разработайте рекомендации, подготовьте презентацию. Урок-проектХод урока Учитель. Здравствуйте ребята,
здравствуйте гости! «Здравствуйте!» – мы
ежедневно повторяем это приветствие. 1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90–95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет! В начале XX в. количество не пригодных к службе в армии призывников было всего 10%, к середине столетия – 50%, а сейчас – 80%. 2. По данным Департамента образования г. Москвы, 52,3% ребят хронически больны, 12% из них страдают артериальной дистонией. Еще 12% – воспалением верх-них дыхательных путей, включая тонзиллит, фарингит и синусит. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеются у 11,5%, а у 7,5% детей плохое зрение. 3. Всероссийская диспансеризация 2002 г., в ходе которой обследовали 30 млн детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% – имеют отклонения в здоровье, у 16% – хронические патологии. Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем! Цель нашего урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым. Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Прежде чем я предоставлю слово для выступления, давайте уточним: что такое здоровье? (Учащиеся по очереди говорят, что для них значит это слово.) – Здоровье – это когда тебе хорошо.
Учитель. По данным Всемирной
организации здравоохранения, здоровье человека
зависит на 50% от образа жизни, на 17–20% от
социальных и природных условий, на 17–20% от
особенностей наследственности, на 8–9% от
эффективности работы органов здравоохранения.
Учитель. Как ни банально это звучит, но здоровье – основа благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.
Учитель. Как ни странно, в наш информационный век вы, школьники, обладаете скудными знаниями о возможностях своего организма. Чаще всего под здоровым образом жизни вы понимаете отсутствие вредных привычек. Да, это действительно важно, но этого мало, нужно быть грамотным человеком, чтобы ценить свое здоровье.
Учитель. Здоровье – это не только
отсутствие болезней, это состояние физического,
психического и социального благополучия. (По ходу урока учитель делает записи на доске. Факторы здоровья – Образ жизни. Разговор о здоровье невозможен без упоминания о стрессе. Он преследут нас на каждом шагу. Это бессонная ночь, невыученный урок и т.д. Чтобы снять напряжение и активизировать работу нашего мозга необходимо выполнить следующие упражнения. 1. «Ленивая «восьмёрка». Нужно вытянуть
правую руку вперед и поднять вверх большой палец.
Взгляд фиксируем на ногте большого пальца.
Рисуем рукой в воздухе лежачую «восьмерку» (знак
бесконечности), продолжая следить за ней глазами.
2. «Думательный колпак».
Бо-льшим и указательным пальцами мягко
оттягивают назад и прижимают (массируют)
раковины ушей. Указательный палец – на внешней
части ушной раковины. Большой палец – на
внутренней части ушной раковины. Выполняется 1–2
мин. Массаж начинают сверху и идут вниз. Продолжение следует Публикация статьи произведена при поддержке ЗАО «САРТОГОСМ». На сайте компании, расположенном по адресу http://www.sartogosm.ru/laboratornye_vesy.html, Вы за считаные минуты найдете и закажете необходимые Вам лабораторные весы. «САРТОГОСМ» - это российско-германское совместное предприятие, занимающееся производством, реализацией и обслуживанием весовой техники и метрологического оборудования.
|