КОПИЛКА ОПЫТА

Н.Б. БЕРЕСНЕВА,
А.А. МИХАЙЛОВА,
О.Н. НИКОТИНА,
А.М. ПРОНИНА,
Н.Ф. ВЕСЕЛОВА

Ландшафтное проектирование пришкольного участка

Проектирование – «вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего»

Пейдж

Предлагаемая разработка предназначена для учителей. Для работы с учащимися 9–10-х классов используется вся тематика разработки, в 6–7-х классах используются ее отдельные разделы. Возможна интеграция уроков изобразительного искусства, черчения, биологии, географии.

Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Актуальность организации пространства пришкольного участка послужила идее обучения учащихся основам проектирования ландшафтного дизайна.

Проектирование является творческой практической деятельностью учащихся, при которой происходит завершение процесса усвоения знаний и выдается готовый продукт-проект. Применение знаний в новой ситуации, моделирование элементов трудовой деятельности специалистов развивает творческий потенциал учащихся, креативные качества личности. Процесс усвоения знаний при создании проекта включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по алгоритму и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным.

Цели

1. Развитие творческой деятельности учащихся методом проекта.
2. Оказание практической помощи в благоустройстве пришкольного участка.
3. Воспитание у школьников бережного отношения к среде обитания.

Задачи

1. Изучение ландшафтного проектирования как вида деятельности.
2. Организация процесса проектирования среди учащихся по группам.

Базовые понятия

Дизайн (от англ. design – замысел, проект, чертеж, рисунок) – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды.

В узком смысле дизайн – художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных предметов.

Эстетика – область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.

Составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования.

Ландшафт (от нем. Landshaft) в искусстве – изображение какой-либо местности, то же, что и пейзаж.

Ландшафт антропогенный – ландшафт, соз-данный в результате целенаправленной деятельности человека. Следствием может послужить изменение природного ландшафта.

Ландшафт географический – основная категория территориального деления географической оболочки (в широком смысле слова – синоним природного территориального комплекса любого ранга), одно из главных понятий физической географии и ландшафтоведения. Ландшафт однородный по условиям развития, состоит из морфологических частей (местностей, урочищ, фаций) и компонентов (горных пород, почв, растительности и пр.). Процессы обмена веществом и энергией между ними определяют структуру каждого ландшафта.

Ландшафт культурный – географический ландшафт, целенаправленно измененный хозяйственной деятельностью человека.

Немного истории

Ландшафтное искусство так же, как и архитектура, в своей основе предполагает создание искусственной (антропогенной) среды обитания. Древняя египетская цивилизация, зародившаяся и погибшая на берегах Нила, основывалась на пойменном земледелии с разливами и отливами великой реки, приносившей и влагу, и плодородный ил, и тучные урожаи лишь при умелой агротехнике. В основе последней лежало сезонное сооружение и разборка земляных плотин, формирование чеков для выращивания всевозможных культур. Эти чеки, сохранившиеся и в сегодняшнем прибрежном пейзаже Египта, вполне могут считаться самыми древними элементами ландшафтного искусства, которые с течением времени трансформировались в формы, существующие и до наших дней.

Древнеегипетская фреска с изображением сада

Древнеегипетская фреска с изображением сада

Делянка, засаженная исключительно съедобными и техническими культурами, со скромной хижиной для проживания по мере прогресса и накопления богатств постепенно трансформировалась в сад при египетском доме (сохранились упоминания о декоративных садах в IV–III тысячелетиях до н э.). В этих садах египтяне стремились создать максимально комфортные условия жизни, породив форму регулярного сада вокруг бассейна (первые изображения подобных садов известны в росписях Нового царства, начиная со II тысячелетия до н.э.).

ХVII и ХVIII вв. отмечены широким размахом садово-паркового строительства. Мода на садово-парковые ансамбли быстро распространялась по Европе и, наконец, достигла колониальной Америки. Первые колонисты, устраиваясь на новых землях, привносили свои идеи, вкусы и привязанности в создание садов и парков.

Проект ландшафтного дизайна

Проект ландшафтного дизайна – это комплект документов, состав которых может меняться и зависит от множества причин. В комплект документов обычно входит:

– генеральный план;
– дендроплан (посадочный чертеж с привязкой деревьев и кустарников);
– разбивочный и посадочный чертежи;
– ассортиментная ведомость посадочного материала;
– календарный план;
– график работ;
– смета;
– пояснительная записка.

Состав проекта может содержать разделы:

– подробно разработанные (с эскизами и планами) фрагменты участков сада, цветников, миксбордеров;
– план вертикальной планировки (план участка с указанием высот рельефа дорожки, террасирование рельефа);
– перспективные рисунки отдельных элементов ландшафта (спортивные площадки, малые архитектурные формы);
– комплект рабочих чертежей.

Этапы ландшафтного проектирования

1. Обследование состояния участка:

– визуальное;
– топографическая съемка;
– анализ почвы по агрохимическим показателям; – характеристика гидрологии участка;
– инвентаризация существующей растительности;
– инсоляционный анализ (освещение участка в разное время суток).

2. Разработка общей концепции, эскизное проектирование.

3. Проектно-конструкторская документация.

4. Реализация проекта.

Особенности проектирования ландшафта пришкольного участка учащимися

1. Проектирование осуществляется по группам.

2. В основе проектирования лежит работа с генеральным планом, который разбит на модули проекта: декоративно-оформительский, функциональный, благоустройства.

3. Объем выполненных графических работ зависит от сроков проектирования и поставленных задач.

4. Обязательно подведение итогов проектирования с учетом выполнения индивидуальных работ и по группам.

Генеральный план

Генеральный план – это чертеж, раскрывающий форму и границы участка, все существующие и проектируемые здания, постройки и сооружения, зеленые насаждения и водоемы, дороги и пр.
Генеральные планы выполняются в масштабах уменьшения – 1 : 400, 1 : 500, 1 : 1000. В верхнем левом углу генерального плана указывают направление сторон света или приводят диаграмму, называемую «розой ветров», показывающую направление, длительность и силу ветров, дующих в данной местности и раскрывающую количество ветреных дней в году, выраженное в процентах.

Алгоритм чтения генерального плана

1. Проанализировать границы и форму земельного участка, установить его площадь.

2. Определить ориентацию участка относительно сторон света.

3. Выяснить масштаб изображения.

4. Установить количество строений, их назначение и форму.

5. Определить размеры основного и всех остальных сооружений на участке, их ориентацию относительно сторон света.

6. Установить расположение и характер зеленых насаждений, цветников, клумб, водоемов.

7. Проанализировать дороги на участке и подъездные пути к нему.

Алгоритм составления и выполнения генерального плана

1. Выяснить размеры участка земли и его форму.

2. Выбрать рациональный масштаб изображения.

3. Выполнить очертания границ генерального плана земельного участка.

4. Обозначить ориентацию участка относительно сторон света.

5. Установить количество сооружений, их назначение, форму.

6. Продумать и выполнить на генеральном плане участка дороги и подъездные пути к нему.

7. Определить количество и характер зеленых насаждений, их место относительно строений, форму участков земли, отведенных под насаждения и водоемы.

8. Изобразить на генеральном плане и обозначить порядковым номером: главное здание, вспомогательные сооружения, зеленые насаждения, водоемы.

9. Выполнить отмывку акварельными красками и обвести чертеж генерального плана.

10. Заполнить таблицы экспликации и условных обозначений.

Элементы ландшафтного дизайна

Дорожки

Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции сада и придают ему индивидуальность. Даже материал, из которого сделаны дорожки, может повлиять на впечатление, производимое садом. Независимо от того, должна ли дорожка стать основным элементом сада или просто быть путем, по которому можно было бы пройти к садовому навесу, не замочив ног, все равно необходимо провести определенное планирование. В настоящее время садовые дорожки и тропинки отличаются по типам покрытия, мощения, применяемому материалу и технологии укладки.

Предлагаемые типы покрытий: плиточный, каменный, блочный, бетонный, деревянный, травяной и т.п. Варианты укладки: на песок, на цементный раствор, с бордюром, без бордюра, сплошной, островки и т.п.

Из всего этого нужно выбрать то, что больше всего подходит вашему саду, и определить, какими будут затраты. Натуральный камень (плитняк, гранит, базальт, порфир, песчаник) является лучшим материалом с эстетической и практической точек зрения. Красивые тона, разнообразие структуры и формата, а также степень обработки поверхности (от колотой до шлифованной) позволяют использовать камень и на широких площадках, и в тенистых аллеях. Другим распространенным материалом для садовых дорожек являются бетонные плиты. В настоящее время их производят в большом ассортименте по цветовой гамме, размерам и конфигурациям. Наиболее распространенные плиты – волна, шестигранник, кирпич, ракетка. Очень популярен клинкерный кирпич благодаря его невысокой стоимости, простоты укладки и теплых тонов. В новом виде появился на садовых дорожках декоративный бетон. Благодаря применению современных технологий и специальных добавок на его поверхности можно наносить рисунки любой конфигурации, различных цветов и оттенков. Он прочен и долговечен. Можно создавать на участке также травянистые дорожки. Все, что нужно для этого – глубокая обработка почвы, дренажный слой из песка или щебня и семена подходящей травосмеси. Трава на дорожке должна быть низкой, так что придется ее регулярно скашивать. Травянистые дорожки особенно хороши среди многоцветных рабаток.

Дорожки и тропинки на садовом участке имеют не только функциональное значение. Расчленяя сад на отдельные зоны, и одновременно связывая эти зоны между собой, они являются важными элементами художественно-эстетического решения сада. Форма и внешний вид дорожек должны органично вписываться в общую концепцию садового дизайна. Например, выложенная плитами строгая прямая дорожка никак не гармонирует с романтическими клумбами роз, но вполне уместна в саду формального стиля.

В лабиринте садовых дорожек существует своя иерархия. В зависимости от назначения ширина их различна. Так ширина основных дорожек, например пешеходной, ведущей к дому, должна составлять не менее 1,2–1,5 м, чтобы два человека могли прогуливаться по ней одновременно, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости достаточно ширины не более метра, а между грядками – не более 0,5 м. Любая дорожка должна иметь небольшой склон в обе стороны от осевой линии, чтобы не застаивалась дождевая вода. На участке с неровным рельефом нужны ступени или лестницы.

При мощении садовых дорожек большое значение имеет укрепление их краев. Бордюр может быть высоким или низким, из дерева или из камня, скругленной формы или прямым, но в любом случае он должен гармонировать с дорожным покрытием. Устанавливают его в углубленную канавку еще до укладки щебня или гравия – основы поверхностного покрытия дорожки. Дно канавки должно быть ниже уровня дорожки и окружающей поверхности. Для бордюра, как и для самой дорожки, делают песчаное основание. Бортовые камни можно забетонировать, тогда бордюр будет наиболее прочным. Высоту бордюра определяете вы сами. Но имейте в виду, что с эстетической точки зрения наиболее эффектно выглядит дорожка, высота которой равна высоте газона.

Травянистые или песчаные дорожки, а также дорожки, посыпанные галькой или мульчей, могут иметь плавный переход к окружающим их клумбам и грядкам. Тогда кустистые и почвопокровные растения, разрастаясь, закроют границы дорожки, придавая ей естественную прелесть.

Цветники

Клумба может быть круглой, прямоугольной, овальной, квадратной, многоугольной формы. По краю клумбы можно сделать небольшую полосу (10–20 см) газона или бордюр (от франц. bord – край) из низкорослых растений.

При подборе растений необходимо учитывать:

– требования гармоничного цветового сочетания;
– характер роста и высоту отдельных растений (чем выше растения, тем ближе они должны располагаться к центру клумбы);
– в центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно;
– избегать излишней измельченности и сложности рисунка.

Бордюр по цвету должен отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра – подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком вычурным и выделяться. Бордюрные растения – низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком, декоративно-лиственные или длительно цветущие, устойчивые к неблагоприятным условиям внешней среды (виды функии, хосты, камнеломки, маргаритки, анютины глазки, низкорослые бархатцы).

Рабатка – прямоугольная вытянутая цветник-грядка, расположенная вдоль дорожки по одной или двум ее сторонам или по центру. Она строится по принципу сменности цветения, составляется из нескольких растений. Рабатка может быть односторонней, растения высаживаются в ней в два или три ряда (более высокие растения на заднем плане). При устройстве двусторонней рабатки растения подбирают одинаковые по высоте или в центре высаживают высокие, а по краям более низкие, по внешнему краю бордюр из более низких растений. Наружные края ее ограничиваются газоном, мелкой плиткой, плоским камнем, дробленым кирпичом.

Миксбордер, или смешанный бордюр, создается из многолетников, двулетников и однолетников, расположенных в виде живописных пятен. Пятна одних и тех же растений могут повторяться через какие-то интервалы. Используется посадка равномерно цветущих растений. Наружный край ограничивают газоном, гравием, цветным песком, мелкой плиткой в виде каймы.

Модульный цветник – прием цветочного оформления, при котором на площади многократно повторяется в определенной системе пропорционально соразмерная фигура (модуль). Площадка цветника разбивается на модульную сетку, в основе которой лежит определенная фигура – многоугольник, прямоугольник и т.п. В такие фигуры высаживают цветы, укладывают плитку, гальку, гравий и т.п., сеют газон. Вокруг цветника делают контур. Рядовые посадки – вдоль дорожек (пионы, астильбы, лилии, георгины, тюльпаны, нарциссы, астры, бархатцы, функии). Красиво выглядят растения, посаженные по одному на фоне газона (пион, астильба или лилии, тюльпаны, астра).

Солитер – одиночные посадки цветочных или декоративно лиственных видов (мальва, амарант, пион, клещевина и т.п.).

Партер – это сложный цветник, включающий в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры, вазы, бассейн.

Орнамент

Орнаментом (от лат. ornamentu – украшение) называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий.

Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия. Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно-образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник.

Орнамент состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются его основой. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент как составной элемент входит в общее оформление предмета. По содержанию мотивов орнаменты делятся на геометрические; природные (сюда относятся изображения растений и животных); образованные из элементов, передающих предметы, созданные человеком; состоящие из символов и эмблем. Возможен смешанный орнамент, сочетающий, например, элементы геометрических и растительных мотивов.

Геометрический орнамент – наиболее древний. Он строится из абстрактных геометрических форм. Квадраты, круги, ромбы, треугольники, прямые и изогнутые линии на основе ритма, пластики, динамики, складываются в орнамент, создавая бесчисленное множество вариантов от самых простых до необыкновенно сложных.

Способы сочетания мотивов

1. Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

2. Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

3. Сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем повторяется и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях. Раппорт – минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Обычно пользуются прямоугольным раппортом. Таким образом, выбор раппорта способствует воплощению творческого замысла и тесно связан с содержанием композиции, с характером мотива.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru