Я ИДУ НА УРОК

Л.М. АНТОСЮК,
учитель литературы,
И.А. ТЯГИНА,
учитель биологии,
Тюльганская СОШ № 2, Оренбургская обл.

Сад души человеческой

Интегрированный урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

Все, что мне дорого, – под угрозой.

Антуан де Сент-Экзюпери

Цель урока: рассмотреть экологические и нравственные проблемы, затронутые в сказке

Задачи урока:

– выявить философский смысл сказки;
– разобрать нравственные проблемы взаимодействия человека с природой;
– на основе краеведческого материала выявить общие и локальные (для нашего поселка) экологические проблемы;
– предложить пути решения выявленных проблем.

Оборудование: глобус, модели-аппликации планет, памятка для жителей поселка, цитаты, стрелки с указанием проблем.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Маленький принц» – сказка не такая простая, как кажется. Внимательно прочитав ее, можно извлечь для себя много полезного.
На предыдущих уроках мы говорили о том, что современный человек чувствует себя хозяином мира – он стремится подчинить себе природу Земли, а затем и других планет. Во многом он преуспел: эксплуатирует недра Земли, осваивает космическое пространство, использует энергию атома и т.д. Эта деятельность человека часто наносит непоправимый вред природе. Увлекшись, человек стал терять связь с природой, забыл, что сам является ее частью и не сможет существовать вне природы.
Вернемся к сказке «Маленький принц». Ее автор сказал: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Как вы понимаете эти слова? Попробуйте ответить на следующие вопросы.

– Как мы называем произведение, которое затрагивает серьезные проблемы, заставляет задумываться, анализировать? (Философское.)
– О чем эта сказка?
– О чем размышляет автор?
– О чем задумались вы, прочитав сказку?

Учитель биологии. В основе сюжета сказки лежит путешествие Маленького принца по планетам в поисках друга. Давайте вспомним, на каких планетах он побывал, с кем познакомился, что увидел?

(Учащиеся, используя макеты, делают сообщения о планетах, описанных в сказке, высказывают предположения, о том, как бы выглядела планета, если бы на ней хозяйничал живущий там человек.)

Планета Короля. Каждый житель – подданный короля, все делается только по приказу короля.

Планета Честолюбца. Честолюбец – эгоист, восхищается только собой. Планета ухожена только там, где он живет, а что делается в других местах – его не интересует.

Планета Пьяницы. Пьяница – слабый человек, не может освободиться от пагубного пристрастия. Грязная, неухоженная планета.

Планета Делового Человека. Этот человек мечтает иметь в собственности всю Вселенную, а планета у него заросшая, дикая.

Планета Фонарщика. Фонарщик работает, не покладая рук, освещает путь другим людям, думает не только о себе. Чистая, светлая планета.

Планета Географа. Географ нигде не был, если что-то знает, то только понаслышке. По бумагам – хорошая планета, а на самом деле – запущенная.

Учитель литературы. Ответьте на следующие вопросы (Работа с текстом, рассказ детей о планете, макет планеты прикрепляется к доске.)

– С какой планеты прилетел Маленький принц?
– Зачем он чистил вулканы?
– Почему он не любил баобабы?
– Когда была написана сказка? (1942–1943 г.)
– Что происходило в мире?
– Что оказалось для нашей планеты таким же опасным, как баобабы для Маленького принца? (Фашизм, агрессия, оружие.)

Учитель биологии (держит глобус).

Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит.

(Прикрепляет к доске макет Земли и иллюстрации.)

Учитель литературы. Что увидел Маленький принц, когда попал на Землю? (Пустыню, скалы, розы, леса.) Почему он заплакал, упав в траву?

Учитель биологии. Давайте представим, что Маленький принц прилетел на Землю сегодня. Что бы он увидел на Земле? Какие «баобабы» сегодня угрожают нашей Земле?

Ученики по материалам газет и других источников информации называют проблемы. Учитель прикрепляет к модели планеты Земля стрелки с перечисленными проблемами.

  • Изменение климата Земли в результате усиления парникового эффекта.

  • Уменьшение озонового слоя, образование озоновых дыр.

  • Загрязнение атмосферы, кислотные осадки.

  • Загрязнение Океана, захоронение в нем ядовитых и радиоактивных веществ, поступление в него нефтепродуктов, разрыв нормальных экологических связей между Океаном и сушей в связи со строительством плотин на реках.

  • Истощение и загрязнение пресных вод Земли; нарушение баланса между поверхностными и подземными водами.

  • Радиоактивное загрязнение, связанное с эксплуатацией атомных устройств, испытаниями ядерного оружия и др.

  • Накопление на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов.

  • Опустынивание территорий.

  • Сокращение площади лесов, ведущее к дисбалансу состава атмосферы.

  • Исчезновение видов организмов.

  • Ухудшение качества и сокращение площадей с/х угодий.

  • Перенаселение Земли и относительное демографическое переутомление в отдельных районах.

Учитель литературы.

У всех людей – одна планета,
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету над
Для тех, кто будет после нас,
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.

Учитель биологии.

Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на земле.
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.
Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.

И.И. Ландо

Учитель литературы. Почему Маленький принц возвращается на свою планету? В чем мудрость сказки?
После знакомства с Лисом Маленький принц возвращается на свою планету, к своей капризной розе, потому что он их любит. Он понял, что он – в ответе за них.
Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу: каждый в ответе не только за свою судьбу.
– Что бы нам сказал сегодня Маленький принц, что посоветовал?

Учитель биологии. Живя на нашей земле, в нашем поселке Тюльган, мы в ответе за то, что нас окружает. Давайте посмотрим, какие проблемы вы выявили в нашем поселке.

Перечисляемые учащимися проблемы записываются на доске:

– мусор на улицах, несмотря на то, что рядом стоят урны;
– мусорные свалки около домов;
– мусор в подъездах;
– бездомные животные (кошки, собаки);
– загрязнение водоемов мусором.

Напротив каждой проблемы – записываются предлагаемые пути ее решения.

Учитель биологии.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Берегите Землю! Берегите
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,

Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу –
Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради…

М.Дудин

(Дети читают собственные стихотворения о том, как сберечь Землю.)

Учитель литературы. «Я знаю одну планету, там живет господин с багровым лицом. Он за свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил», – печально говорит Маленький принц. Он призывает: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Такой простой и полезный совет.
Чтобы изменить что-то в мире, нужно изменить свой внутренний мир. Любишь красивое – так поддерживай эту красоту. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

Учитель биологии оценивает работу учащихся.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «На какой планете я хотел бы жить?»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru