ОФИЦИАЛЬНО

Г.С. КАЛИНОВА, к.п.н.,
Г.А. ВОРОНИНА, к.п.н.

Учебники и учебно-методические пособия по биологии

В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недооценивать.

В преподавании школьной биологии используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (программы, учебники, методические пособия). Их можно рассматривать как самостоятельные «линии», призванные помочь учащимся достичь необходимого уровня биологической подготовки.

С одной стороны, наличие вариативных учебников – положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения. С другой стороны, вариативность учебников – одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом МО РФ от 07.12.2005 г. №302 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/07 учебный год» утвержден Федеральный перечень.

Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методические комплекты по биологии должны учитывать социальный заказ школе, предусматривающий повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки.

В УМК по биологии должны найти отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

– Разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу.

– Усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера, усиление внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни.

– Реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, как интеллектуальной, так и практической, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов.

– Формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации.

– Повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.

Особое внимание при разработке УМК по биологии в старшем звене общеобразовательной школы необходимо уделить отбору содержания образования в классах разных профилей, определению того минимума биологических понятий, которые должны быть усвоены в зависимости от профиля.

Состав УМК по биологии может включать следующие издания: программа, учебник, практикум, методические рекомендации к планированию учебного материала, рабочая тетрадь, сборник заданий (дидактические материалы), книга для чтения, контрольно-измерительные материалы (билеты, итоговая аттестация, учебно-тренировочные материалы), справочная литература, учебные пособия по факультативам или элективным курсам, наглядные пособия (таблицы, гербарии, модели и др.), экранно-звуковые пособия, мультимедийное приложение (обучающие программы, электронные учебники).

Учебные книги для основной средней школы – 5–9-е классы

Издательством «Дрофа» подготовлены две завершенные линии учебно-методических комплектов по биологии. В первую линию вошли учебники, разработанные под редакцией Н.И. Сонина:

– 5-й класс: Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение»;
– 6-й класс: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм»;
– 7-й класс: Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов»;
– 8-й класс: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И., Агафонова И.Б. «Биология. Общие закономерности».

Основные идеи данной линии учебников отражены в программе, декларирующей концентрическую структуру изложения учебного материала, т.е. в 6–9-х классах осуществляется базовый уровень подготовки школьников, а в 10–11-х классах предполагается возможность продолжить образование как на базовом, так и на профильном уровнях. Авторы предлагают оригинальную последовательность рассмотрения вопросов программы в 6-х и 7-х классах, в которых сначала изучаются особенности строения и функционирования живого организма, а затем показано многообразие существующих форм жизни. Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию, является иллюстративный материал, использующийся как пояснение к тексту или содержащий дополнительный сведения, а также как источник вспомогательной информации. Иллюстративный материал позволяет организовать репродуктивную и творческую работу школьников, осуществляя органичную взаимосвязь учебных текстов разного функционального содержания.

Структура учебников вариативна и предполагает свободу творчества учителя. Содержание учебного материала включает проблемные вопросы вводного характера, задания, контрольные упражнения, обобщающие выводы. Разработана система заданий, развивающих такие приемы мыслительной деятельности, как обобщение, сравнение, классификация, систематизация. Оригинально конструируются тексты параграфов, в зависимости от смыслового назначения изменяется и логическое построение.

В состав УМК включены не только программа и учебники, но и методическое оснащение: методические пособия для учителя, рабочие тетради для учителя и ученика. Рабочие тетради для учащихся предполагают задания как фронтальные для всего класса, так и индивидуальные, которые могут адресоваться отдельным школьникам. Все пособия имеют одноименные с учебниками названия.

Вторая линия издательства «Дрофа» включает линию учебников, разработанных под редакцией В.В. Пасечника:

– 5-й класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая»;
– 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»;
– 7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию».

Данная линия учебников так же, как и все, утвержденные в Федеральном перечне, соответствует обязательному минимуму биологического образования и построена по концентрической модели, т.е. изучение всех разделов биологии в основной (девятилетней) школе. В отличие от предыдущей линии учебников предполагается традиционная последовательность разделов по годам обучения (основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также интегрированный курс общей биологии). Для учебников рассматриваемой линии характерна определенная целевая ориентация, а именно биоцентризм, усиление экологической и практической направленности и приоритет развивающей функции обучения. Несмотря на традиционную последовательность основных разделов курса, учебники отличает оригинальное построение глав, отраженное как в структуре учебного материала, так и в его методическом аппарате.

Учебникам данной линии свойствен эколого-эволюционный подход к отбору содержания биологического материала. Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии. В учебниках главы и параграфы логически взаимосвязаны. Последовательность глав в учебной книге может иметь содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника.

Учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета.

Особенность методического аппарата заключается в том, что он направлен на организацию познавательной деятельности учащихся. Этому способствует то, что параграфы соответствуют темам уроков, а их текст разбит на смысловые части, проработана система закрепления знаний (вопросы по теме, работа по усвоению новых терминов и понятий). В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающие основное содержание. В учебнике приведены инструктивные карточки к лабораторным работам.

Методические пособия для учителя содержат тематические и поурочные планирования по каждому году обучения, имеются авторская программа, рабочие тетради для учащихся и учителя.

Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой и соответствующую ей линию учебников:

– 5-й класс: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию»;
– 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
– 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии».

Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, включающим соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизацию содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главными концептуальными идеями УМК авторы называют реализацию системно-структурного подхода к обучению.

Содержание и структура учебников предполагает последовательное формирование общих биологических и экологических понятий курса. В основу развития понятий положены дидактические принципы научности и доступности. Учебный материал излагается в соответствии с принципом от общего к частному и это определяет его существенное отличие от остальных линий учебников. Изучение разделов курса биологии прослеживается на разных уровнях организации живой материи (клеточном, тканевом, органном, организменном, биоценотическом и биосферном).

Авторский коллектив сконструировал учебники согласно логике развивающего обучения, предполагающего концентрацию частных понятий отдельных глав и тем вокруг общих биологических и экологических понятий всего курса биологии. Содержательное и методическое построение учебников направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность.

Для реализации поставленных целей был разработан единый методический аппарат, который органично вплетен в содержательную часть. Он предполагает целенаправленную работу с новыми понятиями (выделения в тексте, наличие словарика терминов), организация усвоения нового материала (итоговая проверка блоков знаний, разнообразие форм и характера заданий), проведение практикума (лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения). Методическое оснащение включает авторскую программу, методические пособия для учителя и рабочие тетради для учащихся в двух частях.

Для данной линии учебников разработана программа экологической составляющей курса биологии в основной школе и линия учебных пособий по экологии, которая фактически совместима со всеми учебниками традиционной структуры: Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», Бабенко В.Г. и др. «Экология животных», Федорова М.З. и др. «Экология человека. Культура здоровья», Швец И.М. и др. «Биосфера и человечество».

Издательство «Мнемозина» представило программу и линию УМК, созданную под руководством Д.И. Трайтака:

– 5-й класс: Андреева А.Е. «Природоведение»;
– 6-й класс: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
– 7-й класс: Трайтак Д.И., Суматохин С.В. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Рохлов В.С., Трофимов С.Б. «Биология. Человек и его здоровье»;
– 9-й класс: Ефимова Т.М. и др. «Общая биология».

Предлагаемая линия учебников соответствует обязательному минимуму биологического образования, имеет концентрическую модель построения, а последовательность разделов по годам обучения традиционная.

Отличительной чертой учебников линии является практикоориентированный подход. Связь теории с практикой реализуется как через тексты учебника, непосредственно раскрывающие содержание учебной дисциплины, так и через блок практических работ и иллюстративный материал. Практикум включает обязательные работы и вариативные, предлагаемые на выбор педагогов и школьников.

Причем перечень работ составлен таким образом, что их можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке или дома.

В ходе изучения биологии у школьников формируется понятие об органическом мире как совокупности живых систем разного уровня сложности (от клетки до биосферы). Свойства организмов рассматриваются как свойства биологических и экологических систем. Сквозь призму этих свойств раскрываются вопросы эволюционного развития и экологического взаимодействия.

Учебники линии прекрасно оформлены. Большинство иллюстраций представлено не только в виде отдельных самостоятельных единиц, но и в виде комплексных систем, дающих целостное представление об объекте изучения и процессах, протекающих в нем. К рисункам и схемам формулируются вопросы, активизирующие познавательную деятельность школьников.

Методической находкой авторов является целенаправленное формирование опыта творческой деятельности у школьников. Так, к практическим работам разработана система заданий, позволяющих применять знания в измененной ситуации.

В состав УМК входят авторская программа, методические пособия для учителей, а также сборники задач и упражнений по разным разделам курса, пособия по исследовательской и профориентационной работе.

Издательство «Владос» разработало программу и линию учебников под руководством А.И. Никишова:

– 5-й класс: Никишов А.И. «Естествознание»;
– 6-й класс: Викторов В.П., Никишов А.И. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
– 7-й класс: Никишов А.И., Шарова И.Х. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Любимова З.В., Маринова К.В. «Биология. Человек и его здоровье»;
– 9-й класс: Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. «Общая биология. Общие закономерности».

Представляемая содержательная линия включает учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки, и прошедшие апробацию в регионах Российской Федерации. Последовательность основных разделов курса биологии традиционная, с реализацией концентрической модели. Наряду с традиционной структурой построения для ряда учебников характерен оригинальный подход к построению учебного материала. Так, отличительной чертой учебника для 6-го класса является изучение материала не по органам растения, а по анатомо-физиологическим структурам и особенностям жизнедеятельности растительного организма. В учебниках изложены современные научные взгляды с выделением ведущих идей естествознания, за счет чего обеспечивается интегративный подход в обучении в границах образовательной области и за ее пределами. Отбор содержания биологического материала направлен на развитие познавательных способностей школьников.

При отборе и структурировании содержания биологического образования применен современный методический аппарат, предусматривающий выравнивание объема поурочной информации, лаконизм изложения, соотношение текстовой и визуальной составляющей примерно как 2 : 1, что связано с увеличением информационной емкости иллюстративного материала.

Отличительной чертой учебников является двухуровневая организация текста, с выделением обязательного и дополнительного материала, что дает возможность осуществлять дифференциацию обучения. В параграфе имеются вводные проблемные вопросы, задания, связанные с организацией наблюдений учащихся за объектами живой природы, а также задания исследовательского характера.

УМК включает авторскую программу, пособия для учителя или программно-методические материалы к учебнику, практикумы, конспекты уроков, задачники, таблицы и схемы по разным годам обучения.

Издательство «Просвещение» выпускает учебники, хорошо известные учителям. Предлагаемые издания не составляют единую содержательную линию и могут быть использованы для изучения отдельных разделов курса биологии.

– 7-й класс: Шарова И.Х. и др. «Зоология»;
– 9-й класс: Захаров В.Б. и др. «Общая биология».

Кроме того, имеются и другие учебники, которые проходят экспертную оценку и соответствуют обязательному минимуму биологического образования. В настоящее время осуществляется совершенствование и переиздание учебников для 6-го и 8-го классов. Методическое оснащение включает авторскую программу, рабочие тетради для учеников. Методические пособия для учителя к данным учебникам называются соответственно «Уроки ботаники», «Уроки зоологии» и др. Перечисленные учебные книги согласуются с традиционными тематическими и поурочными планированиями по годам обучения.

В соответствии с утвержденной авторской программой издательством «Баласс» создается линия учебников по биологии под редакцией Вахрушева А.А., пока эта линия является незавершенной. Из описываемой содержательной линии в Федеральный перечень включены учебники для 5–7-х классов:

– 5-й класс: Еськова К.Ю. и др. «Земля и люди»;
– 6-й класс: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутин А.С. «Биология. О тех, кто растет, но не бегает»;
– 7-й класс: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутин А.С. «Биология. От амебы до человека».

В состав УМК кроме учебников входят задачники, способствующие повышению познавательной активности школьников и предлагающие наряду с традиционными вопросами и оригинальные задачи, упражнения.

Итак, в Федеральном перечне представлены пять завершенных линий учебников и две незавершенных. Рассматриваемые издания успешно прошли апробацию и внедрение в общеобразовательных школах Российской Федерации и имеют гриф Министерства образования и науки РФ.

Авторские коллективы разработали и внедрили в учебники каждой линии определенный методический аппарат. В ходе его совершенствования созданы не отдельные учебники, а учебно-методические комплекты, включающие пособия для педагога и школьников (тематические и поурочные планирования, рабочие тетради, задачники, книги для чтения). В УМК учебник играет координирующую роль. Ряд методических пособий применим к разным учебникам.

Учебные книги по биологии для 10–11-х классов

В настоящее время осуществляется реформирование образования, одним из направлений которого является организация профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ. В соответствии с этим предполагается в 10–11-х классах изучение биологии на базовом и профильном уровнях. В связи с изменениями в содержании биологического образования, отраженными в образовательных стандартах, совершенствуются и требования к учебникам нового поколения для старшей школы.

Базовый уровень изучения биологии предусматривается в следующих учебниках, разработанных по утвержденным программам.

1. Издательство «Дрофа» предлагает для продолжения линии Сонина Н.И. учебник для 10-го и 11-го классов: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. «Общая биология». Методическое обеспечение представлено программой и рабочими тетрадями для учащихся.

2. Издательство «Дрофа» предлагает для продолжения линии Пасечника В.В. учебник для 10–11-го классов: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология».

3. Издательство «Вентана-Граф» предлагает для продолжения линии Пономаревой И.Н. учебник для 10–11-го классов: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. «Общая биология».

4. Издательство «Просвещение» предлагает учебник под редакцией Беляева Д.К. для 10–11-го классов: «Общая биология». В состав УМК входит рабочая тетрадь для ученика, дидактические материалы. Углубленное изучение предполагает издание под редакцией Шумного В.К., Рувинского А.О. и др. «Общая биология»: 10–11 кл.

Учебники для полной средней школы имеют гриф Министерства образования и науки РФ, соответствуют обязательному минимуму биологического образования, прошли апробацию на территории Российской Федерации. Все издания включают изучение основных биологических теорий, законов и закономерностей. Отличают учебные книги последовательность и стиль изложения учебного материала, а также методический аппарат, разработанный авторским коллективом.

Профильный уровень изучения биологии предусматривается в учебнике для 10-х и 11-х классов: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология» издательства «Дрофа». Методическое обеспечение представлено рабочими тетрадями для учащихся и учителя и методическим пособием для педагога.

Таким образом, предлагаемые издания имеют инвариантную (обязательную) составляющую и вариативную, обеспечивающую их различия. В связи с тем, что каждая линия характеризуется своими содержательными и методическими особенностями, предполагается, что обучение школьников с 6-го по 9-й класс организуется по учебникам одной содержательной линии. Выбор конкретной линии УМК осуществляется в зависимости от предпочтений педагогического коллектива с учетом особенностей учащихся.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru