Н.А. КОМОЛЬЦЕВА,
учитель биологии, гимназия № 5,
г. Сергиев Посад, Моск. обл.
Школа природы
Игра-соревнование на экологической
тропе
В арсенале современного педагога
существует большое количество эффективных
средств, методов и форм экологического
образования и воспитания, как традиционных, так и
новаторских. Выбор их зависит от психологической
подготовленности и возраста учеников, специфики
местных условий. Правда, распространение
современных методик в настоящее время
осложняется нехваткой методического материала в
области образовательных технологий, в том числе
и игровых. Публикуемый материал поможет
восполнить этот пробел, тем более, что у нашей
гимназии имеется уже 4-летний опыт работы по
предлагаемой методике.
В Сергиево-Посадской гимназии № 5 работа по
экологическому воспитанию и образованию
учащихся начинается с их прихода в гимназию – с
5-го класса. В этом возрасте у детей множество
разнообразных интересов и увлечений. У них
велико желание самостоятельно выполнять работу,
рассчитанную на результат, и одновременно для
них становится значимой группа и групповой
лидер. В этом возрасте велик познавательный
интерес и желание
практического взаимодействия с живыми
существами, что особенно благоприятно для
целенаправленного развития отношения к природе.
Особенно любят дети игровые занятия. Они
формируют положительную мотивацию на базе
личных эмоций, переживаний, впечатлений.
Предлагаемая разработка игры на базе
экологической тропы может стать методической
рекомендацией по проведению такой формы занятий.
Проводится она для учащихся 5-х классов силами
старшеклассников гимназии. Во время экскурсии по
экологической тропе школьники в процессе игры
узнают новое о природе родного края, получают
опыт практической деятельности, у них
формируется интерес к природе, бережное
отношение к ней. Эта игра включена в обязательную
летнюю практику учащихся.
Сущность и значение экологической
тропы
Экологическая тропа – это маршрут, специально
оборудованный для проведения познавательной
экскурсии. Он проходит через различные природные
объекты, архитектурные памятники, имеющие
эстетическую, природоохранную и историческую
ценность, на котором экскурсанты получают устную
(от экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги
и т. п.) информацию об этих объектах. Обычно тропы
прокладывают по буферным зонам вокруг
заповедников, национальных парков, по
ландшафтным заказникам, зонам организованного
туризма. Но для создания учебных троп подходят и
городские лесопарковые зоны, зоны отдыха, скверы
и даже леса промышленного использования. Как
сказал американский эколог Олдо Леопольд,
«каждый участок леса должен давать своему
владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще
и образование. Этот урожай мудрости всегда под
рукой. Однако его не всегда пожинают».
Маршрут обычно прокладывают таким
образом, чтобы на сравнительно небольшом отрезке
пути можно было увидеть как можно больше
разнообразных интересных экологических
объектов или явлений.
История организации таких маршрутов в
природе насчитывает более 60 лет. Впервые понятие
«экологическая тропа» появилось в США в начале
ХХ в. Лесничий Бентон Маккерей предложил
учредить нечто вроде «заповедника для
пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому
хребту. Пешеходная тропа длиной 3300 км через все
Аппалачи – от штата Мэн на северо-западе до
Джорджии на юго-востоке – была готова к 1922 г. и
сразу стала любимым местом отдыха и общения с
природой многих американцев.
Затем подобные тропы стали возникать в
национальных парках Америки, в Канаде, Франции,
Великобритании, Швеции, Швейцарии, Кении, Индии,
Японии и других странах.
В России еще до революции, в 1916 г., в
Крыму, в 7 км от поселка Судак по указанию князя
Л.С. Голицына вдоль скал была вырублена
пешеходная тропа, ее и называют Голицынской. На
ней можно ознакомиться со многими природными
объектами исключительной красоты и своеобразия.
Сейчас в России насчитывается около 300
таких троп.
Название «учебная тропа природы» можно
понимать двояко, во-первых, как «мы изучаем
природу» и, во-вторых, как «природа учит нас».
Назначение экологической тропы – обучение и
воспитание посетителей. Ее задачи – своего рода
«природоведческий ликбез», т.е. расширение
сведений об объектах, процессах и явлениях
окружающей среды. Экскурсоводы при этом учат
посетителей видеть, замечать различные
проявления антропогенного фактора.
Этим тропы помогают воспитанию
экологической культуры человека, особенно детей
и подростков, причем на основе не назидательного,
а непринужденного усвоения информации, норм
поведения в природном окружении. Здесь можно
совместить изучение природных объектов с
отдыхом в естественном природном окружении,
показать красоту и ранимость природы.
Различают экологические тропы по
длине маршрута или его продолжительности, по
трудности прохождения и сложности предлагаемой
информации. Экотропы могут быть линейными,
кольцевыми и полукольцевыми. Есть экотропы для
пеших, туристов, лыжников, велосипедистов,
любителей верховой езды. Есть летние и зимние
экотропы. Но основным критерием классификации
экологических троп является их назначение. В.П.
Чижова выделяет три типа троп.
Познавательно-прогулочные тропы. Их
протяженность – 4–8 км, экскурсия по ним не
требует от посетителей особой подготовки или
снаряжения. Маршрут несложен для прохождения и
пролегает преимущественно вблизи населенного
пункта (центра туристского обслуживания) или у
въезда в парк, недалеко от дорожной сети.
Путешествие по данной экологической тропе
рассчитано на 3–4 ч прогулочным шагом. На
маршруте экскурсанты не только получают
эстетическое наслаждение от общения с природой,
но и знакомятся с природными объектами,
памятниками истории и культуры. Кроме общей
информации о маршруте, затрагиваются вопросы
взаимоотношения природы и человека, организации
хозяйственной деятельности на охраняемой
территории и др. Здесь отдых совмещается с
элементами познавательной деятельности.
Посетитель, ценящий уединенность и тишину, может
самостоятельно пройтись по маршруту. Поэтому
этот тип экологических троп требует организации
маркировки и оборудования.
Познавательно-туристические тропы
имеют протяженность от нескольких десятков до
нескольких сотен километров. Их чаще всего
прокладывают в зонах активного отдыха с малой
плотностью населения, а также вблизи
заповедников и национальных парков.
Прогулочно-познавательные и
познавательно-туристические тропы по основному
научно-информационному содержанию могут быть
ботаническими, зоологическими, геологическими,
ландшафтными или комбинированными.
Учебные экологические тропы
являются наиболее специализированными и
используются в системе экологического
образования и просвещения. Их протяженность
определяется продолжительностью учебных
экскурсий (до 3 ч). Они рассчитаны, в первую
очередь, на учащихся школ, вузов, но доступны для
любого посетителя. Их отличительная черта в том,
что передвижение по маршруту проходит под
руководством учителя-натуралиста или
проводника-экскурсовода. Задача тропы – дать
посетителям определенный объем знаний об
объектах, процессах и явлениях окружающей
природы и научить замечать различные проявления
действий человека по отношению к природе, давать
оценку разнообразным видам природопользования,
прогнозировать возможные последствия. В этом и
заключается воспитание экологической культуры
поведения человека.
Все эти типы экологических троп имеют
общие принципы разработки. Их выбор определяется
местными условиями: типом ландшафта, степенью
его освоения, инфраструктурой, наличием
уникальных объектов (причудливой формы скала,
пещера, дерево-великан).
При разработке маршрута экологической тропы
главное внимание должно уделяться
привлекательности (красота, гармоничное
сочетание живой и неживой природы, ее
своеобразие и разнообразие), доступности и
информативности. Получаемую здесь информацию
условно можно разделить на познавательную,
эмоциональную и предписывающую. Каждому из этих
видов информации соответствуют «свои» объекты
на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие
дорожные знаки). Натуральные объекты (виды
растений, животных, формы рельефа, почвы и другие
элементы живой и неживой природы) выступают
источником преимущественно познавательной
информации. Наибольшей популярностью у детей и
взрослых пользуются биологические объекты:
растения, грибы, животные. Именно они
подвергаются наибольшему воздействию со стороны
человека, особенно в зонах отдыха. Поэтому важно,
чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс
позволял наглядно показать его роль в создании
или поддержании экологического состояния среды.
При выборе информационных точек также
необходимо учитывать сезонные особенности
окружающих растительных сообществ.
Целый ряд объектов в зоне тропы можно
создать своими руками, искусно вписав их в
окружающий ландшафт. Можно в зоне маршрута
предусмотреть серию ботанических площадок,
высадив на них лекарственные, редкие или
исчезающие виды растений, характерные для данной
местности.
Для соблюдения природоохранных
требований тропа должна обходить места обитания
и произрастания редких видов фауны и флоры, а
также хрупкие природные объекты.
При работе со школьниками, кроме
информационных, могут быть использованы и
материалы с заданиями и вопросами. Сведения,
необходимые для их выполнения, даются в ходе
экскурсии и содержатся в информационных
буклетах. В нашем случае это были полевые
дневники, которые заполняются школьниками в ходе
посещения тропы и в классе при обобщении
собранного материала.
Учебные тропы можно создавать не
только там, где большое количество уникальных
объектов, но и там, где всего этого нет. В таких
местах учебная тропа помогает всесторонне
ознакомиться с привычными ландшафтами и
природными объектами. При этом так называемая
минимальная учебная тропа должна быть
спланирована таким образом, чтобы дать вполне
точное и достаточное представление о всей
посещаемой территории.
Тропа должна быть доступна в
транспортном отношении. Желательно, чтобы район
тропы часто посещался местным населением.
Маршрут лучше всего прокладывать по уже
сложившейся сети тропинок.
Как форма обучения, экологическая
тропа имеет ряд преимуществ перед традиционными
формами, т.к. она:
а) связана с посещением дикой природы;
б) предполагает активное приобретение знаний и
навыков;
в) не связана с обязательным посещением школы в
строго определенное время, следовательно,
снижается вероятность возникновения заранее
негативного настроя у учащихся.
Наша экологическая тропа
Выбранное место для разработки
маршрута нашей экологической тропы в
окрестностях Скитских прудов, как и положено,
отличается привлекательностью,
информативностью, сочетанием уникальности и
типичности ландшафта и включает участки,
нарушенные деятельностью человека. И, наконец,
добираться сюда достаточно удобно: за полчаса
пешком от школы.
Место
достаточно живописное – пойма реки Корбушки,
перегороженная в XVIII в. искусственной плотиной. В
результате образовалась система прудов,
называемых Скитскими. Берег реки с участком
луговой растительности полого спускается к
верхнему пруду. Разнообразия рельефу добавляет
заросший кустарником обрыв у берега среднего
пруда. На самом берегу находится липовая роща. В
мае–июне здесь много типичных для нашей
местности цветущих растений: герань, зеленчук,
лютик ползучий и одуванчик, яснотка и звездчатка,
вероника дубравная и многие другие. На открытых
местах открывается вид на блестящую водную гладь
прудов и сосновый бор на другом берегу. Место
очень красиво и популярно среди большинства
горожан.
Здесь на сравнительно небольшой
территории можно познакомиться с примером
водной экосистемы, увидеть луг и липовую рощу с
достаточно разнообразной травянистой
растительностью, характерной в основном для
широколиственного леса. Старожилы утверждают,
что роща реликтовая, а не искусственно
высаженная. Можно совершить экскурс в прошлое
нашего района. На этой территории находились
постройки, принадлежащие Троице-Сергиевой лавре,
а на прудах было организовано рыборазводное
хозяйство. В настоящее время следов построек на
той стороне прудов, где проходит тропа, не
сохранилось. Но рассказ об этом неизменно
вызывает интерес и удивление детей.
Это излюбленное место отдыха горожан.
Здесь же проходит большая автомобильная дорога.
В окрестностях Сергиева Посада практически нет
участков, не застроенных дачными поселками.
Поэтому антропогенная нагрузка на местность
достаточно высока, встречаются участки с
максимальной степенью дигрессии. Так как это
рекреационная зона, здесь происходит
несанкционированное мытье машин, жители
частного сектора выпасают домашний скот.
Отсутствие в окрестностях контейнерных площадок
для сбора мусора усугубляет загрязненность
участка. По большому счету это тропа
«экологических безобразий», где наряду с
природными объектами можно рассматривать и
последствия деятельности человека. И на этом мы
стараемся сделать акцент, чтобы ребята увидели
примеры взаимодействия человека и природы и
захотели принять участие в работе по ее
восстановлению и охране.
Продолжение следует
|