Г.И.ЛЕРНЕР
Окончание. См. № 6, 7, 8, 9/2007
Общая биология
Рабочая тетрадь для подготовки к
экзаменам
А9. Укажите тип скрещивания
между отдаленными формами, при котором исчезает
эффект гетерозиса:
Варианты ответа
1) АА х аа
2) АА х Аа
3) Аа х Аа
4) аа х аа |
Комментарий к ответу
Это скрещивание не относится к гетерозисным
формам
|
|
А10*. Г.Д. Карпеченко
установил взаимосвязь между:
Варианты ответа
1) полиплоидией и плодовитостью
2) гетерозисом и гетерозиготностью гибридов
3) индивидуальным отбором и урожайностью сорта
4) условиями среды и урожайностью сорта |
Комментарий к ответу
Верно
Эта зависимость установлена многими генетиками,
в том числе американцами Шеллом и Истом
Карпеченко этой проблемой не занимался |
|
А11. Полиплоидный гибрид
капусты и редьки был получен в результате:
Варианты ответа
1) случайного подбора полиплоидных форм
2) слияния двух соматических клеток и
последующего выращивания гибрида
3) многократными скрещиваниями капусты
4) искусственного удвоения хромосомного набора |
Комментарий к ответу
Такие формы в природе практически
отсутствуют, по крайней мере специально отыскать
их невозможно
Этот опыт был бы неудачен из-за отсутствия с
редькой и отбором нужных гибридов конъюгации
хромосом в мейозе и их кроссинговера |
|
В1. Закончите определение
Близкородственное скрещивание
называется _____________________________________
Ответ: |
В2. Закончите определение
Эффект гибридной силы при отдаленной
гибридизации называется _____________________
Ответ: |
В3. Соотнесите вид
гибридизации с его особенностями:
1. Межвидовая
гибридизация
2. Инбридинг |
а) частые скрещивания
могут привести к ослаблению потомства
б) частота гетерозигот повышается
в) уменьшается проявление рецессивных аллелей
г) появляются гетерозисные гибриды
д) скрещивание потомства ослабляет гетерозис
е) приводит к вырождению малых популяций |
Ответ: 1 - б, в, г; 2 - а, д, е. |
Зачет по теме: «Генетика и
селекция»
Вариант 1
А1. Укажите наиболее точное
определение понятия «селекция». Селекция – это:
1) отбор наиболее ценных для человека
пород животных и сортов растений
2) выведение человеком новых пород животных и
сортов растений
3) наука о культурных сортах растений и породах
животных
4) одомашнивание и отбор сортов растений и пород
животных |
А2. Главным фактором
одомашнивания растений и животных служит:
1) искусственный отбор
2) приручение
3) естественный отбор
4) дрессировка |
А3. Для повышения
разнообразия исходного материала в селекции
применяется:
1) массовый отбор
2) инбридинг
3) индивидуальный отбор
4) отдаленная гибридизация |
А4. Родиной оливы считается:
1) Индонезия
2) Средиземноморье
3) Африка
4) Южная Америка |
А5. Не способствует
получению разнообразного селекционного
материала:
1) инбридинг
2) искусственный мутагенез
3) отдаленная гибридизация
4) отбор диких форм для получения новых |
А6. Учение о центрах
происхождения культурных растений создал:
1) Т.Морган
2) И.Мичурин
3) Т.Лысенко
4) Н.Вавилов |
А7. Закон гомологических
рядов наследственной изменчивости вывел:
1) Г.Карпеченко
2) В.Ремесло
3) Б.Астауров
4) Н.Вавилов |
А8. Геном тутового
шелкопряда был изменен благодаря:
1) естественному отбору
2) искусственному мутагенезу
3) отдаленной гибридизации
4) гетерозису |
А9. Тритикале – это:
1) гибрид ржи и пшеницы
2) вид дрозофилы
3) сорт яблони
4) порода кур |
А10. Капредька – это гибрид,
имеющий в своем наборе:
1) 9 хромосом
2) 18 хромосом
3) 27 хромосом
4) 36 хромосом |
А11. Селекционер хочет
накопить в породе одинаковый аллель
определенного гена. Для этого он должен
применять:
1) отдаленную гибридизацию
2) искусственный мутагенез
3) инбридинг
4) создание полиплоидов |
А12. Селекционер хочет
быстро убедиться в том, что зрячий ирландский
сеттер, от которого будет получено потомство, не
несет рецессивного гена слепоты. Он должен:
1) скрестить его со зрячей
гетерозиготной собакой
2) скрестить сеттера со слепой собакой
3) скрестить его с гомозиготной зрячей собакой
4) посмотреть хромосомы пса под микроскопом |
В1. Дополните фразы:
1. Источником наследственных изменений в
чистых линиях служит ________________ изменчивость.
2. Явление усиления продуктивности при
отдаленной гибридизации называется _________________
3. Учение об искусственном отборе создал
____________________ |
В2. Определите
последовательность действий при выведении
нового сорта растения (Бере зимняя Мичурина).
1. Получение гибридов
2. Отбор лучших гибридов
3. Выращивание гибридов в особых условиях (холод)
4. Отбор родителей
5. Размножение нового сорта прививками |
С1. Что является
теоретической базой и результатом селекционного
процесса?
____________________________________________________________
|
С2. В чем заключаются
сходства и различия между селекцией и эволюцией?
_________________________________________________________
|
С3. Наибольшие перспективы
в создании сорта или породы связаны с
использование гомо- или гетерозиготных
организмов?
_________________________________________________________
|
Вариант 2
А1. Чистые линии растения
получают:
1) искусственным мутагенезом
2) самоопылением
3) перекрестным опылением
4) отбором растений по фенотипу |
А2. Основным критерием для
установления родства между видами является:
1) сходство фенотипов
2) генотипическое сходство
3) общие центры происхождения
4) сходство мутационных процессов |
А3. К Южно-Американскому
центру происхождения культурных растений
относится:
1) сорго и кунжут
2) капуста и брюква
3) бананы и хлебное дерево
4) арахис и картофель |
А4. И.В. Мичурин ввел в
практику метод:
1) искусственного мутагенеза
2) получения полиплоидов
3) отдаленной гибридизации
4) искусственного отбора |
А5. Заслуга Н.И. Вавилова
заключается в:
1) разработке методов получения новых
сортов растений
2) установлении закономерностей наследования
признаков
3) разработке способов одомашнивания животных
4) целенаправленном получении новых мутаций. |
А6. Причиной бесплодия
потомства отдаленных гибридов является:
1) нарушения в митозе
2) отсутствие мейоза
3) недееспособность гамет
4) отсутствие конъюгации и кроссинговера в мейозе |
А7. Полиплоидные формы
капусты создал:
1) И.Мичурин
2) Г.Карпеченко
3) Н.Вавилов
4) Б.Астауров |
А8. Отдаленные гибриды,
полученные И.Мичуриным:
1) не размножаются
2) размножаются только половым путем
3) размножаются только вегетативно
4) свободно размножаются любыми путями |
А9. Укажите неправильное
утверждение:
1) ионизирующее излучение является
мутагеном
2) большинство мутаций неблагоприятно для
организмов
3) мутантный организм становится сразу
родоначальником сорта
4) полиплоидные сорта обладают плодовитостью и
урожайностью |
А10. Озимую пшеницу
Мироновская 808 вывел:
1) П.Лукьяненко
2) В.Ремесло
3) А.Шехурдин
4) М.Иванов |
А11. Результатом мутаций
является обязательное изменение:
1) фенотипа
2) генотипа
3) фенотипа и генотипа
4) количества хромосом в клетке |
А12. К геномным мутациям
относится:
1) замена кодона в триплете
2) выключение гена из работы
3) образование диплоидных гамет
4) поворот участка хромосомы на 180о |
В1. Завершите определение
Близкородственные роды и виды благодаря
большому сходству их генотипов обладают сходной
наследственной изменчивостью. Эта
закономерность известна как
________________________________________________________________ |
В2. Установите соответствие
между открытиями и их авторами
Открытия
1. Законы сцепления генов в хромосоме
2. Получение полиплоидных форм
3. Получение новых сортов подсолнечника |
Авторы
а) А.В. Пустовойт
б) Б.Т. Морган
в) В.Г. Карпеченко |
|
А2. Укажите неправильное
утверждение:
1) мутации всегда полезны
2) модификации, как правило, полезны
3) мутации могут быть вредными, безразличными и
полезными
4) комбинации генов не изменяют их структуры |
С1. Что такое инбридинг и
гетерозис? Какое значение они имеют в селекции?
_________________________________________________________
|
С2. В каком случае метод
отдаленной гибридизации может привести к успеху?
__________________________________________________________
|
С3. С чем связано желание
селекционеров выводить множество новых сортов
давно известных культурных растений –
картофеля, пшеницы, ржи и т.д.?
__________________________________________________________
|
ОТВЕТЫ
Вариант 1
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
3 |
1 |
4 |
2 |
1 |
4 |
4 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
Часть В
В1. 1. Мутационная. 2. Гетерозисом. 3.
Ч.Дарвин. В2. 4, 1, 3, 2, 5.
Часть С
С1. Элементы ответа: роль
генетики в селекции, результаты селекции
растений, животных, бактерий. С2. Элементы
ответа: виды и характер действия отбора в
процессе эволюции и селекции. С3. Элементы
ответа: необходимо подумать о причинах
разнообразия, урожайности, повышения
продуктивности.
Варинт 2
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
2 |
2 |
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Часть В
В1. Закон гомологических рядов
наследственной изменчивости. В2. 1 – б, 2 – в, 3
– а.
Часть С
С1. Элементы ответа: нужно
соотнести данные понятия с гетеро- или
гомозиготностью и выяснить значение скрещивания
особей с различными генотипами для селекции. С2.
Элементы ответа: необходимо вспомнить о
закономерностях конъюгации хромосом в мейозе и
кроссинговере, после чего объяснить явление, при
котором отдаленные гибриды могут оказаться
плодовитыми. С3. Элементы ответа: нужно
привести собственные доводы о пользе
разнообразия сортов для человека.
|