ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 2007

А.В. ТИМОФЕЕВА,
учитель биологии СААШ «Марина»,
г. Москва

Информационные технологии – друзья или враги?

…происходит эволюция универсальной информационной сети,
способной связать воедино всех людей.
Речь идет о наступлении нового века.
Технология предлага-ет нам намного более значительные
информационные и коммуникационные ресурсы.
Эти ресурсы столь велики, что очевидно:
мы вступаем в новую эру – информационный век.

У.Дайзард

«Информационные технологии» – этот термин все чаще встречается на страницах газет, научно-популярных статей и книг, в радио- и телепередачах.

Широкое распространение информационные технологии получили в системе образования. Они воздействуют на все этапы процесса образования: на то, как мы учимся, что мы знаем и откуда мы получаем знания и информацию, а также на последовательную цепочку получения и усвоения нового знания – от обычных заданий до исследовательских проектов.

Все это открывает для педагога новые возможности в образовательном процессе. Учитель должен владеть методами и технологиями поиска, передачи, обработки и анализа информации.

Использование информационных технологий в процессе обучения позволяет повысить интерес и расширить кругозор учащихся по предмету, изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможности ученика посредством смены видов деятельности на уроке.

Использование возможностей компьютерных технологий открывает доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно-методическими материалами, развивает творческие способности учащихся.

В своей работе я использую следующие образовательные технологии:

– традиционные (учебник, лабораторные работы, наглядный материал);
– компьютерные (диски, презентации, мультимедийные пособия);
– интернет-технологии (интернет – как глобальный информационный источник; e-mail – как средство обмена информацией; школьный сайт – как локальный источник информации).

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнана, наглядность обучения – это один из основных принципов дидактики. Достижению целей наглядности обучения в немалой степени может способствовать применение компьютера и новых образовательных технологий. Такой подход превращает компьютер в инструмент познания. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио- и видеоинформации резко повышает качество учебного процесса.

Напомню, что у детей более развиты зрительная и эмоциональная память. Презентации, готовые видеофрагменты с коммерческих компакт-дисков позволяют создавать эмоционально насыщенные, зрелищные мультимедийные уроки для учащихся всех возрастов.

Всем известно, что учащиеся, независимо от возраста, воспринимают материал лучше, когда они активно вовлечены в процесс обучения. Вовлечению учащихся в изучение предмета в большой степени способствует именно зрелищность изучаемого материала.

Существенным ограничением применения данных продуктов является преобладание текстовой информации на экране. Разнообразие програмных средств учебного назначения дают возможность выбора в зависимости от целей и задач конкретного урока или даже этапов урока. Коммерческие компьютерные продукты я использую в основном как материалы для самостоятельной работы учеников, а при создании уроков-презентаций широко применяю интерактивные модели.

Процесс обучения не должен сводиться к преподнесению готовых истин и простому перекладыванию знаний из одной головы в другую, он предполагает открытый диалог. Необходимо использовать такие методы и приемы, которые стимулируют ученика к сотрудничеству, позволяют развивать непроявленные, скрытые, таланты ребенка. Для этого и необходим диалог между учителем и учеником, основанный на принципах уважения, сотрудничества, сотворчества.

Мой диалог с детьми – это сотрудничество при выполнении творческой учебной работы по предмету или разработка и выполнение этапов исследовательских проектов. Пространством для организации подобного диалога становится и стремительно развивающаяся международная информационная сеть Интернет.

Но польза от применения информационных технологий – это одна сторона медали… Обратная сторона – это здоровье! Результаты многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют, что 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, причем 50% из них приходится на приобретенные заболевания.

В формировании здоровья детей наряду с другими участвуют и факторы учебного процесса. Это и неправильное естественное и искусственное освещение, неправильная посадка за партой, несоблюдение режима учебных занятий в школе и дома… В последние годы к ним добавился и стал одним из важнейших новый фактор – влияние компьютера.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

– воздействие электромагнитного излучения монитора;
– утомление глаз, нагрузка на зрение;
– перегрузка суставов кистей;
– стресс при потере информации.

По некоторым данным, воздействие электростатических и электромагнитных полей компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечно-сосудистой системах подопытных животных, ухудшают процесс запоминания и выработку новых условных рефлексов. При длительной работе с компьютером у некоторых школьников отмечаются психические расстройства, повышается раздражительность, появляются нарушения сна, головные боли и депрессивные состояния, снижается работоспособность. Компьютеры оказывают неблагоприятное влияние на санитарное состояние воздуха и показатели микроклимата в рабочем помещении. Поэтому время их работы необходимо ограничивать.

Работа на компьютере происходит в позе, связанной с повышенной нагрузкой на некоторые группы мышц, в результате чего могут появляться боли в шейном и грудном отделах позвоночника.

Учитель всегда чувствует, когда дети устали, пропадает интерес к уроку, внимание становится рассеянным и необходимо предпринять все возможные методы и приемы, в том числе эмоциональные паузы и физкультминутки, чтобы помочь ребятам сконцентрироваться.

Успешному использованию новых информационных технологий в процессе обучения будет способствовать широкий обмен опытом между преподавателями. Как говорил известный математик и педагог Д.Пойа, «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru