С.Н. БОНДАРЬ,
учитель биологии и экологии МОУ «СОШ № 18»,
г. Бийск
Предпрофильный курс «Секреты
здоровья»
Предпрофильный курс предназначен для
углубления знаний учащихся 9-х классов по
биологии человека и ознакомления их с широким
кругом проблем, связанных со здоровым образом
жизни. Материал курса, основанный на современных
научных данных, будет интересен всем, кто дорожит
своим здоровьем, хочет повысить
работоспособность и продлить активную жизнь.
Предлагаются различные диеты, сведения о
самомассаже, методы самоконтроля и
психорегуляции, а также комплексы упражнений,
помогающих сохранить стройную фигуру.
Цель курса: познакомить учащихся с
основами здорового образа жизни человека,
выработать у них навыки контроля над своим
здоровьем. Для реализации этой цели необходимо
углубить теоретические знания учащихся по
биологии человека; научить их пользоваться
научной и научно-популярной литературой,
справочниками; развить умения и навыки,
связанные со здоровым образом жизни и правилами
общения.
Задачи курса:
– сформировать навыки составления диет
на основе энергетических затрат и
энергосодержания пищевых продуктов;
– познакомить с основами самомассажа;
– познакомить с методами самоконтроля и
психорегуляции;
– научить упражнениям, способствующим
нормализации массы тела, помогающим сохранить
стройную фигуру.
Методы работы:
– проблемные лекции;
– объяснительные рассказы-беседы;
– лабораторные работы по составлению
разгрузочных и специальных диет;
– самостоятельная работа с книгой по заданию
учителя;
– иллюстративно-практическая работа:
демонстрация учителем комплексов упражнений и
выполнение их учащимися.
Формы проверки и оценки ЗУН:
– фронтальный опрос (беседа);
– индивидуальная проверка;
– уплотненный опрос;
– применение полученных знаний в различных
ситуациях;
– тестовые задания и логические вопросы после
каждого занятия.
Учебно-тематическое планирование
1. Вводное занятие. Сущность и задачи
курса «Секреты здоровья». Лекция «Ваше здоровье
– в ваших руках» (1 ч).
2. Диеты: а) разгрузочные; б) лечебные
разгрузочные. Лабораторные работы по
составлению разгрузочных и специальных лечебных
диет (2 ч).
3. Полноценное питание.
Иллюстративно-практическая работа по изучению
рецептов и приготовлению блюд (1 ч).
4. Препараты, регулирующие обмен веществ
и повышающие работоспособность. Поливитаминные
препараты. Объяснительный рассказ (1 ч).
5. Упражнения, способствующие похудению:
а) для лица, шеи, талии; б) для прямых мышц живота и
бедер. Иллюстративно-практическая работа,
комплексы упражнений (2 ч).
6. Дозированная ходьба и оздоровительный
бег. Самостоятельная работа с литературой,
рекомендованной учителем (1 ч).
7. Сам себе лекарь (методика самомассажа).
Изучение техники и приемов самомассажа и их
воздействия на организм (2 ч).
8. Системы естественного дыхания.
Приобретение теоретических и практических
навыков (1 ч).
9. Психологическое самовоздействие: а)
концентрация внимания и расслабление мышц; б)
самовнушение. Аутогенная тренировка.
Иллюстративно-практическая работа (2 ч).
10. Хорошее настроение: а) зарядка на весь
день – комплекс гимнастических упражнений; б)
сон – источник бодрости. Работа с дополнительной
литературой (2 ч).
11. Народная медицина. «Круглый стол»:
«Можно ли обойтись без лекарств?» (1 ч).
Вводное занятие. «Ваше здоровье в ваших
руках»
Цели. Познакомить учащихся с
программой курса «Секреты здоровья», основными
направлениями работы, целями и задачами.
Обосновать актуальность данной программы в
рамках учебного процесса.
Оборудование: дополнительная литература,
высказывания известных людей о здоровье и
долголетии, анкеты для оценки психологического
здоровья учащихся.
Ход занятия
1. Лекция
Современники А.С. Пушкина писали, что он
был крепкого сложения, мускулистый, гибкий. Этому
способствовала гимнастика. Л.Н. Толстой
увлекался ездой на велосипеде, на лошади. В 82 года
он совершал прогулки верхом по 20 и более верст за
день. В 70 лет Толстой побеждал в беге на коньках
молодежь, гостившую в Ясной Поляне. Он писал: «При
усидчивой умственной работе без движения и
телесного труда сущее горе. Не походи я, не
поработай я ногами и руками в течение хоть одного
дня, вечером я уже никуда не гожусь; ни читать, ни
писать, ни даже внимательно слушать других,
голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и
ночь проводится без сна».
Сегодня человечество проходит
«испытание комфортом»: мы владеем большим
количеством информации, больше успеваем, но и
больше устаем.
Достижения науки и техники, современная
организация учебного процесса резко увеличивают
нагрузки на нервную систему. Добавим к этому и
постоянно сопутствующие факторы риска:
недостаток движения, переедание, порождающие
многие хронические заболевания. А есть еще
курение, алкоголь, наркотики…
Приведу некоторые эпидемиологические
данные, касающиеся злоупотребления
психотропными веществами в России.
В 1998 г. в медицинских учреждениях России
состояло на учете более 42 тыс. подростков,
употребляющих наркотики и другие психотропные
вещества, что составляет почти 630 человек на
каждые 100 тыс. подростков. Особенно страшно, что
резко увеличилось число подростков, у которых
уже развилась зависимость от наркотиков. Если в
1988 г. среди подростков, употребляющих
наркотические и токсические вещества, было
меньше 4% больных наркоманией, то в 1998 г. эта доля
составила уже 16%.
По данным наркологического учета,
уровень заболеваемости наркоманией среди
подростков в 2 раза выше, чем среди всего
населения, а токсикоманией – в 8 раз.
Подрастающее поколение – наиболее уязвимая
часть общества в части употребления наркотиков и
других психотропных веществ. За истекшее
десятилетие распространенность наркомании
среди подростков не только возросла, но и
качественно изменилась: увеличилась доля
подростков со сформированной тяжелой
наркозависимостью.
Детей, страдающих наркоманией,
токсикоманией или употребляющих наркотики или
токсические вещества, стали регистрировать в
отчетах наркологических учреждений в 1993 г. И в
том же году было учтено 12 детей с диагнозом
«наркомания», 84 – с диагнозом «токсикомания», 252
– употребляющих наркотики и более 1000
употребляющих токсические вещества.
В наши дни подростку как никогда нужны
сила воли и настойчивость для преодоления
опасностей, угрожающих здоровью. Каждый должен
стремиться быть здоровым.
Регулярные физические упражнения,
рациональное питание активизируют процессы
обмена веществ, укрепляют нервную и другие
системы, оздоравливают весь организм, повышают
его устойчивость и жизнеспособность, избавляют
человека от лишнего веса. Если вы твердо решили
начать борьбу за здоровье, то начните ее сегодня,
не откладывая на завтра.
2. Беседа с учащимися
Обсудите, как понимать следующие
высказывания.
«Счастье входит через руки, а не через
глаза».
«Воздержание и труд – вот два истинных
врача человека» (Ж.-Ж. Руссо).
«Кто не ценит жизнь – тот ее недостоин»
(Леонардо да Винчи).
«Ничто так не истощает и не разрушает
человека, как продолжительное физическое
бездействие» (Аристотель).
Когда-то древние греки высекли на камне:
«Хочешь быть здоровым – бегай.
Хочешь быть красивым – бегай.
Хочешь быть умным – бегай».
3. Проведение теста «Оценка
психологического здоровья учащихся» (по
Смирнову)
Такие критерии психологического
здоровья школьников, как распространенность
астеноневротических, дискомфортных
(дезадаптационных) состояний, уровни
напряженности, тревожности, дистресса и др.,
отражают уровень психологической адаптации
учащихся.
Для оценки уровня напряженности школьникам
раздаются листы с вопросами, а ответы они
записывают на специальном бланке. Анкетирование
лучше проводить психологу, а не классному
руководителю. На каждый вопрос возможны 3
варианта ответов: «да», «нет», «не знаю».
Анкета
1. У меня редко бывают головные боли
после длительной и напряженной работы.
2. Меня ничто не может вывести из
хорошего расположения духа.
3. Невыполненные задания или неудачи на
контрольных работах меня не сильно волнуют.
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного
сердцебиения перед контрольной работой или
устным ответом, даже если я не уверен в своих
силах.
5. Я захожу в класс, где принимают зачет
или экзамен, в числе первых и не задумываюсь над
выбором билета.
6. Мне не требуется времени на
обдумывание дополнительного вопроса, заданного
учителем после моего ответа.
7. Насмешки одноклассников не портят мое
настроение.
8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во
сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
9. В коллективе я чувствую себя легко и
непринужденно.
10. Мне легко организовать свой рабочий
день; я всегда успеваю сделать то, что
спланировал.
11. Мне трудно сосредоточить внимание на
уроке.
12. Отступление преподавателя от
основной темы занятий сильно отвлекает меня.
13. Меня постоянно тревожат мысли о
предстоящей контрольной работе или экзамене.
14. Порой мне кажется, что мои знания по
тому или иному предмету ничтожны.
15. Отчаявшись выполнить какое-либо
задание, я обычно «опускаю руки».
16. Я не успеваю усваивать учебный
материал, и это вызывает чувство неуверенности в
себе.
17. Я болезненно реагирую на критические
замечания учителя.
18. Неожиданный вопрос учителя чаще всего
приводит меня в замешательство.
19. Меня сильно беспокоит мое положение в
классе.
20. Я безвольный человек, и это отражается
на моей успеваемости.
21. Я с трудом сосредоточиваюсь на
каком-либо задании или работе, и это раздражает
меня.
22. Несмотря на уверенность в своих
знаниях, я испытываю страх перед контрольной
работой, зачетом и экзаменом.
23. Порой мне кажется, что я не смогу
усвоить всего учебного материала.
24. Во время ответа меня смущает
необходимость отвечать перед классом.
25. Возможные неудачи в учебе тревожат
меня.
26. Во время выступления или ответа я от
волнения могу начать заикаться.
27. Мое состояние во многом зависит от
успешного выполнения учебных заданий.
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу
из-за пустяков и потом сожалею об этом.
29. Микроклимат в классе очень влияет на
мое состояние.
30. После спора или ссоры я долго не могу
успокоиться.
Обработка результатов опроса
За каждый из ответов «нет» на вопросы
1–10 и ответов «да» на вопросы 11–30 начисляется по
одному баллу, за каждый ответ «не знаю» дается
половина балла. Затем все баллы суммируются.
Интерпретация результатов:
– менее 12 баллов – относительное
благополучие;
– 12–19 баллов – зона риска, необходимы
дополнительные исследования, желательна
консультация специалиста;
– 20 и более баллов – неблагополучие (повышенный
уровень напряженности), необходима консультация
специалиста.
Наряду с оценкой напряженности важным
показателем психологического здоровья
школьников является уровень тревожности. Для его
оценки могут быть использованы шкала
тревожности Сирса и методика оценки школьных
ситуаций Кондаша.
Занятие по теме: «Хорошее настроение.
Зарядка на весь день»
Цель: поднять настроение на целый
день, чтобы все получалось.
Задачи: научиться контролировать
свой эмоциональный и физический настрой.
Оборудование: коврик и стул для
выполнения упражнений (помещение перед занятием
нужно проветрить).
Ход занятия
1. Настроение начинается с утра.
Тренируем состояние хорошего настроения.
Настроение – общее эмоциональное
состояние человека, окрашивающее его поведение и
процессы, протекающие в его психике.
Голос звучит естественно, красиво, когда
все хорошо.
Лицо – зеркало состояния души человека.
Часто зеркало становится кривым, отражая
излишнюю серьезность, значительность,
пренебрежение.
Улыбка способствует выделению гормона
эндорфина, обеспечивающего уверенное, бодрое
настроение.
В ходе работы над собой у вас будет
меняться и выражение лица, и манера поведения, и,
конечно, настроение.
При приподнятом настроении вы спокойны,
уверенны, руки не совершают никаких лишних
движений; плечи расправлены, вы становитесь как
бы выше ростом.
Надо систематически тренировать
состояние, свойственное хорошему настроению:
выражение лица, голос, особенности поведения.
2. «Встал с левой ноги...» – значит, целый
день все идет неправильно, наперекосяк.
Утренняя гимнастика – это не только
физические упражнения, не только помощь
организму в переходе от сна к активной
деятельности. Это еще и способ эмоциональной
зарядки на весь день. Каждое упражнение не только
дает специальную нагрузку на мышцы, не только
улучшает кровообращение, обмен веществ, но и
влияет на ту или иную функцию организма,
способствует оптимизации его работы. Осознавая
смысл и назначение каждого движения, мы
формируем свое самочувствие.
Комплекс упражнений «Гимнастика
настроения»
Потягивание. Ноги на ширине плеч.
Поднять руки и сделать отталкивающее движение.
Мысленно поднять вверх груз, находящийся прямо
над вами. Поднять руки в стороны и начать
отталкивать мнимое препятствие, находящееся
справа и слева. Опустить руки и как бы
оттолкнуться от препятствия внизу перед собой,
затем сзади.
Разгибание. Вытянуть руки перед
собой, ладони развернуть вперед и максимально
развернуть в лучезапястных суставах, пальцы при
этом непроизвольно сгибаются. Представьте, что
вы с усилием раздвигаете воображаемые дверцы.
Отталкивание руками и ногами сидя. Сидя на
стуле или диване, поднять ноги, выпрямить их и
согнуть в голеностопных суставах, как бы
отталкиваясь от воображаемого препятствия
пятками, кончики пальцев ног тянуть на себя. Руки
вытянуть вперед, основание ладоней согнуть.
Можно усилить нагрузку разведением и сведением
пяток и носков.
Отталкивание руками и ногами стоя. Положение
– стоя на полу, ноги на ширине плеч, руки опущены.
Поднимая правую ногу вверх, развернуть стопу
носком внутрь. Одновременно медленно делать
отталкивающее движение вперед пяткой и правой
рукой. Повторить упражнение для левых ноги и
руки.
Тренировка мышц лица. Ноги на ширине
плеч, руки на поясе. Наклоны назад при вдохе
(напрягаются все мышцы лица). На выдохе
наклоняйтесь вперед (все мышцы лица
расслабляются).
Встряхивание. Встать прямо, руки
опустить, ноги на ширине плеч. Слегка подняться
на носки и опуститься на всю ступню. Можно
сделать небольшие подскоки на носках.
Все упражнения выполнять по 6–8 раз. На
это уходит обычно 15–20 мин. После зарядки
обязательно принять душ.
Хорошее настроение будет сопутствовать
вам в течение всего дня.
Литература
1. Агаджанян Н.А., Каткова А.Ю. Резервы
нашего здоровья. – М.: Знание, 1981.
2. Алексеев Б.Д. Природа и косметика.
– Ставропольское книжное изд-во, 1985.
3. Васильева З.А. Резервы здоровья. –
Л.: Медицина, 1981.
4. Иванченко В.А. Секреты вашей
бодрости. – М.: Знание, 1986.
5. Клявина А.А. Обед на каждый день. –
М.: Агропромиздат, 1988.
6. Матвеева Н.А. и др. Состояние
здоровья детей и подростков в условиях
неблагоприятного действия окружающей среды. –
Нижний Новгород, 1991.
7. Сидоров А.П. Здоровье. – М.: Физкультура и
спорт, 1990.
|