Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

В. Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии МОУ «СОШ № 7»,
г. Ноябрьск, ЯНАО

Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

Элективные курсы

Пояснительная записка

Элективные курсы «Микология» и «Биогеоценоз кораллового рифа» предназначены для учащихся, интересующихся биологией, экологией и планирующих поступать в учебные заведения биологического и экологического профиля: медицинские, ветеринарные, сельскохозяйственные, пищевые и др.; а также работать в сфере пищевой и микробиологической промышленности.

Курсы могут быть использованы в ходе как предпрофильной (в 9-х классах), так и профильной подготовки – в классах естественнонаучного, химико-биологического и медицинского профиля.

Практическая часть каждого курса предполагает выполнение учащимися ряда практических работ с использованием типового школьного оборудования кабинета биологии.

Для повышения уровня мотивации к изучению курса предлагается театрализация – постановка спектаклей соответствующей тематики, включающая подготовку костюмов и декораций, вокальных номеров, запись музыки и фонограмм, репетицию сцен и собственно спектакль. Постановка спектакля предполагает использование технического оборудования актового зала (сцена, магнитофон, микрофоны, синтезатор и т.п.).

Театрализация позволяет обеспечить:

– реализацию креативных способностей учащихся;
– более глубокое усвоение учебного материала путем вчувствования в изучаемый объект;
– деятельностный подход к содержанию образования;
– логическое завершение изучаемого курса.

Курсы предусматривают классно-урочную и лекционно-практическую системы, а также личностно-ориентированную методическую систему «Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии».

Предлагаемые курсы рассчитаны не менее чем на 1 ч в неделю. Они могут быть использованы:

– как отдельные элективные курсы;
– как факультативные курсы для расширения и углубления ЗУНов, если на изучение профильного курса «Биология» отводится 5 и более часов в неделю;
– как элемент внеклассной работы по предмету в системе дополнительного образования учащихся, способствующий социализации личности.

При реализации программ курсов целесообразно:

– адаптировать учебный материал и ранжировать глубину его изучения в зависимости от степени подготовленности аудитории – но не в ущерб научности;
– в курсе «Микология» предельно ориентировать содержание на практическое применение;
– сместить акценты с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного поиска необходимых знаний, создания творческих и научно-исследовательских проектов и т.д.;
– соединять личностный подход в изучении курса с «неличностными» путем интеграции предметов главной целевой ориентации: личности ученика и ЗУНов с использованием деятельностного подхода в обучении;
– уделять больше внимания процессам целеполагания, рефлексии и вчувствования. Понятие «вчувствование» на этапе рефлексии тождественно философской категории «внутреннее» – склонности человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира, ассимилировать их, наделять смыслом, включать в круг ценностей, обнаруживая их сущность, делать привлекательными или возбуждающими интерес. Вчувствование является особой формой усвоения, которая, в отличие от умственного постижения или понимания, стремится оценивать изучаемые объекты по достоинству, считать их равными по значимости человеку и перед присвоением не видоизменять (с каким-либо намерением или целью), не подделывать, не улучшать их сущности;
– сочетать аналитическую деятельность с синтетической, что способствует не просто усвоению знания, а личностному присвоению его;
– оценивать эффективность усвоения программы по развитию интереса к предмету, сформированности базовых знаний о биотических и антропогенных факторах среды, развитию общенаучных, специальных и творческих умений учащихся.

Микология

Актуальность курса определяется значимостью понимания школьниками роли грибов как микоризообразователей в биогеоценозах, возможных перспектив практического применения грибов в пищевой и перерабатывающей промышленности, в качестве объекта фундаментальных исследований в биохимии, биофизике, генетике, физиологии, микробиологии, биотехнологии, а также недостаточностью учебного материала по теме в имеющихся ныне учебных комплектах по биологии.

Цель курса: изучить особенности грибов как особой формы организации жизни.

Задачи курса:

– рассмотреть грибы с позиций экосистемного подхода;
– выявить положительную и отрицательную роль грибов в жизни человека;
– развивать умения изучать организмы научными методами (наблюдение, измерение, микроскопирование);
– развивать эмоционально-личностное отношение учащихся к изучаемым биологическим объектам;
– развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся.

В теоретической части курса раскрывается общая характеристика грибов как самостоятельного царства живой природы. Содержание построено в соответствии с дедуктивным принципом – от общего к частному. Особый интерес представляет биология микроскопических грибов, в частности таких малоизученных представителей этой группы, как слизевики (миксомицеты). Особый акцент сделан на использовании плесневых грибов в промышленности при производстве многих видов лекарств, биологически активных веществ, на значении этих организмов для биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства. Эта часть элективного курса может быть применена и в курсе биологии 11-го класса при изучении темы «Основы биотехнологии». Занятия по изучению грибов-паразитов помогут разобраться в их сложном цикле развития и роли промежуточных хозяев в этом процессе, а также в причинах, которые привели к возникновению паразитизма среди грибов. В содержании курса с современных позиций рассматриваются практические аспекты использования некоторых грибов-паразитов в медицинских целях. При изучении шляпочных грибов основной упор делается на научении учащихся распознавать съедобные и ядовитые грибы.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:

– особенности биохимии, морфологии, ультра-структуры, размножения и развития грибов как самостоятельного царства живых организмов;
– систематику грибов;
– особенности взаимодействия грибов с другими компонентами экосистем;
– значение грибов в природе и жизни человека;
– основные проблемы и направления развития современной микологии.

Учащиеся должны уметь:

– различать съедобные и ядовитые грибы на рисунках и в природе;
– определять различные виды грибов на микропрепаратах, муляжах, рисунках, таблицах;
– выращивать плесневые грибы;
– изучать жизненный цикл микроскопических грибов при помощи метода световой микроскопии и гистохимического метода;
– изучать жизненный цикл гриба методом наблюдения;
– изучать структурно-функциональную организацию гриба методом вскрытия и наблюдения;
– проводить простейшие опытно-экспериментальные исследования;
– представлять биологические объекты способом театрализации.

Содержание курса

I. Теоретическая часть

Тема: «Введение»

Микология как наука. Общие аспекты микологии. Жизненные потребности и образ жизни грибов. Экологические аспекты микологии. Симбиоз и паразитизм. Лишайники как пример мутуализма гриба и водоросли. Микориза как пример мутуализма высших растений и грибов. Эктомикориза. Везикулярно-арбускулярная микориза. Другие виды микоризы (вересковые, орхидные). Паразитизм. Сапробиоз. Специфические потребности (питательные вещества, температура, свет, прочие факторы). Географическое распространение. Проявления жизнедеятельности грибов.

Тема: «Морфология и ультраструктура»

Онтогенез грибов, две основные фазы: вегетативная и репродуктивная. Вегетативные структуры (таллом из гиф, почкующиеся клетки, амебоидные клетки, жгутиковые клетки). Органеллы грибной клетки (ядро, митохондрии, рибосомы, микросомы, жгутики, клеточная стенка и др.). Дифференцировка таллома. Стадии развития грибов. Особые органы вегетативного таллома (апрессории, гифоподии, ловчие гифы, другие органы прикрепления, инфекционные и перфорационные гифы, столоны, синемы, ризоморфы, гаустории). Органы репродуктивной фазы (анаморфы и телеоморфы).

Тема: «Биохимия грибов»

Нуклеиновые кислоты. Белки. Полисахариды. Липиды. Фосфолипиды. Превращения питательных веществ. Ростовые вещества и микроэлементы. Витамины. Сидерамины. Вторичный метаболизм.

Тема: «Размножение грибов»

Гаплоидные грибы. Диплоидные грибы. Внехромосомная наследственность. Мутации. Гетерокариоз. Парасексуальность.

Тема: «Систематика грибов и грибоподобных протистов»1

Царство Грибы.
Подцарство Миксомицеты, или Слизевики. Класс Миксомицеты, или Настоящие слизевики. Сапротрофные слизевики (ликогала, фулиго), паразитические слизевики (плазмодиофоры), акаразиевые слизевики.
Подцарство Настоящие грибы. Отдел Оомицеты (фитофтора).
Отдел Настоящие грибы. Класс Хитридиомицеты. Класс Зигомицеты (мукор). Класс Аскомицеты, или Сумчатые грибы (дрожжи, спорынья). Класс Базидиомицеты (головневые, ржавчинные грибы; шляпочные грибы: шампиньон, мухомор, сыроежка, рыжик, белый гриб, подосиновик, подберезовик, масленок и др.; трутовики). Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы (пеницилл, аспергилл, хищные гифомицеты).
Отдел Лишайники.

Тема: «Прикладная микология»

Практическое применение грибов. Грибы на службе у человека. Съедобные грибы. Сбор и использование. Выращивание грибов. Ядовитые грибы. Профилактика отравлений.

Биотехнологические аспекты микологии. Рециклизация. Ферментационные процессы с использованием грибов в пищевой (пивоварение, хлебопечение) и микробиологической промышленности (антибиотики, ферменты, витамины, белок одноклеточных организмов и др.).

Грибы как патогены вредителей растений (метаризиум, септобазидиум, артроботрис). Вред грибов и его предотвращение. Порча пищевых продуктов. Разрушение грибами древесины. Разрушение текстиля.

Грибы как возбудители болезней растений. Формы паразитизма (экто- и эндопаразитизм, микро- и макропаразитизм). Выбор хозяина и органоспецифичность. Патогенез. Предотвращение и снижение ущерба.

Грибы как возбудители болезней человека и животных. Мицетизм (микотоксикоз), микогенная аллергия, микозы. Профилактика и терапия.

II. Практическая часть

  • Практическая работа № 1. Класс Оомицеты. Изучение гриба-паразита фитофторы.

  • Практическая работа № 2. Класс Зигомицеты. Изучение мукора.

  • Практическая работа № 3 (1). Класс Аскомицеты. Изучение дрожжей.

  • Практическая работа № 3 (2). Класс Аскомицеты. Изучение сморчка съедобного.

  • Практическая работа № 4 (1). Класс Базидиомицеты. Изучение шампиньона съедобного.

  • Практическая работа № 4 (2). Класс Базидиомицеты. Изучение белого гриба.

  • Практическая работа № 4 (3). Класс Базидиомицеты. Изучение головневых грибов на примере твердой головни пшеницы и пыльной головни овса.

  • Практическая работа № 4 (4). Класс Базидиомицеты. Изучение ржавчинных грибов на примере линейной ржавчины.

  • Практическая работа № 4 (5). Класс Базидиомицеты. Изучение трутового гриба.

  • Практическая работа № 5. Класс Дейтеромицеты. Изучение пеницилла.

  • Опытно-исследовательская работа № 1. Изучение условий, необходимых для движения слизевика.2

  • Опытно-исследовательская работа № 2. Определение скорости движения слизевика.

  • Опытно-исследовательская работа № 3. Образование плодовых тел миксомицетов.

  • Опытно-исследовательская работа № 4. Определение видового состава и возраста «ведьминых кругов».

III. Театрализация

Постановка спектакля «Новеллы о грибах» в трех частях: «Грибы микроскопические», «Грибы-паразиты», «Грибы шляпочные» (сценарии были опубликованы в газете «Биология» № 5–6, 13/1997 и частично в «Библиотечке «Первого сентября»» № 2/2005).

Литература

Бигон М., Харнер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. Т. 1. – М.: Мир, 1989.

Жизнь растений. Т. 2. Грибы – М.: Просвещение, 1976.

Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология: Флора. Экспериментальный учебник для учащихся VII классов. – М.: МИРОС, 1994.

Мишустин Е.Н., Емцев В.Г. Микробиология. – М.: Агропромиздат, 1987.

Мюллер Э., Дёффлер В. Микология. – М.: Мир, 1995.

Соколова Н.П. Практикум по ботанике. – М.: Агропромиздат, 1990.

Рягин С.Н. Организменный уровень организации жизни: Программа элективного курса. – Омск: ООИПКРО, 2003.

Смелова В.Г. Факультативный курс «Микология» // Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии. Программы факультативных курсов. Ч.2. – Салехард, ЯНАОИУУ, 2001 г., с. 4–7.

Смелова В.Г. Новеллы о грибах. – Там же, с. 8–43

Биогеоценоз кораллового рифа

Актуальность курса определяется значимостью воспитания экологического мышления у учащихся средней школы, возможностью интеграции знаний, полученных на уроках биологии при изучении тем раздела «Животные»: «Тип Кишечнополостные»; «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», «Тип Хордовые. Класс Рыбы»; а также недостаточностью учебного материала по теме в имеющихся ныне учебных комплектах по биологии.

Цель курса: изучить на примере сообщества кораллового рифа многообразие взаимоотношений живых организмов в биогеоценозе.

Задачи курса:

– рассмотреть биогеоценоз кораллового рифа с позиций экосистемного подхода;
– выявить многообразие взаимоотношений живых организмов в биогеоценозе;
– развивать умения изучать организмы научными методами (наблюдение, измерение, микроскопирование);
– развивать эмоционально-личностное отношение учащихся к изучаемым биологическим объектам;
– развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся.

В теоретической части курса раскрывается общая структура взаимоотношений в биогеоценозе. Содержание построено в соответствии с дедуктивным принципом – от общего к частному. Большой интерес представляет взаимосвязь особенностей внешнего и внутреннего строения представителей фауны кораллового рифа с многообразием типов их взаимоотношений в экосистеме. В качестве системообразующего процесса принято равновесное состояние популяций биогеоценоза кораллового рифа. В содержании курса экология организмов (на примере экосистемы кораллового рифа) рассматривается с современных позиций, с акцентом на адаптации и взаимодействия.

В результате изучения программы курса учащиеся должны знать:

– определение понятия «биогеоценоз» как биологической системы определенного уровня;
– классификацию организмов на основе различных признаков;
– понятие экологических факторов и присущих им закономерностей;
– важность сохранения связей между компонентами биогеоценоза;
– способы адаптаций организмов к различным условиям существования;
– виды взаимодействий живых организмов в экосистеме;
– влияние деятельности человека как фактора устойчивости равновесного состояния биосферы;
– основные экологические проблемы, связанные с загрязнением Мирового океана.

Учащиеся должны уметь:

– моделировать простейшие цепи и сети пищевых взаимоотношений;
– различать на рисунках и влажных препаратах представителей фауны кораллового рифа;
– учитывать закономерности действия экологических факторов при решении экологических задач, связанных с практической деятельностью человека;
– изучать живые организмы методом наблюдения;
– представлять типы взаимоотношений между живыми организмами способом театрализации.

Содержание курса

I. Теоретическая часть

Тема: «Введение»

Экология как наука. Сгущения и плёнки жизни в океане (работы В.И. Вернадского). Геологическая роль кораллов. Коралловый риф как геологический объект. Работы Ч.Дарвина. Типы коралловых рифов. Биогеоценоз кораллового рифа – общая характеристика.

Тема: «Фауна кораллового рифа»

Тип Кишечнополостные. Медузы, актинии, коралловые полипы, общая характеристика. Тип Иглокожие. Морские звезды, морские ежи, голотурии. Тип Моллюски. Каракатицы, осьминоги как представители головоногих моллюсков. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые: нереиды, глицера. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Рак-отшельник. Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы. Акулы: рифовая, тигровая, белая (кархародон); скаты. Класс Костные рыбы. Семейство Рыбы-бабочки. Отряд Угреобразные: семейство Конгеровые, или Морские угри; семейство Муреновые, мурена. Семейство Ставридовые: рыбы-лоцманы. Семейство Губановые: губан-чистильщик. Семейство Луны-рыбы. Семейство Помацентровые: амфиприоны. Семейство Прилипаловые: рыба-прилипала, образ жизни, питание, особенности строения.

Тема: «Адаптации»

Маскировка и чернильная «бомба» как способы защиты головоногих моллюсков. Расчленяющая окраска амфиприонов, рыб-бабочек, мимикрия кораллового угря как способ выживания. Мимикрия античистильщиков-аспидонотов. Защитная окраска: морская собачка.

Тема: «Взаимодействия»

«+/+» взаимодействия, общая характеристика. Мутуализм, включающий в себя поведенческие реакции. Рак-отшельник и актиния. Рыба-клоун (амфиприон) и актиния. Рыбы-чистильщики и их «клиенты». Мутуализм водорослей и животных на примере коралловых полипов и динофлагеллят.

«+/0» взаимодействия, общая характеристика. Квартирантство. Комменсализм. Медузы и мальки рыб, икра рыб, крабы и медузы. Рыбы-лоцманы и акула. Рыбы-прилипалы и акула.

«+/–» взаимодействия. Хищничество. Засадные пещерные хищники: большероты, серрановые рыбы, морская собачка и др. Засадные выжидательные хищники: барракуда (морская щука). Засадные маскировочные хищники: пятнистая скорпена. Мимикрия как вид хищничества: удильщики, скаты, флейторылы. Активные хищники: дневные – акулы, ночные – мурена.

Тема: «Опасные для человека обитатели кораллового рифа»

Тип Кишечнополостные: медуза хиронекс. Тип Кольчатые черви: глицера. Тип Хордовые, класс Костные рыбы: крылатка, скорпена. Профилактика отравлений и меры предосторожности. Акула – опасность нападения.

Тема: «Равновесие»

Понятие экологического равновесия. Нарушение экологического равновесия на примере изменения численности брюхоногого моллюска тритонии и морской звезды «терновый венец». Антропогенное воздействие на риф: загрязнение Мирового океана нефтью и сточными водами. Механическое разрушение коллекционерами, добыча известняка.

II. Практическая часть

  • Практическая работа № 1. Аквариум как модель биоценоза.

  • Практическая работа № 2. Изучение влажного препарата медузы.

  • Практическая работа № 3. Внешнее строение различных моллюсков, выявление их сходства и различия.

  • Практическая работа № 4. Изучение влажных препаратов нереиды и пескожила.

  • Практическая работа № 5. Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб.

  • Практическая работа № 6. Оказание первой помощи при поражении морскими животными.

  • Практическая работа № 7. Моделирование пищевой цепи и пищевой сети в биогеоценозе кораллового рифа.

III. Театрализация

Постановка водевиля «Экология и мифы… коралловые рифы!» («Биология» № 10–11/1996).

Литература

Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: Мысль, 1995.

Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы. Земноводные и Пресмыкающиеся. – М.: Мысль, 1995.

Бигон М., Хартер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: Т.1. – М.: Мир, 1989.

Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

Дженсен А.К. Живой мир океанов. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1994.

Жизнь животных. Т. 2. Моллюски. Иглокожие. Погонофоры. Щетинкочелюстные. Полухордовые. Хордовые. Членистоногие. Ракообразные – М.: Просвещение, 1988.

Жизнь животных. Т. 4. Рыбы. – М.: Просвещение, 1983.

Клив Э. Акулы. – Минск: Белфаксиздат групп, 1995.

Клив Э. Удивительные животные. – Минск: Белфаксиздат групп, 1995.

Рягин С.Н. Организменный уровень организации жизни: Программа элективного курса. – Омск: ООИПКРО, 2003.

Смелова В.Г. Экология и мифы… коралловые рифы! Водевиль. // Биология (приложение к газете «Первое сентября»), 1996, №№ 10–11.

Смелова В.Г. Экология и мифы… коралловые рифы! // Читаем, учимся, играем, 2003. № 10, с. 57–67.


1 Систематика грибов дана по: Жизнь растений. Т. 2. Грибы. – М.: Просвещение, 1976.

2 Опытно-исследовательские работы выполняются при соответствующих погодных условиях, либо предлагаются учащимся в качестве летнего задания.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru